Картина «Иван-царевич и Серый Волк» Виктора Васнецова

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» относится к одним из самых сказочных произведений изобразительного искусства. Этот признанный шедевр русской живописи является знаковой работой Васнецова. В основе сюжета – напряженный момент, когда Иван с украденной Еленой Прекрасной на Сером Волке убегает от погони.

Картина «Иван-царевич и Серый Волк» Виктора Васнецова

Иван-царевич и Серый Волк

Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович

Россия

230 работ
Рейтинг 5
Просмотров 309
Комментарии 4

Картину великого русского художника Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» относят к одним из самых сказочных произведений изобразительного искусства. Этот признанный шедевр русской живописи является знаковой работой Васнецова, с которой хочется познакомиться поближе.

История создания картины

Полотно «Иван-царевич на Сером Волке» – итог работы мастера над народным сказочным сюжетом, который в 1846 году замечательно пересказал русский поэт Василий Жуковский, создав свое произведение по классическим канонам русских былин и сказаний.

Признаки волшебной сказки
Превращения Серый Волк превращается в Елену Прекрасную и обратно в Серого Волка
Сказочные помощники Волшебный зверь — волк
Чудесные предметы Мертвая вода, живая вода
Особенности сказки
Основной герой Младший, 3-й сын царя
Награда герою Невеста, чудесная птица, златогривый конь
Поединок Отсутствует
Троекратное повторение
Караулить 3 ночи
Поклониться 3 раза
3 испытания
3 раза трубят трубы

Решение о переносе сказочного действия на холст созрела у Васнецова в период работы в киевском Владимирском соборе, где мастер, наряду с другими известными живописцами, участвовал в создании его интерьера.

Известные картины Виктора Васнецова
читайте также
Виктор Васнецов

Известные картины Виктора Васнецова

5
3
0

Интерес к русским сказаниям и былинам сформировал у живописца сюжет будущего полотна — замечательную иллюстрацию к русской народной сказке.

Трудиться над картиной Васнецов начал в 1888 году, для чего оставил свою работу в киевском соборе. Первый раз полотно было представлено широкой публике на передвижной выставке в 1889 году.

Сюжет картины

Предыстория сюжета полотна начинается с того, что царь поручил сыновьям поймать вора, кравшего золотые яблоки из его сада. Задачу выполнил только младший — царевич Иван. Преступником оказалась Жар-птица, но поймать ее не удалось. Иван лишь добыл ее перо.

Захотев стать обладателем необычной птицы, царь отправил своих сыновей на ее поиски. Во время путешествия Иван лишился коня, которого погубил Серый Волк. Последний, решив искупить свою вину, стал верным другом царевича. Он же помог найти Жар-птицу, выкрасть Елену Прекрасную и раздобыть златогривого коня.

Именно тот момент сказки, когда герой крадет свою будущую невесту и на волке убегает от преследователей, изображен на холсте Васнецова.

Описание картины «Иван-царевич и Серый Волк»

Иван-царевич выглядит серьезным и встревоженным. Он пристально всматривается вдаль, пытаясь разглядеть погоню.
Елена Прекрасная склонила голову на грудь Царевича. Смиренно сложенные руки подчеркивают, что она полностью отдает себя во власть Ивана.
Елена Прекрасная изображена в светло-голубум шелковом платье, отделанном золотом по нижней части и рукавам.
Серый Волк изображен с человеческими глазами. Его образ наполнен силой, отвагой, могуществом и преданностью.
Темный, мрачный лес будто олицетворяет собой злые силы, которые пытаются задержать героев и навредить им.
Цветущая яблоня вносит оживление в мрачный пейзаж. Она вселяет надежду на то, что у истории будет счастливый конец.
Болото, покрытое кувшинками, находится под ногами героев. На его фоне яркими пятнами выделяются болотные лилии.
Старые мрачные деревья поросли мхом. Они подчеркивают драматизм картины.

В основе сюжета – напряженный момент, когда Иван с украденной Еленой Прекрасной на Сером Волке убегает от погони. Царевич крепко и надежно держит девушку, беспокойно всматриваясь в лесную чащу. Елена покорилась судьбе: испуганная похищением, темным лесом и огромным волком, она пытается не смотреть по сторонам, прильнув к Ивану.

Беглецов окружают старые деревья дремучего леса, без листьев и поросшие мхом. Под ногами у героев болото, покрытое кувшинками. Справа на переднем плане изображена цветущая яблоня, вносящая в драматизм картины светлые нотки.

Иван-царевич

Иван-царевич. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

На Иване прекрасный кафтан из дорогой ткани. Подпоясан царевич зеленым кушаком. Бросаются в глаза черные рукавицы с узором. На голове героя красная шапка, а на ногах — красивые сапоги.

У молодого человека на лице серьезное и тревожное выражение. Повернув голову, он пристально всматривается вдаль, пытаясь разглядеть погоню. По его позе видно, что царевич опасается: у него могут отнять самое ценное — Елену Прекрасную. А висящий на перевязи меч как бы подтверждает, что Иван готов защищаться от врагов самым решительным образом.

