Картина «Христос и Грешница» Василия Поленова

История, которую Поленов изобразил на полотне, рассказана в Евангелии от Иоанна. Художник удивительно точно сумел передать слова апостола-евангелиста Иоанна: "Не видя никого, кроме женщины". Несмотря на толпу, теснящую обвиняемую, зритель отлично понимает, что Христос, глубоко сострадая, смотрит только на неё. Ещё через несколько минут Он произнесёт: "Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? И Я не осуждаю тебя".

Картина «Христос и Грешница» Василия Поленова

«Христос и Грешница»

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий Дмитриевич

Россия

244 работ
Рейтинг 5
Просмотров 394
Комментарии 6

В 1887 году на XV Выставке передвижников экспонировалось грандиозное полотно под названием “Кто из вас без греха?”, созданное Василием Поленовым. Картина вызвала множество споров и сразу была запрещена к показу обер-прокурором Священного Синода Константином Победоносцевым.

Василий Поленов
читайте также
Василий Поленов

Василий Поленов

5
4
0

История создания

Эту картину Василий Поленов написал по просьбе любимой сестры. Умирая в возрасте 36 лет, Вера Дмитриевна напомнила брату о давнем обещании продолжить дело великого художника Иванова (в семье Поленовых существовал культ этого живописца, созданный отцом).

Дмитрий Васильевич Поленов, известный русский дипломат и археолог, сумел дать детям разностороннее образование. Изучив юриспруденцию и математику, строительное дело и историю, Василий остановил свой выбор на изящных искусствах. Окончив с медалью Академию художеств, он вскоре заявил о себе как мастер пейзажа. Однако обещание, данное сестре, побудило его обратиться к евангельскому сюжету.

Работа над картиной длилась пятнадцать лет. Живописец предпринял поездку в Италию и Палестину, где создал серию пейзажных и портретных натурных зарисовок.

Вернувшись в Россию, летом 1885 года в подмосковной усадьбе Меньшово живописец сделал полноразмерную прорисовку будущего полотна величиной 325×611 см. В следующие два года в Москве, в кабинете Саввы Морозова, Василий Поленов работал над окончательной версией картины.

Экспозиция передвижников в Академии художников грозила стать крахом для живописца. Нетрадиционная подача образа Христа и провоцирующее название вызвали негодование у градоначальника Петербурга Грессера, а Победоносцев категорически вознамерился запретить полотно к показу.

Однако положение спас император Александр III: картина произвела на него столь сильное впечатление, что царь купил её для своей коллекции, заплатив весьма значительную сумму – более 30 тыс. руб. золотом. Правда, название было изменено на “Христос и грешница”.

Приобретённое полотно император не разрешил вывозить из страны, поэтому художник Коровин сделал копию меньшего размера, на которой лица персонажей прописал сам Поленов.

Известные картины Василия Поленова
читайте также

Известные картины Василия Поленова

5
3
0

Сюжет картины

На полотне запечатлён известный сюжет, описанный евангелистом Иоанном: в тот момент, когда Христос и его ученики сидели у стены иерусалимского Храма, привели женщину, обвинённую в прелюбодеянии.

Евангелие от Иоанна
Евангелие от Иоанна
Утром [Христос] опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши

Закон Моисея, действовавший в еврейском обществе, предписывал забить блудницу камнями. Однако милосердие и всепрощение, о которых неустанно говорил Иисус, противоречили убийству.

Странствующий проповедник давно раздражал фарисеев и книжников. Им пришла в головы блестящая, как казалось, идея: задать вопрос, на который не существует ответа: как следует поступить с этой женщиной?

Однако ответ Христа поставит в тупик самих вопрошателей. Спаситель выберет ту самую фразу, которая была первоначальным названием картины: “Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень.” Недавние гневные обличители, устыдившись, покинут место судилища, и обвиняемая останется в одиночестве.

