Известные картины Густава Климта

За всю свою жизнь Густав Климт написал большое количество шедевров, красотой которых и сегодня восхищается весь мир.

Известные картины Густава Климта

Густаву Климту выпало жить в интереснейшее для живописи время. Общество, уставшее от классики, хотело свежих впечатлений и зрелищ. Художники, тонко чувствующие наступление нового времени, активно занимались поисками современных изобразительных средств. Одним из преуспевших в этом деле стал великий австриец. Прослывшим в молодости, как мастер академической живописи, Климт стал одним из лучших представителей модерна.

Общие черты картин Густава Климта

Следует отметить, что работы молодого художника совершенно не похожи на его более известные работы, созданные в зрелом возрасте. Слава к мастеру пришла рано. Но в годы своей молодости он много занимался прикладной живописью, расписывая театры, музеи и другие общественные здания. В это время он работал в академической манере и достиг высокого уровня мастерства.

Позднее Климт сосредоточился на создании картин. В этом жанре он становится новатором и одним из лидеров стиля модерн. Его поиски изобразительных средств привели к формированию своего живописного стиля с яркой индивидуальностью.

Для картин мастера характерно использование многочисленных символов, часто эротических, из культур Востока, Древнего Египта и других народов, игравших существенную роль для понимания изображаемых сюжетов. Значительная часть полотен выполнена с преобладанием золотых тонов. В них Климт отразил своё восхищение перед великолепием византийских золотых мозаик в Италии.

Часто в произведениях художник использовал множество ярких цветов. Такой приём использовался фоном в портретах. Особенно уместен он в пейзажных работах, являющих собой высокую оригинальность.

Густав Климт
читайте также
Густав Климт

Густав Климт

5
4
0

Более всего прославившийся как дамский портретист, художник преклонялся перед женской красотой, чувственностью и эротизмом. На портретах Климт изображает исключительно женщин. Для передачи сюжета он вынужден использовать мужскую натуру, но изображения сильного пола пишутся схематично. Лица мужчин на картинах мастера не показываются.

В журнале «Немецкое искусство и декоративность» в 1902 году писали:

«Климт — это индивидуальность, которая не желает быть измеренной одной меркой, он восприимчив к самым тонким впечатлениям. Его сущность, как бы странно это ни казалось, целиком и полностью венская. Искусство Климта, экзотическое, диковинное, в высшей степени деликатное, как оно есть, уходит корнями именно в этот род. Лишённое всех грубых чувственных форм, оно предстаёт утончённым „венством“, как духовный субстрат, в котором от материальной сути вещей не осталось ничего кроме дуновения обаяния, лёгкого земного аромата, обволакивающей чувственной атмосферы».

Самые известные картины Густава Климта

«Афина Паллада», 1898

Картина «Афина Паллада», 1898 год.

Работа была представлена на первой выставке Венского сецессиона, ушедшего от традиций классического изобразительного искусства. Климт постарался передать в ней качества, присущие художникам нового направления живописи – жажду непреклонной борьбы за свободу самовыражения. Эта картина автора разительно отличалась от других портретов женщин, на которых изображалась чувственность и сексуальность.

Афина – воплощение воинственности. Она полна силы и властности. Горящие огнём глаза, подчёркнутые золотым нагрудником и шлемом, становятся символом сецессионистов. Критики назвали Афину Палладу демоном сецессиона.

Эта картина знаменательна и тем, что от неё отсчитывается «золотой период» творчества Густава Климта, давший миру наиболее известные работы.

«Юдифь и голова Олоферна», 1901

Картина «Юдифь и голова Олоферна», 1901 год.

Традиционный библейский сюжет Климт истолковал совсем по-другому, чем изображавшие его ранее Боттичелли и Караваджо. В отличие от знаменитых итальянцев, у которых Юдифь представала добродетельной вдовой, художник изобразил героиню чувственной женщиной. Кровавое убийство вражеского полководца не смутило даму. Не стыдится она и своего обнажённого тела, уверенная в его красоте.

Изображение потаённых чувств на картинах было очень непривычным для зрителей. Поэтому показ работы сопровождался скандалом, а её понимание у широкой публики ждало лучших времён.

«Бетховенский фриз», 1902

Картина «Бетховенский фриз», 1902 год.

Четвёртая выставка сецессиона посвящалась Бетховену, музыка которого оказалась созвучной новой живописи. Свою монументальную роспись длиной 34 м, Густав Климт посвятил любимой 9-й симфонии.

О живописи и музыке. Считается, что художник в своей фреске воплотил музыку симфонии Бетховена в цвете.

Фриз, как и симфония, состоит из 4-х частей. Три из них посвящены борьбе светлых и тёмных сил. Четвёртая, названная Бетховеном «Ода к радости», знаменует победу добра над злом.

