Валентин Серов

Валентин Серов

Валентин Александрович Серов – даровитый отечественный живописец, творчество которого ознаменовало XIX столетие.

Помимо портретных шедевров, он заслужил признание в таких художественных жанровых разновидностях, как анималистика, русский пейзаж, античная живопись, изобразительное искусство. Будучи рассудительным и сдержанным, Серов сумел обрести завидный авторитет среди востребованных мастеров того периода.

Известные картины Валентина Серова
читайте также
Валентин Серов

Известные картины Валентина Серова

5
1
0

Происхождение

Художник появился на свет 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге, в семье композитора Александра Николаевича Серова и его преданной воспитанницы. Валентин стал их первенцем и единственной отрадой.

Дом Серовых часто наполнялся весельем и шумом. У семейной пары гостили представители интеллигенции, известные литераторы и деятели искусства. Тем не менее, мальчик был не избалован родительским присмотром. Его предпочитали оставлять наедине с собой.

Мать художника Валентина Семеновна и Валентин Серов в детстве

Когда Валентину исполнилось 6 лет, его отец погиб. Мать, страстно преданная общественной деятельности, убедилась в художественных способностях сына. Твердо веря в то, что ребенок добьется успеха, она приняла решение перебраться с ним в Париж.

Наставником Серова стал Илья Ефимович Репин – выдающийся мастер полотна и педагог. Несмотря на то, что Валентин получал удовольствие от занятий, внимания ему явно недоставало. Мать с сыном вскоре переехали в Москву.

Юные годы и начало творчества

В 1880 году Валентин прошел вступительные испытания в Академию художеств. Но 5 лет спустя его здоровье ухудшилось, и обучение было прекращено. Выбрав данное заведение, будущий художник намеревался оказаться в числе воспитанников Павла Чистякова – педантичного, дерзкого педагога, советам которого внимали признанные мастера живописи.

Чистяков руководствовался специфическими методами преподнесения информации. Если ученики совершали грубые ошибки, профессор не гнушался насмешек и язвительных замечаний. Малейшая деталь подвергалась нещадной критике. В сыне композитора Серова наставник разглядел недюжинные способности и охотно ознакомил его с бесценными экспонатами Эрмитажа.

Валентин Серов в молодости

Портрет Валентина Серова в молодости

Преданных товарищей Валентин обрел не только в период учебы. После ухода из Академии он принимал активное участие в Амбрамцевских культурных мероприятиях. Устраивались многочисленные спектакли, в которых Серову отдавались главные роли (преимущественно комические). Ему удалось завоевать интерес публики, стать всеобщим фаворитом.

Живописцы, являвшиеся членами Абрамцевского творческого объединения, особенно увлекались народным ремеслом. Врубель, ставший самым преданным приверженцем клуба, создал гончарную мастерскую. Именно там он трудился над своими известнейшими скульптурными творениями. Серов посвятил ему одну из работ – «Черт, вылезающий из корчаги».

Савва Мамонтов, меценат и давний приятель семьи Серовых, помог Валентину найти постоянных заказчиков портретных произведений. К нему обращались известные, состоятельные персоналии: оперные певцы, предприниматели, общественные деятели.

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» привлекли внимание многих востребованных критиков на выставке МОЛХ (Московское Общество любителей художеств). Они принесли невиданную славу Валентину Серову. Ему удалось «заткнуть за пояс» многих творцов того временного периода.

Картина «Похищение Европы» Валентина Серова
читайте также

Картина «Похищение Европы» Валентина Серова

5
4
0

Первый период 1870—1879

Творения Серова высоко оценивались не только признанными антикварами, но и его коллегами. От него ждали полотен с однообразными сюжетами, но Валентин принял решение не останавливаться на имеющихся достижениях и расширять творческие возможности. В последующих работах художника прослеживается тяготение к усложненным техническим приемам и замысловатым фигурам.

