Фёдор Рокотов

Рокотов создал целую галерею портретов представителей высшего общества, его творчество оказало огромное влияние на последующие поколения художников, творивших в жанре портрета.

Фёдор Рокотов

Федор Рокотов – известный художник, писавший портреты московского дворянства в век Просвещения. Он стоит у истоков формирования русской светской живописи, его работы привлекают поэтичностью и глубоким лиризмом.

Происхождение

О биографии Федора Рокотова известно очень мало. Родился он примерно в середине 30-ых годов XVIII века в Подмосковье, в семье крепостных, принадлежащих князю генерал-аншефу Петру Репнину.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картины Франсиско Гойя

Детство и юность

Детские и отроческие годы будущего портретиста прошли в усадьбе князя Репнина Воронцово. Он был камергером при императоре Петре Федоровиче, испанским послом, увлекался масонством. В официальном браке князь не имел детей. Рокотов, вероятно, был внебрачным его сыном.

Учеба

В середине 50-ых годов Рокотов приехал в Петербург по приглашению известного мецената И. И. Шувалова, который принял большое участие в последующей жизни художника. Сначала Рокотов обучался в Сухопутном шляхетском корпусе, был удостоен чина сержанта, потом дослужился до ротмистра. С таким чином он считался дворянином. Навыки по изобразительному искусству Рокотов получил в мастерской иконописи.

Под покровительством Шувалова Рокотов получил образование в Академии художеств.
«Дом Рокотова»

«Дом Рокотова» угол Старой Басманной и Токмакова переулка.

Творчество

В Петербурге сформировалась художественная манера Рокотова. В этот период он перенимает отдельные приемы известных мастеров живописи, пишет в стиле рококо, позднее под влиянием направлений в искусстве классицизм в его творчестве переплетается с сентиментализмом.

Первый успех

В 1762 году художнику было присвоено звание адъюнкта живописи: он должен был наблюдать за занятиями обучающихся в Академии.

Через три года в 1765 году Рокотов был удостоен звания академика живописи.

Московские дворяне стали заказывать молодому художнику портреты. Его работы тех лет отличаются богатством, изысканностью цветовых сочетаний, глубоким психологизмом.

Живописец императорской семьи

В начале своего творчества Рокотов уже пользовался популярностью. В 1761 году он написал парадный портрет 7-летнего Павла Петровича, будущего царя Павла I. Мастерство молодого художника проявляется в изображении капризного мальчика непосредственным, живым и естественным. Лицо с нервно приподнятыми бровями ярко освещено, взгляд серьезный и глубокий. Позирует он в гвардейском мундире красного цвета с голубой лентой ордена Андрея Первозванного. Виден край горностаевой мантии золотистого цвета. Сочетание цветов образует целостность и гармонию изображения.

В традициях русского изобразительного искусства портрет Екатерины II стал первым профильным портретом, в выигрышном ракурсе для императрицы. Он был написан Рокотовым во время коронационных торжеств по поводу вступления государыни на российский престол. Царица изображена в роскошном платье нежно-сиреневого цвета, с открытой шеей, на спину накинута горностаевая мантия. Седые волосы убраны в красивую прическу с жемчугами. Восседает она на красном бархатном кресле филигранной работы в золотистом убранстве. В правой руке монархиня держит скипетр, левой опирается на красного цвета бархатную подушку, на которой лежит держава. Художник мастерски передал на портрете строгость и торжественность действия, ум, энергию царицы, уверенность в себе, стремление к власти. Портрет понравился императрице. Так художник стал востребованным портретистом.

Картина Федора Рокотова Портрет Екатерины II

Портрет Екатерины II 1763. Холст, масло. 155,5 х 139 см

Московский период

В 1766 году портретист переезжает в Москву, оказался в кругу людей с передовыми взглядами того времени, остальная жизнь его прошла в столице. В эти годы художник отказывается от парадности изображения, появляется камерность.

Представители старой московской знати стали заказывать портреты. Работы Рокотова 60-ых годов XVIII века отличаются своеобразием трактовки образов людей, правдивостью и конкретностью в изображении портретов.