Для реализации работы Климт применил осколки зеркал, гвозди, камни. Фактически это первая работа в технике коллажа.

«Три возраста женщины», 1905

Картина «Три возраста женщины», 1905 год.

В известной работе художник изображает всю жизнь от рождения до смерти. Она выражена в трёх любимых Климтом женских образах. Только что родившийся ребёнок и молодая женщина объединены, что символизирует активный период жизни с большими возможностями. Эти качества подкрепляются орнаментом, состоящим из символов. Круги с точкой посередине означают детородное начало. Они яркие и большие, сгруппированы около молодой женщины.

Дама, достигшая почтенного возраста, располагается отдельно. Её время не предназначено для активной жизни, а способствует размышлениям о смысле существования в одиночестве. Угасают и рисунки ближнего к ней орнамента.

«Водяные змеи II», 1907

Картина «Водяные змеи II», 1907.

Золотой период в работах Климта становится ярче после посещения художником Равенны и Венеции с их золотом мозаик. Несколько лет он работает над серией картин Водяные змеи, из которых наиболее известна работа под номером два.

Эта работа Климта является самой дорогой картиной художника, из проданных на аукционах.

Об изображении на полотне нетрудно догадаться. Как обычно, на нём находятся женщины. Но в это раз они принадлежат подводному миру. Красота и изящество их тел не сопровождается чувственным выражением лиц. Возможно, им не нужны мужчины, которые будут на них смотреть. А художник изобразил гармонию однополой женской любви.

«Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907

Картина «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.

На картине изображена одна из самых близких для Климта женщин. Художник нарисовал её на двух портретах, а ещё на двух полотнах в образах других персонажей. Работа считается одним из шедевров модерна. Её называли австрийской Моной Лизой.

Картина выполнена с преобладанием золотого цвета. Большую часть полотна занимает золотой фон, на котором художник разместил эротические и восточные символы – глаза, яйца, треугольники.

Сама Адель сидит на золотом кресле-троне, которое почти сливается с фоном. Она раскраснелась и смотрит на мир загадочным взглядом, таинство которого дополняется переплетением рук.

Бытует мнение, что Густав и Адель были близки. Но доказательств этому нет. Тайна отношений ушла в вечность, как и загадка взгляда героини портрета.

«Даная», 1908

Картина «Даная», 1908.

Очень оригинальное решение придумано Климтом для изображения сцены из древнегреческого мифа. На картине показано проникновение Зевса в виде золотого дождя в лоно Данаи. Несмотря на пикантность ситуации, она изображена без пошлости. Достоверно написав суть сюжета, художник нашёл способ показать в работе высшую степень эротизма и женскую сексуальность. Это достигается гипертрофированным бедром героини, позой – свёрнутым в клубок телом, выражением сладострастия на лице спящей.

В качестве изобразительных средств использованы любимые мастером разнообразные символы, золотой тон, любимый рыжий цвет женских волос.

«Поцелуй», 1908

Картина «Поцелуй», 1908.

Поцелуй – самая известная картина Густава Климта. Она растиражирована в сувенирах, открытках, разнообразной атрибутике и стала одним из символов Вены.

На картине изображена пара – Он и Она. Они тесно общаются друг с другом, находясь в состоянии, предшествующем поцелую. Художнику удалось удивительно тонко передать глубину чувств изображённых героев картины. В то же время интимный момент показан так деликатно, будто влюблённые имеют неземное происхождение. В результате, несмотря на сюжет, картина настолько целомудренна, что её можно встретить в виде репродукций даже в изданиях для детей.

Картина «Поцелуй» Густава Климта
Полный анализ картины

Картина «Поцелуй» Густава Климта

В работе художник использует характерные для этого времени изобразительные средства – разнообразную символику, обилие золотого цвета, цветочный луг. Оставаясь верным себе, на картине художник показывает только женское лицо, мужского мы не видим.

«Дама в шляпке и боа из перьев», 1909

Картина «Дама в шляпке и боа из перьев», 1909.

Посетив в 1908 году Париж, Густав Климт увлёкся работами современных французских художников, работавших в основном в стиле постимпрессионизма – Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека.

В следующем году он создаёт работу, напоминающую по стилю картины Тулуз-Лотрека. «Дама в шляпке и боа из перьев» – портрет, в котором передаются особенности внутреннего мира женщины. По её лицу можно понять, что она имеет сильный характер и не побоится совершить решительные действия, если потребуется.

Художник уходит от золота на полотне. Работа выполнена в строгих тонах, фон перестал перетекать в изображение, а используется для акцента внимания на психологию героини портрета.

«Древо жизни», 1909

Картина «Древо жизни», 1909.

