Известные картины Франсиско Гойя

Франсиско де Гойя стал отцом современного искусства благодаря изобретательности и новаторскому видению. Этим художник и предвосхитил различные европейские художественные движения.

Известные картины Франсиско Гойя

Франсиско де Гойя родился в Фуэндетодосе в 1746 году. Художник начал рисовать в качестве подмастерья, копируя гравюры, а затем расширил свой творческий мир. В 1770 году Гойя экспериментировал с неоклассицизмом и объединил его с рококо в серии гобеленов мануфактуры Real de Santa Bárbara.

Между 1793 и 1799 годами он обратился к романтической эстетике из-за болезни, которая сделала его глухим. На заре 19 века Гойя рисует королевскую семью Карлоса IV, переживает ужасы войны и воссоздает их.

Между 1820 и 1824 годами появляются его шедевры: черные картины с модернистским отпечатком и выразительной силой сочетаются с серией необычных и капризных образов, созданных художником.

Общие черты картин Франсиско Гойя

Франсиско де Гойя представил в своих работах шесть разных стилей.

Костюмный стиль Жизнь Мадрида находит свое отражение в ярмарках, паломничествах и играх. Композиции полны изящества рококо, хотя элементы света и пейзажей Гойя перенимает у мастеров испанского барокко. В этом стиле выделяется «Луг у Сан-Исидро», небольшая картина, на которой он представил сотни фигур и десятки групп.
Портрет Работа в этом стиле у Гойя была постоянной: так требовали клиенты. Он не ограничился рисованием только физических черт, но и показывал симпатию или антипатию, которую внушал ему персонаж. В этом стиле выделяются многочисленные портреты королевской семьи Карлоса IV. Среди мужских портретов выделяются портреты Ховельяноса и графа Фернана Нуньеса, среди женских портретов — «Маха обнаженная» и «Маха одетая», а среди детских портретов — те, что появляются в «Семье Осорио».
Религиозная живопись Гойя не выделялся как религиозный художник, однако он рисовал такие темы, как последнее причастие Сан-Хосе-де-Каласанс.
Патриотическая тематическая живопись Среди картин этого типа, изображающих начало Войны за независимость, выделяются две гигантские композиции в музее Прадо. Например, «Атака мамелюков» и «Казнь Третьего мая».
Черные картины В этом стиле преобладает черный цвет, который Гойя использовал в своих последних костюмных темах. Затемнение тонов служило ему созданием в картинах атмосферы социальной критики, как в «Колоссе».
Гравюры и рисунки В своих гравюрах Гойя вдохновлялся Дюрером и Рембрандтом. Все возможности выражения на лицах или света в атмосфере достигаются с помощью черных пятен. В качестве примера есть «Капричос», где показан мир, похожий на тот, что изображен на черных картинах.
Франсиско Гойя
читайте также
Франсиско Гойя

Франсиско Гойя

5
3
0

Самые известные картины Франсиско Гойя

На протяжении всей своей жизни Гойя создавал фрески и религиозные работы, портреты, гравюры, традиционные картины, аллегории, натюрморты, военные произведения и серию работ под названием «Черные картины».

«Собака», 1823

Картина Франсиско Гойя «Собака» в хорошем качестве

Собака (1823 год). 131×79 см. Холст/масло, фреска

В своем нынешнем состоянии картина показывает только голову собаки, спрятанную или затонувшую на наклонной плоскости темной охры, и вертикальное пространство светлой охры, и все это лишено какой-либо другой фигуры. Взгляд собаки направлен вверх и может означать одиночество.

