Густав Климт

Густав Климт

Густав Климт до сих пор остается одним из самых известных художников, а его работы были определены многими искусствоведами как одни из самых оригинальных произведений конца девятнадцатого века. Для написания своих картин он использовал самую разнообразную технику – сусальное золото, темперные краски и масло.

Происхождение

Климт родился в венском районе Баумгартен, на Линцер-Штрассе, 247. Его отец, Эрнст Климт, происходил из семьи богемского крестьянина и переехал из Травечиц в Вену, когда ему было восемь лет. Он работал гравером и ювелиром. Анну Климт описывали как жизнерадостную и добрую женщину.

Известные картины Густава Климта
читайте также
Густав Климт

Известные картины Густава Климта

5
2
0

Детство и юные годы

Климт был вторым из семи детей. Он и его братья с детства проявляли заметные наклонности к искусству. Художник прожил детство в нищете. Наличие отца-ремесленника способствовало тому, что молодой Густав с раннего возраста развивал творческие умения.

Талант мальчика был вознагражден в 1876 году, когда он выиграл стипендию для обучения в Венской школе искусств и ремесел.

Густав Климт в молодости

Портрет Густава Климта в молодости

Образование

В Венской школе искусств и ремесел он учился у Михаэля Ризера, Людвига Миннигероде, Карла Граховины и модного венского художника Ганса Макара. Год спустя, в 1877 году, брат Климта Эрнст также был принят в школу, и вместе с другим одноклассником, Францем Матчем, они основали коллектив, который назвали Обществом художников.

В 1880 году молодые люди уже работали над своими первыми заказами, такими как украшение двора Венского музея истории искусств и потолки Стурнанского дворца. В 1888 году Климт стал почетным членом университетов Мюнхена и Вены. Эти награды способствовали заметному улучшению финансового положения художника. После смерти отца и брата Эрнста смог вести более комфортный образ жизни.

Личная жизнь

1889 год стал поворотным моментом в творчестве Климта. Во время поездки в Европу художник познакомился с инкрустациями золотом и, увлекшись, быстро применил эту новую технику к своим работам. Вскоре после этого, в начале 1890-х годов, Климт встретил женщину, с которой ему предстояло провести остаток своей жизни: Эмилию Луизу Флёге.

Отношения пары были бурными (художник неоднократно изменял Эмилии). Климт скрывал свою активную сексуальную жизнь. Но окружил себя моделями-женщинами самого разного социального статуса. Климт никогда лично не был замешан в каких-либо публичных скандалах. Климт признал троих сыновей, но после смерти художника на его наследство претендовало четырнадцать детей.

Густав Климт с Эмилией Флёге

Густав Климт и Эмилия Флёге

Последние годы жизни

В конце жизни здоровье не сопутствовало ему, и художник решил посвятить немного оставшихся сил написанию своей последней работы «Жизнь и смерть». Густав знал, что даже если он исчезнет из этого мира, его работа будет жить вечно.

В 1911 году Климт был удостоен первой премии на Всемирной выставке в Риме за эту работу. Но вскоре на художника обрушилось несчастье. Климт умер 6 февраля 1918 года, перенеся сердечный приступ, пневмонию и грипп. На смертном одре художник спросил об Эмилии, женщине, на которой он никогда не хотел жениться, но с которой он разделил свою жизнь.

Климт оставил в своей мастерской значительное количество незавершенных работ, многие из которых спустя годы были конфискованы нацистами.

Скульптура «Поцелуй»

Скульптура «Поцелуй» памяти Густава Климта

Творчество

Климт был одним из основателей группы художников под названием Wiener Sezession (Венский сецессион), члены которой издавали журнал Ver Sacrum (Святой источник) с целью рекламы своих работ. В отличие от других авангардных групп, Сецессион никогда не составлял манифеста и не имел определенного художественного направления. В его состав входили художники-натуралисты, реалисты и художники-символисты.

Несмотря на то, что работы этих трансгрессивных художников не были очень хорошо приняты публикой, у них была некоторая официальная поддержка. В 1908 году Климт покинул эту группу.

В 1894 году Венский университет поручил Климту расписать потолок Aula Magna. Но работы, которые Климт задумал для этого проекта, вызвали много критики, и многие даже заклеймили подход художника как порнографический.

Ошеломленный лавиной протестов, вызванных картинами, университет решил не выставлять их, и после этого Климт решил больше не принимать заказы (к сожалению, эти работы были уничтожены во время Второй мировой войны). Климт написал в 1899 году работу Nuda Veritas («Обнаженная правда»), которая была нацелена, как дротик, на его самых консервативных критиков.

Как отмечает Альфред Вайдингер, художник представил публике слишком много обнаженных тел. Он показал публике, как она выглядит. Климт изображал не богинь, а соседок и знакомых, их красоту и уродство. И это под сводом консервативного университета!

В 1902 году Климт представил одну из своих самых известных работ на выставке 14-го Венского сепаратистского движения: «Бетховенский фриз». Монументальный фриз шириной тридцать четыре метра и высотой два метра не получил одобрения публики, посчитавшей произведение «неприятным». По сути, выставка закончилась бы провалом. Фриз не выставлялся на всеобщее обозрение до 1986 года, и теперь его можно увидеть в здании Сецессиона в Вене.

