Картина «Чёрный квадрат» Казимира Малевича

Малевич написал «Черный квадрат» в 1915 году для выставки «0,10». О том как именно был написан «Квадрат» нет точных версий, никто не знает наверняка чем именно руководствовался художник и что хотел сказать своей картиной миру.

Картина «Чёрный квадрат» Казимира Малевича

Картина «Черный квадрат»

Малевич Казимир Северинович

Малевич Казимир Северинович

Россия

70 работ
Рейтинг 5
Просмотров 280
Комментарии 4

Казимир Малевич далеко не первым изобразил черную закрашенную поверхность. Но чем же его «Черный квадрат» так потряс весь мир и какой глубинный смысл он в себе несет? Вот уже 100 лет картина остается загадкой, а после обнаружения под ней в 2015 году еще двух цветных изображений споров о его значении стало в разы больше.

История создания картины

Всем известный «Черный квадрат» Малевич написал в 1915 году для футуристической выставки «0,10». Однако сама идея возникла двумя годами ранее, в 1913 году, и эту же дату Малевич поставил на обороте картины.

Художник в то время работал над оформлением футуристической оперы «Победа над солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых. Сама постановка не была обычной и состояла из авангардных костюмов, странной речи и необычных декораций. Черный квадрат в постановке служил фоном, закрывающим солнце.

Известные картины Казимира Малевича
читайте также
Казимир Малевич

Известные картины Казимира Малевича

5
2
0

Нет единой версии о том, как именно был написан «Квадрат», чем руководствовался его создатель и что именно хотел этим сказать миру.

Сам Малевич со свойственным ему экспрессивным умением излагать свои мысли признавался, что во время создания картины пережил некий экстатический опыт, и тем самым окружил полотно ореолом загадочности.

Описание картины

Черный квадрат и белый фон. Казалось бы, проще некуда и даже ребенок сможет повторить. Тем не менее картина остается одной из самых загадочных в истории живописи, а любители искусства и исследователи не перестают ею восхищаться.

У картины отсутствует низ или верх. Все стороны квадрата равноудалены от рамы с небольшими геометрическими отклонениями, а значит, картина написана кистью без использования линейки.

На «Черном квадрате» видны трещины, под которыми можно разглядеть слои красок, например, зеленой и розовой. Заинтересованные этим фактом, исследователи из Третьяковской галереи тщательно изучили холст и обнаружили там еще две картины, ранее написанные одна поверх другой.

Не совсем оправдано описание квадрата как черного. Художник смешал 3 краски: черную железно-окисную охру, органическую жженую кость и, что удивительно, арсенит меди, имеющий темно-зеленый оттенок. К масляным краскам художник примешал мел, чтобы убрать эффект глянца.

Глубокий анализ картины показал, что такой подбор цветов и динамичная неправильная форма свидетельствуют о том, что «Черный квадрат» родился вовсе не спонтанно или случайно. Полотно стало результатом вдумчивой и кропотливой работы. В оцифрованной версии картины и вовсе насчитывается 18 тысяч цветов.

Скрытый смысл картины

Созданная более века назад картина все так же будоражит сознание художников, исследователей и просто любителей изобразительного искусства. У одних «Черный квадрат» вызывает восторг, другие же его совершенно не понимают и не принимают. Какой же смысл несет картина и так ли она ценна?

Темный прямоугольник

Картина, которую все хорошо знают как «Черный квадрат», могла бы называться «Черный прямоугольник на белом фоне». Ведь на самом деле изображенная фигура не черная и не совсем квадратная. Чтобы получить черный цвет, автор использовал смешение красок. У фигуры разная длина сторон, ни одна из которых не параллельна рамке, и четырехугольник заметно искривлен.
Считается, что такие неточности в геометрии и черный цвет без самого черного были задуманы автором, чтобы лучше передать динамику произведения.

Вызов православию

На футуристической выставке «0,10» мир увидел 39 работ Казимира Малевича. Для художника эта картина была иконой, которая объединяла философию и политику, литературу и искусство, религию и науку.

Разумеется, «Черный квадрат» расположили на самом видном месте в галерее, в так называемом красном углу.

В соответствии с православной традицией туда принято было вешать иконы. Многим показалось, что это не по-христиански.

Неудавшаяся картина

Довольно известная версия о происхождении полотна гласит, что для футуристической выставки 19 декабря 1915 года Малевичу нужно было в сжатые сроки подготовить несколько картин. И по причине нехватки времени или разочарования в своей работе сгоряча он замазал ее, нарисовав черный квадрат.

"Черный квадрат" Малевича на выставке.

Выставка картин в стиле Кубизм

За этим занятием художника застал его друг и, увидев картину, воскликнул «Гениально!». Решив воспользоваться данным случаем, Малевич наделил свой «Черный квадрат» неким высшим смыслом, который понятен лишь избранным. Этим же объясняется эффект растрескавшейся краски на поверхности. Мистикой здесь и не пахнет – просто картина не получилась.

В еще одной современной трактовке «Черный квадрат» – это погасший экран, который поначалу передавал реальное и гармоничное изображение, а потом картинка замельтешила. Попытки настроить антенну не помогли, и осталось только выключить телевизор.