Московский период художника считается высшим расцветом таланта. Мастер создает погрудные портреты или изображает модели в поясном изображении с поворотом туловища в три четверти, направлением света на лицо и одно плечо.

ИНТЕРЕСНО: Произведения Врубеля Михаила

Особенности работ Рокотова

В начальный период творчества художник писал парадные портреты, где присутствует торжественность с парадность. В московский период Рокотов стал изображать портретируемых правдиво, глубоко постигая психологию человека.

До 80-ых годов в творчестве Рокотова отмечается тенденция: погрудное изображение человека. Начиная с 60-ых годов, наблюдается преобладание поясных портретов, фигуры предстают отдаляющимися от зрителя. Свет падает не сбоку, а прямо на лицо, ровно заливает его. Мэтр работает с применением зеленоватых и пепельно- серых излюбленных оттенков.

На “Портрете Майкова” художник изображает известного в высших кругах поэта-сатирика. С холста поэт смотрит на зрителя насмешливо, чувствуя свое превосходство. Основное внимание зритель обращает на самодовольное одутловатое лицо Майкова: полные чувственные губы сложены в насмешливую улыбку, глаза прищурены. Кафтан его травянисто-зеленого сочного цвета, украшенный золотым шитьем, красными отворотами и кружевным прозрачным жабо художник написан с некой небрежностью. Рокотову удалось показать острый ум сибарита, создать яркий образ, отличающийся индивидуальностью.

Картина Федора Рокотова Портрет В. И. Майкова

Портрет В. И. Майкова 1765. Холст, масло

Наследие художника

В развитии портретного жанра Рокотов оставил огромное наследие, работы художника были популярны у дворян. Он пишет много женских портретов. С его картин смотрят очаровательные красавицы с миндалевидными глазами, нежные и загадочные.

Портретом Александры Струйской, ее грацией и женственной чистотой восхищались все современники. Эту картину называют “Русской Джокондой”, она отличается особым своеобразием. Прожила Струйская долгую нелегкую жизнь. Нежное худощавое лицо женщины светится из мерцающего полумрака, одухотворенно лиризмом, духовностью, взгляд печальных глаз выражает загадочность и глубину мыслей. Художнику сумел показать не только конкретное состояние красивой женщины, но и богатство, красоту внутреннего мира. Лицо героини окутано легким слоем воздушности, скрадывающей контуры. Благодаря легким тающим золотистым тонам, возникает поэтичность и лиричность образа. Зритель восхищается эффектом мерцания, ощущением особой призрачной атмосферы. Рокотов создал возвышенный образ молодой красивой женщины, необычайно легкой, загадочной, обаятельной и недосказанной.

В 1953 году Н. Заболоцкий, очарованный красотой А. Струйской, посвящает ей стихи. «С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас» пишет восхищенный поэт.

“Портрет неизвестной в розовом платье” – это шедевр, лучшая работа того периода в творчестве художника. Она характеризует портретиста как человека, хорошо знающего психологию. На картине изображена молодая женщина в розовом платье с кружевами. В глубине взгляда черных глаз просвечивается доброта, красные губы сомкнуты в любезной улыбке. Художник смог изобразить изысканную цветовую гамму на разнообразии тончайших оттенков розового цвета от насыщенного в тенях, сочетанием теплого и светлого создается эффект мерцания. Женщина воспринимается зрителем как героиня с богатой духовной жизнью.

“Портрет графини Санти” — удивительное полотно XVIII века, которое передает образ с особой тонкостью, очарование вносит сочетание оливковых и розовых оттенков. У графини горделивая осанка, чувствуется утонченность, аристократизм, поэтичность образа. Одежда изящная и нарядная. Изысканно выглядит скромный букет из полевых цветов на груди дамы.

