Известные картины Ивана Билибина

Воспроизведение народного эпоса, сказок и былин как сюжета и воплощение его в книжной графике – этому посвящено творческое направление труда Ивана Билибина.

Известные картины Ивана Билибина

С картинами Ивана Яковлевича Билибина знакомы все, кто в детстве любил слушать или читать русские народные сказки. Его иллюстрациями украшены книги, где фигурируют популярные сказочные персонажи. В нашем представлении и Баба-яга, и Василиса Прекрасная, и Иван-царевич, и Жар-птица имеют такой облик, какой мы помним по картинкам из книг, прочитанным в детстве.

Общие черты картин Ивана Билибина

Родился будущий художник в 1876 году в деревеньке недалеко от Петербурга. Его отец
был военным врачом на флоте, мать была композитором. Рисовал Иван еще с детства, но заканчивать пришлось юридический факультет, так как отец его мечтал о престижной профессии для наследника.

Билибину в 22 года удалось побывать в Мюнхене, где он проучился два месяца в художественной мастерской Антона Ашбе. Благодаря этому обучению и уделению особого внимания в программе поиску собственного стиля было положено начало творческому видению художника. Знакомство с западноевропейской живописью сформировало особый стиль графического рисунка и своеобразную манеру оформления композиционной картинки Ивана Яковлевича Билибина.

Как книжный график Билибин развивался под воздействием японских гравюр, древнерусских икон и византийской живописи. Во всем этом есть особенность заполненности тоном контура, изомерии пространства, четкость деталей.

Занимался Иван Яковлевич также под руководством Ильи Репина в Высшем художественном училище Академии художеств. В тот период в заведении проходила выставка картин художника Васнецова, писавшего картины с сюжетами русских былин.

Тема русских народных сказок и мифов в своеобразной романтической манере Васнецова очень поразила Билибина. Это пробудило в его душе огромный отклик, что отразилось в дальнейших работах Ивана Яковлевича.

У иллюстраций Билибина особые графические приемы, позволяющие в одной композиции воплотить и сюжет, и стиль шрифта в гармоничную историю, где согласовано все: узорчатый орнамент, цветовые сочетания, народный юмор и сказочная атмосфера. Национальный колорит, буйство красок, традиционный русский быт, богатая природа, детализация в декорациях и динамика сюжета – все это присуще картинам художника, что и делает их запоминающимися.

Самые известные картины Ивана Билибина

«Иван-царевич и Жар-птица» (1899)

Картина Ивана Билибина Иван-царевич и Жар-птица

Иван-царевич и Жар-птица 1899. Бумага/акварель

В 1899 году Иван Яковлевич оказался в Тверской губернии. Он проводил время, гуляя в лесу и наслаждаясь природой. В тот период единственной книгой, находящейся у него с собой, был сборник сказок Афанасьева. Наблюдая быт русской деревни, вдохновленный прогулками по самобытному лесу, Билибин решается написать картину к сказке «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк».

Как оказалось, эта сказка им выбрана была не просто так. Сказочная птица являлась художнику в его снах в те времена, когда должны были произойти события, означающие перемены в жизни.

Создание, изображенное на картине, – это не просто птица. Это волшебное существо, каждое перо которого – источник теплого переливающегося света. Клюв птицы разбрасывает жемчуг вокруг себя, а любое перо становится золотым, как только перестает излучать свет. Эта замечательная птица призвана оберегать папоротник. Притаившийся герой смог изловчиться и выдернуть всего-лишь одно перо из пышного хвоста красивого создания.

Птица на картине изображена гордым, светлым, бесхитростным существом, не ожидающим подлости исподтишка. Иван-царевич перепуган и ошарашен. Он смог схватить птицу-счастья, но не смог ее удержать.

Детали картины прорисованы очень четко и подробно. Персонажи зафиксированы в мгновение, когда птица взлетает, а человек во время падения еще не успевает приземлиться, и эти движения хорошо просматриваются и создают эффект живой картинки. Билибин очень старался воспроизвести конкретную ситуацию по действию сказки, чтобы момент был узнаваем и хорошо читаем. Он не хотел допускать отсебятины и для этого большое внимание уделил облику царевича Ивана во всех подробностях.