Самыми важными мотивами для художника стали сексуальность, женственность, любовь и смерть. Помимо украшения своих картин сусальным золотом, Климт также делал это с помощью тонких листов серебра, что можно увидеть в его работе «Водяные змеи» 1904 года.

Это время было очень плодотворным для австрийского художника, и в те годы он создал несколько его самых известных и знаковых работ. Это портрет Адели Блох-Бауэр I (1907 г.) и, прежде всего, «Поцелуй» (1908 г.), работа, благодаря которой он известен во всем мире.

Дамский портретист

Благодаря своим женским портретам он поддерживал финансовую независимость. Это были мягкие изображения со светлыми тонами и нейтральным фоном, где он использовал приемы импрессионизма. Женщины на портретах кажутся мирными, погруженными в себя, с меланхоличным или отсутствующим взглядом.

Но когда Климт не работает на клиента, он отбрасывает все сомнения и дает волю своему творчеству. Тогда его женщины кажутся опасными и интуитивными. Они предстают одновременно и соблазнительными, и элементом погибели, роковыми женщинами, являющимися источником жизни, но чье присутствие ассоциируется со смертью.

Он рисует их во всех позах, даже самых смелых, одетых и обнаженных, в одиночестве или в группе, даже мастурбирующих. Он часто представляет лесбийскую любовь. Мужчина почти не появляется, а если и появляется, то только как аксессуар, чтобы усилить присутствие женщины.

«Золотой период»

Основополагающим в творчестве Климта было влияние византийских мозаик, которые художнику удалось увидеть во время поездки в итальянский город Равенну, что сделало женскую фигуру, чувственность и золото главными элементами его стиля. Это началось с работы «Юдифь и голова Олоферна», написанной в 1901 году, когда в большинстве его картин стало преобладать золото. С этой картины художник начал свой творческий этап, на котором он украсил все свои работы сусальным золотом, что в конечном итоге сделало его одним из величайших представителей стиля модерн.

Его живопись чрезвычайно декоративна: изобилие золота, типичное для византийского искусства, геометрические мотивы и чувственность, с изысканным балансом между изогнутыми и прямыми линиями. Этот первый этап можно считать «золотым веком», во многом благодаря использованию сусального золота в его творчестве.

Строгость нарисованной от руки линии с ее потенциалом лирической красоты является неотъемлемой частью искусства Густава Климта. Его искусство ассоциируется с роскошным декором, основанным на золотых тонах и ярких орнаментальных элементах.

Его картины носили откровенно эротический характер, но он часто смягчал их аллегорическим или символическим подходом. Эта деталь делала их более приемлемыми для общественного мнения венской буржуазии.

Позже у Климта наступит личный кризис, который отразится на его творчестве. По этой причине из работ исчезнет золотой цвет и элегантность характерных линий модернизма. В новых работах Густава использовались живые и яркие цвета, и на них явно повлияла предшествовавшая ему экспрессионистская живопись. Некоторыми репрезентативными примерами этого времени являются его пейзажи.

Графика

Благодаря ежедневной практике рисования с натуры Климт оттачивал свои идеи. Несмотря на свои прекрасные способности к рисованию, Климту пришлось завоевать свой путь к гениальности. И этого он достиг с практикой, что можно увидеть в более чем 4000 эскизах, этюдах и цветовых композициях. Без сомнения, набросок совершенствует не только способность рисовать, но и мыслить образами, формами и линиями, что является необходимым качеством художника.

Многочисленные наброски и этюды позволили ему выйти за рамки простой искусной живописи и перейти к новаторству своей «Золотой фазы», ​​которая на сегодняшний день является одним из самых узнаваемых художественных стилей его исторического периода. Если сравнивать наброски с окончательными картинами, кажется, что видение Климта будущей картины становилось яснее с каждым наброском.

Азиатские мотивы

Густав Климт уделил пристальное внимание японскому искусству во время Шестой выставки сецессиона, где была представлена ​​коллекция японского прикладного искусства Адольфа Фишера. Климт использовал японские рисунки из своей коллекции в качестве фона для нескольких своих более поздних картин, включая портреты Элизабет Ледерер, Паулы Цукеркандль и Фридерике Марии Бир.

Пейзажи

Пейзажи составляют важную часть художественного наследия Густава Климта. К этому жанру относится почти четверть его картин. Он посвятил себя этому жанру в основном летом 1898-1916 годов в Зальцкаммергуте. Пейзажи писал на отдыхе, для разнообразия, не на заказ и не ограничивая себя во времени.

Самыми ранними пейзажами Климта считаются «Сумерки», «После дождя», «Фруктовый сад» и «Фруктовый сад в сумерках», а также «Крестьянский дом с розами».

