Карл Брюллов

Карл Брюллов

Карл Брюллов – величайший русский портретист, единственный во всем мире художник, который при жизни получил за свое уникальное творчество лавровый венок и бриллиантовый перстень из рук самого Николая I. Жизнь и творчество этого известного всему миру человека, представителя классицизма и романтизма в живописи, полна тайн и интересных фактов.

Происхождение

Родился Карл 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего художника Павел Иванович Брюлло – француз по происхождению, известная личность того времени, академик и преподаватель петербургской художественной Академии, мастер миниатюрной живописи и резчик по дереву. Мать, Мария Ивановна Шредер, имела немецкие корни.

Семейная легенда, которую передавали из поколения в поколение, гласит, что предков русского художника в XVII веке изгнали из Франции как протестантов. Чтобы избежать смертной казни, они сбежали в Люнебург и поменяли свою фамилию на немецкий лад.

Карл Брюллов

Портрет Карла Брюллова в молодости

Основатель династии был скульптором, его звали Георг Брюлло. Он прибыл в Россию с детьми покойного сына Иоанна. Работа на фарфоровом заводе скульптором приносила неплохой доход. Один из внуков Георга Павел имел много детей, два из которых в зрелом возрасте стали знаменитыми – Карл и Александр Павловичи.

Детство Карла было непростым. Мальчик с младенчества был очень болезненным, до 7 лет ему нельзя было вставать с постели.

Известные картины Карла Брюллова
читайте также
Карл Брюллов

Известные картины Карла Брюллова

5
0
0

Отец Павел относился к маленькому Карлу очень строго. Его главной целью было обучение сына живописи. Но методика преподавания была иногда невыносимой. К примеру, мальчик не имел права кушать до тех пор, пока не нарисует определенное количество людей и животных. За малейшей ошибкой следовало неотвратимое наказание.

Однажды из-за небольшой оплошности отец так ударил сына по уху, что тот на всю жизнь остался глухим. Сложное детство Карл не раз вспоминал в зрелом возрасте, говоря, что благодаря «папиному воспитанию» научился рисовать аккуратно.

Юношеские годы

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в петербургскую Академию художеств без экзаменов, т.к. преподаватели разглядели в нем большой талант. Закалка отца привела к тому, что будущий мастер показывает лучшие результаты по всем предметам, помогает своим однокурсникам с рисунками, пишет собственные полотна в то время, когда остальные стараются успеть скопировать учительские работы.

Первая его работа «Гений искусства» является лучшим образцом для других.

По словам искусствоведа Андрея Сомова, Брюллов в своих работах показывал больше, чем просто рисунок. Люди на полотнах словно «оживали», приобретали собственные эмоции. Сверстникам далеко было до таких результатов.

В 1819 году юноша пишет картину «Нарцисс, смотрящийся в воду». За нее Карла награждают Малой золотой медалью.

В 1821 году юный живописец заканчивает учебу и создает прекрасную выпускную картину «Явление Аврааму трех ангелов», за которую получает Большую золотую медаль. Кроме того, меценаты поощряют его и дарят путевку в Италию, чтобы творческий человек смог набраться вдохновения и опыта. Карл просит, чтобы с ним также отправили и брата Александра.

Итальянский период

Император Александр I отпускает талантливых братьев в долгое путешествие с учетом того, что они русифицируют свою фамилию, с «Брюлло» на «Брюллов».

До Рима художники добирались в течение года, останавливаясь в живописных европейских городках. После приезда в Вечный город братья сразу приступили к работе. Карл увлекается росписью акварелью, пишет маслом, пробует себя в жанровых картинах.

В Италии Брюллов знакомится с русской аристократкой Юлией Самойловой, которая повлияла на мировоззрение Карла. Сначала она поддержала художника, затем познакомила его с представителями высшей знати.

Между молодыми людьми вспыхнули серьезные, но не долгосрочные отношения. В 1823 году появляется картина «Итальянское утро». Меценаты решили подарить ее супруге Николая I. Император, впечатленный творением, дарит Карлу бриллиантовый перстень.

