Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова

Самой почитаемой и мощной картиной Василия Сурикова, можно назвать «Боярыню Морозову». Историю боярыни Суриков узнал от тети и загорелся идеей написания картины.

Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова

«Боярыня Морозова»

Василий Иванович Суриков

Василий Иванович Суриков

Россия

271 работ
Рейтинг 5
Просмотров 236
Комментарии 3

Василий Иванович Суриков – выдающийся русский живописец, мастер масштабных картин на историческую тему. Он оставил после себя богатейшее наследство в виде грандиозных полотен, вызывающих восхищение и даже суеверное поклонение у любителей изобразительного искусства. Большая часть его работ стала целой эпохой в развитии русской живописи. Значение шедевров, созданных художником в конце XIX – начале XX столетий, трудно переоценить. Одним из наиболее почитаемых и мощных произведений из-под кисти Сурикова можно с полной уверенностью назвать «Боярыню Морозову».

Василий Суриков появился на свет 12 (24) января 1848 года, в городе Красноярске, в семье коллежского асессора Ивана Васильевича и Прасковьи Федоровны Суриковых. Семейство принадлежало к казачьему сословию.

После двух лет обучения в приходской школе мальчик поступает в уездное училище. Когда Васе было 11 лет, от туберкулеза умирает его отец. Вся нагрузка по воспитанию детей выпадает на долю матери.

Интерес Василия к рисованию проявился в раннем детстве. Едва закончив училище, он устраивается писцом в губернское управление, чтобы помочь семье деньгами. Однажды рисунки юного Сурикова попались на глаза губернатора Замятнина. Чиновник сыскал для талантливого парня мецената – золотопромышленника Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

Поступить с первого раза в Академию художеств в Санкт-Петербурге Василию не удалось. Тогда он попрактиковался в рисовальной школе, через год стал вольнослушателем Академии, а еще через год оказался в числе поступивших. За время учебы заработал несколько премий и серебряных медалей.

Продавать свои работы молодой художник начал с семидесятых годов. Постепенно к Сурикову пришла известность. Наибольшего успеха он добился в создании полотен на исторические темы. По признанию многих критиков, сумел добиться в своих работах сугубо национального стиля без влияния западных школ.

Василий Суриков
читайте также
Василий Суриков

Василий Суриков

5
2
0
Имя художника Жанр Стиль Звания и награды
Василий Суриков историческая живопись, портрет романтизм, реализм
1.     Пенсия Императорской академии художеств
2.      Действительный член ИАХ (1893)
3.      Академик ИАХ (1895)

История создания

Работа над картиной велась в общей сложности где-то около шести лет. Первый эскиз к ней был сделан в 1881 году, и только через три года живописец плотно занялся большим холстом. Историю боярыни Морозовой Василий Иванович услышал из рассказа собственной тетки Ольги Дурандиной, когда проживал у нее во время учебы в уездном училище. Житие старообрядцев всерьез заинтересовало впечатлительного живописца.

Раскольницы, сестры Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, которые не приняли церковных реформ патриарха Никона и поддержали раскольника протопопа Аввакума, были арестованы и помещены в подвал людских московских палат, принадлежащих самим Морозовым. После этого не смирившихся арестанток отправили в Чудов монастырь. По дороге сани сопровождала толпа любопытствующих. А когда процессия поравнялась с монастырем, боярыня Морозова сложила ладонь в двуперстие, высоко подняла руку перед тем, как перекреститься. Именно этот момент и был запечатлен на холсте. Дальнейшая участь главной героини оказалась ужасной: она была уморена голодом в земляной тюрьме Боровского острога…

Суриков решил писать персонажей картины с реальных людей. Так, прототипом боярыни стала его тетка Авдотья Торгошина. Прочие образы он нашел среди своих родственников, знакомых и просто случайно встреченных людей.

Искусствовед Оксана Гирфанова: «Сохранилось достаточно большое количество этюдов, эскизов, набросков к этой картине. Именно они дают наиболее полное представление о творческой мастерской автора».

