Гюстав Курбе

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе (полное имя Жан Дезире Гюстав Курбе) родился в 10 июня 1819 и умер 31 декабря 1877 года. Он стал последним значимым художником эпохи романтизма. После него живопись окончательно перешла к реализму.

Основные этапы жизни Дата
Детство 1819 -1833
Юность 1834 -1838
Жизнь в Париже 1839 -1870
Бегство в Швейцарию 1871 -1877

Происхождение

Гюстав Курбе родился 10 июня в 1819 году в небольшом французском городке Орнана, который находится недалеко от границы Швейцарии.

Про семью будущего художника известно немного. О матери практически нет сведений, отец был виноделом. Однако он не хотел продолжения такой судьбы для своего сына и ещё с детства «выбрал» ему путь юриста.

Детство и юность

О ранних годах Гюстава также известно мало. Семья у него была небогатая, и жили они в крошечном городке с населением около 3 тысяч человек. Поэтому можно утвердить, что детство мальчика проходило вполне обычно.

В 12 лет его отправили в семинарию, где Гюставу совершенно не нравилось. Он с детства не любил подчиняться правилам и учился совсем плохо. За годы обучения мальчик даже не смог сформировать красивый почерк. Однако именно там Курбе научился живописи, а точнее «рисованию». Плохие отметки не помешали ему поступить в Королевский колледж в городе Безансон, находящемся в 25 километрах от родного Орнана.

Там он продолжил своё обучение живописи. Его учителем был некий Флажуло — бывший ученик Гро и Давида.
Автопортрет Курбе.

Автопортрет Гюстава урбе “Мужчина с трубкой”

Поездка в Париж

В 1839 году художник уговаривает отца отпустить его обучаться юриспруденции в Париж, на что тот согласился. По приезде Курбе направился в Парижский Лувр, где его очаровала коллекция. Молодой автор делал множество набросков и эскизов, но особенно его внимание привлекала голландская и испанская живопись. Гюстав Курбе отмечал именно в этих картинах особые «мрачные тона», которые впоследствии начнет использовать в своих работах.

Обучаться живописи по направлению академизм парень стал у преподавателя русско-немецкого происхождения: у Карла Штейбена Карловича.

Академизм – это жанр живописи, который принято считать классическим. В нем присутствуют четкие правила и каноны как в построении тех или иных объектов, так и в композиции в целом.

Однако, если вспомнить детство Гюстава, можно заметить, как он ненавидел правила и каноны. Поэтому учёбу по академизму он быстро забросил, вдохновившись работами Рембрандта. Сам художник говорил, что хочет создавать картины самостоятельно, а не следовать правилам.

Написание первой картины

Самой первой, принятой публикой, картиной стал «Автопортрет с собачкой». Именно ее выставили в Парижском салоне. Все остальные произведения были отвергнуты.

Данная работа стала «опорной» на ближайшие 10 лет. Художник понял, что его главная задача, как творца, показать мир таким, какой он есть. Гюстав Курбе сильно ударился в реализм в написании своих работ.

Гоняясь за детальностью, он практически полностью пренебрегал всеми приемами. До конца 1840-х художник представлял только автопортреты, которые, не имели особого успеха.

Автопортрет с чёрной собакой

Автопортрет с чёрной собакой (1842) Холст, масло. 46,3 × 55,5 см

Период с 1844 по 1847 годы

С 1844 года Гюстав Курбе отправляется в Бельгию и Нидерланды, как на родину любимых ему тогда художников. По приезде оттуда, его окружение уже полностью составляли живописцы и писатели-реалисты.

В это же время художник продолжает представлять свои творения на всемирных выставках. Однако ни одна из них не принимала его работы, что сильно злило автора.

Картина Мастерская художника

Картина Гюстава Курбе “Мастерская художника”

Личная жизнь

Про личную жизнь живописца известно не так много. Его первую и единственную жену звали Виржиния Бине, с которой они, прожили всего 8 лет (1847–1855 ). На тот момент художник еще не был столь известным, поэтому информации о его супруге не сохранилось. В браке рождены дети.

Последние годы жизни

1848 год ознаменовался разгаром французской революции, вызванной отречением короля и передачей власти республиканскому правительству. Однако революция не была успешной, и Гюстав Курбе покидает Париж, чтобы отвлечься и набраться сил.

У художника появляется новый прилив вдохновения, смотря на быт простого населения. В 1849 году рождается настоящий шедевр «После обеда в Орнане». С этой работой Гюстав вновь отправляется в Парижский салон, где её не принимают.

На тот момент шел перестрой общества, в том числе и в структуре искусства. Несмотря на то, что революция не коснулась салона, палата жюри была упразднена. Все это позволило Гюставу без оценки выставить еще пять своих работ.

Осенью 1849 года Гюстав пишет еще две свои знаменитые работы «Дробильщики камней» и «Погребение в Орнане». Последняя сейчас хранится в Лувре, а первая, к сожалению, была утеряна в 1945 году во время бомбардировок Дрездена в Германии. Обе эти работы положили начало такого жанра, как реализм.