В 1827 году Брюллов пишет для российского царя картину «Итальянский полдень». Но, к сожалению, она не оправдала ожиданий Николая I. Художник очень болезненно принял критику и заявил всему миру о том, что отныне он «свободный художник».

Итальянский период длится 12 лет. Мастер создает прекрасные портреты для местных богачей, становится узнаваемым и популярным.

Свободный художник

В 1830 году художник получает огромный заказ от мецената Анатолия Демидова. Это известнейшая картина «Последний день Помпеи». Художник тщательно продумал такой сюжет, который бы зацепил сердце каждого зрителя.

Дело в том, что раньше была мода на археологию, а событием, которое описано в картине, стало сильнейшее извержение вулкана Везувий, похоронившее под слоем лавы и пепла прекрасный город. Карл тщательно изучил все материалы об этой катастрофе, какие только можно было достать, а затем отправился на раскопки в Помпею, где сделал эскизы руин и архитектурных строений.

«Последний день Помпеи»

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в хорошем качестве

Последний день Помпеи (1830-е). 465.5×651 см. Холст/масло

Над будущим мировым шедевром автор работал в течение 6 лет. В 1833 году он выставляет свою работу в Риме. Весть о картине разлетается по всему свету, посмотреть на него съезжаются многие известные люди того времени. Брюллов получает за свою работу звание художника первой степени.

Николай I после созерцания полотна призывает Карла вернуться в Россию, где его ждет церемония вручения лаврового венка.

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова
Полный анализ картины

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова

Действующие лица

Герои
Характеристика
Молодая мать с малышом, упавшая с колесницы Является центральным персонажем в последней версии полотна. Она символизирует античный мир, который обречен на гибель, а ребенок – новая жизнь, зародившаяся в этих обломках, но имеющая тесную связь с прошлым.
Плиний с матерью Плиний от всей души старается уговорить мать, у которой совершенно нет сил, собраться с духом и спастись. Но если же придется умирать, то они сделают это вместе. А родительница, в свою очередь, уговаривает его спастись самому.
Сыновья, которые несут больного отца В группе людей видны два сына, которые несут старого больного отца, а между ног спрятался их верный друг – собака.
Мать с дочерьми Данная композиция отображает треугольник эпохи классицизма.
Новобрачные Молодая пара, которая даже не успела пожить вместе. Жених держит бездыханную невесту, венок которой еще не успел завянуть. Это единственная картина, в которой людям не важен страх смерти, горе печали поглотило их.
Семейная пара Глава семьи защищает свою жену и двоих детей плащом. На лицах супругов неимоверный страх.
Толпа на ступеньках гробницы Жрецы наклонили голову от ужаса, подняли вверх приборы для жертвоприношения. Среди них и Карл Брюллов. Он изобразил себя как художника с палитрой красок и кистей на голове.

Ранние эскизы: варианты

Главным персонажем в картине является мать с малышом, которая упала с повозки. В ранних зарисовках в центре полотна лежала погибшая женщина, над которой склонился вор, пытаясь украсть ее драгоценности. Плиний с матерью в рабочих альбомах были изображены левее, чем на готовом полотне.

Сыновья с отцом в ранних зарисовках выглядели очень растянуто, в окончательном варианте Брюллов немного изменил их размещение. Группа матери и дочерей в ранних вариантах немного отличалась от конечного: мать подняла руки к небу, а дочери были не на переднем, а на заднем плане.

Последний день Помпеи. Эскиз

Последний день Помпеи. Эскиз (1828 год). 58×81 см. Бумага на картоне/масло

Живописные эскизы

Все живописные полотна тщательно хранятся в Санкт-Петербургском музее.

Прибытие в Россию

Полотно произвело фурор во всей Европе и стало гордостью России. Полотно «Последний день Помпеи» превознесло русскую живопись на пьедестал. Возвратившись в Россию, Карл продолжает создавать прекрасные картины, в частности, портреты.

Живопись в Москве

1836 г. – создание портрета А. К. Толстого. Здесь известному поэту около 19 лет, он, как говорится, молодой и зеленый, сосредоточен на любимом занятии – охоте.

1836 г. – портрет писателя А. А. Перовского. Он изображен возле окна на фоне красивого пейзажа.

