Известные картины Бориса Кустодиева

Борис Михайлович взял за основу своего творчества изображение сцен из жизни мещан и купцов. Его яркие, праздничные работы стилизованы под народный лубок. Своеобразная манера художника проскальзывает и в портретах, написанных им после разрыва с реализмом. Кустодиевских русских женщин часто сравнивают с пышнотелыми красавицами с картин Рубенса.

Известные картины Бориса Кустодиева

В 1898–1899 гг. в Петербурге образовалось объединение под названием «Мир искусства». Его основателями были художник и театральный деятель С. П. Дягилев и художник А. Н. Бенуа. В своих работах они изображали маскарады, празднества, красивый быт минувшего века. Одним из ярких представителей объединения был Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927).

Общие черты картин Бориса Кустодиева

Ученик И. Е. Репина, Борис Михайлович Кустодиев, подававший большие надежды, не пошел по стопам учителя. Хотя первое время и работал с ним в паре, в частности при написании полотна «Торжественное заседание Государственного совета».

Борис Михайлович взял за основу своего творчества изображение сцен из жизни мещан и купцов. Его яркие, праздничные работы стилизованы под народный лубок. Своеобразная манера художника проскальзывает и в портретах, написанных им после разрыва с реализмом. Кустодиевских русских женщин часто сравнивают с пышнотелыми красавицами с картин Рубенса.

Борис Кустодиев
читайте также
Борис Кустодиев

Борис Кустодиев

5
3
0

Самые известные картины Бориса Кустодиева

За свою жизнь Борис Михайлович написал около 650 произведений, среди которых:

  • портреты;
  • картины бытового жанра;
  • пейзажи;
  • шаржи;
  • агитплакаты;
  • театральные декорации;
  • книжные гравюры и иллюстрации.

У Кустодиева есть произведения, объединенные в серии, например «Ярмарка». Большое количество полотен автора связано с образами русских купчих. Им было выполнено несколько работ, объединенных одним сюжетом – масленицей. Часто и много Борис Михайлович писал свою семью, особенно детей.

Картины художника стали известны не только в России, но и за рубежом. Мировую славу Кустодиеву принесли работы:

  • «Красавица» (1915);
  • «Масленица» (1916);
  • «Купчиха за чаем» (1918);
  • «Портрет Шаляпина» (1921);
  • «Русская Венера» (1926).

Для полотна «Русская Венера» мастеру позировала дочь Ирина. Борис Михайлович настаивал на принятии перед сеансом ванны, чтобы ее лицо и тело выглядели распаренными.

«Портрет Шаляпина» (1921)

«Портрет Шаляпина» в высоком разрешении

Портрет Шаляпина (1921 год). 65×46.5 см. Бумага/Акварель, Гуашь, Уголь, Сангина

Художник создавал портрет известного тенора, сидя в инвалидном кресле. Полотно имело большие размеры, а с кресла было невозможно охватить весь объем, поэтому приходилось писать произведение частями. Полный вариант готовой картины в том ракурсе, который нужен для обзора полотна, Кустодиев не увидел. Зато его отлично видел Шаляпин и высоко оценил мастерство художника.

Тенор забрал картину с собой в Париж и не расставался с ней. Уже после смерти певца, его дочери передали оригинал в Ленинградский театральный музей, а копия портрета хранится в Русском музее.

Кустодиев очень ответственно относился к своему труду. Когда он писал Шаляпина, каждый раз требовал, чтобы певец обязательно надевал шубу. В мастерской было жарко и душно, и тенору приходилось часами изнывать под тяжелым мехом.

На картине «золотой голос» изображен в богатой распахнутой шубе со сверкающим перстнем на пальце и опирающимся на трость. У его ног примостился любимый бульдог. На заднем плане шумит праздничная ярмарка. Певец стоит на пригорке, а чуть ниже художник изобразил двух его дочерей и друга семьи И. Дворищина. Девочки и Дворищин стоят у будки с афишей о выступлении тенора.

Шаляпин вспоминает: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…»

«Портрет И. Я. Билибина» (1901)

«Портрет И. Я. Билибина» в хорошем качестве

Портрет И. Я. Билибина (1901). 142×110 см. Холст/масло

Портрет Билибина Кустодиев писал будучи учеником И. Е. Репина, в 23 года. Это одна из ранних работ мастера. На портрете изображен друг Василия Михайловича, художник иллюстратор русских сказок Иван Яковлевич Билибин. В расслабленной позе молодого человека безошибочно угадывается его характер – уверенный, слегка развязный, чувственный, эмоциональный.