Картина Федора Рокотова Неизвестная в розовом

Неизвестная в розовом 1770-е. Масло, холст 58,8 х 48,7 см

Последние годы и смерть

В конце 80-ых годов мастер вновь начинает писать парадные портреты. С них исчезает дымка, придававшая образам зыбкость и таинственность. Манящую полумглу сменяет отчетливость тонов, объемы изображений приобретают определённость. На поздних работах этого периода видно изображение импозантности и нарядности моделей. В них тщательно выписаны нежность кружев, переливы атласных лент и нарядных платьев из богатого шелка. Передана более четкая игра света на драгоценностях и украшениях. Скованность лица и напряженный взгляд на портретах отталкивают зрителя. Модели в лучах света из полумрака выглядят надменными, осознающими свое превосходство над окружающими их людьми.

Одна из таких работ того времени «Портрет неизвестной в белом чепце». С полотна смотрит пожилая женщина, много повидавшая, видно, что дама пресыщена жизнью. На голове у нее кружевной чепец с оборками. Черное дорогое платье в тон чепцу с оборками и шапочка украшены зеленым атласным бантом. Художник поместил лицо дамы на черный фон, который дает возможность сосредоточить больше внимания на ее душевный настрой, мысли. Умный взгляд женщины сосредоточенный и надменный, от него веет холодом, на сжатых губах высокомерная полуулыбка

В конце своей жизни Рокотов жил в имении Аниково под Москвой, которое приобрел в начале 90-ых годов. Картины последних годов написаны в темных тонах.

Рокотов умер 24 декабря 1808 года. Похоронен художник на кладбище Новоспасского монастыря в Москве.

Памятник Федору Рокотову

Памятник Федору Рокотову

Интересные факты из жизни художника Фёдора Рокотова

  • Рокотов брал за написанный портрет 100 рублей.
  • Работал около месяца с натурой. Однако в мастерской художника всегда находилось не менее 50 холстов. Вероятно, он писал лицо, остальные детали поручал прорисовать ученикам.
  • В 1905 году Сергей Дягилев организовал выставку из работ русских портретистов, где зрители смогли увидеть 2300 работ.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: Картина “Сотворение мира”

Цитаты Федора Рокотова

В Третьяковской галерее на обороте портрета Наталии Нестеровой на французском языке написано, что это картина кисти Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Что хотел сказать художник? Известно, что он не был женат, не оставил после себя потомков. О Рокотове известно очень мало, портретного изображения тоже нет.

А что Вы думаете об этом художнике. Напишите в комментариях!

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Мария

    Очень спокойная техника. Спокойные лица. Никакого вызова. Творчество Рокотова вполне узнаваемо.

  2. Кристина

    Очень интересные картины близкие к реализму. Художник умеет передавать эмоции и характер людей изображённых на картинах.

  3. Олег

    Фёдор Рокотов всегда казался мне интересной личностью, и, ознакомившись с его биографией, я понял, что не зря так думал. Спасибо за предоставленную информацию, было полезно

  4. Маргарита

    Как мне нравятся портреты этого художника. Я бы хотела иметь такие изображения всех своих предков, но чтобы картины были нарисованы рукой Рокотова. Настоящий талант!

  5. Мария

    Не знала, что Фёдор Рокотов родился в крепостной семье. Спасибо, что дали возможность увеличить знания.

  6. Кира

    Красивое творчество с большой глубиной. Как только увидела прям влюбилась в эти картины.

  7. Эдик

    Картины, которые выглядят как живые вот, что приходит на ум при просмотре. У художника огромный талант!

  8. Сергей

    Не особо хорошо разбираюсь в картинах, но приятно узнать про художника, про то, как он жил до этого, кем был. Приятно узнать, что этот человек был из простых и талант смог пробиться даже в такие времена. Конечно, за это стоит сказать спасибо и всем, кто ему помогал.

  9. Кристина

    Очень красивое и одухотворённое творчество я прям влюбилась в эти картины и через них попала в другую эпоху.

  10. Вероника

    Красивые и утончённые работы, которые дают возможность полностью погрузится в другую эпоху. Художник умеет передавать эмоции и события так, что смотрящий будто сам там находится, я просто в восторге.

Подпишись на обновления