Казимир Малевич

Казимир Малевич

Жизнь лидера русского авангарда, философа, теоретика, педагога Казимира Малевича была недолгой, но бурной. Художник активно участвовал в исторических событиях, происходивших в искусстве начала 20 века. От импрессионизма перешел к кубизму и футуризму, создавал кубофутуристические произведения. Малевич стал идеологом и основателем супрематизма.

Происхождение

Малевич появился на свет зимой 1879 года в Киеве. В биографии много непонятных моментов: в одних источниках говорится, что будущий художник родился в 1879, другие – называют 1978 год.

Отец работал на сахароваренном заводе, его переводили из одного завода на другой, поэтому семья часто меняла местожительство. Мать занималась домашним хозяйством, воспитывала детей. Семья была многодетной.

Детство

В детские годы Казимир не интересовался рисованием, интерес к кисти у него появился в в подростковом возрасте, когда побывал с отцом на ярмарке, где в магазинах выставлялись лубочные картины, красочные таблички. Ярко раскрашенные примитивные рисунки возбудили у Казимира желание рисовать. Узнав интерес сына, мать на день рождения подарила краски.

Подросток увлекся рисованием, стал заниматься в местной художественной школе. Проучился он там недолго, всего один год: в 1896 году Малевичам пришлось переехать в Курск.

Казимир Малевич в молодости

Портрет Казимира Малевича в молодости

Жизнь в Курске (1896-1907)

Восемнадцатилетний юноша устроился в управление железной дороги чертежником. Спасением от скучной работы было рисование. Начинающий художник собрал вокруг себя единомышленников, любителей живописи.

Из его «Автобиографии» можно узнать, что Малевич впервые в Курске выставил свои первые рисунки. Желание учиться художеству взяли верх, он оставил провинциальный город и отправился в столицу.

Известные картины Казимира Малевича
читайте также
Казимир Малевич

Известные картины Казимира Малевича

5
2
0

Переезд в Москву (1907-1910)

К 1907 году Малевич был женат, имел детей. После переезда снял квартиру в Москве. Казимир посещал в течение трех лет художественную студию Ф.Рерберга, который имел влияние импрессионистов. Малевич тоже увлекся постимпрессионизмом. Известны работы того времени «Церковь», «Молитва», созданные в этом стиле.

В начале 20 века в стране происходили бурные исторические события, в искусстве царило многообразие разных направлений под влиянием модернистов, импрессионистов Запада. В 1910 году появилось объединение «Бубновый валет», организованное Д.Бурлюком и М. Ларионовым. Они отказались от реалистического показа жизни, создали новое авангардисткое сообщество.

«Бубновалетовцы» помогли Малевичу сделать выбор творческого стиля. В этот период под их влиянием были созданы полотна религиозного характера («Плащаница») и жизнерадостные импрессионистические работы («Зимний пейзаж»).

Художник, когда писал картины, напевал одну и ту же мелодию, состоящую из 4-ех нот: до, ре, ля, до, каждая повторялась два раза.

Период с 1910 по 1919 год

В эти годы у художника появилась серия работ с изображением крестьян. Они представляли фигуры из многочисленных геометрических измерений. В 1912 году Малевич выставил абстракционистские работы с немецкими авангардистами общества «Синий всадник» в Мюнхене.

В 1915 году прошла эпатажная выставка картин под названием «Трамвай В» в Петрограде, где экспонировались футуристические работы художников с авангардистскими взглядами на изобразительное искусство, среди них выставился и Малевич. Работы представленные там: «Швейная машина», «Дама в трамвае». На одном из полотен «Композиции с Моной Лизой» на белом холсте изображено произведение из геометрических фигур разных цветов.

В этот период мастер развивает новое художественное направление в своем творчестве, изображая абстрактные цветные фигуры. Свой стиль он назвал супрематизмом, что означает превосходство искусства над всем прошлым. Идеи супрематизма характерны только российским художникам, появившиеся под влиянием кубофутуристов.

Малевич писал, что есть три уровня супрематизма, определяемые черным, цветным и белым цветами. Цвет для художника – ключевой инструмент. Использование геометрических форм Малевичем создают ощущение движения. Таким образом, 1915 год стал годом появления абстрактной беспредметной живописи – супрематизма.

Летом 1916 года Малевича забрали в армию. Служил он под Смоленском до 1917 года. В годы революции художник развернул бурную деятельность как новатор, разделяя идеи большевиков, вложил много сил в разработку проекта Академии искусств. Малевич писал белые стихи. Отличались они новизной и необычностью.

