Михаил Врубель

Михаил Врубель

Рубеж XIX-XX веков отличается необычайно разнообразными поисками в искусстве. Мастера всех жанров пытаются найти современные способы выражения, что приводит к появлению новых направлений и стилей. Эти тенденции ярко проявились и в живописи. Среди русских художников наиболее крупным новатором стал Михаил Александрович Врубель.

Происхождение

Фамилия Врубель польского происхождения. Предки художника имели дворянские корни. Семья была небогатой, и Врубели зарабатывал, и служа Отчизне. Прадед трудился судьёй в Белостоке. Дед был военным и дослужился до генерал-майора. Его последние годы прошли в Астрахани в должности казачьего атамана. Здесь же один из его сыновей, будущий отец художника Александр Михайлович, женился на дочери губернатора и известного картографа Басаргина – Анне.

Известные картины Михаила Врубеля
читайте также
Михаил Врубель

Известные картины Михаила Врубеля

5
2
0

Отец художника был кадровым военным, что предполагало частые переезды. Он участвовал в боевых кампаниях, а потом стал армейским юристом. В семье родилось четверо детей. Из них долгую жизнь прожили только старшая дочь Анна, появившаяся на свет в 1855 году, и второй сын Михаил. Младшие дети умерли в младенчестве.

Будущий художник родился 17 марта 1856 года в Омске. С малых лет он был слабым ребёнком, ходить начал только в три года. В 1859 году мальчик стал сиротой: его мать умерла от чахотки.

Детство и юные годы

Детство Михаила протекало в разных городах. В 1859 году семья живет в Астрахани, а с 1860-го Врубели переехали в Харьков. В 1863 году Врубель-старший женится во второй раз на Елизавете Вессель. Дама происходила из семьи столичных интеллигентов, посвятила себя мужу и его, а потом и своим детям.

Мачеха имела хорошие отношения с приёмными детьми. Она и её сестра с консерваторским образованием воспитали в Михаиле любовь к музыке. Брат мачехи, будучи увлечённым педагогом, занимался с племянниками развивающими играми и любил устраивать домашние представления. Вторая жена отца пристальное внимание уделяла здоровью Миши, что позволило вырастить из слабого мальчика мужчину с хорошими физическими данными.

К десяти годам подросток имел разносторонние интересы: театр, музыка и рисование. С мальчиком занимался живописью приглашённый отцом учитель гимназии.

Впервые художественный талант Врубеля проявился в 9 лет после просмотра копии фрески «Страшный суд» Микеланджело. Юный художник смог воспроизвести работу в деталях по памяти.
Семейство Врубеля.

Семейство Врубелей в 1863 году

Образование

Михаил Врубель получил классическое образование. Это ему помогло в дальнейшей жизни.

Учёба в гимназии

С гимназией будущему художнику повезло. Он учился в известных учебных заведениях.
Сначала это была Пятая гимназия Петербурга, куда семья переехала на время обучения отца в военно-юридической академии. Гимназия была передовой. Здесь внедряли самые современные достижения педагогики. Особое внимание уделялось изучению древних языков и литературы. Преподавались также танцы и гимнастика. Здесь Врубель увлекается естествознанием и дополнительно посещает художественную школу.

В 1870 году отец оканчивает академию и направляется служить гарнизонным судьёй в Одессу. А его сын продолжает обучение в Ришельевской гимназии. Об этом времени известно из писем Михаила к сестре Анне, уехавшей учиться в столицу. Подросток овладевает науками легко. К этим годам относится его упоминание о своих первых работах: он пишет маслом портреты умерших брата и сестры.

Однако слова о живописи в письмах редки. Чаще он повествует о чтении классики на языке оригинала. Да и театр его интересует больше. Врубель подробнейшим образом описывает гастроли петербургской оперы, а о выставке передвижников в Одессе упоминает совсем кратко. В 1874 году Михаил окончил гимназию с золотой медалью.

Врубель с Сестрой.

М. Врубель с сестрой Анной.

Учёба в университете

В этом же году юноша по воле отца поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но сама учёба по специальности не очень интересовала разносторонне развитого молодого человека. О ней имеется не так много сведений. Известно, что второй курс он осваивал два года, а в конце обучения не смог защитить выпускную работу и окончил юридическое образование как действительный студент.