Казимир Малевич
читайте также

Казимир Малевич

5
2
0

Разноцветный куб

По заявлению самого Малевича, картину он создал под влиянием «космического сознания». Предполагается, что просто квадрат черного цвета в работе видят люди с недостаточно развитым, скудным воображением. Но если зритель сможет выйти за границы традиционного восприятия, то на холсте он увидит не черный квадрат, а разноцветный куб.

Исходя из этого тайный смысл «Черного квадрата» в следующем: мир вокруг нас только кажется плоским и черно-белым. Но, воспринимая мир объемно, во всем его многообразии, можно кардинально изменить свою жизнь. Многие люди позже признавались, что их тянуло к картине и они чувствовали ее «разноцветность».

Пестрый куб в черном квадрате увидеть сложно, ведь черный поглощает остальные цвета. Еще сложней увидеть белое, скрытое за черным, как и правду, спрятанную за ложью. Но те, у кого получится это сделать, смогут понять великую философию самого бытия.

Бунт в искусстве

В начале ХХ века российское изобразительное искусство находилось под влиянием кубизма, который предполагает дробление реальных объектов на примитивные геометрические фигуры.

Направление постепенно исчерпало себя, что открыло дорогу супрематизму Малевича и «Черному квадрату», как его ярчайшему воплощению.
Новаторское направление стало глотком свежего воздуха после надоевшего всем кубизма, дорогой в беспредметность и «чистое творчество».

Кроме «Черного квадрата» на выставке «0, 10» были представлены «Черный крест» и «Черный круг». Триптих демонстрировал три главных элемента супрематической системы.
Многие талантливые художники и сам русский авангард были покорены внешней простотой и внутренним богатством с глубинным смыслом супрематизма.

Гениальный пиар

Малевича нельзя назвать новатором в экспериментах с черным цветом. Первым «черным» произведением является «Великая тьма» Роберта Фладда в 1617 году. Далее идут Берталь в 1843 году со своей работой «Вид на La Hougue», Гюстав Доре с его «Сумеречной историей России» и Пол Билхолд с «Ночной дракой негров в подвале».

Самым спорным моментом оригинальности Малевича была работа Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» и особенно выявление под слоем краски «Черного квадрата» надписи «Битва негров ночью».

Возникает ощущение, что самая нашумевшая в мире картина действительно является плагиатом и в работе Малевича нет ничего нового, а значит, она явно переоценена.

И все же, оригинальным «Чёрный квадрат» Малевича становится благодаря не изображению, а самому названию. Любой может зарисовать синий прямоугольник и назвать картину «Дельфин, плывущий по морю». Это все игра со смыслами в воображении, с надуманным сюжетом.

А работы Малевича отличаются от себе подобных как раз его отсутствием. Какими бы ни были надписи под слоями краски, видно лишь черный квадрат, который назван тем, чем он является, – черным квадратом. В работе мастера нет игры со смыслами – его произведение примечательно точным совпадением с самим собой, что и делает его оригинальным и неповторимым.

Политический ход

Малевич хорошо понимал, что девиз современного искусства связан с умением его подать и продать: важнее сути работы ее правильное представление. И никто успех Малевича в этом превзойти не смог.

К меняющейся ситуации в стране он быстро подстроился бы, предложив революционное искусство на благо народа в новой эпохе. Своим «Квадратом», который сам по себе имеет мало отношения к искусству, художник объявляет о конце традиционного искусства.

Будучи приверженцем большевизма, Малевич сотрудничал с правительством и пользовался его благосклонностью до прихода к власти Сталина.

Отказ от содержания

Появление «Черного квадрата» стало предпосылкой к появлению формализма в изобразительном искусстве.

Для него определением художественной ценности произведения является его форма. В формализме отрицается идейное содержание произведения, ощущения автора и обстоятельства его жизни в период создания работы. Все это приносится в жертву художественной форме.

Формализм в искусстве нельзя назвать жанром или стилем, это скорее художественный метод анализа визуальных и материальных аспектов создания произведений искусства. В процессе работы над картиной художник заменяет понятия «контекст» и «содержание» на «баланс», «динамическое напряжение», «перспектива».

Кризис идей в искусстве

Многие считают, что именно после появления полотен Малевича в традиционной культуре произошел надлом, если не ее гибель. Каждый сегодня может возомнить себя гениальным художником и громко заявить о высочайшей художественной ценности своих творений.

Многих критиков объединяет мнение, что «Черный квадрат» стал последним выдающимся произведением. Многие художники перестали писать – одни из-за потери вдохновения, другие были в эмиграции, тюрьмах или ссылках.

Картина Малевича показала миру полную пустоту и черную дыру, квадратную точку в мире искусства. Как признавался сам художник, он не мог понять, что же действительно совершил, и после создания картины не мог ни спать, ни есть. После этого Малевичем были написаны 5 философских работ об искусстве и бытии.

