Пабло Пикассо

Пабло Пикассо

В 1881 году в семье Дона Хосе Руиса у Бласко и Марии Пикассо у Лопез родился сын. Родители назвали мальчика Пабло. Супруги и предположить не могли, что их мальчик через несколько десятков лет бесповоротно изменит каноны изобразительного искусства и станет основателем нового направления в живописи.

Учеба

Рисованием Пикассо заинтересовался ещё в раннем детстве. Поспособствовал этому отец мальчика, который был профессиональным художником. Наблюдая за работой отца, сын потянулся к краскам и холсту.

С этого момента началось обучение юного Пабло. Он пробовал свои силы в живописи. Увидев способности своего сына, Дон стал передавать ему свои секреты. Мальчик успешно овладевал мастерством художника.

Пабло Пикассо в юности

Одним из плодов усердного обучения стала картина «Пикадор», которую Пикассо написал в восемь лет. Она всю жизнь будет сопровождать будущего художника. Искусство поглотило Пабло настолько, что он начал прогуливать занятия в обычной школе.

Известные картины Пабло Пикассо
читайте также
Пабло Пикассо

Известные картины Пабло Пикассо

5
3
0

Талант юного живописца заметили не только родители. Высокие навыки рисования оценили и в Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Рисунки Пикассо-младшего настолько впечатлили приёмную комиссию, что юноше было позволено сдать вступительные экзамены экстерном. На тот момент Пабло было всего 13 лет.

Однако спустя несколько лет учёбы студент начал понимать, что рамки заведения сдавливают его творческие порывы. Пабло Пикассо покидает Академию в 17 лет.

Творчество

Картины художников-классицистов мало привлекали Пабло. Это отражалась и в его полотнах, где был заметен отход от привычных норм и стандартов, которые преподавались в академии. Из-за этого Пикассо не раз подвергался критике профессоров.

После ухода из Академии бывший студент подался в общество художников, которое находилось в Барселоне. Через 2 года ему удается организовать свою первую выставку.

Многие современники отмечали, что картины художника не вписываются в привычные реалии изобразительного искусства. Их трудно отнести к какому-либо конкретному направлению живописи. Прослеживался уникальный стиль иллюстратора, его картины приобретали некоторую изюминку.

Пабло не побоялся попробовать себя в импрессионизме. Творения авторов-приверженцев этого направления произвели на него огромное впечатление. Проникнувшись настроением художников-новаторов, испанец применил стиль в своих картинах.

Этот период творчества критики называют «голубым». Он выпал на 1902-1904 гг. Картины, выходившие из-под кисти Пикассо, написанные в синих оттенках, были пронизаны меланхолией. Преобладание статики, грусти и поднятие острых для общества тем стали свойственны работам мастера.

1904 год запомнился для Пикассо поездкой во французский Монмартр. Судьба занесла живописца в Бато-Лавуар, где проживали художники. После общения с французскими коллегами Пабло поменял некоторые взгляды на действительность. Это отразилось и в его картинах, ознаменовав начало нового «розового» периода.

Для творений художника из этого временного отрезка характерны светлые тона преимущественно розового оттенка. Депрессивность прошлого периода сменилась живостью и образами артистов театра и циркачей.

В своих работах Пабло прибегал к различным техникам. Художник формировал собственный уникальный стиль, зарождение которого отмечалось в ранних работах Пикассо. Окончательно подтолкнуло художника на начало самого большого эксперимента в своей жизни посещение парижского Этнографического музея. Там его внимание привлекли маски африканских племён.

С этого момента и появилось новое художественное веяние – кубизм. Его суть заключается в том, чтобы разложить объект на простые элементы и с их помощью воссоздать образ на холсте. Таким образом художник показывает отличительные черты объекта, которые незаметны при классическом стиле изображения.

На этом и акцентировал своё внимание художник. Старательно разбирая привычные многим образы на геометрические фигуры, Пикассо конструировал их на новый лад. За счёт этого они открывались перед зрителем с другого ракурса, с которого человек сперва не обращал внимание на тот или иной объект.

