Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли – итальянский художник. Он разработал собственный стиль, характеризующийся элегантностью мазков, меланхоличным характером и выразительной силой линий. Боттичелли считается самым ярким представителем Кватроченто. Он работал для различных ветвей флорентийской буржуазии, в частности для Медичи, а также для последователей платоновской культуры.

Происхождение

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился во Флоренции в 1444(45) году и был четвертым сыном кожевника Мариано ди Ванни и его жены Смеральды.

Он жил во флорентийском районе Санта-Мария-Новелла, недалеко от церкви Оньиссанти, для которой позже художник выполнил некоторые из своих самых значительных работ. С раннего возраста его обучал отец. Сандро очень хорошо разбирался в живописи, графике и скульптуре.

Известные картины Сандро Боттичелли
читайте также
Сандро Боттичелли

Известные картины Сандро Боттичелли

5
2
0

Именно пребывание в этом районе позволило ему близко познакомиться с такими произведениями, как работы Масаччо в Санта-Мария Новелла, положившими начало живописи эпохи Возрождения, кульминацией которой впоследствии станет Боттичелли.

Вазари также утверждает, что Боттичелли был беспокойным ребенком, который неохотно посещал школу, но имел страстную любовь к живописи.

Юношеские годы и образование

Что касается его ранних лет и начального обучения, то в одной из деклараций о доходах можно найти интересную информацию. Мариано, отец художника, заявляет, что его тринадцатилетний сын был не в добром здравии и занимался каким-то занятием, говоря о нем как о «Sta a allegere» (читать) или «A allegare» (ставить). Это было истолковано как указание на школьную профессию; другие, напротив, понимают это как знак или указание на ученичество в мастерской ювелира.

Эта теория обучения на ювелира может быть подтверждена позициями Шастеля и Деймлинга, поскольку, согласно им, Боттичелли сначала посвятил себя ювелирному делу, как и многие художники того времени. Именно это дало ему чувствительность к декоративности форм, которая будет присутствовать в его работах на протяжении всей его карьеры. Обучение профессии ювелира проходило в мастерской его брата Антонио, у которого он учился рисунку и стилю.

Картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
читайте также

Картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

5
3
0

В 1464 году Мариано решил отправить Алессандро в мастерскую одного из самых важных и известных живописцев того времени, Фра Филиппо Липпи. Так, в возрасте двадцати лет Боттичелли поступил в мастерскую монаха, где полюбил яркие контуры и гармоничные, наполненные светом формы, а также обучился построению перспективы, умению формулировать объемы и прописывать детали.

Именно это пребывание в мастерской монаха привело к тому, что первые работы художника были наполнены религиозными мотивами, непосредственно вдохновленными картинами Липпи, хотя Боттичелли внес свои изменения и особенности.

Творческий путь

В 1467 году он поселился во Флоренции, а в 1470 году открыл собственную студию. Его несколько энергичный формальный стиль этого периода предполагает влияние братьев Пьеро и Антонио Поллайоло, а также Верроккьо и Леонардо, которые заставили художника привнести в живопись более объемные формы и большую пластическую проработку, тем самым подчеркивая телесность в живописи.

В период 1470-1480 годов его слава росла, выполнялись престижные заказы, связанные с семьей Медичи. В 1472 году он был зачислен в гильдию живописцев Сан-Луки.

Утверждение во Флоренции и открытие мастерской, а также первые заказы привели к росту престижа художника, и он получил важное поручение от папы Сикста IV, который вызвал Боттичелли в Рим для создания фрески.

Эксперт Лурье Феликс:

«За великие фрески Сикстинской капеллы работы Боттичелли, Перуджино, Синьорелли, Гирландайо Ватикан платил по 250 флоринов за штуку. Для сравнения – типичный годовой доход купца составлял 20 тыс. флоринов».

По возвращении из Рима художник обрел свой собственный голос. Это было время, когда вокруг двора Медичи собрался круг флорентийских интеллектуалов. Они поручили Боттичелли стать интерпретатором неоплатонической культуры того времени: придать жизнь телу, лицу и цвету древних басен и мифов этого круга, сделав его одним из великих флорентийских мастеров того времени.