Елена Прекрасная

Елена Прекрасная. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

На спине волка, в объятиях царевича, Елена Прекрасная. Русые волосы ее распущены и развеваются на ветру. На девушке светло-голубое шелковое платье, отделанное золотом по нижней части и рукавам. Шею красавицы украшают бусы из жемчуга. Ноги обуты в причудливые сапожки. Покрывающая голову шапочка украшена драгоценными камнями.

Елена склонила голову на грудь Ивана. Взгляд ее поникший, задумчивый, безразличный. Она полностью во власти царевича, что подчеркивают смиренно сложенные руки.

У образа Елены Прекрасной есть реальные прототипы — Наталья и Татьяна Мамонтовы.

Серый Волк

Серый Волк. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

Фигура Серого Волка притягивает взгляд зрителя больше всего. У этого персонажа человеческие глаза, следовательно, Васнецов изобразил на полотне оборотня. Волчий взгляд направлен на зрителя.

Однако в зверином облике отсутствует кровожадность и жестокость. Его образ наполнен отвагой и преданностью. Художник изобразил Серого Волка очень сильным и могучим. Усматривается, что зверь совершает большие прыжки, грациозные и мягкие. Такие, что у зрителя создается впечатление, будто троица парит над землею.

Картина Виктора Васнецова «Богатыри»
читайте также

Картина Виктора Васнецова «Богатыри»

5
4
0

Высунутый из раскрытой пасти язык дает понять, что Волк устал. Преодолевать препятствия ему становится все труднее, и держится он из последних сил. Но он настроен решительно: несмотря на то, что с двумя седоками ему нестись все сложнее, передышку делать не собирается.

Это вселяет надежду: волшебный зверь сможет преодолеть все трудности, и беглецы будут спасены.

Темный, дремучий лес

Темный, дремучий лес. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

Дорога сказочных персонажей проходит через древний лес. Старые деревья поросли мхом. Лес мрачный и страшный. Он словно олицетворяет собой злые силы, пытающиеся задержать героев и навредить им. Кривые ветви и корни строят преграды беглецам.

Цветущая яблоня

Цветущая яблоня. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

Яблоня и белые кувшинки вносят в мрачный пейзаж оживление. Сначала цветущее дерево на лесном болоте вызывает у зрителя чувство настороженности. Но ее присутствие на картине имеет большое значение. Она незримо связывает начало сказочного повествования с его счастливым концом.

Примечательно, что именно с яблони с золотыми плодами начинается сказка. И она же символизирует будущее начало новой жизни и любви, вселяет надежду на то, что все окончится хорошо.

Картина «Аленушка» Виктора Васнецова
читайте также

Картина «Аленушка» Виктора Васнецова

5
4
0

Роль цвета

Значение цвета на картине Васнецова можно увидеть, если более внимательно изучить детали полотна. Так, изначально кажется, что, контрастируя, яблоня не вписывается в цветовую гамму холста. Но именно ее цвета, красивые и насыщенные, дают веру в спасение и счастливый конец.

Серебристо-белые краски кувшинок и яблони гармонируют с одеждой Елены и включены в единую цветовую гамму полотна. Вследствие этого произведение наполнено таинственным сиянием, создавая чувство прикосновения к чуду, сказке.

Судьба картины

В феврале 1889 года картина была представлена на XVII Передвижной выставке в Петербурге. И даже среди таких великих произведений, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Пасмурный день на Волге» Левитана, «Первая зелень» Остроухова, она не затерялась.

Современники Васнецова восприняли картину положительно. Особой похвалы были удостоены выставленные на обозрение публики народные образы прошлого и умение художника серьезно подойти к изучению старины. Отмечено, что до него никто так натурально не смог изобразить сказочный лес.

Очень естественно донесена до зрителей византийская красота Ивана-царевича и Елены Прекрасной, сглаженная чертами русской народной сказки. Их образы создают цельное и приятное впечатление.

Виктор Васнецов
читайте также
Виктор Васнецов

Виктор Васнецов

5
3
0

Наиболее выразительно высказался о картине крупный промышленник и меценат С. Мамонтов:

«Твой царевич на волке привел меня в восторг; я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества. Исполать тебе, великое спасибо! Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто-нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу, как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»

В настоящее время картину Виктора Михайловича Васнецова можно увидеть в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.

В свете всего вышесказанного напрашивается вопрос: какие еще тайны вложил в свое произведение великий русский художник, если они побуждают зрителя невольно сопереживать персонажам?

Какие эмоции у вас вызывает картина? Делитесь мнением в комментариях!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Паша

    Просто тащусь от разных сказочных и фэнтэзийных мотивов в искусстве. Это прям топчик! Балдёж!

  2. Яна

    Яркий сказочный сюжет. Даже не зная произведения и истории создания картины, можно понять, что Иван Царевич защищает Елену Прекрасную. Его вид воинственный и уверенный. Картина передает напряжение и ощущение опасности.

  3. Ирина

    Видела эту работу в Третьяковской галерее, она в живую просто потрясающая! Сразу погружаешься в ее динамику и сказочную историю.

  4. Ирина

    Видела эту картину в живую в Третьяковской галерее, и она просто потрясающая!
    Моментально захватывает своей динамикой и историей.

Подпишись на обновления