Сегодня можно увидеть не только эти элементы. На фоторепродукциях, сделанных Ж. Лораном между 1863 и 1874 годами, можно найти фоновый пейзаж, образованный большой скалой, и предполагаемых птиц, на которых смотрит собака.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: Картина Репина Ильи Ефимовича “Бурлаки на Волге”

«Махи»,1797–1805

Картина Франсиско Гойя «Обнаженная Маха»

Обнаженная Маха (XIX век). 98×191 см. Холст/масло

Композиция «Обнаженной Махи» напоминает знаменитую классическую скульптуру спящей Ариадны. Гойя отбросил любые упоминания об Амуре, традиционном спутнике богини, и провокационно поместил ее на современный диван, а не на классическую кровать. Женщина глядит на зрителя с легкой многозначительной улыбкой.

Картина Франсиско Гойя «Маха одетая»

Одетая Маха (XIX век). 97×190 см. Холст/масло

Обнаженная Маха до сих пор является образцом стиля Гойи восемнадцатого века. Это первая известная работа, в которой нарисованы женские лобковые волосы, что делает ее смелой и дерзкой. Это одна из самых известных работ художника.

«Одетая Маха», написана, по-видимому, по мотивам «Обнаженной Махи». На полотне изображена молодая женщина, полулежащая на кушетке, с руками за головой и смотрящая на зрителя.

«Великий козел»,1821–1823

Картина Франсиско Гойя «Великий козел или Шабаш ведьм» в высоком разрешении

Великий козел или Шабаш ведьм (1823 год). 140.5×435.7 см. Холст/масло, фреска

Картина «Шабаш ведьм» или «Великий козел» — одна из масляных картин на гипсе, составляющих так называемые «Черные картины», которыми Франсиско де Гойя украсил стены своего дома.

Эта работа, наряду с остальными «Черными картинами», была перенесена с гипса на холст Сальвадором Мартинесом Кубельсом по заказу барона Эмиля д’Эрлангера, французского банкира немецкого происхождения, который имел намерение продать их на Всемирной выставке в Париже 1878 года. Однако работы не привлекли покупателей, и барон сам подарил их в 1881 году музею Прадо, где они находятся в настоящее время.

Все фигуры имеют гротескный вид, а их лица сильно карикатурны. С другой стороны, палитра, как и во всех «Черных картинах», очень темная, с обильным использованием черного цвета. Сюжет уже рассматривался Гойей в 1797–1798 годах в небольшой картине, которая была частью серии, предназначенной для украшения дворца герцога Осуна.

ИНТЕРЕСНО: Картины Марка Шагала

«Карл IV и его семья», 1801

Картина Франсиско Гойя «Карл IV и его семья»

Карл IV и его семья (1801 год). 280×336 см. Холст/масло

В «Семье Карла IV» Гойя изображает всю семью тогдашнего короля Карла IV. Гойя поместил персонажей в простой строгий интерьер с двумя картинами на заднем плане. Это произведение имеет некоторое сходство с «Менинами» Веласкеса (1656 г.). Любопытным является тот факт, что сам Гойя появляется на заднем плане.

«Бедствия войны», 1810–1820

Серия «Бедствия войны», Несчастная мать

Серия «Бедствия войны», лист 50: Несчастная мать! (1814 год). 15.5×20.5 см. Бумага/Офорт, акватинта

В «Бедствиях войны» Гойя демонстрирует совершенно иное отношение, нежели в «Капричос», потому что прямо отсылает к реальности, к конкретному событию, эмпирически воздействующему на людей. Жестокость, фанатизм, террор, несправедливость, нищета, смерть… Вот «роковые последствия» войны и политических репрессий. Это настолько серьезно, что художник не прячет их за героическими портретами отдельных лиц.

Жертвой войны и ее виновником является коллективный человек; этот человек, типизированный и анонимный, является субъектом действий.

«Сон разума рождает чудовищ», 1799

Картина Франсиско Гойя «Сон разума рождает чудовищ»

Сон разума рождает чудовищ (1799 год). 280×336 см. Графика/чернила

Мужчина, возможно, сам Гойя, сидит на кресле, положив руки на вершину куба, на передней части которого можно прочитать: «Сон разума рождает чудовищ». На этом кубе лежат различные предметы, намекающие на работу персонажа: ручки, карандаши и листы бумаги. На него надвигаются различные ночные животные, летучие мыши и совы разных размеров, которые, похоже, не предвещают ничего хорошего. Не менее тревожными являются кошка и рысь, которые наблюдают за сценой.