Описание и анализ картины

Для создания образа Христа художнику позировали его любимые ученики – Исаак Левитан и Коровин.
Глаза грешницы, устремленные на Христа, полны робкой надежды на сочувствие Спасителя. Между главными персонажами картины идет молчаливый диалог.
Действие картины происходит у широкой лестницы Второго Иерусалимского храма.
Иоанн, самый юный из всех учеников Христа, сидит ближе всех к Спасителю.
На переднем плане картины художник поместил двух женщин – Марию и служанку Роду.
На ступенях лестницы сидит подросток по имени Иоанн. Он внимательно наблюдает за происходящим.
Почтенный еврейский законоучитель Фарисей Гамалиил на картине выходит из Храма.
Симон Киринеянин прибыл в Иерусалим по случаю Пасхи. Сидя на осле, он внимательно наблюдает на происходящим.
Фарисей Никодим отделён от апостолов, а его лицо полуприкрыто.
Чуть дальше от Христа сидят апостолы Иуда, Клеопа и Матфей.
Рядом с Петром художник изобразил четырех будущих апостолов – Андрея, Филиппа, Иакова Алфеева и Фому.
Апостол Петр стоит за спиной Иакова. Он изображён опирающимся на посох.
Слева от Христа художник изобразил Иакова – старшего брата Иоанна.
В правой части картины изображены люди, которые пытаются провоцировать Христа. Они взбудоражены и напряжены.

Слова Христа прозвучат чуть позже, а пока все персонажи замерли в ожидании.

Иродов придел Второго Иерусалимского храма

Картина «Христос и Грешница» в высоком разрешении

Действие картины происходит во внешнем дворе Второго Иерусалимского Храма. Изучив исторические описания, Поленов тонко воспроизвёл их на полотне. Здание было перестроено во времена правления Ирода Великого, но реконструкция вызывала протест у иудеев. Они настаивали на сохранении традиционного оформления.

В результате Ирод уступил евреям в оформлении внутреннего пространства, оставив за собой внешний двор. Евангельские события разворачиваются именно там. Это безошибочно можно определить по смешению стилей: архитектурные элементы заимствованы из финикийской, египетской, греческой и римской культур.

Люди на полотне

Люди на полотне «Христос и Грешница»

Картина густо “населена” людьми, которые разделены на две половины: в левой части, справа от Иисуса, – ученики и последователи. Они внимательно, но без бурных эмоций, следят за развитием событий.

В правой части полотна – те, кто пытается провоцировать Христа. Эти люди взбудоражены и напряжены. Вероятно, они только что задали свой каверзный вопрос и настороженно ждут реакции Иисуса. Гамма чувств, которые в это момент отражают лица иудейских мудрецов, – от ехидства до агрессии – прописана Василием Поленовым не без сарказма.

Грешница

Грешница. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

В центр композиции художник поместил Спасителя и обвиняемую. Вероятно, совсем недавно она упивалась сладостью запретного плода, но художник запечатлел её совсем в другом состоянии: фигура женщины наклонена назад, напряжённые руки сжаты в кулаки, будто она, подталкиваемая фарисеями на суд, всячески стремится избежать его.

Однако в глазах, устремлённых на Христа, читается робкая надежда на Его сочувствие. Между ней и Спасителем идёт молчаливый диалог. Христос знает, что женщина уже глубоко раскаялась, и публичное порицание перед многочисленными свидетелями её падения стало достаточным наказанием.

Иисус Христос

Иисус Христос. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Изображение Христа, созданное Поленовым, вызвало самые большие споры. В качестве натурщиков были выбраны любимые ученики – Левитан с типично еврейской внешностью и Коровин, чьи правильные черты “облагородили” облик.

Художник стремился к точности. Досконально изучив исторические источники, он “одел” Иисуса именно в ту одежду, которую в евангельские времена носили евреи. Достоверности добавляла светлая шапочка, без которой в солнечной Палестине немыслимо пребывание под открытым небом. Однако по настоянию матери – глубоко верующей женщины с безупречным художественным вкусом – Василий Дмитриевич отказался от этой детали.

