Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова

Карл Брюллов создал картину «Итальянский полдень» в 1827 году. Известный русский художник написал ее с натуры находясь в Италии. Чаще всего в своих работах он использовал библейские и исторические мотивы.

Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова

«Итальянский полдень»

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов

Россия

313 работ
  • КАТЕГОРИЯ: Картины великих художников
  • ГДЕ НАХОДИТСЯ: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • ДАТА СОЗДАНИЯ: 1827
  • ВИД ИСКУССТВА:Живопись
  • ЖАНР: Портрет
  • СТИЛЬ:Романтизм
  • ТЕХНИКА: Масло
  • МАТЕРИАЛ: Холст
  • РАЗМЕРЫ: 64×55 см
Рейтинг 5
Просмотров 403
Комментарии 7

Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852) – известный русский художник, творивший в русле классицизма и романтизма. Автор полотен на исторические, библейские и жанровые темы. Он следовал принципам академической школы. Кроме работ маслом, оставил образцы акварельной живописи, заявил о себе в монументальном жанре. Его кисти принадлежат 200 портретов, фрески купола Исаакиевского собора в Петербурге площадью 800 кв. м.

В историю изобразительного искусства вошли его картины: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянский полдень», «Автопортрет» 1848 года, «Портрет баснописца А.И. Крылова», «Портрет В.А. Жуковского» и др. Последняя из названных работ была написана с целью выкупить из крепостной неволи поэта Тараса Шевченко. Разыграв её в лотерею, русские деятели искусства смогли за 2500 рублей добиться свободы для украинского гения. К. Брюллов всю жизнь помогал многим творческим людям.

История создания

Картина «Итальянский полдень» была написана в 1827 году с натуры в Италии, где молодой художник находился на деньги меценатского Общества поощрения художников. Четырьмя годами ранее, в 1823 году, художник создал живописную работу «Итальянское утро», которую Общество преподнесло супруге Николая I Александре Фёдоровне.

Император одарил живописца перстнем с бриллиантом и выразил желание получить парную картину.

Известные картины Карла Брюллова
читайте также
Карл Брюллов

Известные картины Карла Брюллова

5
0
0

Работа «Итальянский полдень» появилась на выставке в петербургском салоне, но была раскритикована за то, что в героине полотна угадывалась простолюдинка, не имевшая во внешнем облике классических пропорций и черт. Модель на полотне не соответствовала идеалам красоты, утвердившимся в аристократическом обществе. Время решило этот конфликт в пользу картины. Она стала самой популярной работой художника в последующих поколениях.

Через 4 года после создания картины, в 1831 году, Брюллов написал уменьшенный вариант «Итальянского полдня» (27 >< 22 см), который стал экспонатом Третьяковской галереи.

Сюжет картины

Молодая итальянская девушка. Красавица находится в гармонии с окружением, собирает виноград.
Девушка держит в руке яркий элемент - виноградную гроздь. Можно заметит лучи солнца на спелых, тяжелых ягодах.
Фоном для портрета является виноградная листва. Оттенки зеленого передают прохладу и оптимизм.
В левом углу можно заметить лучи света. Солнце согревает и освещает юную девушку.

Событийная сторона произведения очень проста: героиня полотна – обычная итальянская девушка, срывая виноградную кисть, задерживает свой взгляд на грозди и любуется ее красотой. Автор работал в природных условиях, в саду с виноградником, при естественном полуденном освещении.

Описание и анализ картины

Живописное полотно небольшое по размерам – 64 >< 55 см. Оно часто значится в каталогах и упоминается в статьях с двойным названием: «Итальянский полдень/Итальянка, снимающая виноград». С такой подписью картина размещена и в зале Русского музея.

Передний план – девушка-итальянка

Итальянская девушка с картины.

Героиней полотна является юная девушка, изображенная крупным планом. Это поясной портрет в полупрофиль. То, что красавица занята сбором винограда и рассматривает виноградную гроздь, переключая на нее внимание зрителей, делает произведение образцом жанровой живописи, в которой герои передаются в движении, занятые обыденными делами и заботами.

Черты лица и легкая смуглость кожи выдают в девушке жительницу юга. У нее большие темные глаза с маслиновым блеском, черные брови вразлет. Блестящие, гладко зачесанные на прямой пробор черные волосы, собраны на затылке в узел, сколотый металлической шпилькой.

Ясный лоб, округлый овал румяного лица, улыбка полуоткрытых уст, по-детски распахнутые глаза, которым открылась чудесная красота пронизанной светом виноградной грозди, – все говорит о том, что жизнь этой итальянской девушки беспечальна и никакие серьезные испытания не коснулись ее. Она находится в полной гармонии с окружающим миром.

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова
читайте также

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова

5
3
0

Женская привлекательность героини подчеркнута спущенной на левое округлое плечо белой рубашки с широким воротом, открывающим также шею и верхнюю часть высокого пышного бюста. Нежность и очарование сквозят в жесте правой руки, поднятой, чтобы сорвать гроздь и остановившейся в своем движении, полном природного изящества.

Мягкие линии и формы молодого, дышащего здоровьем тела девушки в сочетании с ее одухотворенным порывом проникнуть в красоту окружающего мира создают чарующий образ. При этом переброшенная через руку шаль неярких темно-красных тонов и корзинка – всего лишь элементы декора и необходимое цветовое пятно в общей гамме зеленых и молочно-белых оттенков.