Свет освещает голову и плечи спящего персонажа, слегка распространяясь на ближайших сов, как будто на его голову был направлен прожектор. Эта гравюра — одна из самых сложных в серии и в то же время одна из самых богатых, подвергшихся многочисленным интерпретациям.

Гойя подчеркивает важность разума, без которого возникают всевозможные иррациональные чувства, ведущие к невежеству. Разум — это свет, который заставляет нас выйти из тьмы собственного подсознания и страхов.

«Сатурн пожирающий сына», 1819–1823

Картина Франсиско Гойя «Сатурн пожирающий сына» в хорошем качестве

Сатурн пожирающий сына (1823 год). 146×83 см. Холст/масло

Это сцена детоубийства/каннибализма, в которой бог Сатурн (Кронос), отец Юпитера (Зевса), пожирает одного из своих детей, потому что боялся, что они свергнут его в будущем.

К счастью, Юпитер был спасен от того, чтобы стать еще одной закуской для Сатурна. С помощью матери ребенок спрятался, а прожорливый отец проглотил завернутый в пеленки камень. Юпитер в конечном итоге стал главой богов и фактически сверг своего отца, заставив его извергнуть проглоченных детей.

Здесь Гойя рисует бога с ужасающим выражением безумия на лице. Он жует бесформенную массу окровавленного тела сына, которую крепко сжимает, впиваясь пальцами в плоть.

Произведение можно рассматривать с разным посылом: возможно, Гойя рассказывает о темных временах в Испании (Абсолютизм, Либеральное Трехлетие, Зловещее Десятилетие…), когда не было недостатка в социальных беспорядках, агитации и политических репрессиях. Возможно, Сатурн представляет монарха Фердинанда VII, пожирающего свой народ, или, возможно, это народ, пожирающий себя, свое будущее.

Другое прочтение – это представление ужасов болезни, сатурнизма (отравление свинцом), от которого страдал Гойя, в результате чего он стал глухим.

Конечно, всегда найдутся психоаналитики, которые увидят в Сатурне идеальный пример взаимоотношений и конфликтов между родителями и детьми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Биография Питера Брейгеля

Кроме того, фигура этого пожилого бога тесно связана с половым бессилием. Существует легенда, более или менее проверенная, что у монстра на картине был эрегированный пенис, когда он пожирал своего сына, но эта область была утеряна из-за порчи росписи или при переносе на полотно. Возможно, художник подверг самоцензуре изображение каннибализма, которое и так было достаточно ужасающим.

Это страшный, чрезвычайно жестокий, мрачный образ, в котором светлые контрасты созданы густыми цветовыми пятнами. Это чистый экспрессионизм задолго до авангарда. Современное искусство во всех аспектах.

«Третье мая 1808 года», 1814

Картина Франсиско Гойя «Третье мая 1808 года»

Третье мая 1808 года (1814 год). 266×345 см. Холст/масло

В произведении Франсиско де Гойя изображает мадридское восстание против армии Наполеона в мае 1808 года. Необходимо подчеркнуть структуру картины: с одной стороны изображены стрелки, лица которых не видно; с другой — жертвы, беспорядочные и с анонимным героем, одетым в белое, цвет невинности.

«Похороны сардинки», 1808–1814

Картина Франсиско Гойя «Похороны сардинки» в высоком разрешении

Похороны сардинки (1810-е годы) 82.5×62 см. Дерево/масло

«Похороны сардинки» — картина небольшого формата, которая относится к серии кабинетных картин испанских обычаев. Эта работа выражает радость жизни людей и контрастирует с недавними жуткими сценами «Бедствий войны» или надвигающейся трагедией из «Корриды», так же, как удаляется от абсурдного и маргинального мира сумасшедшего дома. Речь идет о том, чтобы выделить за пределами политических и социальных обстоятельств «народную жизненную силу».