1836 г. – «Гадающая Светлана». Полотно в единственном экземпляре, где показан быт простой русской души.

Петербург

В Петербурге Брюллову присвоено звание младшего профессора художественной Академии.

В период с 1836 по 1841 годы работы художника становятся более осмысленными, в них появляется мудрость жизни. Зачастую это портреты выдающихся современников мастера, исторических личностей.

Последние годы жизни

В 1843 году Брюллову поступает предложение расписать огромнейший Исаакиевский собор во всем Петербурге. Тема: «Страсти Христовы».

До 1848 года художник набрасывает эскизы, но завершить начатое не может. Собор сырой, холодный, и обострение ревматизма ослабляет и без того шаткое здоровье, поэтому живописец просит освобождения от этой работы.

23 июня 1852 года в возрасте 52 лет Карл Брюллов скончался из-за приступа удушья.

Памятник художнику Брюллову

Памятник Карлу Брюллову

Самые известные работы

Исследователи творчества Брюллова не зря назвали его «Великим Карлом». Из-под пера художника вышло более 200 камерных и парадных портретов. Холст «Последний день Помпеи» прославил его на весь мир, художник стал «первой кистью всего государства». Купол Исаакиевского собора, площадью около 800 м², тоже расписан им.

Итальянское утро, 1823 г.

Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»

Итальянское утро (1823 год). Холст/масло

Итальянский полдень, 1827 г.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»

Итальянский полдень (1827 год) 64×55 см. Холст/масло

Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова
Полный анализ картины

Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова

Последний день Помпеи, 1833 г.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в хорошем качестве

Последний день Помпеи (1830-е). 465.5×651 см. Холст/масло

Всадница, 1832 г.

Картина Карла Брюллова «Всадница» в хорошем качестве

Всадница (1832 год). 291.5×206 см. Холст/масло

Картина «Всадница» Карла Брюллова
Полный анализ картины

Картина «Всадница» Карла Брюллова

У Богородицкого дуба, 1835 г.

Картина Карла Брюллова «У Богородицкого дуба» в хорошем качестве

У Богородицкого дуба (1835 год). 61×74 см. Холст/масло

Вирсавия, 1832 г.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия» в высоком разрешении

Вирсавия (1832 год). 173×125.5 см. Холст/масло

Турчанка, 1838 г.

Картина Карла Брюллова «Турчанка» в высоком разрешении

Турчанка (1839 год). 66.2×79.8 см. Холст/масло

Интересные факты из жизни художника Карла Брюллова

Когда художнику исполнилось 35 лет, доктора при осмотре заметили, что у него очень слабое сердце и что он в любой момент может уйти из жизни. Поэтому Брюллов начинает радоваться каждому мгновению и писать портреты исключительно счастливых людей. Несмотря на свое богатство, художник был нелюдим. Он не подпускал к себе женщин вообще, потому что считал, что никого не сможет заинтересовать.

По словам биографов, ходили слухи, что сам Пушкин преклонил колени перед Брюлловым. Великий поэт и талантливый живописец увиделись на балу в то время, когда Карл писал карикатуры на гостей. Александр Сергеевич тоже захотел получить дружеский шарж, поэтому встал на одно колено. Брюллов пообещал в следующий раз, но желание гения выполнить не смог, так как состоялась дуэль и Пушкина не стало.

Талант художника оценивается до настоящего времени, так как этот великий мастер стал бессмертным в сердцах людей, а его работы, известные во всем мире, порадуют не одно поколение и будут жить в веках. А как Вы относитесь к творчеству Брюллова? Пишите в комментариях!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Филимон

    Мне виноград на Итальянском полдне очень зашёл. Так интересно и мастерски нарисовано. Этот отблеск просто прекрасен

  2. Елена

    Раньше Брюллова не очень любила, за что мои друзья искусствоведы меня постоянно критиковали. В последнее время начала смотреть на его работы под другим углом, отношение к художнику постепенно меняется. Возможным это стало, в том числе, и благодаря данному порталу, представленных на нем бесплатных обзоров картин.

Подпишись на обновления