В 1875 году написал натюрморт «Синяя ваза». Пребывая в Абрамцеве, изобразил на холсте Савву Мамонтова, его супругу Татьяну и Илью Репина, опытного наставника.

Второй период 1880—1889

Особого внимания заслуживает портрет Марии Яковлевны Симонович, двоюродной сестры живописца («Девушка, освещенная солнцем»). Полотно создано в имении Домотканово. Акцент на нем делается не только из-за возраста натурщицы, ее внешней привлекательности и жестикуляции, но и благодаря игре цвета. Она поразительно напоминает мозаичное оформление.

Если снискавшую популярность «Девочку с персиками» можно с легкой руки окрестить образцом импрессионизма, то портрет Симонович имеет постимпрессионистские стилистические черты. В 1889 году Серов завершил портрет Прасковьи Мамонтовой, дочери отечественного книгопродавца.

Благодаря своему таланту Валентин Серов смог затмить самого Илью Репина. Имя сына композитора произносили с гордостью и почетом. Некоторое время спустя любопытные гости приходили в дом к Репину, чтобы полюбоваться творениями его бывшего ученика. Лишь после этого они просматривали работы Репина, но с меньшим восторгом.

По прошествии десятилетия Серов закончил работу над портретом меланхоличной Софьи Лукомской. Следует отметить, что использованы были акварельные краски.

Третий период 1890—1899

Мастерство Серова достигло небывалых высот, и с 1890 года он начал давать частные уроки рисования. Его подопечными стали губернский секретарь Владимир фон Мекк и дочь титулярного советника Надежда Трембовельская. Написал портрет итальянского оперного певца Анджело Мазини, Софьи Драгомировой и своей жены Ольги. Вместе с театральным художником Коровиным работал над созданием картины «Христос на Генисаретском озере».

Супруга Валентина всегда с упоением рассказывала о первой встрече с возлюбленным. Будущие супруги познакомились в мастерской Репина, где Ольга позировала в народном наряде.

В 1891 году Серов иллюстрировал литературные сочинения Михаила Юрьевича Лермонтова, выполнил портреты Петра Петровича Кончаловского и его дочери.

Прислушавшись к совету Репина, художник изобразил графиню Софью Андреевну Толстую в 1892 году.
1896 годом датируется акварель «Миропомазание Государя Императора Николая II». Период характеризуется расцветом живописного творчества Серова. Его приглашали в Мюнхен, Копенгаген, Стокгольм (для участия в художественных выставках).

Кисти Валентина принадлежат портреты Петра Бахрушина, Николая Римского-Корсакова, Павла Трубецкого, Александра Пушкина, а также иллюстрации к басням Ивана Крылова.

Четвертый период 1900—1909

Художник усердно трудился над портретами венценосной семьи и князей Юсуповых. Создавал иллюстративные дополнения к произведению «Царская и императорская охота на Руси» (1900). Удостоился Большой почетной медали за портрет князя Павла Александровича на выставке в Париже.

В 1903 году его избрали действительным членом Академии художеств, однако спустя два года Серов отказался от почетного титула. Стоимость портретных работ он повысил до тысячи рублей.

В 1907 году организовал поездку на остров Крит вместе со Львом Бакстом, именитым дизайнером того времени. Спутники занимались изучением археологических находок и таинственных развалин Кносского дворца. Через два года после путешествия в свет вышли творения «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».

Последние годы жизни

Талантливый живописец лишился жизни неожиданно. 22 ноября 1911 года он направлялся в имение Щербатовых. Причина смерти Серова – сердечный приступ. 30 из 46 прожитых лет он отдал художественному искусству, подарив миру огромное количество шедевров. Валентин являлся прозорливой натурой и неустанно трудился, стремясь совершенствоваться в своем деле. Его работы являются примером как для начинающих мастеров полотна, так и для тех, чье имя у всех на устах.