Окружение, лесная чаща и темнота, царящая вдали, хорошо просматриваются только благодаря освещению, исходящему от оперения волшебной птицы. Картина создает полное впечатление присутствия во время определенного действия, будто мы видим то, что происходит на наших глазах.

«Иван-царевич и лягушка-квакушка» (1899)

Картина Ивана Билибина Иван-Царевич и лягушка-квакушка

Иван-Царевич и лягушка-квакушка 1899. Бумага/акварель

Сюжет сказки написан самим художником, и хоть картина принадлежит к ранним работам, здесь прослеживается фирменный стиль мастера.

Много внимания автор уделил окружению события. Природа написана в красках, подчеркивающих густоту зелени, которая почти не тронута человеком. Это заболоченная местность с островками чистой светло-синей воды, тонкими березами и прозрачным голубым небом.

Иван-царевич предстает в национальном костюме и головном уборе, соответствующих определенной эпохе. Он развел руки и нахмурился от безысходности ситуации, явно не радуясь дальнейшей перспективе. Лягушка держит во рту стрелу и умоляюще смотрит на своего героя, будто хочет открыть ему тайну. Их взгляды о многом говорят, и вполне можно догадаться о том, что происходит внутри у каждого персонажа.

Особое внимание уделено художником окантовочной кайме картины. Вверху изображены летящие навстречу друг другу стрелы, как две судьбы, стремящиеся друг к другу. По бокам цветы незабудки – символ памяти и нежности. Внизу картины – майские жуки, придающие рисунку оригинальность.

«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги» (1900)

Картина Ивана Билибина Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги

Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги 1900. Бумага/акварель

Сама сказка рассказывает о девушке Василисе – красивой и доброй героине, которой не повезло воспитываться мачехой после смерти своей родной матери. Мачеха пыталась избавиться от падчерицы, поскольку мечтала выдать замуж своих дочерей, которые и в подметки не годились Василисе Прекрасной, но женихи не имели симпатии к ее дочерям.

Однажды пришлось доброй девушке пойти в дом к Бабе-яге, в густую непроходимую чащу. Василиса пришла в это страшное место, окруженное густыми деревьями и черепами на кольях. Баба-яга приняла гостью, но стала ее испытывать, и поскольку Василиса была благословлена словами своей родной матери, это не устроило хозяйку лесной избушки, поэтому наша героиня была отправлена обратно домой.

Момент ухода Василисы из дома Бабы-яги изображен на картине художника Билибина. Мы видим испуганную, но решительную девушку, стремящуюся во что бы то ни стало выбраться из этого страшного места с помощью черепа, у которого сквозь глазницы пробивается свет. Этот свет помогает героине найти правильный путь домой, оставляя за собой избушку на курьих ножках.

«Баба-яга в ступе» (1900)

Картина Ивана Билибина Баба-яга в ступе

Баба-яга в ступе 1900. Бумага/акварель

На тему сказки о Василисе Прекрасной написана картина с изображением Бабы-яги. По сюжету, Баба-яга невольно помогает героине избавиться от гнета злой мачехи после того, как девушка выполняет ее задание. Василиса получает от колдуньи череп с горящими глазами.

По древним славянским поверьям, этот демонический персонаж не является абсолютным злом или вселенским добром. Это образ, олицетворяющий стихию, некий дух леса, который человек должен задобрить, чтобы он встал на его сторону. Билибин тщательно подходил к вопросам мифологии, штудируя литературу и изучая ее влияние на жизнь народа.

Костлявая старуха восседает на деревянной ступе, которая находится в это время в полете, она управляет метлой с длинной рукоятью и посохом. Можно наблюдать, как развиваются ее всклокоченные седые волосы, лицо Бабы-яги сосредоточенное и властное, взгляд обращен внутрь себя. Она хозяйка здешних мест, и все подчинено ей.

Костлявая фигура бабки сливается с пейзажем, ее руки, как сучья деревьев, худые, длинные, когтистые. Она часть пейзажа, она здесь владелица всего сущего.