Кисть винограда

Гроздь зеленого винограда в руке девушки.

После женского образа вторым объектом, который сообщает смысл всему произведению, является виноградная кисть. Может показаться странным, что, изображая виноградник, автор ограничился единичным видом спелой грозди ягод. Наверное, в таком концентрированном изображении одного образа и его сосредоточенном рассматривании состоял его замысел.

Плод виноградной лозы приковывает внимание не только центральным расположением в верхней части полотна, но, прежде всего, видом небольших ягод, напоенных соком и просвеченных теплыми солнечными лучами. При этом каждая зеленая ягодка-сфера отражает солнце, что порождает массу веселых сияющих бликов. Несмотря на то, что гроздь невелика, чувствуется ее приятная прохладная тяжесть.

Листва винограда и зелень

Листва винограда и зелень.

Фоном картины является густая зелень виноградных листьев изумрудных оттенков. Тени и полутени подчеркивают их резные края, легкую помятость. Ощущается прохлада их широких «ладоней» в этот летний полдень.

На холсте очень много зеленой краски, она несет мощный заряд оптимизма. Зелень отсвечивается на кожу и белую рубашку девушки, будто заключая ее в живую раму из листьев и лозы. Молодая зеленая листва находится в полной гармонии с молодостью самой героини.

Лучи солнца

Отблеск лучей солнца на листьях.

В левом верхнем краю картины пробиваются лучи солнца, видимо, нашедшие просвет в зеленых зарослях. Поток света выхватил из тени девушку в винограднике и гроздь ягод, к которой потянулась ее рука.

Именно этот момент воплощен на холсте, получивший большую выразительную силу благодаря игре солнечного света, пронизывающего на своем пути виноградную гроздь и показывающего юную красоту сборщицы урожая.

Карл Брюллов
читайте также

Карл Брюллов

5
2
0

Общая композиция

Композиция картины сугубо центрична. В ней отсутствует пространственный объем и глубина, что заполняется большим изображением женской фигуры на полотне. Девушка, сотканная из плоти и крови, оставляет ощущение прикосновения к живому человеку.

Итальянская сборщица винограда является и изобразительным центром – на ее красоте фокусируется взгляд зрителя, – и в то же время сообщает сюжету внешнюю и внутреннюю динамику. Показанная в полуобороте фигура не кажется статичной, а полна природной живой грации.

Все естественно в ее положении: облокотившаяся на садовую лестницу левая рука, слегка запрокинутая голова, устремленный вверх взгляд. Незаконченность жеста правой руки несет в себе перспективу дальнейшего действия.
Созерцательная позиция героини в то же время воспринимается зрителем и как внутренний диалог между ней и одухотворенной природой, на что бывают способны поэтические, утонченные натуры.

Картина «Всадница» Карла Брюллова
читайте также
Карл Брюллов

Картина «Всадница» Карла Брюллова

5
4
0

Судьба картины

Произведение находится в постоянной экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге и размещено в окружении других работ художника.

Отвергнутая при создании заказчиком-императором, его окружением и знатоками живописи, богатыми меценатами, создавшими Общество поощрения художников, эта картина со временем стала самой известной среди широкой публики. С нее делали множественные репродукции, трафареты для вышивания нитками и бисером. Это произведение украшало быт людей, перенесенное на коврики, гобелены, обои. А в наше время не редкость встретить картинки-пазлы, которые по-своему знакомят юное поколение с живописью.

«Итальянский полдень» является одной из интереснейших живописных работ первой половины 19 века. Карлу Павловичу Брюллову удалось запечатлеть редкое мгновение жизни, часто называемое моментом истины, когда человеку посылается откровение о красоте мира, гармонии окружающей его природы и радость от своей причастности к ним.

Мнения современников:

«Брюллов первый из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства… У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою. Нет ни одной фигуры у него, которая не дышала бы красотой, где бы человек не был прекрасен».

Н.В. Гоголь

А какие эмоции и мысли вызывает картина у вас? Поделитесь в комментариях. 

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Виктор

    Лично мое мнение: автор при помощи картины хотел передать то, каким он видит самую настоящую гармонию и покой. Довольная девушка собирает виноград, и ни о чем не переживает.

  2. Ева

    У меня самые теплые воспоминания об этой картине, дубликат висел у моей бабушки дома. Смотря на нее, я до сих пор чувствую некоторую нежность и спокойствие на душе.

  3. Таисия

    Обожаю эту картину. Меня завораживает ягодки винограда. Их прозрачность. Игра света и тени.

  4. Анжелика

    При просмотре данной картины возникают двоякие чувства восхищения от мысли что она похожа на стилистику мастеров Ренесанса до восхищения с какой точностью все нарисовано.

  5. Вера

    Вот кроме восхищения при просмотре данной картины мне сложно описать свои эмоции. Каждый мазок художника в целом создал идеальную картину.

  6. Дарья

    Не могу перестать любоваться этой картиной. такие яркие краски. девушки приятных форм тянется к винограду . Художник настолько идеально нарисовал что кажется она сейчас пошевелится.

  7. Анна

    Интересный факт о Тарасе Шевченко. Ещё один штрих к удивительным судьбам гениев 19 века.

Подпишись на обновления