Здесь низшие классы пользуются свободой, выражают себя и не подвергаются ограничениям, страданиям и даже войнам, навязанным обстоятельствами, не зависящими от воли народа.

«Портрет Франсиско Байе», 1795

Картина Франсиско Гойя «Портрет Франсиско Байе» в хорошем качестве

Портрет Франсиско Байе (1795 год). 113×84 см. Холст/масло

На протяжении всей жизни отношения между Гойей и Франсиско Байе были довольно нерегулярными, с разрывами и примирениями. Несмотря на эту напряженность в их отношениях, Байе всегда благоволил к Гойе.

Гойя создал один из лучших своих портретов. В центре картины — лицо Байе, сильно поврежденное сердечными приступами, которые он перенес в последние дни жизни. Но публика все еще может оценить упрямство арагонца, его мастерство и ум. Он появляется сидящим в кресле, держащим в правой руке кисть как символ своей профессии. Используемые цвета очень ограничены.

Портрет был выставлен незаконченным в Академии Сан-Фернандо, пожиная значительный успех, который увеличился после назначения Гойи директором по живописи в Академии.

«Суд инквизиции», 1814

Картина Франсиско Гойя «Суд инквизиции» в хорошем качестве

Суд инквизиции (1812 – 1819 годы). 73×46 см. Холст/масло

Это небольшая картина маслом на панели, написанная Франсиско де Гойей между 1812 и 1819 годами и представляющая собой аутодафе, или обвинение в преступлениях против католической религии, суд испанской инквизиции. Несколько заключенных подвергаются процессу в присутствии большой аудитории. Работа принадлежала Мануэлю Гарсиа де ла Прада. В настоящее время находится в Королевской академия изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.

«Игра в жмурки», 1791

Картина Франсиско Гойя «Игра в жмурки»

Игра в жмурки (1791 год). 269×350 см. Холст/масло

На картине изображены молодые люди, играющие в популярное развлечение «жмурки», а в центре персонаж с завязанными глазами пытается ткнуть большой ложкой остальных, танцующих в кругу.
Картина представляет собой галантный стиль или рококо и его характерные черты: живость, непосредственность, любопытство, нежные розовые тона, светящийся фоновый пейзаж и отражение чарующего момента наслаждения жизнью не без возможности флирта.

Рейтинг картин Франсиско Гойя по мнению пользователей сайта
Собака
2
Обнаженная Маха
2
Одетая Маха
1
Сон разума рождает чудовищ
1
Великий козел или Шабаш ведьм
0
Карл IV и его семья
0
Серия «Бедствия войны», лист 50: Несчастная мать!
0
Сатурн пожирающий сына
0
Третье мая 1808 года
0
Похороны сардинки
0
Портрет Франсиско Байе
0
Суд инквизиции
0
Игра в жмурки
0

Интерес к образам подсознания и к темным аспектам бытия, проявившийся в некоторых произведениях Гойи, предвосхитил современные художественные течения, придававшие большое значение иррациональной психической деятельности. Таким образом, творческие направления, такие как символизм и сюрреализм, сосредоточившие свой интерес на психических процессах, над которыми разум больше не осуществляет контроля, имели прецедент в работах испанского художника. Его идеи и художественные подходы продолжают вызывать интерес.

Считаете ли вы картины художника актуальными в наши дни? Напишите в комментариях.

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Женя

    Смотря на некоторые картины ужасаешься и в голову приходит мысль “всё ли хорошо с автором?”. Жутковаты они слишком

  2. Лиза

    Интересная стилистика у этого художника на некоторых картинах явно минимализм в деталях. А на других есть ощущение что у него большой внутренний мир.

  3. Андрей

    У этого художника была крайне своеобразная манера рисовать. В его картинах не сразу можно увидеть то что он старался передать.

Добавить комментарий для Женя Отменить ответ

Подпишись на обновления