Популярные картины Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский — всемирно известный русский художник-маринист. В своих произведениях он мастерски передал красоту бушующей стихии, спокойных морских рассветов и закатов. Его полотна были популярны во всем мире. Они оказывались во многих частных коллекциях и выставлялись в музеях. Каждая его картина по-своему удивительная и запоминающаяся.

Популярные картины Ивана Айвазовского

Самым известным русским художником-маринистом можно по праву считать Ивана Айвазовского. Море было его жизнью, его страстью. Он буквально дышал им, и в своих произведения художник мастерски передал красоту бушующей стихии, спокойных морских рассветов и закатов. Каждая его картина по-своему удивительная и запоминающаяся. Предлагаем посмотреть на лучшие картины Ивана Айвазовского.

Происхождение художника и начало творчества

Родился Иван Константинович Айвазовский в Феодосии. Его настоящее имя – Ованнес Айвазян. Уже с детства будущего художника тянуло к морю – его завораживала красота водной стихии. Учился Айвазовский в Таврической гимназии в Симферополе, затем в Академии художеств в Петербурге.

Во время учебы его картина «Этюд воздуха над морем» была отмечена серебряной медалью. Досрочно окончив академию, он уехал в Крым. Чтобы совершенствовать свое мастерство, он ездил в Италию, Францию, Египет и США. Его картины были популярны во всем мире. Они оказывались во многих частных коллекциях и выставлялись в музеях.

Картина «Хаос. Сотворение мира» Иван Айвазовский
читайте также

Картина «Хаос. Сотворение мира» Иван Айвазовский

5
3
0

Самые известные картины художника

«Девятый вал»

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» в высоком разрешении.

Девятый вал (1850 год). 221×332 см. Холст/масло

Это произведение первым вспоминается, когда говорят об Иване Айвазовском. Полотно было написано в 1850 году и почти сразу признано шедевром. Репродукции этой картины можно встретить в учебниках литературы и искусства по всему миру.

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»
Полный анализ картины

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»

Художник идеально подобрал краски, чтобы передать ощущение надвигающейся бури. Бескрайнее темное море застыло в ожидании пика шторма – девятого вала. Люди на мачте погибшего корабля все еще надеются на спасение, но они пока не знают о приближающейся волне.

Сегодня картина находится в Государственном Русском музее, и полюбоваться ею может любой желающий.

«Чесменский бой»

Картина Айвазовского ««Чесменский бой»». Высокое разрешение

Чесменский бой (1848 год). 220×188 см. Холст/масло

Это историческое полотно было написано Айвазовским в 1848 году. Посвящена картина победе русского флота над турками в Чесменской бухте летом 1770. Произведение поражает зрителя своей реалистичностью. Русская эскадра гордо проходит между догорающими судами турецкого флота. Вокруг нее кроваво-красные языки пламени.

Война – это всегда жестокое кровопролитие, но картина наполнена удивительным спокойствием. Бой уже закончен, орудия умолкли, и корабли возвращаются в родную гавань. А солнце, проглядывающее сквозь черные тучи и пепел, олицетворяет победу русских моряков.

«Радуга»

Картина Айвазовского «Радуга» в высоком разрешении

Радуга (1873 год). 102×132 см. Холст/масло

На своих картинах Айвазовский часто изображает море бушующим. Полотно «Радуга», написанное в 1873 году, не стало исключением. На заднем плане тонет большой корабль, а маленькая шлюпка с выжившими отчаянно борется с сильнейшим штормом, и вдруг на небе появляется сверкающая радуга. Это поистине волнующее и необыкновенное зрелище. Радуга на картине показывает не только мастерство художника, но и является символом спасения человечества.

«Черное море»

Картина Айвазовского «Черное море» в высоком разрешении

Черное море (1881 год). 149×208 см. Холст/масло

Картина была написана в 1881 году. Как и на многих полотнах, Айвазовский здесь изобразил штормящее море. Одного взгляда на картину достаточно, чтобы понять, почему художник назвал картину именно так. Ласковое и нежное Черное море стало темным ревущим зверем.

