Иван Билибин

Иван Билибин

Вспомните знакомые с детства книги со сказками. Иллюстрации для большинства из них были созданы художником Иваном Билибиным. Познакомимся с жизнью и творчеством этого истинно русского и талантливого мастера.

Детство и юность

Родился будущий художник 4 августа 1876 года в семье военно-морского врача Якова Билибина. Детство провёл в посёлке Тарховка, в пригороде Санкт-Петербурга.

В 1888 году он поступил в классическую гимназию Петербурга и в 1896 закончил ее с серебренной медалью. После этого Иван Билибин учится на юридическом факультете Петербургского университета, который успешно заканчивает в 1900 году.

Параллельно учебе в университете он является студентом в студии Антона Абже и школе княгини Марии Тенишевой (1898 – 1900). Когда время юности заканчивается, Билибин связывает свой дальнейший путь с творчеством.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Картина Рембрандта “Даная”

Иван Билибин в молодости

Молодой художник

Живопись

Иван начал рисовать с самого детства. Однако он вырос в Петербургской среде и был далёк от русского национального фольклора и прошлого. После посещения выставки в 1899 году его мировоззрение изменилось. Особенно поразила Билибина картина Васнецова «Богатыри». Он решает начать изучать русскую старину и фольклор.

С этой целью в 1899 году Билибин переезжает в деревню Егны Тверской губернии, где собирает материалы и знакомится с исконно русскими традициями. Эти события послужили толчком к началу работы над иллюстрациями для сказки «Иван – царевич, Жар -птица и о Сером волке». В своих рисунках он изображает избушку на курьих ножках, русские просторы и сказочных персонажей. Иллюстрации выходят в печать в период с 1901 по 1903 года и сразу делают художника известным.

Его привлекают произведения Пушкина, и он создаёт иллюстрации к «Сказке о золотом петушке» и « Сказке о царе Салтане», которые приобретаются Русским музеем Александра III, а впоследствии и Третьяковской галереей.

В 1905 году пробует свои силы в жанре карикатуры. Основная тема – революция в России.

После революции 1917 года художник рисует эскиз двуглавого орла. Этот рисунок становится гербом Временного правительства. Сейчас это официальная эмблема Центрального банка Российской Федерации, которую с 1992 года помещают на монетах.

В мастерской

В мастерской

Рождение стиля

Время, проведённое в деревне Тверской губернии, не проходит бесследно. В 1904 году Билибин заявляет о себе как о театральном художнике и знатоке русских старинных костюмов. Так начинается сотрудничество со Старинным театром, участие в антрепризе Дягилева, создание эскизов к опере «Борис Годунов» и «Золотой петушок».

Билибин пробует силы в церковной живописи и сохраняет при этом свой неповторимый индивидуальный стиль. Для художника характерно графическое представление рисунка. Он всегда начинал работу с создания эскиза композиции. Билибин задавал орнаментальные линии, объём и перспективу в плоскости листа, четко ограничивал цвета. Свои рисунки он сначала обводил тушью и только потом раскрашивал.

Впоследствии акварельные краски только подчеркивали заданные линии. При завершении рисунка и его оформлении художник широко использовал орнамент.

Народное искусство в творчестве художника

Основа, источник вдохновения и идей – вот чем являлся русский фольклор в творчестве художника. Речь идёт о:

  • персонажах старинных сказок и былин;
  • особенностях оформления изб и царских помещений;
  • старинных национальных костюмах;
  • неповторимой русской природе;
  • элементах деревянного зодчества.

Каждая тема была многогранна и давала художнику массу идей для практического применения в иллюстрациях и картинах.

Таким изяществом и отточенностью в прорисовке русских персонажей пожалуй не обладал никто. При этом чувствовалось, что народное искусство – родное и близкое для художника.

Пейзажи как часть иллюстрации

Интонации русскости с элементами национального фольклора проходят красной нитью во всех работах художника. Отчасти это было продиктовано требованием того времени. В начале прошлого столетия Россия выходила на мировую арену, и нужно было представлять страну на международных выставках. С этой задачей Билибин успешно справлялся.

