Диего Веласкес

Диего Веласкес – ярчайший живописец XVII века. Он жил в стране с архаическими представлениями о мире, где отстаивались средневековые ценности, а ритуалы по своей строгости и напыщенности превосходили соседние страны. На его долю выпало быть талантливым художником и одновременно чиновником. Он имел счастье совместить оба предназначения и не стать изгоем.

Диего Веласкес

6 июня 1599 года в Севилье в семье Хуана Родригеса де Сильва и Херониты Веласкес, предками которых были португальцы, родился первенец Диего, старший из 8 детей. Способности к рисованию открылись рано. В 10 лет родители отдали ребенка учиться к Франсиско Эррера, известному севильскому художнику. Мастер обладал столь скверным характером, что ребенок, не выдержав такой науки, покинул заведение.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картины Маковского Константина

Детство и юность

Родители поднапряглись и вскоре заключили договор на 6 лет с Франсиско Пачеко, в чьем распоряжении была школа живописи Academia Sevillana. Весьма уважаемый гражданин слыл человеком многосторонне образованным, следовал традициям Рафаэля и Микеланджело.

Написанный им трактат по искусству живописи, к сожалению, не был издан при жизни. Не обладая большим талантом, мэтр делал отличные портреты карандашом. Образованные люди и духовенство города считала его своим человеком.

Учеба

Академия разделяла официальный взгляд церкви на то, как следует изображать сюжеты и образы на религиозные темы. Техническую подготовку и эстетические навыки молодой Диего получил именно здесь. Будущий скульптор и живописец Алонсо Кано и знаменитый в будущем испанский живописец Франсиско де Сурбаран стали его друзьями на всю жизнь.

В марте 1617 г. Веласкес получил звание мастера и по рекомендации Пачеко был принят в гильдию живописцев. Он отлично справлялся со своими обязанностями и, благодаря таланту, заслужил любовь и уважение сограждан.

Художник Веласкес

Творчество

Вся последующая жизнь великого мастера мадридской школы была наполнена искусством. Он учился всю жизнь. Любые знания Диего использовал в своих работах. После 1-й поездки в Италию он создал самое необычное полотно “Венера перед зеркалом”. Зритель ожидает увидеть богиню, но его взору предстает обыкновенная женщина, любующаяся собой в зеркале. Модель далека от идеала, тем не менее, от картины исходит теплота и человечность.

После 2-й итальянской поездки мастер создал несколько произведений, но только 2 картины считаются вершиной его творчества:

  • “Менины”;
  • “Пряхи”.

Каждая из картин – прекрасно изображенный жизненный эпизод, наполненный глубоким смыслом. Свидетельство тому – позы, в которых находятся персонажи, их взаимодействие друг с другом, освещение. Среди поклонников Веласкеса до сих пор идут разногласия по поводу сюжета и смысла, заложенного мастером в холст “Менины”. Столько же противоречий вызывает полотно “Пряхи”. Зрители не остаются равнодушными, каждая картина вызывает эмоции и приглашает домысливать недостающие элементы.

Картина "Менины" в хорошем качестве

Картины Веласкеса “Менины”

Раннее

Восхождение к вершинам творчества началось с бодегонес – трактирного жанра. Как великолепный наблюдатель, юноша подмечал малейшие детали бытовой жизни и переносил их на полотно. Сходство было необыкновенным. Мало сохранилось работ того периода. Самые известные:

  • “Двое юношей у стола”;
  • “Старуха, жарящая яйца”.

В картине “Завтрак”, хранящейся в Государственном эрмитаже Санкт-Петербурга, заметно умение художника владеть игрой света.

“Водонос” демонстрирует визуальные эффекты. Горизонтальные бороздки света отражаются на стенках большого глиняного сосуда. В то же время вода капельками скатывается по его поверхности.

Среди севильских художников, современников Веласкеса, широко обсуждались его произведения, особенно натюрморты. Уже тогда делались копии с его полотен. В этот период в творчестве чувствуется влияние караваджизма, выражающегося в реализме изображения действительности, стремлении передать доподлинность деталей.

Уже тогда Веласкесу было недостаточно просто изображать жанровые сценки из жизни граждан Севильи. При внимательном рассмотрении полотна “Христос в доме Марии и Марфы” (1620 г.), зритель увидит “картину” в картине. Мастер хотел сказать: Хотя женщины заняты приготовлением пищи, вторая картина напоминает о вечных ценностях.