Это только начало бури, еще нет огромных волн, но вода уже стала свинцово-черной с белыми гребнями шумящих волн. На заднем плане за волнами едва виднеется силуэт корабля, который, возможно, терпит крушение. При взгляде на картину можно почти физически услышать шум волн и почувствовать разлетающиеся брызги.

«Пушкин на берегу Черного моря»

Картина Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря» в высоком разрешении

Пушкин на берегу Черного моря (1887 год). 212×314 см. Холст/масло

С Александром Пушкиным художник впервые встретился на выставке в Санкт-Петербурге. Через некоторое время после знакомства Айвазовский написал серию картин с великим русским поэтом. Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» как раз относится к этой серии.

На картине поэт лежит, наслаждаясь красотой моря. Здесь все выглядит гармонично: ласковые волны, разбивающиеся у его ног, багряно-розовый закат и сам Пушкин который с вдохновенным видом смотрит вдаль.

В период Великой Отечественной войны картина была сильно повреждена и впоследствии отреставрирована. Сейчас она находится в Николаевском художественном музее.

«Лунная ночь на Капри»

Картина Айвазовского «Лунная ночь на Капри» в хорошем качестве

Лунная ночь на Капри (1841 год). 26х38,5см. Холст/масло

В период с 1841 по 1847 год Иван Айвазовский создал серию ночных марин, среди которых была и картина «Лунная ночь на Капри». Полотно было написано в 1841 году.

Большое судно с поднятыми парусами плывет по спокойному и тихому морю, озаряемое лишь серебристым лунным светом. Вокруг корабля снуют маленькие шлюпки рыбаков, а на заднем плане плывет большой парусник. Художник изобразил необычный световой эффект: серебряно-золотую луну, окруженную чуть прозрачными облаками.

В своих записях Уильям Тернер отмечал: «Эта работа очаровала меня, и восторг завладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!»

«Среди волн»

Картина Айвазовского «Среди волн» в высоком разрешении

Среди волн (1898 год), 284×429 см. Холст/масло

Айвазовский написал эту картину в глубокой старости – на 81-м году жизни. На полотне художник изобразил штормящее море, озаренное проглядывающим сквозь тучи солнцем. В отличие от других картин, на ней нет даже силуэтов кораблей или их обломков, нет моряков, терпящих крушение.

Здесь единственный герой картины – бушующая морская стихия, которая почти сливается с грозовым небом. Несмотря на простоту композиции, произведение вызывает бурю эмоций: тревогу, страх и восхищение бескрайней морской стихией.

Для Айвазовского картина имела особое значение, поэтому он завещал ее своему родному городу – Феодосии.

«Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями»

Картина Айвазовского «Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями»

Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями (1892 год). 212×339 см. Холст/масло

Это еще одно историческое полотно, созданное Айвазовским. Главные герои картины – это три больших парусника. Один из них – это бриг «Меркурий», который патрулировал пролив Босфор и был замечен турецкими кораблями. Положение русского брига безвыходное, и турки предчувствуют легкую победу.

На картине изображено начало битвы: орудия сделали первый залп. Неспокойное море предсказывает кровопролитную битву. Белые облака и паруса в контрасте с сине-черным морем придают картине особый колорит.

«Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива»

Картина Айвазовского «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива»

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842 год). 58×85 см. Холст/масло

Как и в других работах Айвазовского, главные герои картины – это море и люди. Рыбацкую шхуну пришли встречать мать и двое детей. Старший ребенок бежит навстречу волне с распростертыми руками. Мать поднимает вверх малыша, чтобы он поскорее увидел отца.