Во время жизни в Тверской губернии художник был впечатлён российскими пейзажами. Впоследствии он путешествовал по Вологодской, Архангельской губерниям и везде делал зарисовки, которые потом использовал в своих работах. Отмечается, что при создании рисунков пейзажей реальной России он старался внести элементы сказочности и былинности.

Декоративная заливка красками, подчеркивание и прорисовка деталей – в изображении пейзажа присутствует графическое начало. Интересны цветовые решения неба: сочетание голубого, желтого и оттенков зелёного, которое передаёт истинно русскую природу.

Новая техника рисования

За сложную технику выполнения рисунка, которая требовала высокой точности исполнения, коллеги прозвали художника «Иван – железная рука». Он детально прописывал орнамент, применял стилизованные шрифты, создавал обрамление рисунков. Художник не скупился на прорисовку мелочей – ведь именно они создавали его неповторимый и авторский стиль.

Личная жизнь

Первой женой художника была его ученица Мэри Чемберса. Она также была иллюстратором детских рассказов. В браке родилось два сына: Александр (1903) и Иван (1908). Однако семья распалась, а в 1912 году Билибин женился во второй раз. И в этот раз его супругой становится бывшая ученица школы Рене О’Коннел. Этот брак распался из-за проигранного пари.

Билибин часто выпивал, и Рене, устав бороться, предложила ему заключить пари. По условиям художник не должен был пить в течение года, при нарушении запрета он дает Рене свободу. Билибин проиграл пари, и пара оформила развод.

В 1922 году художник был увлечен Людмилой Чуриковой. Ее любви он добивался несколько лет. Многочисленные романтические письма являются подтверждением его чувств. Однако Людмила не отвечала взаимностью и возобновила отношения с бывшим возлюбленным. Билибин отчаялся и не стал добиваться ее внимания.

В октябре этого же года художник получил письмо от своей ученицы Александры Щекатихиной-Потоцкой, с которой он не виделся почти 5 лет.

Шурочка была знакома с женой художника Рене и часто ночевала в доме Билибина. Там она познакомилась с Потоцким и вышла замуж. В этом браке родился сын Славчик. Через 5 лет Александра овдовела и осталась с ребёнком одна.

Впечатленный вниманием своей ученицы Билибин не раздумывая выслал в Россию телеграмму с прямым и откровенным текстом: «Будьте моей женой. Жду ответа». Через два-три дня он получил ответ: «Согласна, при условии не разлучаться с сыном». Так она приехала в Каир и стала женой Ивана Билибина.

Больше всего в жизни художник боялся одиночества, и теперь рядом была молодая, талантливая и милая женщина. Предполагается, что выбор был сделан в ее пользу не только потому, что она красивая женщина, но и из-за близости творческих взглядов.

с женой

С третьей женой и сыном

ИНТЕРЕСНО: Биография Василия Перова

Эмиграция

По словам художника, его отъезд из страны был определён самой судьбой. Когда в августе 1917 года он уезжал из Петербурга в Крым, чтобы переждать неспокойное время на даче, Билибин и не предполагал, что вернётся в Россию только через 20 лет. Меняя города, он пытался наладить жизнь в России и переезжал из Крыма в Ростов, а потом в Новороссийск.

Отчаявшись ждать улучшения ситуации в стране, он сел на эвакуационный пароход «Саратов». Так художник приехал в Египет. Затем будет Франция и долгожданное возвращение в Россию. История его путешествий долгая, но обо всем по порядку.

Переезд в Крым

В начале ХХ столетия среди писателей и художников было модно покупать недвижимость в Крыму. Билибин не был исключением. Своё имущество он называл «рыбацкое имение». Это был небольшой домик с земельным участком.

Осенью 1917 года художник приехал в Крым после развода с женой. Билибин совершенно не выносил одиночества и вскоре снова влюбился.

На протяжении 1917 года в Крыму было неспокойно. Художник пытался наладить жизнь, однако через время вынужден переехать в Ростов и далее в Новороссийск.