ИНТЕРЕСНО: Картины Иеронима Босха

Придворная карьера

Работать при дворе короля – заветная мечта Диего Веласкеса. Вскоре такая возможность ему предоставилась. Удобный момент настал: зять художника Франсиско Пачеко представил талантливого живописца ко двору.

В первый визит Веласкес осмотрел коллекцию живописи Эскориал. Его познакомили с влиятельными людьми, он увидел картины знаменитых художников. Особенно его впечатлило творчество Тициана. Веласкес увидел ограниченность севильской школы и, впоследствии, от строгого натурализма с суровыми землистыми спектрами сумел перейти к ярким серебристо-серым и прозрачным тонам синего цвета.

Близко сойтись с членами королевской семьи Диего не удалось. Спустя 2 месяца он получил известие от друзей о кончине прежнего придворного живописца. Место освободилось, художник тут же отправился снова в Мадрид. В доме поэта и королевского капеллана Луиса де Гонгора-и-Арготе мастер написал его портрет. Ему удалось тонко, натурально передать горечь в лице священника.

Мадридская публика достойно оценила искусство Веласкеса. Работу показали принцу. Увидел ее и сам король Филипп IV, он тут же сделал заказ на свой портрет. Наконец-то Веласкес продемонстрировал свои способности в полной мере. Филипп IV повторил слова, принадлежащие Александру Македонскому: “Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет”.

Спустя 5 лет Веласкес занял престижное место умершего главного живописца королевской семьи. Вместо 20 дукатов он стал получать 350. С годами карьера его продвинулась вперед:

  1. 1631 г. – гофмейстер королевского двора;
  2. 1634 г. – гардеробмейстер;
  3. 1643 г. – администратор королевского двора;
  4. 1659 г. – рыцарь Ордена Сантьяго.

Благополучие семьи росло вместе с количеством обязанностей.

Портрет Веласкеса

Портрет Веласкеса

В Италии

Веласкес побывал в Италии дважды. Первая поездка случилась в августе 1629 г. Больше всего его привлекли работы Ван-Дейка. Вернувшись домой, он создал несколько портретов маленького инфанта Балтасара, используя манеру итальянского художника передачи естественности и обаяния детей.

В Милане живописца поразила работа Леонардо да Винчи “Тайная вечеря” с ее драматизмом событий, манерой передачи пространства и световоздушной среды. Через Верону художник попадает в Венецию, здесь его ждет знакомство с творениями легендарных колористов. Взору Веласкеса предстают работы художников венецианской школы:

  • Тициана;
  • Тинторетто;
  • Веронезе и др.

Испанский мастер не стеснялся делать копии с картин великих мастеров, хотя венецианские художники не воспринимали испанское искусство. Их агрессивное поведение вынудило Веласкеса срочно покинуть город. Он уехал в Рим, где пробыл до конца года под покровительством папы.

Вторичное путешествие в Италию свершилось в 1648 г. по приказу короля. На официальном уровне в обязанности гардеробмейстера входило приобретение лучших произведений итальянских мастеров и экспонатов античной скульптуры. На самом деле цель придворного художника – установить тесные связи с высокопоставленными чиновниками Италии.

Папа Иннокентий X отнесся к живописцу весьма благосклонно и заказал ему свой портрет. На работу ушло 3 месяца. Результат превзошел все ожидания. Рим был в восторге, а папа сказал: “Слишком правдиво”. Благодаря щедрости Иннокентия Х мастер стал обладателем золотой цепи и папской медали. Римская академия сразу сделала его своим членом.

По возвращении

Возвращение из Италии после 1-й поездки ознаменовалось получением новой должности гофмейстера. Спустя 3 года – почетного звания гардеробмейстера. Филипп IV назначает его ответственным за оформление интерьера нового дворца. Живописец успешно руководит всеми работами и сам активно участвует в процессе. Параллельно создается серия картин, в которых прославляются военные победы короля.

Самым известным произведением этого периода является “Сдача Бреды”. Использовав многочисленные детали, мастеру удалось выразить свое отношение к происходящим событиям и его героям.

Автопортрет художника фрагмент картины

Автопортрет художника (фрагмент картины «Менины», 1656)

Личная жизнь

Подробности личной жизни известны только из записок членов его семьи. Сам Диего не вел дневников.