Эти черты читаются и в красивом, холеном лице, и в ироничном взгляде ясных карих глаз, и в костюме с иголочки. В работе явно чувствуется школа Репина. Портрет строг и аскетичен, написан в черно-белых тонах, почти монохромен.

Если сравнить эти два портрета, то можно увидеть, насколько отличается манера письма раннего и позднего Кустодиева.

Фон Краски Стиль
Портрет Билибина Монохромный Черно-белые Строгий, реалистичный
Портрет Шаляпина Яркий, красочный Разноцветные, насыщенные Легкий, лубочный

 

«На террасе» (1906)

Картина Бориса Кустодиева «На террасе» в высоком разрешении

На террасе (1906 год). 134×97.5 см. Холст/масло

Художник много произведений посвятил изображению семейного быта и домашнего уюта. Он часто пишет портреты жены, детей, окружающую их обстановку. Одной из таких картин, передающих тепло домашнего очага, является полотно «На террасе».

За столом собралась большая дружная семья. С детьми занята няня. На столе стоит русский самовар, в вазочках лежат фрукты. Слегка колышутся легкие занавеси от теплого ветерка. Спокойно течет беседа. От картины веет уютом и умиротворением.

Добротный дом, на террасе которого расположилось семейство, художник построил собственными руками и назвал теремком.

«Московский трактир» (1916)

Картина Бориса Кустодиева «Московский трактир». Хорошее качество

Московский трактир (1916 год). 99.3×129.3 см. Холст/масло

В свойственной только ему манере изображал художник быт московских купцов. Очень характерна в этом плане картина «Московский трактир».

Чинно и даже чопорно восседает за столом группа людей. По тому, как они держат блюдца в растопыренных пальцах, как суетится возле них половой, видно, что это солидные купцы. Они сидят за неспешной беседой, обсуждая свои торговые дела.

Кажется, что в картине сквозит тоска по ушедшей Москве и ее устоявшемуся быту – спокойному, размеренному.

«Масленица» (1916)

Картина Бориса Кустодиева «Масленица». Высокое разрешение

Масленица (1916 год). 61×123 см. Холст/масло

Почти 15 лет художник был прикован к инвалидному креслу из-за туберкулеза позвоночника, но темная сторона его жизни, дикие боли и ночные кошмары не убили вкуса к ней. Именно в этот период Кустодиевым были написаны самые красочные и яркие картины.

Наиболее полно раскрыть радость земного бытия, широту русской души и любовь к самой жизни Кустодиеву удалось в цикле полотен «Масленица».

Картины «Масленица» Бориса Кустодиева
Полный анализ картины

Картины «Масленица» Бориса Кустодиева

Картина, написанная в 1916 г., находится в Государственном Русском музее. На ней изображены тройки лошадей с разухабистыми лихими парнями и краснощекими красавицами, веселые ярмарочные балаганы, катание со снежных горок и песни под гармошку. А над людским праздником царит спокойная и торжественная красота природы:

  • покрытые инеем деревья;
  • глубокий и чистый снег;
  • голубое небо и солнце, окрасившее своими розовыми и золотыми лучами пушистые облака.

Картина явственно передает легкий морозец и бурлящее вокруг веселье.

В 1912 году Кустодиев начинает писать купчих – создает немало их портретов в разных вариациях и ситуациях. В каждой из картин проглядывает легкая ирония художника, но в то же время нельзя не заметить его любования этими полусонными пухлыми, краснощёкими красотками.

«Купчиха за чаем» (1918)

Картина Кустодиева «Купчиха за чаем» в хорошем качестве

Купчиха за чаем (1918 год). 120×120 см. Холст/масло

Одна из самых знаменитых «Купчих». Картина написана в очень трудное для страны время: интервенция, голод, гражданская война. Больной художник, превозмогая приступы боли, пишет свою «Купчиху». Богатая, ухоженная, с блюдцем в пухлой ручке, украшенной массивными перстнями, она всем своим видом олицетворяет спокойствие и благополучие той, дореволюционной жизни.