В результате получилась внушительная по размерам композиция (3×6 м). По легенде холст под картину заказывался Суриковым меньшим по длине и ширине, но задумав вместить на нем огромное количество персонажей, мастер понял, что всех их на изначальной рабочей площади не вместит. И тогда снизу была приделана дополнительная нашивка. Благодаря тому, что розвальни были как бы отведены от края картины, они визуально перестали быть статичными и «поехали». Реставраторы версию с нашивкой опровергают. Но зато движению на полотне способствовало включение в общий план фигурки бегущего рядом с санями мальчика.

Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
читайте также

Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова

5
2
0

Сюжет картины

На полотне изображена раскольница боярыня Морозова, которую везут в монастырь. Ее окружает толпа, она же фанатично показывает всем, что следует креститься двумя перстами и до конца придерживаться своей веры.

Описание и анализ картины

Униженная и гордая женщина, которая пошла против власти.
Рука показывает протест, несмотря на обстоятельства женщина осталась при своей мысли.
Сани визуально разделяют людей на две группы.
Толпа людей тчательно проработанная художником.
Люди выражают разные эмоции, есть согласные и несогласные люди.
Юродивый единственный, кто поддерживает жест боярыни.
Фигура мальчика придает картине динамичности.
Снег показывает общий холод этой ситуации
Купола это некий укор людям, поскольку христианство говорит: "Возлюби ближнего..."

В центре композиции – розвальни с сидящей в них боярыней Морозовой, а вокруг – уличные зеваки, по-разному реагирующие на ее фанатичное отстаивание своих религиозных убеждений. У одних действия женщины вызывают жуткую неприязнь, у других – иронию и смех, но большая часть картинных зрителей сочувствует несчастной.

Все детали полотна связывает искусно подобранный колорит русской зимы. От картины будто бы исходит дыхание морозной погоды. Важность отображенного события подчеркивается обилием разношерстной публики – в убогой и богатой одежде ярких и приглушенных тонов, детализацией лиц и разнообразием эмоций всех присутствующих.

Боярыня на скользящих розвальнях

Боярыня на картине "Боярыня Морозова".

Главная героиня произведения выписана особенно тщательно. На мысль изобразить раскольницу в богатой черной шубе на санях среди снега натолкнула художника ворона с откинутым в сторону крылом на снегу.

На первом эскизе в красках не ощущается всего драматизма, который ярко проявился в завершенной работе. К тому же в наброске состоятельная дама помещена на сани с удобной подставкой, а в окончательном варианте брошена на солому саней с низкой посадкой, которые буквально ползут по заснеженной дороге.

Этим живописец наглядно выразил, насколько сильно была унижена богатая женщина, которая пошла против власти и смело решалась отстаивать свои принципы.

Становится понятным, что ожидает страдалицу в недалеком будущем – мучения, пытки и страшная смерть. В реальности на момент ареста Феодосии Морозовой было всего 43 года, а на полотне она предстает практически старухой – изможденной и осунувшейся, с мертвенной бледностью лица и остекленевшими глазами.

Однако поражает, что несмотря на безысходность ситуации, женщина не теряет силы духа, готова на подвиг во имя истинной веры. В ней невероятным образом сплетаются физическая немощь и сильное духовное начало. Она понимает, что обречена, но отступать от своих идеалов не намерена.

Поднятая вверх рука

Рука на картине "Боярыня Морозова".

Боярыня воздевает руку с двуперстием вверх, отстаивая правоту своих принципов. Ее участь плачевна, но она всем видом показывает, что никто не сможет сломить ее убеждения и свернуть с единственно верного пути. Высоко поднятая рука женщины символизирует прощание со старой Русью и надежду на то, что несмотря на притеснения, все верующие православные духовно преобразятся и станут внутренне чище.

Сани

Сани на картине "Боярыня Морозова".

Неказистые розвальни как бы разделяют толпу на две части. С правой стороны люди по большей части сочувствуют опальной барыне, по центру – смеются и задумчиво провожают ее взглядами, слева – откровенно глумятся и хохочут. Иначе говоря, одна часть общества не принимает церковные реформы, вторая – сомневается в их необходимости и в правильности методов ее насаждения, а третья – проклинает и осуждает всех, кому дороги устои и традиции времен крещения Руси.