Больше всего недоумений и неприятия возбуждала принципиальная трактовка образа.

Картина «Московский дворик» Василия Поленова
читайте также
Василий Поленов

Картина «Московский дворик» Василия Поленова

5
3
0
Лев Толстой
Лев Толстой
«Поленов красив, но бессодержателен. Правая сторона картины написана очень хорошо – сама грешница, евреи; левая никуда не годна: лица банальные, Христос у него – какой-то полотёр, а апостолы плохи; сзади – декорация».

Самому художнику он сказал прямо:«А вы не любите его… Вон того, кто сидит посередине».

Поленов лишил Господа эпичности, надмерности, сделав акцент на человеческой ипостаси Божьего Сына. В Его позе заметно утомление, но вряд ли оно имеет физическую природу – скорее всего, Иисус устал от постоянных насмешек, угроз и ловушек, расставляемых фарисеями.

Справа от Христа — Иоанн

Иоанн. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Люди, изображённые на картине, связаны между собой незримыми нитями судеб. Узнать их имена можно из статьи критика Александра Соболева, вышедшей в свет вскоре после скандальной выставки. Эти сведения сообщила ему супруга Поленова, Наталья Васильевна.

О большинстве из них более или менее подробно повествует Священное Писание. Однако остаются загадкой причины, по которым именно эти персонажи избрал художник для своего полотна.

Ближе всех к Спасителю сидит Иоанн, самый юный из всех учеников Христа. Он сын галилейского рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа-Обручника. После Крестной смерти Иисуса ему предстоит взять на себя заботу о Его Матери, прожить больше ста лет и стать одним из апостолов-евангелистов.

Слева от Христа — Иаков

Иаков. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Иаков Зеведеев – старший брат Иоанна. Бывший рыбак станет ревностным последователем Христова учения, будет проповедовать его в Испании, а затем на родине. Примет мученическую кончину – казнь с отсечением головы.

За спиной Иакова — Пётр

Пётр. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Апостол Петр изображён опирающимся на посох. Ему предстоит пережить трагедию собственного отречения от Христа и последующее глубочайшее покаяние. Пётр пройдёт с христианской проповедью много стран: Иудею, Сирию, Малую Азию, Италию, станет первым епископом Рима, а во время правления императора Нерона будет распят в “вечном городе”.

Андрей, Филипп, Иаков Алфеев и Фома

Андрей, Филипп, Иаков Алфеев и Фома

Рядом с Петром фигуры четырёх будущих апостолов. Андрей, его младший брат, был первым из рыбаков, которых Иисус призвал для ученичества, поэтому именуется первозванным.

Ему предстоит стать посланником Христа в Греции, Причерноморье и на территории будущей Киевской Руси. Во многих путешествиях Андрея будет сопровождать Иаков Алфеев. Оба апостола примут смерть на кресте.

Картина «Золотая осень» Василия Поленова
читайте также

Картина «Золотая осень» Василия Поленова

5
3
0

Филипп, выходец из Вифсаиды, был земляком Петра и Андрея, но, в отличие от братьев-простецов, получил хорошее образование и слыл знатоком Священного Писания. Он станет апостолом Греции и Фригии, побывает в Аравии и Малой Азии и будет казнён в Иераполе.

Пылкое сердце и пытливый ум Фомы привели его в число самых ревностных учеников Иисуса. Ему предстоят сомнения в воскресении Христа, которые Спаситель развеет сам. Фома-близнец будет послан в Индию, где, как и большинство других апостолов, мученически закончит жизнь.