Примером кубической картины является «Аккордеонист». На холсте можно разглядеть человека, играющего на аккордеоне. Обычные художники просто изобразили бы музыканта, но Пикассо с помощью кубизма показал, какое влияние на обычного человека может оказать музыка.

Картина Пабло Пикассо «Аккордеонист»

Аккордеонист (1911 год). 130.2×89.5 см. Холст/масло

Но не только картинами испанец прославился в истории. В 1916 году Эрик Сати и Жан Кокто уговаривают Пикассо принять участие в создании балета «Парад» труппы Сергея Дягилева. Во многом постановка русского мецената являлась новаторской из-за того, что была сюрреалистической.

Пабло увлекла идея создания сюрреалистической театральной постановки настолько, что он стал инициатором полного переписывания сценария вместе со сценографией. После изменения замысла балета Пикассо вместе с Сати отправился в Рим, где и должна была состояться постановка.

В Вечном Городе художник знакомится с хореографом Леонидом Мясиным, вместе с ним устанавливает декорации и занимается другими техническими моментами. Сам же Дягилев сделал ставку на провокационность постановки и с помощью кубиста хотел ярко показать своё отношение к событиям в Российской Империи.

Провокация удалась. Во время представления зрители выкрикивали оскорбительные реплики в сторону постановщиков и Пикассо в частности. О скандальном спектакле трубили многие известные итальянские издания, что только способствовало росту популярности как труппы Дягилева, так и Пабло Пикассо.

Конечный результат художнику понравился, и тот решил попробовать себя на сценарном поприще. Руководитель русской труппы тоже был в восторге от итога. Так «Парад» стал первой весточкой сотрудничества испанца с русским балетом. В дальнейшем Пабло примет участие в написание пяти сценариев для Дягилева и станет дружить с артистами.

Первое соприкосновение с сюрреализмом подтолкнуло Пикассо к более детальному знакомству с этим направлением в искусстве. Но даже здесь иллюстратор облагородил жанр своим подходом к созданию новейшего продукта.

Сюрреализм

Период для кубиста стал наиболее сложным. Однако интерес к направлению помогал преодолеть все трудности. Картины художника в то время характерны излишней хаотичностью и истеричностью.

Образы, которые создавались Пикассо в этот период, поражают своим ужасом. Чаще всего это были монстры, символизирующие некоторые человеческие пороки. Если на картине были нарисованы люди, то их образы на полотнах были либо гипертрофированы, либо разбиты на несколько других существ, либо им была свойственна агрессивность или эротичность.

Современники обращали внимание и на то, что на картинах чаще всего были изображены представительницы прекрасного пола. Это объяснялось напряжёнными отношениями мастера с его первой женой.

В этот сложный жизненный период Пикассо вдохновляет на творение французская писательница Мария-Тереза Вальтер. Благодаря её красоте в картинах начала прослеживаться чувственность. С женщиной художник проводит больше времени, чем со своей первой супругой. Помимо живописи испанец обращает своё внимание и на другие разновидности искусства, пробует себя в них.

В 30-х годах ХХ века Пикассо начал пробовать себя в создании скульптур. Ему было свойственно изображение естественной красоты. Моделью чаще всего становилась Мария-Тереза.

Военный период

Вторая Мировая война не смогла пройти мимо Пикассо. Его политические взгляды стали окончательно понятны в 1936 году, когда тот предпочёл сторону республиканцев в противовес военным, пропагандирующим консервативные и националистические взгляды. Свою лепту художник внёс в 1937 году, нарисовав серию акватинт под названием «Мечты и ложь генерала Франко», которые республиканские силы использовали для пропаганды.

Художник презентует картину «Герника», в которой демонстрируется то, каким видит автор будущую Испанию в случае победы фалангистов, здесь же прослеживается страх перед фашистской идеологией и близкой войной.