И тот заметил своего маленького сына: рыбак стоит на носу шлюпки и смотрит на встречающих. Остальные моряки сворачивают парус. Картина полна контраста: женщина и дети стоят в ярком свете солнца, а море и рыбацкая шлюпка выполнены в темных тонах. Такой контраст особенно подчеркивает тягости разлуки и радость встречи.

«Буря на море ночью»

Картина Айвазовского «Буря на море ночью» в хорошем качестве

Буря на море ночью (1849 год). 89×106 см. Холст/масло

Айвазовский написал эту работу во время поездки в Турцию. На ее создание художника вдохновил пережитый им шторм, в котором он чудом уцелел. Картина из серии ночных марин показывает нам корабль, попавший в полуночный шторм.

От сильных волн и ветра одинокий парусник накренился и вот-вот перевернется. Бушующее море и грозовое небо добавляют мрачности картине. Все полотно темное, и только парусник озарен серебряным лунным светом. Свирепый ветер гонит парусник в морскую пучину, подальше от спасительного света луны.

«Ночь. Голубая волна»

 Картина Айвазовского «Ночь. Голубая волна» в хорошем качестве

Ночь. Голубая волна (1876 год). 47×64 см. Холст/масло

Это полотно – экспериментальная работа художника, которую он выполнял в два этапа: сначала детально изобразил парусник, уходящий вдаль, а уже затем вокруг парусника была построена остальная композиция картины.

Айвазовский рисовал корабль тремя слоями, нанося каждый поверх предыдущего, чтобы сделать четкими переходы оттенков и деталей. Вся картина пропитана спокойствием и умиротворением: бело-голубой лунный свет и отражающие его морские волны.

«Смотр Черноморского флота в 1849 году»

Картина Айвазовского «Смотр Черноморского флота в 1849 году»

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886 год). 131×249 см. Холст/масло

На создание этой картины Айвазовского вдохновил смотр кораблей, проведенный Николаем Первым в 1849 году. Художник всегда восхищался отвагой и героизмом русских моряков.

На берегу стоит Николай I, принимающий парад, чуть поодаль от него находятся четыре великих русских флотоводца: Нахимов. Лазарев, Корнилов и Истомин. В величественном кильватерном строе проходит легендарный Черноморский флот. Вздымаются вверх освещенные ярким солнцем белоснежные паруса.

Ветер гонит корабли вперед, к новым победам. Суда идут в идеальном строе, рассекая серебристую воду Севастопольской бухты. Это завораживающее зрелище заставляет гордиться русскими моряками и флотоводцами.

«Штиль»

Картина Айвазовского «Штиль» в хорошем качестве

Штиль (1892 год). 216×345 см. Холст/масло

Море может быть не только свирепым и бушующим, но и тихим и ласковым, как на этом полотне. Яркое полуденное солнце освещает песчаный пляж, белые пушистые облака плывут по голубому небу. Едва рябит морская гладь, лениво набегают полупрозрачные волны.

Маленькая шлюпка, привязанная к колышку, еле заметно покачивается. Молодая пара, убаюканная шелестом волн, наслаждается приятной, теплой погодой и красотой бескрайнего моря. «Штиль» дарит ощущение безмятежности и безграничного счастья.

«Наваринский бой»

Картина Айвазовского «Наваринский бой» в высоком разрешении

Наваринский бой (1887 год). 10×15 см. Картон/масло

В смертельной битве схлестнулись корабли русского и турецкого флота. Повсюду дым и огонь, несмотря на это русские моряки продолжают сражаться. Бой был совсем недолгим, но за это короткое время турецкий флот понес значительные потери.

На переднем плане картины видны поверженные турецкие фрегаты, а охваченные паникой турки прыгают за борт и спасаются вплавь. Невзирая на повреждения, русские корабли продолжают сражаться и уничтожать вражеские одно за другим. Композиция картины построена так, что становится очевидной победа русского флота.