Картина, по традиции самого мастера, обрамлена орнаментом, который тоже является частью композиции.

«Василиса Прекрасная и белый всадник» (1900)

Картина Ивана Билибина Василиса Прекрасная и белый всадник

Василиса Прекрасная и белый всадник 1900. Бумага/акварель

Сюжет этой картины повествует о встрече Василисой Прекрасной всадника в белой одежде, с белой амуницией на белом коне. Позже от Бабы-яги девушка узнает, что это был символ рассвета – знак начинающегося дня. И по пробуждающейся природе, пробивающимся первым лучам солнца, озарившим небо розоватым светом, мы видим признаки зарождающегося утра.

Василиса стоит к нам спиной, подавшись вперед от удивления и любопытства, чтобы сквозь густую листву рассмотреть явление всадника. Она одета в национальную одежду в традиционных тонах. Ее золотистые волосы заплетены в тяжелую русскую косу. В руке посох, помогающий пробираться сквозь дебри.

Особый акцент в этой картине сделан на орнамент, усугубляющий впечатление от состояния девушки, которое ей приходится испытывать в темном лесу. Внизу орнамента изображены темные ели, по бокам картины – вороны на верхушках деревьев (намекающие на присутствие Бабы-яги), а вверху – две лошади, скачущие навстречу друг другу. Они придают изображению динамики.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картина Рембрандта “Даная”

«Красный всадник» (1900)

Картина Ивана Билибина Красный всадник

Красный всадник 1900. Бумага/акварель

Эта иллюстрация к той же сказке о Василисе Прекрасной, и по аналогии с предыдущей картиной, всадник тоже является символом.

Красный всадник изображен на оранжевом коне, с мечом в руке, превращенным в факел. Эта центральная композиция – яркое пятно на фоне черного леса, отведенного на задний план. Такой насыщенный, яркий, кричащий цвет может означать только одно – это признак Солнца. Всадник, который символизирует самую горячую звезду, тоже находится в услужении у древней старухи. Что обрекло его на эту участь, нам непонятно, но его лицо не выражает ни радости, ни страха. Он готов служить и выполнять повеления своей хозяйки. Он стихия, находящаяся в управлении демонического существа, которое может повернуть эту мощную силу как во благо, так и против него.

Канва картины в сказочных узорах, изображающих растительный орнамент в ярких красках на темном фоне.

«Жил-был царь…» (1900)

Картина Ивана Билибина Жил-был царь…

Жил-был царь… 1900. Бумага/акварель

Картина – иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Она не имеет к сюжету сказки особого отношения, скорее вдохновлена народной потешкой:

«Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало.
Не начать ли сказку сначала?»

Посреди двора фигура глуповатого добряка-царя, взирающего с немым вопросом к колу, находящемуся на подворье. Этот персонаж – прообраз к последующим работам художника, где будет изображен царь Дадон.

Картина наполнена всякими мелочами из быта русского подворья: лубочные терема, яркие краски, характерные купола. Картинка наполнена юмором и весельем.

ИНТЕРЕСНО: Картина “Тайная вечеря”

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1901)

Картина Ивана Билибина Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 1901. Бумага/акварель

Снова мы видим на картине художника изображение природы как фона для происходящих событий. На поляне находятся герои. Они босы, но трава, которой касаются их ноги, пушистая и зеленая. По поляне разбросаны растущие грибы с яркими шапочками, но есть их нельзя – они ядовиты. Рядом протекает чистая синяя река, но напиться из нее нельзя – будет исполнено проклятие. Вся картина – противоречие милого и чистого против пугающего и нагнетающего.

Спокойная природа, отдыхающие пасущиеся животные – воплощение гармонии и спокойствия. Напряженное лицо Аленушки, поучающей своего младшего брата, говорит о тревоге за дальнейшую судьбу обоих, о том, что слабость духа парня не сможет преодолеть физических страданий.

Костюмы персонажей и весь образ героев прописаны с таким поразительным вниманием к мелочам, что мы хорошо представляем себе, как жилось этой семье и что им приходилось испытывать каждый день.

«Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры» (1901)

Картина Ивана Билибина Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры

Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры 1901. Бумага/акварель

Иллюстрация к сказке « Марья-Моревна». Картина очень красочная, на ней присутствуют персонажи в народных костюмах, с характерными признаками принадлежности к их сословию. Бравый добрый молодец с хорошей выправкой, одетый в камзол с золотой росписью, – это первый жених, пожелавший сватать старшую сестрицу Ивана-царевича. Его сапоги – из хорошей красной кожи, а шапка обрамлена мехом.

Сестрицы в цветных сарафанах с красивой вышивкой, белых рубахах с пышными рукавами. На лицах остальных персонажей удивление, смущение и любопытство. Неожиданное появление гостя и его преображение из ясного сокола произошло на их глазах.

Особое внимание художник уделил описанию палаты с ее богатым интерьером. Русская печь выложена плиткой со своеобразным рисунком. Ковер, занавески, каждое бревно в этой картине имеет оригинальный узор. Здесь прорисован каждый элемент, и все они на своем месте.

«Вольга с дружиной» (1903)

Картина Ивана Билибина Вольга с дружиной

Вольга с дружиной 1903. Бумага/акварель

На картина Билибин изобразил войско князя Вольги, показывая мощь и силу воинов. Они находятся на переднем плане, заполняя своими фигурами нижнюю часть картины, будто имеют полное преимущество над природой, которая виднеется на второй половине картины. У воинов вдохновленные, полные решимости лица, они готовы по приказу своего командира выполнить любое задание, и любая задача кажется им по плечу.

Вся амуниция дружинников добротная, команда слаженная, воля сильная. Народные эпические мотивы присутствуют на всем убранстве воинов и на сбруе коней. Огранка картины – в стиле народного творчества, она подчеркивает принадлежность к истокам русской культуры.

«Во все время разговора он стоял позадь забора…» 1904

Картина Ивана Билибина Во все время разговора он стоял позадь забора…

Во все время разговора он стоял позадь забора… 1904. Бумага/акварель

Эта картина создана по мотивам сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». Эту сказку знают все. Можно легко представить, что услышал царь, когда подслушивал разговор о себе трех сестер.

Иллюстрация с зимним сюжетом. От мягкого снега, который лежит на земле, на крыльце и крышах домов отражается свет из окошек, в которых горят свечи. Их зажигают длинными вечерами для работы и разговоров под звуки прялки.

Царь Салтан обходит свои владения. Так он коротает свое время, когда его прислужники находятся на отдыхе. У царя богатая теплая шуба, расписанная достойным узором, утепленная несколькими слоями. Изба, двор, крыльцо – все из дерева, с резным орнаментом. Небо в холодных тонах, с тонкой дугой Луны. На дворе поздний вечер. Вокруг тишина, только похрустывает снег под ногами.

«Пир у князя Гвидона» (1905)

Картина Ивана Билибина Пир у князя Гвидона

Пир у князя Гвидона 1905. Бумага/акварель

Сюжет картины – пир по окончании всех невзгод и приключений в сказке о царе Салтане. Счастливый конец ознаменован встречей Салтана с царицей, радостными слезами, всепрощением и общим весельем.

На переднем плане картины – узорчатый пол палаты, на заднем – пирующие гости, по бокам – стражники, несущие службу, невзирая на всеобщее гулянье. Стражники в полном обмундировании, с секирами в руках, возраст их – от стар до млад. Стол ломится от угощений. Посуда и вся хозяйственная утварь выдержаны в стиле того времени. Динамика присутствует в каждом жесте персонажа. Эмоции просматриваются в каждом лице. На полу расположился гость, раньше других ощутивший на себе действие винного зелья. Он премило беседует с кошкой – видимо, только она понимает его в данной ситуации.

Народный орнамент присутствует в нижней части картины, узорами украшены также все салфетки и скатерти. Дух парадной обстановки царит во всем.

«Царь Дадон перед Шамаханской царицей» (1906)

Картина Ивана Билибина Царь Дадон перед Шамаханской царицей

Царь Дадон перед Шамаханской царицей 1906. Бумага/акварель

Это иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» Пушкина. Коленопреклоненный царь с унижением протягивает гордой Шамаханской царице руки в надежде, что она удовлетворит его просьбы и смилостивится над ним.