Жизнь в Египте

Как уже говорилось, художник эвакуировался из России на пароходе «Саратов». Плавание финансировалось на деньги короля Георга. Все пассажиры парохода не знали конечной точки путешествия и надеялись сойти в Константинополе. Однако на борту вспыхнула эпидемия и судно под карантинным флагом не принял ни один порт. Тогда пароход направился в Египет и пришвартовался в Александрии.

Постепенно материальное положение художника в Каире стабилизировалось, и он выписал из Франции печь для обжига. К этому времени в Египет уже приехала Шурочка и смогла продолжать заниматься своим ремеслом – расписывать посуду.

Мастерская художника находилась в арабском квартале, рядом со старым рынком. Это колоритное место было пропитано восточной культурой. Местные жители, национальные традиции, размеренный темп жизни давали Билибину возможность полноценно творить.

Вместе с Александрой художник совершил путешествие по Палестине. Они посетили Иерусалим, поехали к Мертвому морю, Иордану, Девирятскому озеру. С проводником поднялись в горах к знаменитым православным монастырям.

Из Иерусалима они поехали в Сирию и провели несколько недель в Дамаске. Во время путешествия много рисовали и фотографировали. Впоследствии эти снимки художник использовал в иллюстрациях к арабским сказкам. В этот период в творчестве художника чувствуется влияние Шурочки Щекатихиной.

В 1925 году в Александрии с большим успехом проходит их совместная выставка. Почти все работы были раскуплены и разъехались по частным коллекциям мира. Получена существенная сумма денег, и семья решает переехать в Европу. Поводом послужило приглашение для Александры участвовать во Всемирной выставке в Париже. Ей было предложено представить свой фарфор в советском павильоне. Так начался новый период в жизни семьи.

Билибин в батилимане

Билибин в Батилимане

Парижский период

Приехав в столицу, Билибины начали жить богато. Они сняли квартиру с просторной мастерской и огромными шестиметровыми окнами. По средам семейство устраивало приемный день. Их посещал весь цвет русской эмиграции. Бунин, Куприн, Саша Чёрный и Коровин, Мазжухин – вот неполный список постоянных посетителей. Художники рассчитывали, что подобные вечера будут приводить к ним хороших клиентов. Однако их ожидания не оправдались.

Первый год жизни в Париже художник не думал о деньгах. Заработанных в Египте средств хватало на обеспеченную жизнь. Однако этот период длился недолго.

Работы Александры были представлены на выставке в Париже. Она стала известна и получила частный заказ у барона де Ротшильда. На заработанные деньги семья смогла купить небольшой дом на юге Франции. Художнику этот дом и окружающая природа напоминали Крым.

Билибин в Парижский период был вовлечён во множество культурных проектов. Он создавал эскизы и декорации к следующим оперным спектаклям:

  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Князь Игорь»;
  • «Царская невеста»;
  • «Сказание о граде Китеже»;
  • «Борис Годунов».

Художник много занимался книжной иллюстрацией и созданием декораций к балету «Жар – птица».

Однако даже наличие огромного количества работы не обеспечивало Билибиных. Вскоре выяснилось, что большие стеклянные окна не позволяют хорошо отопить мастерскую, а для поддержания даже минимальной температуры требуется большое количество угля. Все это вынудило супругов перейти в режим строгой экономии. Так были отменены приемы по средам, а мастерская отапливалась только в зоне рабочего стола.

Мировой финансовый кризис значительно ухудшил жизнь мигрантов. За гранью нищеты оказались многие чиновники. Книжные издательства были обязаны брать на работу только французов. Билибину было предложено сменить фамилию на французскую, но он категорически отказался.

Возможно, причиной послужили мысли о возвращении в Россию. В апреле 1935 года Билибин он пишет письмо директору академии художеств с просьбой содействовать приезду в страну всей семьи.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Картины Валентина Серова

Возвращение на родину

В середине 30- х годов намечается перелом в жизни и мироощущении художника. Он недоволен своим положением во Франции и не хочет становиться ее гражданином. Художник не был импульсивным и каждое своё решение осмысливал и анализировал. Так он обратился за помощью в содействии его возвращения к директору академии художеств.