В исполнении Гюстава картина смотрелась, как единое целое, так как он умело совмещал цвета и тона, композицию и стиль. Этот приём позволял сделать полотно более «лёгким» для понимания. До этого картины так не писались и после Гюстава «старый» вариант реализма уже был неактуален.

В 1855 году Гюстав Курбе был так раздражен из-за того, что часть его работ снова не принимается. У него возник конфликт с верхушкой искусствоведения Франции. Прямо у ворот «официальной» выставки художник создал свою персональную, назвав ещё «Павильон реализма».

Подобная «выходка» стала одной из первых персональных выставок (вторая была организована Гюставом в такой же манере, но уже в 1867 году), а также одним из первых арт-перфомансов.

К концу в 1850-ых годов у художника собирается огромное «портфолио», где собраны произведения разных жанров и направлений. Имелась особенная картина, написанная в 1863 года. Она была настроена против католической церкви, что и послужило отказом принять ее в салон. Однако в этом же году художник организует «Салон отверженных».

В 1870 году император Наполеон III присуждает Гюставу Курбе орден за его либеральные идеи. Но художник целенаправленно отвергает его.

На тот момент Гюстав уже был известным во всём мире реалистом. По его картинам и занятиям учились лучшие художники того времени. Уроки Курбе стали основой для молодого поколения, которое позже создаст такой стиль на основе реализма, как импрессионизм.

Отношение между государством Франции и Гюставом Курбе ухудшились. Во время франко-прусской войны художник издавал антивоенные листовки, призывая другие страны в решение конфликта.

Политическая деятельность продолжилась и после провозглашения коммуны. Она признала Гюстава, как одного из важнейших деятелей искусства, дав ему ряд полномочий для восстановления и защиты культурного наследия. Курбе добросовестно выполнял поставленную перед ним работу. После разгрома коммуны над художником нависла угроза, так как на его плечи легла ответственность за снос Вандомской колонны.

Сам Гюстав не принимал участия ни в сносе, ни в оглашении приговора, но правительство решило, что именно он должен понести наказание за это. Все его имущество было конфисковано для восстановления памятника.

Все это сильно ударило по репутации творца. Его перестали принимать на выставках, а в 1871 году под давлением французского правительства ему пришлось покинуть страну и отправиться жить в Швейцарию.

В новой стране Курби приняли с теплотой. Работать как раньше он уже не мог. С момент переезда и до самой своей смерти художник писал преимущественно пейзажи, при этом, сохранив свой неповторимый стиль. Умер Гюстав Курбе 31 декабря 1877 года.

Фотография Гюстава Курбе.

Фотограф Этьенн Каржа. Курбе в 1860-е годы

Самые известные работы

Гюстав Курбе смог оставить огромный след в мире, причиной этому был нестандартный взгляд на вещи и провокативность его работ.

«Отчаяние. Автопортрет» (1845)

Картина Курбе Отчаяние.

Отчаяние (1844–1845) Холст, масло. 45 см x 55 см

Крайне необычный вариант автопортрета, на котором художник изображен как полноценный персонаж со своими эмоциями.

«Погребение в Орнане» (1850)

Картина Курбе Похороны в Орнане

Похороны в Орнане. (1849—1850) Холст, масло. 315 × 668 см

Первая успешная работа художника, задавшая тон стилю, цветовой гамме. Подобный сюжет будет еще несколько раз фигурировать в картинах автора.

Интересные факты из жизни художника Гюстава Курбе

  1. Семью Гюстава нельзя было назвать «бедной». Отец оплачивал обучение трем своим дочерям и сыну. Цены были высокими. Своему отцу, кстати, художник посвятил отдельный портрет.
  2. Отношение между художником и религией были сложные. Был эпизод в истории Гюстава, когда он подшутил над кардиналом, приехавшим в его родной город. Во время причастия Курбе решил называть грехи не по памяти, а по огромному списку, чем развеселил священника. Следующая встреча с религией не была такой радостной. За всю жизнь Курбе написал всего одну религиозную работу, из-за которой чуть не лишился карьеры.
  3. Гюстав обладал чрезмерным эго и самолюбием, которые сильно притягивали людей. Один раз он даже увел у своего приятеля Джеймса Уистлера женщину.

Гюстав Курбе стал последним художником эпохи романтизма и академизма и является основоположником реализма. Именно он задал вектор развития данного направления, сделав его понятным и доступным широкой аудитории. Правда, не все его работы понятны большой группе людей.

А как вы относитесь к творчеству художника? Напишите в комментариях!

Все работы художника

1 работ
Комментарии
  1. Сергей

    Очень живописно он рисовал и люди, которых он изображал на картинах, так живо смотрятся, как сейчас.

  2. Арсений

    Никогда не был большим фанатом Курбе, однако, ваш сайт заставил сильно изменить отношение к этому художнику. Спасибо за отличные обзоры его работ. Статьи очень интересные, написаны живым языком, но при этом с четким акцентом на важные факты. Уверен, что этот портал пригодится мне еще в ближайшем будущем.

  3. Маргарита

    Несмотря на то что художник известен все же его картины мало где можно увидеть в живую. Хотя рисовал он очень хорошо.

Подпишись на обновления