Картина «Герника» (1937) в хорошем качестве

Герника (1937 год). 349×776 см. Холст/масло.

Когда война переходит в активную фазу, Пабло не собирается прекращать выражать собственные мысли по поводу главных агрессоров Европы – Нацистской Германии и Фашистской Италии. В своих картинах и скульптурах Пикассо во всех красках показывает то, что несёт за собой фашизм и почему против него необходимо бороться.

Картина «Герника» Пабло Пикассо
читайте также

Картина «Герника» Пабло Пикассо

5
5
0

Даже в обычных натюрмортах у Пикассо велико стремление показать общие настроения в государствах, находящихся под влиянием Третьего Рейха. Так в картине «Натюрморт с бычьим черепом» автор применяет тёмные тона и мрачные образы, чтобы продемонстрировать зрителю свои политические воззрения по поводу фашизма.

Картина «Натюрморт с головой быка на столе» (1942)

Голова быка (1942 год). Холст/масло.

За год до окончания войны иллюстратор вступает в коммунистическую партию Франции. Страна к этому времени уже освобождена от нацистов.

После капитуляций Германии и Японии художник старается показать свои надежды на дальнейший мир, написав в 1949 году картину «Голубь мира».

Послевоенное время

С окончанием войны жизнь Пабло начинает приобретать светлые оттенки. Многие внешние раздражители в жизни иллюстратора исчезают. Благодаря этому новые картины приобретают позитивные тона, становятся спокойнее, а изображения и скульптуры женщин перестают быть отталкивающими.

С осени 1947 года Пабло устраивается на фабрику «Мадура». Во время работы на промышленном объекте скульптор выпускает серию уникальных декоративных тарелок, статуэток в виде животных и антропоморфных кувшинов.

Картина «Девочка на шаре»
читайте также

Картина «Девочка на шаре»

5
3
0

Период 1953-1954 гг. стал очередным кризисом для мастера. В картинах, созданных в это время, можно заметить долю скептицизма по отношению к тому, что происходит с современным искусством.

Последние 20 лет работы художника характеризуются резкими скачками в качестве. Какие-то картины отмечались высоко, а какие-то оставались без должного внимания. Полотна теряли смысл.

Личная жизнь

За всю свою жизнь художник был женат дважды. Но были и другие женщины, с которыми тот позволял себе встречаться, несмотря на брак.

Имя жены Годы отношений с Пикассо Характерные особенности периода
Ольга Хохлова 1917-1953
Знакомство художника с сюрреализмом. С 1935 года жили раздельно друг от друга.
Конфликтная атмосфера повлияла на дальнейшее изображение женщин в картинах Пикассо.
Мария-Тереза Вальтер 1927-1940 Была моделью для скульптур художника и музой для создания картин.
Франсуаза Жило 1945-1953 Начало позитивных времён для иллюстратора. Художник начинает изображать женщин привлекательными.
Жаклин Рок 1953-1973 Выход Пикассо из кризиса. Вдохновение для создания статуарных портретов.

Смерть

8 апреля 1973 года Пабло вместе со своей женой Жаклин принимает друзей на вилле в Нотр-Дам-де-Ви и угощает их обедом. Гости еще не разъехались, когда известный живописец и скульптор скончался от отёка лёгких.

Пабло Пикассо погребен возле замка Вовенвраг. На прощальной церемонии не было сына Клода и дочери Паломы, потому что их мать, Франсуаза Жило, запретила им присутствовать на похоронах отца.

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Виталина Гаврушко

    Никогда особо не понимала все эти странные картины кубизма, но парочка прекрасных работ у Пикассо есть.

  2. Оксана

    Согласна с вами, Виталина! Пикассо принадлежит к числу художников, которых нужно распробовать. Он немассовый в том смысле, что не каждый зритель сможет понять суть его творчества. Но есть и легко читаемые образы, например, “Девочка на шаре”.

Подпишись на обновления