Эдуард Мане

Эдуард Мане

Эдуард Мане вел богемную жизнь и был способен шокировать публику французских салонов своим неприятием академических условностей и поразительно современным образом жизни. Долгое время он был связан с импрессионистами. Мане, безусловно, оказал на них большое влияние и многому у них научился.

Однако критики признали, что он также извлек уроки из реализма и натурализма своих французских современников и даже испанской живописи XVII в. Этот интерес к импрессионизму, натурализму и современному реализму дал художнику фундаментальную основу для его новаторского подхода.

Известные картины Эдуарда Мане
читайте также
Эдуард Мане

Известные картины Эдуарда Мане

5
3
0

Происхождение

Эдуард Мане (23 января 1832 — 30 апреля 1883) — живописец и гравер. Он родился в Париже. Его семья имела высокий социальный статус: отец, Огюст, служил в Министерстве юстиции, мать, Эжени-Дезире, дочь дипломата.

Родители заботились о том, чтобы дать своему сыну Эдуарду лучшее образование, но он был посредственным учеником, которого больше интересовало рисование, чем учебные занятия.

Ключевой фигурой в художественной жизни мальчика был дядюшка, брат матери, который научил племянника основам рисования. Когда родителей не было рядом, он водил Эдуарда на уроки рисования в музей Лувр.

Портрет Эдуарда Мане в юности

Эдуард Мане в юности

Юные годы и начало творчества

Из-за плохой успеваемости будущий художник постоянно спорил с отцом, которому не нравилось увлечение Эдуарда искусством. В юности Мане-старший заставил сына поступить в военно-морское училище, но Эдуард не выдержал необходимых испытаний. Тогда Огюст призвал его изучать право, но юноша не согласился.

Таким образом, у семьи не осталось другого выбора, кроме как финансировать художественные исследования молодого человека, начавшиеся в 1850 году в мастерской классического художника Томаса Кутюра. Мане на время покинул мастерскую, чтобы записаться на торговое судно, но вскоре он вернулся к своей рутинной деятельности. Со временем он начинает понимать, что учение Томаса Кутюра устарело, и уезжает.

Портрет Эдуарда Мане в молодости

Эдуард Мане в молодости

Становление живописца

Собрав немного денег с помощью своего дяди, Мане предпринял путешествие по странам Европы. Он побывал в Италии, Голландии, Германии и Австрии, где посетил большое количество музеев, библиотек, выставок, церквей и встретился с некоторыми великими мастерами того времени. Художник был очарован Испанией, ее обычаями, фольклором и миром корриды. Живописец попал под влияние великих испанских художников Франса Хальса, Диего Веласкеса и Франсиско де Гойи.

Молодого Мане, как художника, интересовали темы, связанные с нищими, мошенниками, персонажами общественных собраний и испанскими сценами корриды.

Путешествие в Бразилию

Для подготовки к экзаменам в мореходной школе ему разрешили совершить учебный рейс на борту шхуны «Гавр и Гваделупа». Парусник посетил Бразилию. Экзотика и сочные краски тропиков усилили желание Мане изучать искусство живописи. Эдуард привез с собой из поездки большое количество рисунков, набросков и исследований.

Он часто использовал членов своей команды в качестве натурщиков. Из этой поездки Мане отправлял родственникам множество писем, в которых описывал свои впечатления от карнавала в Рио, восхищался экзотической красотой бразильских женщин.

Становление

Современность Мане проявилась, прежде всего, в его стремлении обновить старые жанры живописи. Он добавлял новое содержание или изменял традиционные элементы, делая это с острой чувствительностью к исторической традиции и современной действительности. Это стало причиной многих скандалов.

Мане приписывают популяризацию живописной техники «алла прима». Этот подход стал широко использоваться импрессионистами, так как он идеально подходил для захвата эффектов света и атмосферы, пленэрной живописи.

Парижский салон

Благодаря холсту «Испанский певец» Мане получил свой первый приз на Парижском салоне. Жюри отметило превосходную обработку темных тонов, вероятно, навеянных испанским барокко. Еще одной его работой, связанной с Испанией, стал портрет страстной танцовщицы из балетной труппы Кампруби.

Изначально отвергнутая Осенним салоном и подвергшаяся критике со стороны многих живописцев картина «Завтрак на траве» (1863 г.) в последующем стала очень известной. На ней изображена обнаженная женщина в окружении двух разодетых юношей. Прообразом героини стала любимая модель художника Викторин Мёран. В работе использован революционный прием в трактовке перспективы и изображении природного окружения.