Что касается особенностей, присутствующих в его живописи, то здесь следует отметить его первоначальное обучение в качестве ювелира, которое позволило ему стать «живым рассказчиком». Это художник, который переходит от академизма своего мастера к более личному характеру, демонстрируя тем самым большую психологическую чувствительность, позволяя формальному языку своего мастера трансформироваться в пластическую силу с большой элегантностью. Она означает, что в работах Боттичелли присутствует единство гармонии линий и композиции, а иногда обнаруживаются тонкие деформации, которые накладываются на реальность в угоду поэзии.

Художник, кажется, высказывает все в своих картинах, но его работы скрывают кое-что: определенную меланхолию, которая является ключевым элементом в его творчестве. Она порождает в зрителе неуверенность, сомнение, а также беспокойство, которое читается в лицах фигур. Именно поэтому людям близки его работы, несмотря на все неоплатоническое содержание, лежащее в их основе, поскольку литература и культура накладывают отпечаток на личность и творчество.

Стоит также отметить важность пейзажа в его работах, что происходит под влиянием голландских художников его времени, таких как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и Хуберт ван дер Гос. Это обусловлено торговыми отношениями между Италией и Нидерландами. Детальное исполнение мотивов, реалистичность фигур и манера изображения пейзажей – все это можно найти в картинах голландских живописцев.

Период кризиса

Последняя часть жизни художника отмечена присутствием Савонаролы и близостью Боттичелли к некоторым вопросам, поднятым Пьяньоне. Именно в этом контексте находятся последние сакральные работы художника, которые возвращаются к первоначальным архаизирующим схемам.

В 1490-х годах, когда Медичи были изгнаны из Флоренции, а доминиканский монах Джироламо Савонарола проповедовал аскетизм и реформы, Боттичелли пережил религиозный кризис, хотя и не покинул город, где и умер 17 мая 1510 года.

Личная жизнь

Боттичелли создал флорентийский тип женщины. Однако известно, что у него не было ни конкретной любви, ни сентиментальных излишеств; он испытывал «ужас перед браком». У него были близкие отношения с Симонеттой Веспуччи, которая изображена на нескольких его работах и, похоже, послужила вдохновением для многих женских фигур на картинах художника.

 

Сандро Боттичелли. Симонетта Веспуччи

Симонетта Веспуччи (предположительно), 1475г

Последние годы жизни

Его более поздняя карьера была отмечена влиянием одного из самых известных людей периода флорентийского Возрождения, Джироламо Савонаролы, очень харизматичного доминиканского монаха. Проповеди монаха против морального разложения духовенства эпохи Возрождения породили новые идеологические убеждения, захватившие многих, в том числе Сандро Боттичелли.

Это были неспокойные моменты во Флоренции, и религиозная и моральная проповедь Савонаролы приобрела еретический оттенок в глазах Ватикана. Отношения с доминиканцем и восхищение его речью привели Боттичелли к многочисленным проблемам после падения и трагического конца Савонаролы.

Тем не менее, Боттичелли еще предстоит пережить серьезные изменения в движении Возрождения. Техники и новые стили развивались очень быстро, и Боттичелли начинал отставать.

Последние годы его жизни возвышение других важных художников, таких как Леонардо да Винчи, а также подозрение, что он принадлежал к группе Пьяньоне, привели к потере престижа. Таким образом, Боттичелли превратился из художника-романтика в декадента и мифотворца.

Картина «Карта Ада» Сандро Боттичелли
читайте также

Картина «Карта Ада» Сандро Боттичелли

5
3
0

Самые известные картины

«Возвращение Юдифи в Вифулию» (1472) отличается удивительной ясностью. Светлый наряд купается в свете, обширный пейзаж оживлен маленькими светящимися фигурками. В картине Юдифь, еврейская героиня и ее служанка, кажется, левитируют под действием ветра. «Поклонение волхвов» (1475) — религиозная работа, в которую он включил свой собственный портрет. Она является одной из самых известных его картин. На ней также изображены многие члены семьи Медичи и другие деятели, такие как Гаспаре ди Дзаноби дель Лама.