Однако это время было весьма полезным для будущего художника. Проживая у своего дяди Николая Христиановича Весселя, Врубель имел тесные контакты со столичной богемой. В частности, он познакомился с Мусоргским, часто бывавшим у Весселей. Не интересуясь юриспруденцией, студент основательно изучает философию, в особенности, эстетику Канта, что сделает его последующее творчество более глубоким.

Активная жизнь и немалые запросы студента требовали средств, что заставило будущего живописца подрабатывать репетитором и гувернёром. Эта деятельность позволила сблизиться с состоятельными семействами. Благодаря этому Михаил посещает в 1875 году несколько стран Европы.

Самое значительное влияние оказывает семейство Пампелей. Его богатые покровители поощряют художественные опыты молодого человека. В конце 70-х годов XIX столетия он знакомится со студентами Академии художеств, посещает вечерние классы заведения, обучаясь изобразительному мастерству.

Врубель, наконец, понимает в чём его призвание, которому стоит посвятить жизнь. Отслужив недолгую воинскую повинность, он поступает в Академию художеств. В это время ему исполняется 24 года.

Период 1880-х годов

Последние десятилетия XIX века в России отличались насыщенной политической жизнью, но Врубель полностью посвятил себя искусству.

Автопортрет Врубеля.

Автопортрет, 1885

Академия художеств

В 1880 году Михаил становится вольным слушателем Академии художеств и периодически занимается в мастерской у Павла Чистякова. Регулярные занятия с наставником начнутся с 1882 года. Понимание мира и изобразительных средств у учителя с учеником достигают гармонии. Впоследствии художник писал: «… мне страсть понравились основные его положения».

О наставнике. П.П. Чистяков – не стал известным художником. Но как учитель, он был настоящим гением. По другому назвать его нельзя, ведь он являлся наставником таких выдающихся и совершенно разных мастеров, как Репин, Васнецов, Серов, Суриков, Врубель, Поленов.

В годы учёбы в Академии Врубель наиболее близок с Валентином Серовым. Одно время он плотно общается с Репиным, в мастерской которого Михаил работает по утрам. Но скоро у молодого художника происходит творческое неприятие Ильи Ефимовича и их близкие отношения прекращаются .

Хорошо известна незаконченная акварель Врубеля «Пирующие римляне», над которой он работал в эти годы. Несмотря на небольшие размеры работы, в ней много новых начинаний. Античный сюжет, характерный для академического стиля живописи, реализован своеобразными изобразительными средствами. Попытка совместить традиционную тему с необычными ракурсом, освещением и фигурами в то время оказалась не под силу начинающему мастеру.

Так же неудачно закончились эксперименты Врубеля и при работе над картиной «Гамлет и Офелия». В это трудное время художника поддержали друзья, предложив написать живую натуру. Для этого была приведена известная модель Агафья, а также представлены старинные предметы. Эксперимент оказался успешным, и из-под кисти мастера вышло полотно «Натурщица в обстановке Ренессанса».

В 1883 году композиция Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» была отмечена серебряной медалью академии. Несмотря на такой успех, Михаил покидает учебное заведение. По рекомендации своего учителя он едет в Киев реставрировать старинную Кирилловскую церковь. Поездка обещала хороший заработок, кроме того, в творческом плане молодого мастера ждало много новых открытий.

Врубель за работой.

Художник за работой. Фото 1898 года

Киев

Художник академической школы без особых претензий по заработку понадобился археологу и историку искусства Прахову. Стояла задача восстановления старинных фресок и дополнения их новыми росписями в местах храма, где они были утеряны.

В те годы реставрационное мастерство было развито слабо. Не было специалистов по византийской живописи, в стиле которой когда-то расписывалась Кирилловская церковь. Врубель погружается в изучение древнего искусства. Материалом для этого служат росписи храма, фрески Софийского собора. Большим подспорьем становится, роскошная библиотека Адриана Прахова, из которой реставратор почерпнул много информации изучая книги и фотографии.

После проникновения в дух Византии и Древней Руси у художника стали получаться работы, созвучные историческим фрескам. За короткое время в Кирилловской церкви мастеру удаются выдающиеся росписи «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Вход Господень в Иерусалим», «Оплакивание».

Духовные искания и работа не помешали увлечению Врубеля женой Прахова Эмилией. Судя по всему, молодая интересная дама не отвечала взаимностью. Но отношения стали раздражать покровителя художника, который в 1884 году отправил потенциального соперника изучать работы старинных мастеров в Италию.