Искусство порой бывает парадоксально, и Работы Мане, которые обычно не одобрялись салоном, были великолепны. Особенно стоит упомянуть холст «Олимпия» (1863). На этой картине обнаженная куртизанка предстает в компании чернокожей женщины с букетом цветов. Работа вызвала бурные споры, потому что модель была известной парижской проституткой. Для общества это была картина на нереспектабельную тему.

Батиньольская группа

Мане часто посещал кафе «Гербуа» на бульваре Батиньоль, и вскоре поползли слухи, что там можно встретить создателя «Олимпии». В кафе стали собираться друзья Эдуарда. Для Мане эта поддержка имела большое значение, и Café Guerbois стало местом встречи единомышленников, среди которых были художники Базиль, Фантен, Дега, Ренуар, Моне, Сислей, Сезанн, Берта Моризо, Писсарро, фотограф Надар.

Мане был самым старшим участником группы (в 1869 году ему было 37 лет). Публика дала им название «Ecole des Batignolles» или «банда Мане». Но на самом деле у Мане не было желания быть бунтарем. Люди в группе были совершенно разные, но их объединяли общие помыслы, и все они не любили официальное салонное искусство.

Сближение с импрессионистами

В кафе «Гербуа» Эдуард познакомился с импрессионистами Дега, Моне и Писсарро. Мане попал под их влияние, но на самом деле никогда не был импрессионистом в строгом смысле этого слова. Он использовал только некоторые приемы, характерные для этого движения. Несмотря на это некоторые его работы, отражавшие город и современную жизнь, подвергались резкой критике.

Уверенный в своих знаниях и накопленном опыте, Эдуард Мане решил основать собственную студию. Художники и писатели, такие как Анри Фантен-Латур, Эдгар Дега и Шарль Бодлер, оказали большую поддержку при создании мастерской. В нее стекалось большое количество учеников, что привело к быстрому росту популярности как художника, как и его работ.

Многие из картин были одобрены искусствоведом и писателем Теофилем Готье. В мастерской родилась важная работа «Музыка в Тюильри» (1862 г.), студийная картина, в которую Мане включил портреты своих друзей.

Франко-прусская война

К концу 1860-х у Мане была неоднозначная репутация. Многие считали его испорченным и эпатажным, но мастер был безупречным и вежливым человеком. Картины Эдуарда, выставленные в Салоне, продолжали подвергаться нападкам со стороны критиков, а его персональная выставка в рамках Всемирной выставки 1867 года в Париже была просто освистана. Однако начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила Мане на время забыть о своих картинах. Он защищал Париж как истинный республиканец. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

Гюстав Курбе
читайте также
Гюстав Курбе

Гюстав Курбе

5
3
0

Личная жизнь

В 1849 году Эдуард влюбился в свою учительницу игры на фортепиано Сюзанну Линхофф. От этих отношений родился ребенок Леон (1852 г.), которого скрывали от семьи Сюзанны, чтобы избежать скандала, и представили обществу как брата Сюзанны и крестника Мане. В следующем году Эдуард отправился в Италию, чтобы развлечься и заняться живописью. В 1863 художник женится на Сюзанне.

Сюзанна Мане

Портрет Сюзанны Мане

Поздние годы и смерть

Полемика усилилась, когда Мане в конце 1870-х годов подчеркнул натурализм своей темы, уделяя внимание проституткам и кокеткам, соблазняющим молодых любовников. Эдуард отказался от традиционной техники, масла, чтобы перейти к пастели. В это время его здоровье ухудшалось из-за инфекционного заболевания, развившегося в левой ноге.

В 1882 году он участвует в важной выставке французского искусства в Лондоне, представив на суд зрителей холст «Бар в «Фоли-Бержер» — свою последнюю гениальную работу.

На следующий год болезнь прогрессирует, единственным выходом становится ампутация ноги. Эдуард не смог оправиться после операции и умер в 1884 году. Позже состоялась посмертная выставка работ Эдуарда Мане, где художник был внесен в каталог как отец импрессионизма.

Могила художника Эдуарда Мане

Могила Эдуарда Мане

Самые известные работы

Мане рисовал на открытом воздухе вместе с другими импрессионистами, делая наброски на месте и возвращаясь в студию, чтобы закончить свои картины. Его мазки свободны, широки и быстры. Эдуард рисовал alla prima, что означает «сразу», а не традиционным способом рисования (нанося новые слои на сухую краску).

Его портреты не идеализированы, как портреты классиков эпохи Возрождения. Он рисовал реальных людей такими, какими они были на самом деле, ничего не приукрашивая и не добавляя.