Толпа людей

Толпа на картине "Боярыня Морозова".

Вокруг саней арестантки собрался разный люд. Суриков тщательно проработал фигуру, образ каждого второстепенного персонажа. Он скрупулезно изучил образцы костюмов тех времен, дабы максимально точно изобразить детали той исторической эпохи.

Эмоции людей

Эмоции на картине "Боярыня Морозова".

Суриков умело передал противоречивость эмоций людей на картине: одни искренне жалеют Морозову и поражаются ее отваге, другие не знают, как реагировать на происходящее и находятся в замешательстве, отдельные личности откровенно напуганы, третьи – осуждают боярыню и открыто смеются ей в лицо.

Юродивый, сидящий на снегу

Мужчина на снегу на картине "Боярыня Морозова".

Отдельное внимание стоит обратить на фигуру юродивого в нижнем правом углу полотна. По поведению он чем-то напоминает саму боярыню, является как бы «собратом» главной героини, почти зеркально повторяя ее движения. Он единственный, кто отвечает боярыне двуперстием. Ему опасаться было нечего, юродивых на Руси не трогали. А прочие, включая сторонников боярыни, боятся перечить властям, не решаются хотя бы морально спасти ее.

Бегущий паренек

Бегущий мальчик на картине "Боярыня Морозова".

Как мы указывали выше, фигурка паренька, бегущего вслед за розвальнями, придала всей композиции динамичности, движения в реальной статичности. Он пытается не отстать от саней и старается разглядеть все действие в подробностях, ведь, скорее всего, данное происшествие случилось впервые в его жизни, и мальчонке интересно, как события будут развиваться.

Снег

Снег на картине "Боярыня Морозова".

Большая роль в картине отведена снегу – символично выразить холод и дефицит человеческих отношений, суровость жизни на сломе исторических эпох. По свидетельствам очевидцев, во время работы над полотном в зимнее время художник длительно вглядывался в снежный покров, подбирал нужные оттенки снега на холсте – не зря кто-то назвал суриковские работы «цветовыми симфониями». В разработке этюдов живописец добивался правдоподобности настолько явно, что заставлял собственных натурщиков выходить прямо во время снега и изучал действие холодного воздуха на состояние и цвет кожи.

Купола храмов

Храмы на картине "Боярыня Морозова".

Фоном композиции послужили купола церквей на заднем плане, которые служат немым укором всему происходящему в центральной части картины. Это противоречит постулату христианства «возлюби ближнего своего».

Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Василий Суриков
читайте также

Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Василий Суриков

5
3
0

Судьба картины

Дебютный показ картины состоялся на одной из передвижных выставок 1887 года, а затем она была продана за 25 тысяч рублей коллекционеру и меценату Третьякову. Сейчас это один из главных экспонатов Третьяковской галереи.

Среди всех работ Сурикова «Боярыня Морозова» производит наиболее сильное впечатление. Один раз увидев лицо и взгляд главной героини картины, едва ли его забудешь. И нельзя не вдохновиться силой духа, который проявила эта на первый взгляд хрупкая женщина в борьбе с бездушной «государственной машиной» и официальной церковью, отошедшей, по ее мнению, от православных канонов.

А какое ваше мнение о картине? Напишите в комментариях!

Все работы художника

6 работ
Комментарии
  1. Регина

    Странная картина. Ну едет женщина, и чего толпится столько народу? А лошадь куда идет, если некуда? И она ведь быстро идет, раз мальчик бежит, уцепившись. Видно же, что он бежит.

  2. Анфиса

    Картина «Боярыня Морозова» по глубине идейного содержания и совершенству художественной формы относится к высшим достижениям исторической живописи в русском и мировом искусстве. Она принесла Сурикову признание и славу. Картина относится к зрелому этапу творчества художника. А также безусловно является шедевром.

  3. Елена

    Художнику удалось точно передать разницу социальных классов того времени.Барыня журит простой народ и он покорно склонил голову. Фактически мало что изменилось с того времени.

Подпишись на обновления