Картина «Пан» Михаила Врубеля
читайте также

Картина «Пан» Михаила Врубеля

5
3
0

Первое путешествие в Италию

На Пиренейский полуостров Врубель поехал с киевским художником М. Гайдуком, помогавшим ему в работе по росписи храма. Живописцы сняли в Венеции мастерскую на двоих. Из многообразия здешней живописи не всё оказалось близким Врубелю. Его восхитили мозаики и витражи собора Сан-Марко, росписи церквей острова Торчелло и мастеров раннего Ренессанса. Основным итогом пребывания в Венеции стало развитие колористического таланта художника.

Изучение итальянской живописи придало Врубелю уверенности. Вместе с выработанной в Академии работоспособностью это позволило мастеру создать в Венеции четыре выдающихся иконы гигантских размеров всего лишь за полтора месяца.

Полотна были написаны на цинковых листах. Краски сначала не ложились на материал, но Врубель освоил новую технологию. В этот период им созданы такие произведения:

  1. «Богоматерь с младенцем»;
  2. «Святой Кирилл»;
  3. «Святой Афанасий»;
  4. «Христос Спаситель».
Икона «Богоматерь с младенцем» сделала художника известным. Выполненный по канонам иконографии образ отличается необычностью и выразительностью. Для ликов использовалась реальная натура: Богородица – жена Прахова, Эмилия, младенец Христос – его младшая дочь.

Киев и Одесса

Приехав из Италии, Врубель в 1885 году несколько месяцев живёт в Киеве. Летом он перебирается в Одессу, где общается со своими знакомыми по художественной школе. Здесь его посещает Серов, которому впервые Михаил рассказывает об идее изображения Демона. В письмах близким он уже пишет о задумках тетралогии на эту тему. Новый год художник опять встречает в Киеве.

В этот период он знакомится с Константином Коровиным, получает заказ и деньги от сахарного магната и коллекционера И. Н. Терещенко. При этом мастер увлекается богемной жизнью и проводит много времени в модном кафе-шантан.

Прахов начинает работы по росписям Владимирского собора. Михаил выполняет для этого несколько картин. Но заказчик понимая, насколько значительны эти творения, отказывает мастеру. Прахову очевидно, что Врубель выполнит задачу совершенно оригинально, что помешает создать единый ансамбль оформления храма.

Такое решение сильно ударило по самолюбию художника. Он пытается найти себя в других работах. Но душевное смятение не позволяет успешно создавать новые полотна. Первый вариант Демона и ряд других произведений автором уничтожаются. Картина «Восточная сказка» появляется только в акварели.

Закончена лишь «Девочка на фоне персидского ковра», но и она отвергнута заказчиком. Картину выкупает И.Н.Терещенко. Друзья помогают Врубелю подзаработать. Он пишет орнаменты во Владимирском соборе и расписывает один их его плафонов по чужим эскизам как подмастерье.

Московский период 1890-1902

Москва – город, в котором у Врубеля начинается новая жизнь.

1889 году, переехав в Москву, Врубель селится в мастерской К. Коровина, который познакомил его с Саввой Мамонтовым, известным меценатом. Художник перебирается в дом Мамонтова. Однако мастер не нравится жене хозяина, что вынуждает его переехать на съёмную квартиру.

Демон

Вскоре после приезда в Москву Михаил Александрович, наряду с другими художниками, попадает в группу иллюстраторов издания произведений Лермонтова. При работе коллеги не понимают его концепцию оформления произведений великого российского ученого и поэта. А в вышедшем вскоре двухтомнике Лермонтова, иллюстрации Врубеля подвергаются резким нападкам критики. Невосприятие его творчества приводит к тому, что художник решает изменить свои эстетические принципы. Он стал придерживаться мнения, что настоящее искусство непонятно почти никому.

К.Коровин писал о Врубеле: «Он был злобно гоним. Его великий талант травили, поносили и звали тёмные силы, решив его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения, совершенно неповинного ни в чём человека. М.А. Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел от злобы и невежества всю свою жизнь».

Иллюстрации к поэме «Демон» у Врубеля были чёрно-белыми. В это же время в цвете тему Демона художник воплощает в первой картине из наиболее известного своего цикла работ «Демон сидящий».