Период с 1919 по 1935 год

В 1919 году Малевич организовал выставку под названием «Беспредметное творчество и супрематизм».
Художник уезжает в Витебск, где берется за руководство Народным художественным училищем, где преподавал и Марк Шагал. У Малевича появились разногласия с Шагалом во взглядах на живопись.

Малевич возглавил в Витебске «УНОВИС» – группу (Утвердителей нового искусства), куда входили разделявшие идеи супрематизма. Совместно с ними продолжает вести исследовательскую работу в области изобразительного искусства. В честь УНОВИС Малевич своей дочери дал имя Уна.

Малевич пишет картину

Казимир Малевич пишет картину

В 1922 году была завершена работа по исследованию основных философских идей, которые он изложил в трактате «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».

С 1923 года Малевич руководил Музеем художественной культуры в Петрограде, читал лекции студентам института культуры. Новые полотна мастера живописи заняли экспозицию на персональной выставке в Москве. В эти годы Малевича, как талантливого художника-авангардиста, узнали за рубежом.

В 1927 году картины разных периодов демонстрировались в Варшаве. Полотна супрематиста в течение 4-ех месяцев экспонировались на выставке русских художников, организованной в Берлине. Поляки и немецкая общественность высоко оценили творчество мастера из России.

Осенью 1930 года Малевича заключили в тюрьму по доносу, как шпиона, однако освободили через 3 месяца. В 1932 году организована выставка в связи с пятнадцатилетним юбилеем страны под названием «Художники РСФСР за 15 лет», где экспонировался последний вариант «Черного квадрата».

В 30-ые годы Малевич пишет в стиле реализма. Это «Портрет жены художника», «Кузнец». Малевич увлекался и архитектурой. Известны его архитектурные модели в духе супрематизма.

Кончина и погребение

Малевич умер в 1935 году после продолжительной болезни. Ему было всего 56 лет, но смерть не оказалась внезапной, художник тяжело болел несколько лет. Малевич знал о своей смертельной болезни, подготовился к похоронам.

Малевич расписал детали своего захоронения, даже в смерти мастер не оставил вдохновения, в этом он находил успокоение в период тяжелой болезни. Он при жизни спроектировал себе гроб в виде креста, который назвал «архитектоном».

Надели на него белую рубашку, брюки черного цвета, на ноги обувь красного цвета. Тело было кремировано, прах похоронен недалеко от деревни Немчиновка в Подмосковье. Место могилы художника в данный момент неизвестно.

Техника живописи

Техника супрематизма отличается тем, что краски на холсте накладываются одна на другую. Чтобы получить красное пятно, он наносил красный на слой черного цвета. Зрителю он видится не чисто красным, а с темноватым оттенком. Мастер использовал самодельные краски, готовил из жженой кости, темной охры с добавлением мела. Такой состав не давал глянца на холсте.

Малевич писал свой портрет, не грунтуя холст. Фактура материала предстает открытой на больших участках композиции. Техника написания на чистых холстах часто практиковалась живописцами того времени.

Использование негрунтованных основ считалось приметой техники авангардистов. С точки зрения технологии здесь все в норме – холст обычно имеет слой слабой проклейки, не разрушавшей последующую живопись, в какой-то степени она компенсирует отсутствие грунтовки.

Картина «Черный квадрат» долгое время считалась утерянной. Была обнаружена у наследников художника в Самаре в 90-ые годы. Выкуплена В. Потаниным и передана Эрмитажу в 2002 году.

Знаменитые картины

Казимир Малевич — авангардист, основатель супрематизма оставил после себя богатое наследие. Писал картины в разных стилях. Полотна художника, написанные в стиле фовизма, кубизма, экспрессионизма, неоклассицизма известны всему миру. Многие реалистические работы созданы в последние годы жизни.Творческие искания привели его к супрематизму.

«Автопортрет»

«Автопортрет» (1910) Малевича в высоком качестве

Автопортрет (1910 год). 26.8×27 см. Бумага/акварель/гуашь

Выполнен на бумаге гуашью, в стиле фовизм. Лицо разделено пополам светом и тенью, использованы тёплые и холодные краски. Этим художник показывает молодой и зрелый возраст, передает терзания и искания с помощью абстрактных приёмов, применением разных цветов краски.

«Черный квадрат»

Картина Малевича «Черный супрематический квадрат» в высоком разрешении

Черный квадрат (1915 год). 79.5×79.5 см. Холст/масло

Самая известная и обсуждаемая картина мастера. Изображает знак, отрицающий предшествующую культуру.