Картина Сандро Боттичелли «Возвращение Юдифи в Ветулию» в хорошем качестве

Возвращение Юдифи в Ветулию (1478 год). 31×24 см. Дерево/темпера

Позже он создал «Силу» (1478), работу, заказанную Томмазо Содерини для Торгового двора.

1482 год является ключевой датой в карьере художника, поскольку именно в этот период он создал мифологические картины, благодаря которым он достиг славы. Все они предназначались для спален и изображали браки, показывая христианское видение любви через идеализированную женскую фигуру с характеристиками красоты, привлекательности и грации.

До этого момента творческая карьера Боттичелли, как правило, была сосредоточена на религиозных темах, в частности, на девственницах, но он начал переходить в область портрета. «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» укрепил его отношения с домом Медичи. Эти отношения позволили ему обогатиться гуманистической тематикой, которая соответствовала заказам влиятельных членов семьи Медичи. Сандро написал как минимум один портрет Джулиано Медичи, а также портрет Симонетты Веспуччи, который сейчас находится в Палатинской галерее Палаццо Питти.

Наиболее известными работами Боттичелли являются «Весна» (1478) и «Рождение Венеры» (1482). Их элегантные фигуры, образующие абстрактные линейные конструкции, купающиеся в мягком золотом свете, могут представлять Венеру как символ христианской и языческой любви. Венера, символизирующая силу любви, была первым божеством неоплатоников, и это объясняет ее присутствие во многих работах Сандро.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» в высоком разрешении

Весна (1482 год). 80×125 см. Дерево/темпера

Эти картины были созданы благодаря власти и покровительству Медичи и их культурному уровню. Оба аспекта позволили ему создать множество работ и жить в интеллектуальном климате, который оставил в его творчестве свой отпечаток.

Картина «Весна» Сандро Боттичелли
Полный анализ картины

Картина «Весна» Сандро Боттичелли

Картина Год создания
Весна 1482
Портрет Данте 1495
Портрет юноши 1480
Рождение Венеры 1485
Портрет молодой женщины 1476-1480
Мадонна Магнификат 1481
Паллада и Кентавр 1482
Венера и Марс 1483
Благовещение Честелло 1489-1490
Клевета 1494
Мистическое Рождество 1500-1501
Поклонение волхвов 1475-1476

Интересные факты из жизни Сандро Боттичелли

  1. Боттичелли стал величайшим интерпретатором неоплатонизма того времени, объединив христианские и языческие темы, представив сцены, полные символизма и философского содержания.
  2. Имя, под которым он известен (итальянское уменьшительное от слова botijo), вероятно, было прозвищем его старшего брата.
    Боттичелли также писал религиозные сюжеты, в основном панно с изображением девственниц, такие как «Мадонна Магнификат», «Дева с гранатом» и «Коронация Девы».
  3. В 1502 году он был анонимно обвинен в содомии с одним из своих помощников в Уффициале ди Нотте, учреждении, где граждане осуждали за реальные или мнимые преступления.
  4. Боттичелли не входит в число великих новаторов эпохи Возрождения. Его не очень интересует реализм, его забота – придать человеческой фигуре изящество, грацию, сентиментальность. Он обходится без перспективы, стилизует фигуры, обращается с природой как с украшением.

Оставьте комментарий и расскажите, что вам нравится в картинах Боттичелли.

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Владимир Андреевич

    Мне как-то не очень зашло. Не впечатляет. Хотя кто-то утверждает, что он гений и всё такое. Ну вот так. Просто не вижу гениальности никакой.

  2. Ольга

    Есть в картинах “Рождение Венеры” и “Весна” какая-то неуловимая легкость и свежесть. Автор работал в разных жанрах: и на библейские сюжеты, и в портретном жанре… Но именно эти 2 картины, посвященные языческим темам, стали его визитной карточкой. Наверно, потому что они восхваляют женскую красоту и отражают мировоззрение эпохи Возрождения…

  3. Марина

    Обратила внимание на картину “Весна”: большая часть женщин – беременные. Не в этом ли суть: зарождение новой жизни?

Подпишись на обновления