Картина «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля
читайте также

Картина «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля

5
3
0

Абрамцевские мастерские

Летом 1890 года Врубель приезжает в подмосковное имение Мамонтова Абрамцево. Здесь он селился надолго. Хозяин усадьбы обеспечивает художника разнообразными заказами, а тот с радостью осваивает работу с керамикой и майоликой, занимается скульптурой, мозаикой, витражами, декорациями и костюмами для театра. У него всё получается, в это время создается множество работ, ставших началом русского модерна в изобразительном искусстве.

Второе путешествие в Италию

В ноябре 1891 года Мамонтовы едут в Италию перенимать опыт для гончарных мастерских. Врубель отправляется с ними как консультант. По задумке, зимой они собирались жить в Риме. Художник должен был работать над театральными декорациями и занавесом для Мамонтовской оперы. Попытка совместить Врубеля со своей женой у Саввы Ивановича опять провалилась, и художник поселился у братьев Сведомских, тоже художников.

Мамонтов устраивает Врубеля в мастерскую Рицони, с которым Михаил успешно сотрудничает. В это время художник принимает решение участвовать в Парижском салоне и начинает работу над картиной «Снегурочка». По возвращению в Абрамцево, он пишет новым для себя способом по фотографиям. В результате такой живописи появляются известные произведения «Венеция» и «Испания».

Фото Врубеля 1898.

Врубель в 1898 году

Декоративные работы

С конца 1892 года Врубель живёт в Абрамцеве. Выполненные им заказы для С.Т. Мамонтова формируют хорошую репутацию. У мастера появляется много работы. На Поварской его произведения украшают дом Дункеров. На Спиридоновке и в Подсосенском переулке мастер создаёт декор особняков Морозовых вместе с Фёдором Шехтелем, наиболее известным архитектором модерна.

В этих произведениях Врубеля лучшим образом проявились таланты скульптора, архитектора и мастера декоративного оформления. Его работы появляются на известных строениях модерна в Москве.

Керамические панно художника украшают здания Ярославского вокзала, дом Сокол на Кузнецком мосту, дом Васнецова. По его архитектурным проектам построен особняк Мамонтова на Садовой и павильон на Парижской выставке.

К наиболее известным работам мастера этого времени следует отнести триптихи:
«Фауст», написанный для особняка Морозова в Подсосенском переулке.
«Суд Париса», отвергнутый Дункерами и купленный К.Б.Арцыбушевым.

Нижегородская выставка 1896 года

В 1896 году в Нижнем Новгороде с большим размахом проходила очередная Всероссийская выставка. На ней было представлено множество достижений страны, находившейся на небывалом подъёме. Но красота представленных павильонов, многие из которых были возведены по проектам Шехтеля и Шухова, была не бросской

С выставкой связан скандал, в центре которого оказались работы Врубеля. Одним их организаторов экспозиции был С. Мамонтов. Он обнаружил на стенах павильона, предназначенного для демонстрации художественных достижений, два обширных свободных места. Под их размеры Мамонтов заказал Врубелю большие панно. Тематику художник определял сам. Для картин были выбраны сюжеты популярной пьесы «Принцесса Грёза» и былины «Микула Селянинович».

Работы в новаторском стиле не были согласованы с Академией, что оскорбило официальных живописцев. Комиссия посчитала, что панно Врубеля недостойны находится на выставке.

Мамонтов не согласился с таким решением. Для работ художника был построен специальный павильон. Работы там экспонировались при большом стечении народа, привлечённого скандалом. Критика восприняла панно по-разному. Но итогом этой истории стало то, что Врубель получил широкую известность.

Выставка в Нижнем Новгороде.

Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896)

Женитьба и дальнейшая работа (1896–1902)

В начале 1896 года Врубель приехал в Петербург к постановке оперы, спонсором которой был С. Мамонтов. Он работает над костюмами вместо заболевшего К. Коровина. На премьере художник услышал и пообщался с одной из солисток Н. Забелой. Почти сразу же он сделал ей предложение. В июле в Швейцарии молодые обвенчались и провели медовый месяц в Люцерне.

Осенью 1896 года пара переезжает в Харьков. Здесь у жены художника была работа в местной опере. Сам же он оказывается на её содержании. Врубель начинает работать над театральными декорациями и костюмами.