«Русская эскадра на севастопольском рейде»

Картина Айвазовского «Русская эскадра на севастопольском рейде»

Русская эскадра на севастопольском рейде (1846 год). 121×191 см. Холст/масло

Эта картина была написана по заказу самого императора Николая I. Айвазовский часто создавал свои полотна на заказ для частных коллекций. Впервые картина была выставлена в родном городе художника. Корабли выстроились на рейде и ждут времени отхода.

На берегу стоят женщины, вышедшие проводить своих мужей и сыновей в это опасное плавание. Многие погибнут в бою и не вернутся домой. Несмотря на мягкие тона, картина передает грустное и тревожное состояние тех, кто провожает моряков в военный поход.

«Сцены из каирской жизни»

Картина Айвазовского «Сцены из каирской жизни» в высоком разрешении

Сцены из каирской жизни (1881 год). 66.5×98 см. Холст/масло

Очень непривычно видеть картины Айвазовского, на которых нет моря. «Сцены из каирской жизни» как раз принадлежат к их числу. Картину можно условно разделить на две половины – «мужскую» и «женскую». Справа важные египетские вельможи сидят на креслах и наслаждаются кальяном.

Слева художник расположил двух девушек и их слуг. Первая любуется собой в зеркале, а вторая с мольбой протягивает руки к вельможам. На заднем плане полотна – легкий пейзаж Каира с его особенной египетской архитектурой.

«На лодке по Кумкапы в Константинополе»

Картина Айвазовского «На лодке по Кумкапы в Константинополе»

На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846 год). 45×37 см. Холст/масло

Кумкапы – это район, отличающийся множеством рыбацких пристаней. На переднем плане картины изображена рыбацкая лодка. Гребцы одеты в белые парусиновые костюмы. Женщины на корме перебирают рыбу и наслаждаются морской прогулкой. На заднем фоне – один из рыбных ресторанов, которыми славится Кумкапы. Вся картина выполнена в мягких пастельных тонах и оставляет приятные впечатления.

«Великая пирамида в Гизе»

Картина Айвазовского «Великая пирамида в Гизе» в высоком разрешении

Великая пирамида в Гизе (1878 год). 44.2×65.2 см. Холст/масло

В 1869 году Айвазовского пригласили на торжественное открытие Суэцкого канала. Именно в тот период у него и появилась идея написать эту картину.

В центре полотна расположена величественная пирамида, закрывающая солнце. Она олицетворяет собой загробную жизнь. В тени пирамиды стоят у повозок люди, некоторые из них ради интереса забираются на ее вершину. Вдалеке протекает животворящий Нил, и сквозь багровую дымку виднеется силуэт города.

«Крещение армянского народа. Григор-просветитель»

Картина Айвазовского «Крещение армянского народа. Григор-просветитель»

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (1892 год). 158×97 см. Холст/масло

Айвазовский родился и вырос в армянской семье и по вероисповеданию принадлежал к армянской апостольской церкви. Художник создал серию картин, посвященных библейским историям. Одно из таких полотен – это «Крещение армянского народа».

Рассветом культуры этого народа стало принятие им христианства. Сегодня Армения считается одним из старейших христианских государств. Это произведение украшает армянский храм в Феодосии, пробуждая патриотические чувства в прихожанах.

«Сошествие Ноя с горы Арарат»

Картина Айвазовского «Сошествие Ноя с горы Арарат» в высоком разрешении

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889 год). 128×218 см. Холст/масло

Это очередная картина Айвазовского, написанная по библейскому сюжету. Вдалеке за белой дымкой стоит величественная гора Арарат. От нее тянется нескончаемая колонна людей, за которыми идут спасшиеся животные и птицы. Художник не уделял особого внимания деталям: вся одежда путников сливается в единый цветной ком. Впереди всех идет Ной, седой старик с большой бородой, и его сын Хам. Мягкие, размытые цвета создают ощущение раннего утра. Мир только-только просыпается после Всемирного потопа.