По эскизам художника был выполнен фриз во дворце Стокле в Брюсселе. Центральной его частью является триптих «Древо жизни». Глубоко символичная тема о смысле жизни разрабатывается в мифологии многих народов, она имеется и в Библии.

Своё осмысление распространённый сюжет получил и у такого большого любителя символов, как Густав Климт. Работа выполнена по восточным мотивам, любителем которых был её заказчик.

Левая часть триптиха «Ожидание» – танцующая женщина, напоминающая египетскую царицу. Её образ показывает главную роль женщины в продолжении жизни. Правая часть «Единение» символизирует, что для продления рода женщина должна соединиться с мужчиной.

Центральная часть сюжета – само древо жизни, в котором заложено постоянное развитие жизни, состоящее из рождений и смертей. Очень удачным решением стало изображение ветвей дерева в виде спиралей – символа бесконечности.

«Смерть и жизнь», 1916

Картина «Смерть и жизнь», 1911.

Очередной работе-размышлению о смысле жизни художник посвятил несколько лет. Сюжет выполнен в форме символической аллегории и поделён на две части.

Правая часть изображает многочисленные проявления жизни, выраженные в основном женскими образами – от счастья материнства и детства до превращения в старуху, которой уже не хочется смотреть на мир. Поскольку продолжение жизни невозможно без противоположного пола, в сюжете присутствует мужская фигура.

В левой части картины находится смерть. Она состоит из символов, в основном, крестов – древнее изображение гармонии мужского и женского, небесного и земного. И мы верим, что несмотря на конечность конкретной жизни, божественное мироздание вечно.

Работа была создана в 1911 году. Затем переписана автором под впечатлением от Первой мировой войны в 1916 году.

«Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912

Картина «Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912.

Адель II вышла из-под кисти Климта через 5 лет после её первого портрета. За эти годы молодая женщина почти не изменилась. Кажется только во взгляде появилось немного грусти. По обыкновению, фон в работе украшен орнаментом. Но ему уделено немного внимания. Это сделано для того, чтобы взгляд был прикован к лицу героини.

Часть работ этого периода у Климта выполнены в стиле французского постимпрессионизма с передачей объёма и психологии персонажа. Но портрет Адель без перспективы и глубины выполнен в плоскости. В этот раз художник обошёлся без золота. Что-то из-за его отсутствия ушло, но само лицо так же узнаваемо, как и на первом изображении героини.

«Девы», 1913

Картина «Девы», 1913.

Поздняя работа художника продолжает тему символизма. Сплетением в клубок женских тел, мастер передаёт разнообразие жизни женщины в различные её периоды. В этом произведении Климт уходит от преобладающей темы женской чувственности и сексуальности. Возможно то, что фрейдизм и страсти остались за изображением, связано с возрастом самого художника.

Если чувствам на более ранних полотнах сопутствовал их символ, выраженный в золотом цвете, то теперь ему достался только небольшой фрагмент. Но изобилие цвета на изображении создаёт полную уверенность в том, что жизнь прекрасна.

Рейтинг картин Густава Климта по мнению пользователей сайта
«Афина Паллада», 1898
1
«Юдифь и голова Олоферна», 1901
1
«Бетховенский фриз», 1902
0
«Три возраста женщины», 1905
0
«Водяные змеи II», 1907
0
«Даная», 1908
0
«Поцелуй», 1908
0
«Дама в шляпке и боа из перьев», 1909
0
«Древо жизни», 1909
0
«Смерть и жизнь», 1911
0
«Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912
0
«Девы», 1913
0
«Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907
-1

Выводы

Будучи новатором в живописи, Климт понимал, что его путь будет непростым. Он выбрал своим девизом строки из Шиллера:

«Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

Но его творчество вступило в противоречие с этими словами. Он стал нравиться многим, – и это не зло. Сегодня Густав Климт один из самых известных художников 20 века. Его картины очень хорошо и дорого продаются на аукционах:

Картина Год продажи Стоимость $ млн.
Водяные змеи II 2013 187
Портрет Адели Блох-Бауэр I 2006 135
Портрет Адели Блох-Бауэр II 2006 87,9
Цветочный сад 2017 59,3
Церковь в Кассоне 2010 43,2

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Маргарита

    Раньше не слышала об этом художнике. Картины необычные, своеобразные и уж точно ни с кем его не спутать. Девиз художником выбран правильно, его картины полностью соответствуют этому девизу.

  2. Оксана

    Люблю картины Густава Климта за удивительное сочетание эстетики и эротизма. Любовь к женщине и её красоте просто сочится из этих произведений. И сколько жизнелюбия… У художника был талант чувствовать внутренний мир женщины… Смотришь в лицо дамам на картинах, и видишь отражение себя со всеми недостатками и пороками. )))

Подпишись на обновления