Последние несколько лет 19 века Михаил Александрович успешен в Москве. Во многом это произошло благодаря знакомству с Римским-Корсаковым, произведения которого дали толчок к ряду известнейших работ мастера, в частности, картины «Царевна-Лебедь».

В эти же годы из-под кисти живописца появляются полотна «Пан» и «Богатырь». Летом 1900 года Врубелю присуждена золотая медаль Всемирной выставки в Париже за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Его приглашают поработать на Дулёвском фарфоровом заводе. Этот период известен росписью художника блюда «Садко».

С лета 1898 года мастера начинают мучить сильнейшие мигрени. Он становится раздражительным и нетерпимым к несогласным с его мнением.
Михаил Врубель с женой.

М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фото 1896 года

Демон поверженный

С 1899 года живописец возвращается к теме Демона. В результате долгих колебаний он начинает работать над «Демоном поверженным». В 1901 году у Врубелей родился первенец, которого назвали Саввой. У обаятельного и здорового мальчика была «заячья губа». Работая над Демоном, художник пишет акварелью портрет шестимесячного сына.

С рождением ребёнка жена на время покидает сцену. Забота о благосостоянии семьи ложится на художника. Учитывая сложнейшую работу над Демоном, которая никак не завершалась, это были нелёгкие времена для мастера. Врубель бесконечно дорабатывает картину, пишет до 14 часов в день. У него начинается бессонница, состояние психики становится всё хуже.

К этому добавляется неприятие «Демона поверженного» публикой на московской выставке. На вернисаже в Петербурге художник переписывает картину прямо в зале. В итоге полотно покупают за 3 тыс. руб. Но это не успокаивает художника. Он тратит деньги, уходя в загул. Жена с ребёнком пытаются убежать от него к родственникам. В апреле 1902 года Врубеля помещают в психиатрическую клинику.

Картина Демон поверженный.

Демон поверженный. (1902) 139 × 387 см. Холст/масло

Последние годы жизни (1903-1910)

Информация о том, что Врубель помещён под надзор психиатров, дошла до журналистов и широко обсуждалась в прессе. Ряд статей был недоброжелательным. В то же время происходит перелом в общественном мнении. У художника появляется много поклонников.

С апреля по август Врубель болен настолько, что к нему не допускают даже близких. Осенью Михаилу становится лучше. Его переводят в другую клинику и разрешают посещения. Но перспективы очень мрачные.

Смерть сына. Второй кризис

Художника выписывают из лечебницы в феврале 1903 года. Первое время у него апатия, затем начинается депрессия. Один из его меценатов фон Мекк предлагает пожить Врубелям на его даче под Киевом. Предложение принимается. Перед отъездом заболевает двухлетний сын. А в Киеве ребёнок умирает.

В это время к Михаилу Александровичу возвращается позитивный настрой. Он занимается похоронами и всячески поддерживает жену. Супруги всё-таки едут к фон Мекку. Здесь художнику опять становится плохо.
На этот раз он находится на лечении в Риге, а потом в её пригороде. Если первый кризис сопровождался манией величия, то теперь Врубель считает себя ничтожным. Но лечащий врач считает, что художник может излечиться за работой. Михаил Александрович начинает трудиться, но мастеру не нравятся результаты, он постоянно дорабатывает написанное. Это приводит его к нервному истощению.

Клиника Усольцева. Реабилитация

В июле 1904 года Врубеля переводят в Московскую клинику Усольцева. Лечебница была санаторной, где больные жили в естественной обстановке. Ежедневно художника посещали жена и сестра, поселившиеся поблизости. Иногда и сам больной имел возможность навестить своих домашних. Такие условия привели мастера почти в нормальное состояние. В этот период Врубель создаёт множество карандашных рисунков с больничной натуры.

Жена художника начинает сотрудничество с Мариинским театром. Лечащий врач не видит препятствий для переезда семьи в Петербург. Постоянный стресс сказался на голосе певицы, и её дальнейшая карьера становится возможной только на камерной сцене. Врубель постоянно изображает любимую жену на своих полотнах.

Мода в живописи меняется. Критика начинает признавать новые художественные стили. Начинают восхищаться и картинами Врубеля. На выставке 1905 года демонстрируется его новое полотно «Жемчужная раковина».

В начале 1905 года болезнь возвращается к художнику. За ним приезжает Усольцев и увозит в свою московскую клинику.