«Белое на белом»

Картина Малевича «Белое на белом»

Белое на белом (1918 год). 78.7×78.7 см. Холст/масло

Полотно с изображением 2-ух оттенков белого цвета. На более теплом фоне изображен другой квадрат в голубоватых холодных тонах.

«Корова и скрипка»

Картина «Корова и скрипка» в хорошем качестве

Корова и скрипка (1913 год). 48.8×25.8 см. Дерево/масло

Картина с философским смыслом. Написана на дощечке деревянной полки. Художник хочет сказать, что каждый должен иметь собственное мировоззрение.

«Жницы»

Картина «Жницы» в высоком разрешении

Жницы (1920-е). 71×103 см. Дерево/масло

Картина из крестьянского периода творчества. На переднем плане женщина с серпом, на заднем плане видна Никольская церковь.

«Скачет красная конница»

Картина Малевича «Красная конница». Высокое разрешение

Красная конница (1932 год). 140×91 см. Холст/масло

Красная конница скачет в пространстве между небом и землей к горизонту.

«Голова современной девушки»

Картина Казимира Малевича «Голова современной девушки» в высоком разрешении

Голова современной девушки (1932 год). 43.5×34 см. Холст/масло

Написана в стиле неоклассицизм с нео-супрематизмом. Девушка с короткой стрижкой и красной косынкой в мужском костюме похожа на женщин эпохи Возрождения.

 «Портрет ударника»

Картина Казимира Малевича «Портрет ударника» в хорошем качестве

Портрет ударника (1932 год). 64×55 см. Холст/масло

Картина написана в стиле реализма на фоне фабрики. Серьезное лицо пожилого рабочего спокойное и уверенное.

«Черный круг»

Картина «Черный круг» в хорошем качестве

Черный круг (1923 год). 106×105.5 см. Холст/масло

Полотно, изображающее беспредметную живопись, имеет глубокий философский смысл. Круг – это форма всей вселенной, начальный элемент всего земного бытия.

«Красный квадрат»

Картина «Красный квадрат»

Красный квадрат (1915 год). 53×53 см. Холст/масло

Квадрат с неровными краями красного цвета на белом фоне символизирует революцию. Это изображение крови жертв перемен нового времени.

«Супрематическая композиция»

Картина «Супрематическая композиция», 1916

Супрематическая композиция (1916 год). 88.5×71 см. Холст/масло

Cоздана в 1916 году. Высокооплачиваемое полотно русской живописи. Каждая из фигур со смыслом. Синий прямоугольник находится на красном луче, это протест художника против натурализма.

Основатель беспредметной живописи Малевич оказал огромное влияние на художников последующих поколений, которые выбрали концептуализм, минимализм.

Философ Михаил Бахтин писал: «Для Малевича супрематизм был самая высшая, последняя в области искусства мысль — супрем, супрематизм».

Интересные факты из жизни Казимира Малевича

  1. Гений супрематизма не смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, два раза не прошел по результатам вступительных экзаменов.
  2. По эскизам Малевича вышивались узорные платки, красочные скатерти, наволочки. Позже они выставлялись на продажу. Такие вышивки пользовались популярностью и востребованностью на ярмарках в Берлине.
  3. Всем знакомо слово «невесомость», его придумал Малевич. Художник понимал развитие, как поднявшийся в небо самолет, который преодолел свой вес. А масса тянет его вниз. Невесомость у художника означала идеал.
  4. «Черный квадрат» – закрашенное полотно живописца. Под лучами рентгена обнаружили, что под краской находится, скорее всего, какая-то геометрическая фигура. Сам художник говорил, что писал быстро, идеи появлялись, как озарение. Искать чистый материал для основы времени совсем не было.
  5. Полотно «Скачет красная конница» изображает кровавые жертвы революций и гражданской войны.
  6. На аукционе Сотбис картина «Супрематическая композиция» куплена неизвестным коллекционером за 60 миллионов долларов.
Как Вы относитесь к творчеству Малевича? Какие картины художника произвели на Вас наибольшее впечатление? Пишите в комментариях!

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Максим

    Редко кто может назвать у него что-то кроме черного квадрата. А ведь есть на что посмотреть. Он и другие картины создавал.

  2. Алина

    А мне понравилась картина “Красная конница”. Вроде простая, но блистательно передает дух революции, дух перемен в молодой стране Советов.

Подпишись на обновления