Горы пораженных соперников, павших в поединках за возможность обладать этой особой, полегли перед ним. Дадона ничто не останавливает в порыве ослепляющей его страсти.

Картина выполнена в золотистых тонах. Дадон готов отдать все богатство, а свое состояние – бросить к ногам этой роковой женщины.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Картины Валентина Серова

«Звездочет перед Дадоном» (1906)

Картина Ивана Билибина Звездочёт перед Дадоном

Звездочёт перед Дадоном 1906. Бумага/акварель

Картина к той же сказке Пушкина. Царь Дадон здесь властвует, он может вершить: может казнить, а может и помиловать. Колени преклоняет звездочет, пытаясь получить ответ на свою просьбу, принеся царю в подарок волшебного золотого петушка.

Выражения лиц персонажей прописаны художником очень четко. Расслабленный и ленивый Дадон, ему скучно от постоянных просьб других людей. Жизнь катится к закату, в ней уже нет никаких эмоций.

Строгий и грозный помощник готов выполнить любую услугу, которая прозвучит из уст повелителя. Он весь в напряжении от ожидания приказов. Старик-звездочет еще надеется на то, что на него снизойдет милость царя и он
сможет обрести счастье в борьбе за любовь жестокой красавицы.

Вдали виден пейзаж русского города с характерными башенками и постройками. Мимо плывут густые облака, ничто не предвещает беду.

«Стрельчиха перед царем и свитой» (1919)

Картина Ивана Билибина Стрельчиха перед царем и свитой

Стрельчиха перед царем и свитой 1919. Бумага/акварель

Иллюстрация к народной сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Сказка о стрелке Андрее, которому повезло жениться на умной и красивой девушке. Случайно увидев ее, царь захотел отобрать у стрелка женщину, потому что сам полюбил ее. Пытаясь извести своего подчиненного, царь дает Андрею всякие невыполнимые задания, но мудрость женщины помогает обойти все хитросплетения власть имущего.

На картине изображена сцена, где Марья-искусница предстала перед царем и его свитой. Женщина в национальном костюме, без излишеств в образе, со скромной косынкой, которая покрывает голову, как у любой замужней женщины на Руси. На нее смотрят бояре: разодетые и с вожделенными глазами. Марья скромно опустила голову, но взгляд у нее смелый, решительный и умный. Она готова постоять за себя и за своего мужа, который дан ей судьбой.

Рейтинг картин Ивана Билибина по мнению пользователей нашего сайта
Жил-был царь
3
Иван-царевич и Жар-птица
2
Иван-царевич и лягушка-квакушка
2
Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги
2
Баба-яга в ступе
2
Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры
2
Пир у князя Гвидона
2
Стрельчиха перед царем и свитой
2
Василиса Прекрасная и белый всадник
1
Красный всадник
1
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
1
Вольга с дружиной
1
Во все время разговора он стоял позадь забора
1
Царь Дадон перед Шамаханской царицей
1
Звездочет перед Дадоном
1

Стиль художника Ивана Яковлевича Билибина узнаваем и своеобразен. Его иллюстрации знакомы большинству людей.

Помимо иллюстраций к сказкам Иван Билибин известен как театральный художник, а еще именно он придумал двуглавого орла, который сейчас изображается на монетах.

А вы можете сказать, представляете ли вы персонажей русских народных сказок иначе, чем они изображены на картинах этого известного художника? Пишите в комментариях!

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Наталья

    Интересные иллюстрации и многие из них мне знакомы с детства. А вот иллюстрации к “Сказке о царе Салтане” я как раз не видела и царя Салтана как-то по другому представляла. Уж очень он у художника получился рыжим и толстоватым) Но иллюстрация очень красивая и таинственная, там где Салтан подслушивает разговор трех девиц.

  2. Ева

    Быть детским художником – особое предназначение. Работы Билибина красочны и эмоциональны. Они учат детей простым истинам: добро побеждает зло, уважение к старшим и т.д.

Подпишись на обновления