Рецепция

Вскоре после смерти Густава Климта о нем забыли. Спустя 20 лет, начиная с 1938 года, когда национал-социалисты взялись за составление реестров собственности венских евреев, работы Климта, которые не соответствовали вкусам нового режима, стоили значительно ниже фламандских, ренессансных и других мастеров. Климта не считали вырожденным искусством, но и не ценили.

По инициативе гауляйтера Бальдура фон Шираха в 1943 году в Венском сецессионном доме по случаю 80-летия со дня рождения художника была проведена ретроспективная выставка произведений Густава.

Самые известные картины

Некоторые работы Климта побили рекорды продаж ведущих мировых аукционных домов. Например, в ноябре 2003 года его «Пейзаж Аттерзее» (1901) был продан за 29 миллионов долларов, но эту цифру вскоре затмили продажи других работ, таких как «Портрет Адели Блох-Бауэр I», который в 2006 году был продан Новой галерее в Нью-Йорке за 135 миллионов долларов.

Поцелуй, 1908-1909

Картина Густава Климта «Поцелуй» в хорошем качестве

Поцелуй (1908 – 1909 год). 180×180 см. Холст/масло

Картина «Поцелуй» Густава Климта
Полный анализ картины

Картина «Поцелуй» Густава Климта

Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907

 Картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в хорошем качестве

Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907 год). 138×138 см. Холст/масло

Бетховенский фриз, 1902

Цикл картин «Бетховенский фриз»

Бетховенский фриз (1902 год). 215,0 × 3414,0 см. Штукатурка/масло, фреска

Смерть и жизнь, 1908-1915

Картина Густава Климта «Смерть и Жизнь» в хорошем качестве

Смерть и Жизнь (1915 год). 178×198 см. Холст/масло

Юдифь и голова Олоферна, 1901

Картина Густава Климта «Юдифь и голова Олоферна» в хорошем качестве

Юдифь и голова Олоферна (1901 год). 84×42 см. Холст/масло

Древо жизни, 1909

 Картина Густава Климта «Древо жизни»

Древо жизни (1909 год). 195 x 102 см. Штукатурка/масло

Даная, 1907-1908

Картина Густава Климта «Даная» в высоком разрешении

Даная (1907 год). 83×77 см. Холст/масло

Три возраста женщины, 1905

Картина Густава Климта «Три возраста женщины» в высоком разрешении

Три возраста женщины (1905 год). 180×180 см. Холст/масло

Девы, 1913

Картина Густава Климта «Девы» в хорошем качестве

Девы (1913 год). 190×200 см. Холст/масло

Дама с веером, 1917

Картина Густава Климта «Дама с веером» в хорошем качестве

Дама с веером (1917 год). 100×100 см. Холст/масло

Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912

Картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр II»

Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912 год). 190×120 см. Холст/масло

Водяные змеи II, 1904-1907

Картина Густава Климта «Водяные змеи II» в хорошем качестве

Водяные змеи II (1904 год). 80×145 см. Холст/масло

Интересные факты из жизни Густава Климта

  1. В возрасте около 26 лет он получил Золотой орден «За заслуги» за фрески в Бургтеатре в Вене.
  2. Его знаменитая работа «Поцелуй» была написана, когда Климт переживал ужасный эмоциональный кризис из-за скандала, вызванного учителями, которые заклеймили его работу как извращенную и порнографическую.
  3. «Поцелуй» был приобретен до того, как был выполнен полностью. Работа была выставлена, несмотря на то, что последние авторские штрихи отсутствовали.
  4. Это была первая работа Климта, в которой использовалось характерное для его стиля золочение путем смешивания сусального золота и масла.
  5. По некоторым сведениям художник мог оставить после себя от трех до сорока детей.
  6. Несомненно, Густав Климт считается одной из самых трансцендентных фигур современного искусства.

Художественное наследие художника сочетает в себе несколько очень разных стилей. Многообразие выражается в его открытости новым впечатлениям и радикальном обновлении венского культурного и художественного общества. А что вы думаете о его творчестве?

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Андрей

    Что-то мне совсем не нравится. Такие страшные картины. Что во многих из них нашли люди? Не понимаю

  2. Люба

    Обожаю творчество Густава Климта. Любовь эта началась со знакомства с самыми известными полотнами, но ограничиваться только этим не стала. Нашла на вашем сайте изображения всех картин авторства Климта. Спасибо, что собрали шедевры в одну коллекцию, отдельное спасибо за хорошую подачу интересных фактов про работы гения.

  3. Наталья

    Обожаю творчество Густава Климта. Любовь эта началась со знакомства с самыми известными полотнами, но ограничиваться только этим не стала. Нашла на вашем сайте изображения всех картин авторства Климта. Спасибо, что собрали шедевры в одну коллекцию, отдельное спасибо за хорошую подачу интересных фактов про работы гения.

  4. Ольга

    Когда-то, помню, мне очень нравился Густав Климт. Время от времени возвращаюсь к просмотру его работ, когда есть возможность, перечитываю биографию художника. Долгое время считала, что знаю все о его жизненном пути. Вы меня убедили в обратном. Нашла в статье, посвященной Климту, много интересных малоизвестных фактов.

Подпишись на обновления