Шарлатанство

Шарлатаны – люди, которые с легкостью заставят других верить в то, чего в действительности нет. Тех, кто не ведется на их обман и жульничество, они объявляют ничего не понимающими глупцами, для которых высокое и прекрасное недоступно. У такого обмана есть даже название – «эффект голого короля». Смысл его в том, что признать глупостью активно навязываемую вещь стыдно – а вдруг засмеют.

Зная, как манипулировать человеческими эмоциями, и немножко подтолкнув человеческую фантазию, шарлатан даже самый примитивный рисунок – тот же квадрат – представит как полный смысла и содержания. Тот, кому смысл «Черного квадрата» неясен, сам его придумает, чтобы, рассматривая картину, ею искренне восхищаться.

В чем секрет созданной картины? Что такое супрематизм?

Картина "Черный квадрат" Малевича.

Черный квадрат в Третьяковской галереи

Супрематизм сменил кубизм и стал основным течением абстрактного искусства в России 1914–1915 годов.

Последователи супрематизма, объединенные в общество «Супремус», распространяли идеи направления, а сам Малевич изложил его суть в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму».

Художник был убежден, что только «дикарям» свойственно передавать мир таким, какой он есть, и рисовать с натуры. Стать высшей степенью развития искусства можно, только выделяя беспредметное.

Истинный гений интуитивно открывает для себя подлинную реальность, состоящую из простых геометрических форм как основы основ, а не подражает действительности. В работах супрематистов, отказавшихся от привычного творчества, отсутствует понятие сторон. Это космос, где нет «верха» и «низа», «левого» и «правого». Это равенство всех направлений.
Композиции строились таким образом, что не было необходимости в цвете или фигуре – их познание и понимание происходили главным образом через ощущения зрителя, а не художника.

Различия между привычным для всех кубизмом и супрематизмом можно представить так:

Кубизм Супрематизм
Передача трехмерного пространства с помощью геометрически сложных фигур
Передача плоского пространства простыми геометрическими формами
Относится к модернизму Относится к авангарду
Развивая мысль, создает образ на холсте Тесно связан с человеком и природой
Переделанный постимпрессионизм со своими канонами Самостоятельный стиль, который не зависит от других направлений

Отношение художника к своему творению

Автор скандальнейшего шедевра заявлял, что своим произведением поставил точку в развитии мировой живописи. Для Малевича квадрат – первофигура, базисный элемент бытия.

«Квадрат, — писал Малевич, — это творчество интуитивного разума. Квадрат — живой царственный младенец».

В своих письмах художник говорил:

«Лицо моего квадрата не может слиться ни с мастером, ни со временем».

Мнения общественности и критиков

«Последняя футуристическая выставка картин «0,10» и представленные на ней работы Малевича настолько впечатлили зрителей, что споры не утихают до сих пор.

Мнения разделились, ведь не всем пришелся по душе новый подход к живописи. Восторг смогли разделить последователи супрематизма, но, к примеру, художественный критик Александр Бенуа написал в газете «Речь», что «Квадрат» — это один из «…актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

Михаил Гершензон, философ, говорил, что он, глядя на такие работы, «переживает падение старого мира».

Выставки за рубежом также не остались незамеченными и были приняты общественностью более благосклонно, нежели на родине.

Художник Андрей Самарин в одном из своих видео объясняет, почему картина так пришлась по душе:

«Весь наш мир вписан в черный квадрат, он подчинен этой строгой форме. «Черный квадрат» Малевича – это картина, с которой история искусства ведет свой отсчет, новая, современная история искусства. Именно потому эта картина является искусством и занимает свое место в истории».

Какими бы ни были причины создания картины «Черный квадрат» и какой бы скрытый смысл ни пытались в ней найти, ни одно другое произведение в истории не смогло так убедительно доказать, что красота – в глазах смотрящего. Когда речь идет о глубине бездны, не важны ни ее цвет, ни форма. Важнее всего, кто в эту бездну заглядывает и что он там видит.

Вам понравилась данная картина? Какие чувства она у вас вызывает? Делитесь своим мнением в комментариях.

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Лилит

    Люди склонны искать потаенные смыслы там, где их нет. Но, на самом деле, как говорил дедушка Фрейд: “Иногда сигара – это просто сигара”) Вот и я из тех, кто склоняется к мысли, что это – просто квадрат, написанный в сжатые сроки из-за нехватки времени перед выставкой.

  2. Жасмин

    Мне нравится версия, что это не удавшаяся картина. И что самое интересное, что как-бы не было, в результате вышел гениальный пиар.

  3. Женя

    Не буду врать, был уверен, что в искусстве я разбираюсь неплохо, а потом услышал от знакомого о таком стиле, как супрематизм. Каким образом я упустил его из виду, понятия не имею, но недоразумение решил исправить тут же. Сделал это с помощью вашего сайта. Спасибо за отличный анализ и классные примеры.

  4. Леонид

    Люблю сюрреалистичные фильмы, мультфильмы, сюрреалистичный юмор. Решил проверить, придется ли мне так по душе сюрреализм, как жанр живописи. Нашел соответствующий раздел на вашем сайте. Был рад тому, что в нем представлены не только примеры работ, но и полезная, хорошо структурированная информация.

Подпишись на обновления