Иуда, Клеопа, Матфей – второй ряд

Иуда, Клеопа, Матфей. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Чуть дальше от Спасителя сидят ещё три апостола. Сын Иосифа-Обручника, Иуда, по закону считался сводным братом Иисуса. Возможно, из-за близкого родства он вначале не верил в Его Божественную сущность. Но хотя дальнейшие события в корне изменили мнение, и Христос избрал его в число своих ближайших учеников, сам Иуда никогда не дерзал напоминать о родстве, сдержанно именуя себя “братом Иакова”.

Апостол Клеопа, который на картине Поленова вместе с другими напряжённо ожидает ответа Христа, скоро станет одним из свидетелем Его Воскресения. Ему и Луке воскресший Спаситель будет сопутствовать во время пути в Эммаус.

Матфею, брату Иакова Алфеева, предстоит стать одним из четырёх евангелистов. Вчерашний налоговый инспектор – мытарь, как называли его земляки, – оставив своё прибыльное дело и, раздав деньги обиженным, посвятил себя служению Истине. За это его сожгут на костре в Эфиопии, куда он будет послан на проповедь.

Фарисей Никодим

Фарисей Никодим. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Совсем по-иному, путём долгих размышлений и сомнений, пришёл ко Христу аристократ Никодим – недаром на полотне он несколько отделён от апостолов, а его лицо полуприкрыто. Член Синедриона, высшего государственного сената, инкогнито он приходил к Иисусу, задавал тревожащие вопросы и подолгу обдумывал Его ответы.

В решающий момент, когда встанет вопрос об аресте Христа, Никодим мужественно будет противостоять первосвященникам. Позже, после крестной смерти Спасителя, он примет участие в Его погребении, за что будет изгнан из Синедриона.

На переднем плане у корзин — Мария

Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Ближе всего к зрителям Поленов поместил двух женщин. Вероятно, он сделал это неслучайно: на протяжении всего евангельского повествования именно женщины оказываются самыми преданными и бесстрашными последовательницами Спасителя.

Мария, мать будущего апостола Марка, – состоятельная еврейка, одна из тех, которые “служили Ему своим имением”. Позже, когда в Иерусалиме будет создана апостольская община, дом Марии станет местом собрания христиан. К женщине придёт апостол Пётр, чудесным образом освободившийся из заключения.

Служанка Рода

Рода. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Рядом с Марией – Рода. О ней известно совсем немного: женщина была служанкой. Вероятно, девушка могла найти себе более спокойное и доходное место, но она предпочла остаться там, где любили Христа – и это говорит само за себя. Когда Пётр появится у Марии, именно Рода встретит его.

Архиепископ Иоанн Шаховской
Архиепископ Иоанн Шаховской
И Рода не забыта в Слове Божьем. Она не обратила никаких городов к Богу, она ничего не сделала для Церкви Христовой. Она только была служанка. <...>«Когда же Петр, ангелом освобожденный из тюрьмы, постучал у ворот, то вышла служанка, именем Рода». Слышит: стучит Петр! Как близко ей было все свершающееся в апостольской общине. «От радости», она не отворила ворот Петру, а – не вошла, но вбежала в комнату, где происходило собрание учеников, где «многие собрались и молились».<...>О служанке Роде больше мы ничего не слышим, но уже знаем, что дух ее горячий, живой, чистый, радостный, общительный, принадлежит семье апостолов, столь дорогой для нас.

Мальчик, сидящий на уступе лестницы

Мальчик, сидящий на уступе лестницы. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Со ступеней лестницы за происходящим внимательно наблюдает подросток по имени Иоанн – сын Марии. Личность Христа давно притягивает его, а из всех Его последователей он больше всего привязан к Петру. Позже со слов своего наставника он напишет Евангелие.

Повзрослев, Иоанн отправится с проповедью в Рим. Именно тогда к своему еврейскому имени он добавит ещё одно – Марк. Под ним он войдёт историю как апостол от семидесяти. Позднее Иоанн-Марк станет основателем церкви в Александрии – средоточии греческой образованности. Здесь ему предстоит принять страшную смерть от рук язычников.