«Зимний пейзаж»

 Картина Айвазовского «Зимний пейзаж» в высоком разрешении

Зимний пейзаж (1880-е). 33×43 см. Холст/масло

Айвазовский любил рисовать не только море, корабли, баталии, но и прекрасные зимние пейзажи. Широкая парковая аллея уходит далеко в глубину картины. Слева и справа видны деревья, осыпанные кристально-белым снегом. Переливаясь голубым, в лучах заходящего солнца сверкает на ветках иней. В глубине деревья совсем темные и сливаются в одну темно-голубую массу. Тепло одетая пара неспешно прогуливается по заснеженному парку. Художник мастерски передал величественное спокойствие этого зимнего вечера.

«Исаакиевский собор в морозный день»

Картина Айвазовского «Исаакиевский собор в морозный день» в хорошем качестве

Исаакиевский собор в морозный день (1891 год). 111×144 см. Холст/масло

Это еще одна работа Айвазовского, посвященная зимней тематике. Величественный Исаакиевский собор стоит в белой дымке. Хоть небо и затянуто белыми облаками, золотые купола сверкают под ярким зимним солнцем. Заснеженные деревья стоят будто осыпанные невесомым пухом. По площади гуляют горожане. На переднем плане едут сани, запряженные тройкой лошадей. Красива зима в северной столице России!

«Мельница»

Картина Айвазовского «Мельница»

Мельница (1874 год). Холст/масло

Эта зимняя зарисовка Айвазовского отличается своей цветовой палитрой. Вся картина выполнена в черно-белых тонах. Белое, заснеженное поле, по которому едут сани, едва присыпанный снегом черный ствол и засыпанная снегом одинокая мельница – все это навевает тоску по прошедшей осени.

Даже человеческие фигуры и одежда не прорисованы детально: все люди на картине – это черные пятнышки посреди белого поля.

Многие картины Айвазовского находятся в частных коллекциях, и посмотреть на них вживую не получится. Однако если вас заинтересовало одно из вышеупомянутых полотен или остальные произведения Ивана Константиновича Айвазовского, то выше можно детально рассмотреть репродукции каждой картины этого знаменитого художника.

Известные картины Василия Кандинского
читайте также

Известные картины Василия Кандинского

5
1
0
Рейтинг картин Ивана Айвазовского по мнению пользователей сайта
Девятый вал
6
Буря на море ночью
5
Великая пирамида в Гизе
4
Чесменский бой
4
Смотр Черноморского флота в 1849 году
4
Радуга
4
Лунная ночь на Капри
3
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
3
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива
3
Исаакиевский собор в морозный день
3
Зимний пейзаж
3
Черное море
3
Штиль
3
Среди волн
3
Сошествие Ноя с горы Арарат
2
Мельница
2
Сцены из каирской жизни
2
Наваринский бой
2
Ночь. Голубая волна
2
Пушкин на берегу Черного моря
2
На лодке по Кумкапы в Константинополе
1
Крещение армянского народа. Григор-просветитель
1
Русская эскадра на севастопольском рейде
1
Картина «Волна» Ивана Айвазовского
читайте также

Картина «Волна» Ивана Айвазовского

5
4
0

Вопросы по теме

Сколько картин написал Айвазовский?
За свою жизнь Айвазовский написал примерно 6000 картин, примерно по 100 холстов в год. Однако в наше время официально признаны подлинными более 50 тысяч картин художника.
Где можно посмотреть картины Айвазовского?