Картина «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева
Полный анализ картины

Картина «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева

Богато уставленный стол ломится от яств. Здесь и всевозможная сдоба, и варенье, и спелый астраханский арбуз, и пузатый купеческий самовар с расписным чайником наверху.

Позже, в 1923 г., художник написал еще одну купчиху с чаем. А для этой картины позировала астраханская баронесса Галина Адеркас.

«Купчиха с зеркалом» (1920)

 Картина Кустодиева «Купчиха с зеркалом» в высоком разрешении

Купчиха с зеркалом (1920 год). 141×108 см. Холст/масло

На холсте изображена дородная русская красавица-купчиха. Она, видимо, куда-то собирается и перед выходом любуется своим отражением: «Свет мой, зеркальце, скажи…». Рядом в полупоклоне склонилась девочка-служанка, держащая верхнюю одежду хозяйки, а в дверях в томлении ждет муж.

Картина насыщена яркими красками и солнечным светом, льющимся из окон.

«Купчиха с покупками» (1920)

Картина Кустодиева «Купчиха с покупками» в хорошем качестве

Купчиха с покупками (1920 год). 71×88 см. Холст/масло

Важно и не спеша шествует статная крупная купчиха по булыжной мостовой. Одета дама со вкусом, в тон. Немного не соответствует общей тональности лишь зонтик, но зато он спасает от изнуряющей жары.

За ней еле поспевает увешанный покупками слуга. Дама затарилась на славу, поэтому лицо ее выражает удовлетворение от удачного посещения рынка. А торчащее из пакета горлышко бутылки говорит о том, что барыню ждет веселый вечер.

«Голубой домик» (1920)

Картина Бориса Кустодиева «Голубой домик»

Голубой домик (1920 год). 97×80 см. Холст/масло

«Голубой домик» – символическое произведение художника. В нем он показал саму жизнь от рождения до смерти. Голубой цвет символизирует «горний мир – царствие небесное» (источник: «Арт-энциклопедия» Геннадия Занегина).

Очень точно описал суть картины современный поэт Иван Есаулков. Стихотворение так и называется – «Б. М. Кустодиев. “Голубой домик”. 1920».

Гоняет кто-то голубей,
Они уносятся скорей,
Куда-то ввысь, под облака,
Купец с купчихою пока,
Пьют чай, беседуя любезно,
О чём-то добром и полезном,
И кавалер всё “строит глазки”,
Рассказывая деве сказки,
О чём-то кумушки судачат –
О молодых и не иначе…
И гробовщик всё без работы,
Читает прессу без заботы…
Зачем заботы нам с тобой?
Все живы. Домик голубой
В объятьях солнечного света.
Сияет сказочное лето…

«После грозы» (1921)

После грозы (1921 год). 85×100 см. Холст/масло

«После грозы» – необычное для художника произведение. Картина выполнена в жанре модернизма: нарочито искажена перспектива, все фигуры и предметы кажутся выполненными в одной плоскости.

Сюжет картины и трагичен, и сказочен одновременно. С одной стороны, изображена полная идиллия:

  • ярко светит солнышко;
  • на небе сияет радуга;
  • в теплой после грозы речке купаются девушки;
  • чистые, яркие краски умытой дождем природы.
Известные картины Рубенса
читайте также

Известные картины Рубенса

5
2
0

С другой – страшное событие – молния попала в один из домов, и он загорелся. Люди спешат справиться с пожаром, ведь если его не потушить, то могут загореться соседние здания.

Картины «Голубой домик» и «После грозы» раскрывают Кустодиева как художника-философа. Сам Борис Михайлович сказал о своем творчестве так:

«Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, “русскому”, — это было всегда единственным “сюжетом” моих картин».

Рейтинг картин Бориса Кустодиева по мнению пользователей сайта
Портрет И. Я. Билибина
2
Масленица
2
Купчиха за чаем
2
Купчиха с зеркалом
2
На террасе
1
Портрет Шаляпина
0
Московский трактир
0
Купчиха с покупками
0
Голубой домик
0
После грозы
0

Какая картина произвела на вас наибольшее впечатление? Делитесь мнением в комментариях!

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Катя

    Самые известные работы Бориса Кустодиева – это купеческая серия. И была она написана во время и после революции в России. Художник был тогда серьезно болен, но работал, создавая светлую память о прошлом своей страны для будущих поколений. Спасибо!

Подпишись на обновления