Вопрос о приезде Билибина в Россию решался на высоком уровне. Директору академии пришлось обращаться в секретариат Сталина, где ему сообщили, что против возвращения Билибина выступила группа художников. Иван Яковлевич входил в объединение «Мир искусства», которое выражало мнение дворянства и крупной буржуазии. Однако вопрос о возвращении Билибина был решён положительно, и в 1936 году семья вернулась в Ленинград.

Ему было предложено преподавать графику в академии художеств. Он продолжал оформлять книги и получил заказ от Кировского (Мариинского) театра на создание костюмов и декораций к спектаклю «Сказка о царе Салтане».
Жена продолжила работать на фарфоровом заводе и одновременно помогала мужу в работе над спектаклем.

К этому времени в общественном строе советской России укореняются идеи национального русского патриотизма, и Билибин принимает активное участие в их практическом внедрении в жизнь.

Смерть

Началась Великая Отечественная война, и уже 8 сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо, началась блокада города. Она продолжалась 871 день, но художник не пережил это страшное время. В начале войны, когда стали появляться проблемы с поставками продуктов и горожане выстраивались в длинные очереди, Билибины не стали делать запас продовольствия. О чем впоследствии очень пожалели.

В самом начале войны семья поселилась в подвале Академии художеств. Там было общежитие профессуры, которое условно называлось «Профессорский дот». Именно здесь можно было немного согреться, получить тарелку супа и стакан горячего чая.
Люди, старались выживать и изобретали разные способы приготовления пищи, чтобы увеличить норму скудного дневного пайка.

Космический холод и мучительный голод приводили художника к полному истощению. Дирекция академии неоднократно предлагала Билибину эвакуироваться, но он отказывался. «Из осаждённой крепости не бегут, ее защищают», – говорил художник.
Последний совместный Новый год (1942 г.) супруги встретили в подвале академии. По случаю праздника художник написал оду, которую прочитал среди собравшихся людей. Всем хотелось хотя бы ненадолго забыть о страшной реальности.

В ночь на 7 февраля 1943 года в подвале академии от истощения художник умер.
На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила с серым надгробным камнем. На нем крупными буквами высечена надпись «Здесь похоронены погибшие в блокаду профессора академии художеств» и далее перечислены имена и фамилии, среди которых Иван Яковлевич Билибин.
Могила Ивана Билибина

Могила Ивана Билибина

Интересные факты из жизни художника

Художник пробовал себя в области создания рекламных плакатов и картинок для пиво-медоваренного завода «Новая Бавария». Сейчас завод занимается изготовлением минеральной воды «Полюстрово».

Мастера, изготавливающие тульские пряники, ставили на них подпись Билибина. По легенде именно эти пряники на некоторое время помогли семье художника в блокадном Ленинграде.

Цитаты Ивана Билибина

Как правило, талантливые и знаменитые люди славятся не только своими работами, но и высказываниями, которые также становятся частью истории и передаются будущим поколениям. Есть такие цитаты и у Ивана Билибина:

Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!


Важный и самобытный художник России профессор Громов говорил: «Билибин никогда не заявлял громко о том, что он русский. Однако своим творчеством и принципами он показал всему миру, что он русский человек».

Это пример патриотизма для будущих поколений, когда вне зависимости от места пребывания можно сохранить свою принадлежность к родной стране и внести вклад в ее процветание.

Эта тема близка многим людям и сегодня, согласны? Напишите в комментариях!

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Ирина

    Имя художника ассоциируется со сказкой, чудом и волшебством. Нам всем знакомы его иллюстрации. Они – часть нашего детства.

  2. Дарья

    Такая насыщенная биография, очень интересный и запоминающиеся картины с самого детства, много где их встречала и такая смерть. А сколько бы он мог еще написать…

Подпишись на обновления