В отличие от художников-реалистов, таких, как Гюстав Курбе (1819-1877), который сосредоточился на картинах сельских сцен, Эдуард рисовал парижскую городскую жизнь и современные городские сюжеты. У Мане картины очень прямолинейны, он тщательно выбирал предмет перед рисованием.

Эдуард исследовал тонкие области цвета и градации значений, которые указывают на форму и моделирование. Диапазон средних значений уменьшился в пользу большей контрастности светлого и темного. Это показывает влияние японских гравюр того времени.

Мане любил использовать черный цвет. Очевидно, это произошло под влиянием картин испанских художников Веласкеса (1599–1660) и Франсиско де Гойя (1746–1828).

Подобно импрессионистам, таким как Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), мастер использовал синий и фиолетовый оттенки для выписывания тени.

Живописец наносил более тяжелые мазки на основном объекте и более тонкие слои — на заднем плане. Этот прием помогает направить взгляд зрителя на самые важные части картины. Мане хотел, чтобы в его работах чувствовалась неотложность.

Олимпия, 1863

Картина Эдуарда Мане Олимпия

Олимпия (1863 год). 130.5×190 см. Холст/масло

 

Завтрак на траве, 1863

Картина Эдуарда Мане Завтрак на траве

Завтрак на траве (1863 год). 208 × 264,5 см. Холст/масло

Картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане
Полный анализ картины

Картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане

Бар в «Фоли-Бержер», 1882

Картина «Бар в Фоли-Бержер» в хорошем качестве

Бар в Фоли-Бержер (1882 год). 97×130 см. Холст/масло

Картина «Бар в «Фоли-Бержер»» Эдуарда Мане
Полный анализ картины

Картина «Бар в «Фоли-Бержер»» Эдуарда Мане

Железная дорога, 1872-1873

Картина Эдуарда Мане Железная дорога

Железная дорога (1872—1873). 93,3 × 111,5 см. Холст/масло

Балкон, 1868-1869

Картина Эдуарда Мане «Балкон»

Балкон (1869 год). 169×123 см. Холст/масло

В лодке, 1874

Картина Эдуарда Мане В лодке

В лодке (1874 год). 97,2 × 130,2 см. Холст/масло

В оранжерее, 1879

Картина Эдуарда Мане «В оранжерее» в хорошем качестве

В оранжерее (1879 год). 150×115 см. Холст/масло

Музыка в Тюильри, 1862

Картина Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри» в высоком разрешении

Музыка в Тюильри (1862 год). 76×118 см. Холст/масло

Флейтист, 1866

Картина Эдуарда Мане «Флейтист»

Флейтист (1866 год). 160×98 см. Холст/масло

Испанский гитарист, 1860

Картина Эдуарда Мане Испанский гитарист

Испанский гитарист (1860 год). 147,3 × 114,3 см. Холст/масло

Интересные факты из жизни художника

  1. Хотя его считали противоречивым и мятежным художником, Эдуард добивался только признания, но не славы. Он не был уверен в своем художественном направлении и был глубоко задет критикой своих работ.
  2. Мане, как и многие художники, копировал работы великих творцов того времени. Это художественное движение, известное как апроприационизм, основано на использовании произведений других людей для создания собственных работ.
  3. Он считал себя «отцом» импрессионизма, но не разделял идеологию импрессионистов.
  4. В 1873 году он создает холст «На берегу». Это одна из немногих работ, написанных художником вживую. На ней Сюзанна и Эжен Мане. На картине сохранились песчинки, которые налипли в момент написания полотна.

Жена и друзья Эдуарда работали над сохранением его памяти и наследия за счет продаж картин мастера и публикации биографии. Многие считают его отцом современного искусства: влияние Мане на эту сферу неизмеримо. Несмотря на относительно короткую карьеру, насчитывающую немногим более двух десятилетий, работы художника сегодня выставлены в большинстве крупных международных галерей и музеев.

Считаете ли вы Мане импрессионистом или реалистом? Напишите в комментариях.

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Лилия

    Честно говоря, знаю как минимум парочку порталов, которые предоставляют доступ к более полной информации относительно жизненного пути известных художников. Несмотря на это, я активно пользуюсь именно данным сайтом. Причины на то очевидны: удобный интерфейс, хорошая подача самых важных данных.

  2. Стас

    С давних пор восхищаюсь данным художником. Особенно мне нравится его картина “Испанский гитарист” (1860).

Подпишись на обновления