Личная жизнь

Личная жизнь Серова была безмятежной и счастливой. В 1889 году он и Ольга Трубникова, одна из натурщиц Репина, связали себя узами брака. Супруга подарила художнику шестерых детей: Ольгу, Александра, Юрия, Михаила, Антона, Наталью.

Портрет О. Ф. Трубниковой

Портрет Ольги Трубниковой — жены художника

Самые известные работы

Работы живописца, в особенности портретные, завораживают взгляд. Они поражают своей детальностью и искусностью. Автор читал душу каждого изображенного человека, словно раскрытую книгу.

«Девочка с персиками» (1887)

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»

Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой) (1887 год). 85×91 см. Холст/масло

Натурщицей стала дочь Саввы Мамонтова, Вера. В имении отечественного мецената Серов проводил детские годы.

Картина «Девочка с персиками» Валентина Серова
Полный анализ картины

Картина «Девочка с персиками» Валентина Серова

«Девушка, освещенная солнцем» (1888)

Картина Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем» в хорошем качестве

Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович (1888 год). 89.5×71 см. Холст/масло

Изображена Мария Симонович, кузина мастера полотна. В знойные дни она позировала по несколько часов.

«Портрет Николая II» (1900)

Картина Валентина Серова «Портрет Николая II» в высоком разрешении

Портрет Николая II (1900-е). 70×58 см. Холст/масло

В процессе создания портрета было использовано огромное количество фотоснимков.

«Портрет Марии Акимовой» (1908)

 Картина Валентина Серова «Портрет Марии Акимовой» в высоком разрешении

Портрет Марии Акимовой (1908). 77×62 см. Холст/масло

Художественное творение, вобравшее в себя характерные черты реализма и импрессионизма.

«Портрет Ивана Морозова» (1910)

Картина Валентина Серова «Портрет Ивана Морозова» в хорошем качестве

Портрет Ивана Морозова (1910). 63.5×77 см. Холст/масло

Были использованы темперные краски.

Интересные факты из жизни художника Валентина Серова

Разнообразные события и факты повлияли на жизнь и творческий путь Валентина Серова.

  1. Художника причисляют к основоположникам импрессионистского движения. Картины за его авторством сравнивались с произведениями Пьера Огюста Ренуара. Если верить мнению некоторых критиков, Серов смог превзойти французского живописца благодаря особой передаче освещения, благородству и интенсивности оттенков. Валентин был покладистым мастером, не упускавшим из виду даже маловажные детали. Востребованность он обрел не только в импрессионизме, но и в новом реализме.
  2. Несмотря на закрытость и неразговорчивость, Серов пользовался положением инициативного общественного деятеля. Мастер полотна организовывал передвижные выставки, иллюстрировал сатирическое журнальное издание «Жупел» и детские басенные сборники Крылова.
  3. Даже в создании сложных портретов Валентин не делал наброски. Он предпочитал сразу применять акварельные краски. Охотно использовал карандаши, уголь, кисти.
  4. Одним из светлых детских воспоминаний художника является событие 1869 года, когда родители поехали вместе с ним за границу. Особенно мальчику запомнилась резиденция немецкого дирижера Рихарда Вагнера.
Как Вы относитесь к творчеству художника? Какие факты из его биографии знаете? Делитесь в комментариях!

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Миха

    Считаю его работы мастихином лучшими из лучших. Его никто не превзошел. Все картины великолепны.

  2. Вадим

    Не знал, что Валентином Серовым было написано более 350 картин. Удивился, так как был уверен, что знаком с творчеством художника в полном объеме. Не буду скрывать, не сразу поверил в то, что ваш сайт предоставил правдивую информацию. Проверил ее, оказывается, все верно. Благодарю за вашу работу!

  3. Оксана

    Блестящий портретист. А “Портрет Жанны Самари” написан так, что кажется, будто его писал какой-то французский импрессинист.

Подпишись на обновления