Фарисей Гамалиил

Фарисей Гамалиил. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Весьма почтенный еврейский законоучитель Гамалиил, носивший звание «газакен» (старец), на картине выходит из Храма. Для этого человека путь к признанию Христа Мессией был особенно непрост. Внук фарисейского «наси» (князя), некоторое время возглавлявший Синедрион, создал собственную школу иудейского богословия, в которой учился будущий первоверховный апостол Павел.

По преданию, Гамалиил был родственником Никодима. Позже, после изгнания последнего из Синедриона, он предоставит ему убежище в своём доме, и оба бывших фарисея станут христианами.

Евангельская вдовица

Евангельская вдовица. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

Со ступеней Храма за происходящим наблюдает ещё одна удивительная женщина – бедная вдова, о которой рассказал евангелист Лука.

Евангелие от Луки
Евангелие от Луки
Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Покупательная способность двух лепт, тонких медных монет, была мизерной. На них можно было купить, пожалуй, немного хлеба – это всё, что бедная вдова ежедневно могла потратить на еду. Однако накануне Пасхи женщина решила, что важнее украсить Храм, чем насытиться. Такой поступок – своеобразный символ глубокого доверия и любви к Богу.

Симон Киринеянин

Симон Киринеянин. Фрагмент картины «Христос и Грешница»

По случаю Пасхи в Иерусалим прибыл ещё один человек по имени Симон. Художник изобразил его на осле. Где бы ни находились благочестивые иудеи – а Симон жил в Ливии – на праздник они всегда стремились в Храм. Ему предстоит необычная миссия: разделить с Христом несение креста перед распятием.

Священник Андрей Чиженко
Священник Андрей Чиженко
Симон Киринеянин – это каждый из нас. Вроде бы случайная хаотичная встреча. Человек идет с поля, то ли он работал в нем, то ли ночевал в близлежащей деревне. <...>Но все ведомо Божьему Промыслу. Бог призывает каждого человека разделить с Ним Свои страдания, помочь Ему донести Свой Крест, войти в Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Ведь Бог говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами…» (Ин. 15:14, 15). Мы Его друзья, сыновья и дочери, сотрудники и соратники. Мы его помощники. Он не желает нас спасать без наших участия и произволения. И Он призывает нас разделить с Ним Его Святой Крест.

Картина «Христос и Грешница» в музее

Непривычная трактовка образа Спасителя Василием Поленовым, возбудившая яростную критику, к счастью, не охладила стремления живописца трудиться в этом направлении. Завершив полотно “Кто из вас без греха?”, он ещё более двадцати лет посвятит работе над евангельским циклом и напишет серию гениальных картин.

Василий Поленов
Василий Поленов
Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец...

Какие эмоции вызывает картина у Вас? Делитесь впечатлениями в комментариях, нам очень интересно Ваше мнение!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Анна

    Вот уж настоящая картина. Картина так картина. Как можно было запрещать такую работу? Она грандиозна.

  2. Валерий

    Художник действительно мастер приложил столько усилий. На картине все детали четко проработаны. Жесты мимика все отлично видно и сразу ясно что хотел показать художник.

  3. Марта

    Она очень большая. Я люблю подходить к таким картинам, стоять и смотреть на полотно от края до края. Мне интересно представлять художника за работой, когда он пишет такую огромную картину.

  4. Алиса

    Иисус Христос просто изображён на картине обычным земным человеком. Этим и было выражено яростное сопротивление сторонником церкви.

  5. Светлана

    Картина великолепна! Чувства, эмоции, стыд, гнев, осуждение, презрение и участие – всё отлично читается на лицах персонажей. Сразу же понятен замысел художника и, конечно же,здорово написано, люди просто как живые.

  6. Алла

    Обратила внимание на лицо Исуса Христа, оно живое, задумчивое, как у простого человека. Он искренне сочувствует грешнице… В отличие от окружающих.

Подпишись на обновления