Картины Айвазовского есть в разных музеях мира, а многие из них находятся в частных коллекциях, поэтому посмотреть их все в одном месте не удастся. В России его полотна выставлены в Третьяковской галерее, Феодосийской картинной галерее, Государственном Русском музее, музее-заповеднике «Петергоф» и Центральном военно-морском музее. Иногда проводятся выставки, посвященные Ивану Константиновичу Айвазовскому, и тогда его работы со всего мира свозят в один выставочный зал.
Какая картина была самой первой у Айвазовского?
Первую картину художник написал в 1835 году. На момент создания картины Айвазовскому было всего 18 лет. Она называлась «Этюд воздуха над морем, или Вид на взморье в окрестностях Санкт-Петербурга». Картина была высоко оценена критиками академической выставки. Сегодня это произведение хранится в Третьяковской галерее в Москве и посмотреть на нее может любой желающий.
Какая картина была самой большой?
Самая большая картина Айвазовского называется «Среди волн». Её размеры поистине впечатляют: 282 см в высоту и 425 см в ширину.
Какая картина художника самая дорогая?
Самая дорогая картина мастера – «Вид Константинополя и Босфора». Эта работа была продана на аукционе за 3,23 миллиона фунтов стерлингов (примерно 313 миллионов рублей). Покупатель пожелал остаться анонимным. Полюбоваться картиной тоже не получится – она находится в закрытой частной коллекции.
Какие картины Айвазовского запрещены и почему?
Некоторые картины художника были запрещены в России. К ним относятся картины «Раздача продовольствия», «Корабль помощи» и «Голодающие идут в Санкт-Петербург». На картинах Айвазовский изобразил трудный для императорской России период массового голода.

Америка отправляла в Россию гуманитарную помощь, и люди с радостью и ликованием встречали прибывающие корабли. Императору не нравилось настроение людей на картинах, поэтому они были запрещены к публичному показу.
Какое число спрятано в названии картины Айвазовского?
Зашифровано число «девять». Понять это можно по названию картины – «Девятый вал».
Как Вы относитесь к творчеству Айвазовского? Делитесь мнением в комментариях!

Все работы художника

5 работ
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Подпишись на обновления

Сколько картин написал Айвазовский?
За свою жизнь Айвазовский написал примерно 6000 картин, примерно по 100 холстов в год. Однако в наше время официально признаны подлинными более 50 тысяч картин художника.
Где можно посмотреть картины Айвазовского?

Картины Айвазовского есть в разных музеях мира, а многие из них находятся в частных коллекциях, поэтому посмотреть их все в одном месте не удастся. В России его полотна выставлены в Третьяковской галерее, Феодосийской картинной галерее, Государственном Русском музее, музее-заповеднике «Петергоф» и Центральном военно-морском музее. Иногда проводятся выставки, посвященные Ивану Константиновичу Айвазовскому, и тогда его работы со всего мира свозят в один выставочный зал.
Какая картина была самой первой у Айвазовского?
Первую картину художник написал в 1835 году. На момент создания картины Айвазовскому было всего 18 лет. Она называлась «Этюд воздуха над морем, или Вид на взморье в окрестностях Санкт-Петербурга». Картина была высоко оценена критиками академической выставки. Сегодня это произведение хранится в Третьяковской галерее в Москве и посмотреть на нее может любой желающий.
Какая картина была самой большой?
Самая большая картина Айвазовского называется «Среди волн». Её размеры поистине впечатляют: 282 см в высоту и 425 см в ширину.
Какая картина художника самая дорогая?
Самая дорогая картина мастера – «Вид Константинополя и Босфора». Эта работа была продана на аукционе за 3,23 миллиона фунтов стерлингов (примерно 313 миллионов рублей). Покупатель пожелал остаться анонимным. Полюбоваться картиной тоже не получится – она находится в закрытой частной коллекции.
Какие картины Айвазовского запрещены и почему?
Некоторые картины художника были запрещены в России. К ним относятся картины «Раздача продовольствия», «Корабль помощи» и «Голодающие идут в Санкт-Петербург». На картинах Айвазовский изобразил трудный для императорской России период массового голода.

Америка отправляла в Россию гуманитарную помощь, и люди с радостью и ликованием встречали прибывающие корабли. Императору не нравилось настроение людей на картинах, поэтому они были запрещены к публичному показу.
Какое число спрятано в названии картины Айвазовского?
Зашифровано число «девять». Понять это можно по названию картины – «Девятый вал».