В возрасте 19 лет молодой человек женился. Его избранницей стала 15-летняя дочь владельца академии Хуана Миранда. Было распространенным явлением заключать браки детей внутри своего клана: так было легче найти работу, заказы и вообще продвигаться по жизни. Родились 2 дочки: Франсиска 1619 г. рождения и Игнасия, которая родилась в 1621 году, но умерла в раннем возрасте.

Повзрослевшая дочка вышла замуж за Хуана Баутиста Мартинеса дель Масо, лучшего ученика отца. Впоследствии он стал личным художником наследника престола, а после скончания великого мастера заменил его на посту королевского художника.

У Франсиски де Сильва и Мартинеса дель Масо родилось 9 детей, из них выжило только пятеро. Дочка скончалась в декабре 1653 г. Вдовец еще дважды был женат, были еще дети.

Смерть

В 1660 г. Людовик XIV и старшая дочь Филиппа IV Мария Терезия соединили свои судьбы. В устройстве брака принимал активное участие Диего Веласкес, рыцарь Ордена Сантьяго. Это стало последним событием в жизни великого живописца. Церемония проходила на острове Фазанов на реке Биласоа. Мастер вернулся домой 26 июня, а 30 июня его начала трясти лихорадка.

Королевские врачи, принимавшие все усилия для его спасения, оказались бессильны. 6 августа великий мастер скончался в возрасте 62 лет и был похоронен со всеми почестями в церкви Иоана Крестителя. Через 8 дней смерть настигла его супругу. Свое успокоение она нашла рядом с мужем.

Наполеоновская армия, вторгшаяся в Испанию, уничтожила церковь и их могилы.

Памятник Веласкесу

Памятник Диего Веласкесу

Интересные факты из жизни Диего Веласкеса

Жизнь любого человека наполнена фактами, которые оказывают заметное влияние на последующую жизнь. Таких в жизни севильского художника было несколько:

  • Веласкесу ничего не удалось узнать о своих истинных корнях, было только предположение, что его предками были евреи.
  • Родители заключили договор с Франсиско Пачеко, художником и преподавателем Диего, на 6 лет. После окончания учебы он стал зятем своего учителя.
  • Веласкес, вобрав все лучшее, что мог дать ему Пачеко, превзошел своего учителя, и продолжил свое развитие в более реалистичном стиле живописи – караваджизме.
  • Когда Диего исполнилось 24 года, он впервые нарисовал короля Испании. Вскоре после этого скончался придворный живописец короля. Должность перешла к Веласкесу.
  • В Италию Веласкес поехал под влиянием другого великого художника эпохи Барокко – Рубенса. Итальянский мастер, выполняя дипломатическую миссию в Испании, общался с Веласкесом. Он и познакомил его с творчеством Тициана. Через год осуществилось путешествие по Апеннинскому полуострову.
  • Веласкес создал несколько полотен с лошадьми. Один из замыслов воплотился в скульптуре, которая до сих пор украшает исторический центр Мадрида.
  • Веласкес был первым в Испании, кто изобразил женщину в обнаженном виде.
  • Помощником Веласкеса был раб, которого он обучал живописи. Впоследствии тот тоже стал известным художником.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Похищение Европы

Цитаты

Великий человек, мастер своего дела всегда оставит после себя высказывания, затрагивающие душу близких людей. Именно они берегут цитаты для передачи будущим поколениям. Самые известные:

  • “Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты”;
  • “Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”;
  • “Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится ”;
  • “Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя”;
  • “Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга”.

Высказывания умного талантливого человека живы и актуальны во все времена.

Мастера привлекал богатый внутренний мир людей, как простых, ущемленных природой, так и богатых. Первый учитель Веласкеса мастер Пачеко отмечал необычный способ мышления Диего. Изображать людей – обычное дело для испанского искусства. Только единицы делают его элитарным.

А как вы относитесь к творчеству великого Веласкеса? Напишите свое мнение в комментариях!

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Магистр

    Мне лично нравится как он рисовал. И на автопортрете он выглядит довольно привлекательно

  2. Анжелика

    В работах Веласкеса присутствует некая сказочность, загадочность, притяжение. Взгляды героев, цветовая гамма, тени – все будто в ожидании, в предвкушении…

  3. Марина

    Художник с очень глубоким внутренним миром, который видит красоту мира по особому. Прям не могу оторваться от некоторых его произведений искусства.

Подпишись на обновления