Последняя творческая активность

Больной стал приходить в себя только через полгода. Он начинает творить. Особой глубиной отличается неоконченное полотно «Видение пророка Иезекииля». По совокупности работ Врубель в ноябре 1905 года становится академиком живописи. Клинику посещает Рябушинский и заказывает мастеру портрет поэта Валерия Брюсова.

Художник из последних сил работает над портретом. В это же время самого Врубеля изображает Валентин Серов. Болезнь прогрессирует. В феврале 1906 года мастер полностью теряет зрение.

Угасание. Кончина

Потеряв зрение, художник перестаёт буйствовать. Психиатрическое лечение ему уже не требуется, и близкие забирают его в столицу. Художник помещается в клинику, а затем его переводят в больницу вблизи квартиры, где живут домашние. Больше всего времени у постели больного проводит его сестра Анна. Члены семьи читают ему вслух, иногда устраивают концерты.

Сам художник живёт в собственных галлюцинациях. Потом начинает жаловаться, что устал от жизни. В последние зимние дни жизни Врубель специально стоит перед открытой форточкой, чтобы вызвать воспаление лёгких. Болезнь переходит в чахотку, от которой он и умирает 1 апреля 1910 года.

Похороны Врубеля.

Похороны М. Врубеля, 3 апреля 1910 года

Самые известные и дорогие работы

Работа Год Где находится Материал
Сошествие Святого Духа на апостолов 1885 Киев, Кирилловская церковь Масло, цинк
Богоматерь с младенцем 1885 Киев, Кирилловская церковь Масло, цинк
Девочка на фоне персидского ковра 1887 Киев, Музей русского искусства Масло, холст
Демон сидящий 1890 Третьяковская галерея Масло, холст
Гадалка 1895 Третьяковская галерея Масло, холст
Принцесса Грёза 1884 Гостиница «Метрополь», Москва Майолика
Пан 1899 Третьяковская галерея Масло, холст
Царевна-лебедь 1900 Третьяковская галерея Масло, холст
Сирень 1901 Третьяковская галерея Масло, холст
Демон поверженный 1902 Третьяковская галерея Масло, холст

Работ Врубеля не так много, чтобы составить перечень, выставлявшихся на аукционах. Имеющиеся сведения позволяют сказать, что художник востребован у коллекционеров и его произведения стоят дорого.

В 2012 году на аукционе Сотсби была продана скульптура из майолики «Морской царь» за 229 тыс. фунтов стерлингов. На аукционе в Париже в 2003 году за акварель «Нимфы» 1900 года заплатили 571 тыс. долларов.

Интересные факты о художнике Михаиле Врубеле

  1. В своих работах художник писал глаза в последнюю очередь.
  2. Фамилия Врубель в переводе с польского значит воробей.
  3. Врубель не смог удержаться от критики картины Репина «Крестный ход в Курской губернии», это испортило отношения художников.
  4. По словам очевидцев, в психиатрической клинике художник цитировал «Илиаду» «Гамлета» и «Фауста» на языках оригиналов.
  5. Врубель знал 8 иностранных языков.
  6. Пикассо вспоминал, что из русских художников его впечатлил только Врубель, работы которого он видел на парижском салоне 1906 года.
  7. Живописное панно «Принцесса Грёза» было утеряно и найдено на складах Большого театра в 1956 году. Его выставили в Третьяковке только в 2007 году после реставрации. До этого для гигантского полотна не нашлось места.
  8. Холст «Принцесса Грёза» имеет длину 14 м, а высоту полукруга 7,5 м. Его площадь 94 м2.
  9. При поездке в Венецию Врубель познакомился с Д.И. Менделеевым, который как химик консультировал художника по нанесению масла на цинк.
  10. Стихотворение о Врубеле написал В. Брюсов.
А вам нравится Врубель? Удалось ли побывать на выставке художника в Новой Третьяковке как впечатление? Съездите в Абрамцево, это совсем недалеко.

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Павел

    Для меня он пример карандашного рисунка. Такое изящество линий и свой взгляд на вещи, который видно в картинах

  2. Анна

    Гениальный художник и такая трагическая судьба! Неужели от гениальности до сумасшествия всего один шаг?

  3. Игорь

    Сильный художник, работавший совершенно в разных техниках. У меня его творчество ассоциируется с образом Демона Лермонтова.

Подпишись на обновления