Известные картины Карла Брюллова

Творчество великого русского художника прошло в поисках, экспериментах, нововведениях. Но он любил свой труд и не умел исполнять заказы, если они его не вдохновляли и не несли эмоциональной нагрузки.

Известные картины Карла Брюллова

Карл Павлович Брюллов — талантливый русский живописец. Шедевры, созданные художником, являются великим достоянием России. Его образ увековечен на памятнике, посвященном Тысячелетию Руси в Великом Новгороде среди фигур самых выдающихся деятелей нашего государства.

Карл Брюллов
читайте также
Карл Брюллов

Карл Брюллов

5
2
0

Общие черты картин великого мастера

Мир Карла Брюллова — это мир ярких красок, праздника и радости. Очевидно, что у художника любимый цвет — красный, причём в любых его оттенках: от светлых алых до насыщенно темных коралловых и служит фоном почти на всех портретах, написанных им. Яркость зеленых, желтых, синих тонов создает замечательную игру света.

В картины Брюллова солнечный свет проникает отовсюду: сквозь листву деревьев, через оконный проем или любую щель, освещая стать и лица персонажей, добавляя им объемности и четкости. Ослепительная праздничность присуща всему творчеству Брюллова, и это было отпечатком не только характера художника, но и отголоском времен романтизма, охвативших литературу и искусство начала XIX века.

Самые известные картины

Картины Карла Павловича Брюллова известны многим еще со школьной скамьи. Когда ему было чуть больше 20 лет, российское Общество поощрения художников направило Карла в Италию для повышения мастерства. Молодой живописец был очарован страной, ее природой и людьми, которые становились героями его картин.

«Итальянское утро». 1823

Картина Карла Брюллова Итальянское утро

Итальянское утро (1823) Холст, масло. 62 × 55 см

На этой картине молодой Брюллов изобразил юную итальянку, которая умывается под струей фонтана. Холст излучает необыкновенную нежность, скромность, невинность и женственность юного создания. Героиню греют утренние лучи солнца, освещая со спины. Блики от фонтана отражаются на лице девушки, она погружена в свое занятие, не обращая внимания на происходящее вокруг.

Приглушенный фон картины помогает рассмотреть все черты красивого лица героини. Модель грациозна, изящна, она обладает обаянием юности, природной свежести. Ее глаза опущены, а из-под пушистых ресниц можно увидеть темные зрачки.

Художником тщательно прописаны мелкие детали: складки приспущенной блузы, сомкнутые пальцы. Весь образ девушки теплый, милый, притягательный.

В этой картине Брюллов замечательно передал игру света. Заметно, что это утренние, еще не жгучие лучи падают на обнаженную спину итальянки, мягко подчеркивая смуглый цвет кожи и оттеняя неосвещенную сторону.

Полотно было подарено Обществом поощрения художников Николаю l, который под впечатлением наградил художника бриллиантовым перстнем и заказал парную картину к этому сюжету. Брюллов, спустя несколько лет, начинает работу над другим итальянским сюжетом в пару к предыдущему полотну.

«Итальянский полдень». 1827

Картина Карла Брюллова Итальянский полдень

Итальянский полдень (1827) Холст, масло. 64 × 55 см

Молодой художник был увлечен красотой итальянских натурщиц. Их непосредственность и пышные формы, как нельзя лучше подходили к сюжетам создаваемых картин. Карла вдохновляли бытовые сцены из жизни простого народа.

Картина «Итальянский полдень» завоевала известность среди ценителей творчества Брюллова. Чем обусловлена популярность этого холста? В этом произведении отражена неподдельная искренность чувств художника.

Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова
Полный анализ картины

Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова

На полотне все детали прописаны настолько достоверно, что общая картина представляется вполне законченным логичным сюжетом, вплоть до старой лестницы, за которую держится итальянка. Листва темно-зеленого цвета обрамляет гроздь светлого сочного винограда, налитого и подсвеченного солнечным лучом, пробивающимся сквозь темную и густую зелень.

Девушка — вполне зрелая, молодая особа с игривыми глазами и вполне налитыми формами, срывающая виноградную гроздь, поглощена совершаемым действием. Она красива, пластична. Ее грудь и руки, как яркое пятно, освещены солнцем, проникшим в плотную тень густого винограда.

«Итальянский полдень» — полотно, не оцененное по достоинству современниками и соотечественниками Брюллова. Картина подверглось критике за излишне бытовой сюжет и неизящную героиню картины, которая не соответствовала классическим канонам красоты. Самому художнику этот эксперимент показался удачным. Он видел в полотне гармонию человека и природы.

«Последний день Помпеи». 1833

Картина Карла Брюллова Последний день Помпеи

Последний день Помпеи (1833) Холст, масло. 456,5 × 651 см

Это самое знаменитое твердение полотно живописца. Он воспроизвел весь ужас трагедии, произошедшей на итальянском полуострове в 79 году, когда произошло извержение Везувия.

Брюллов специально посетил раскопки древнего города, чтобы проникнуться атмосферой близости к вулкану. Образы изображенных людей были срисованы с местных римлян, а предметы, присутствующие в картине — подлинные находки с развалин.

Жестокость стихии, бушующей на картине, не щадит никого. Вдали виден горящий вулкан. От него исходит пламенная лава, создающая красный отсвет заднего фона картины. Молния пробивается сквозь пепел, направляя свет на передний план. Полотно имеет объемный характер. Благодаря игре цвета, создаётся глубина изображения.

Сюжет картины очень трагичный: горе постигло всех жителей исчезающего города. Каждый спасает, что ему дорого: кто-то своих близких, кто-то богатство. На холсте присутствует сам Брюллов в образе художника, оказавшегося в центре трагедии. Все гибнет и рушится. Но каждая деталь символична: старый мир умирает, на смену ему идет новый. Это и погибшая женщина как образ уходящего, а рядом с ней живой ребенок — олицетворение нового мира. Образом нового можно считать и эту группу персонажей: 2 сына уносят бесчувственного отца, они торопятся покинуть страшное место, не известно, удастся ли это им, или они навсегда будут погребены под слоем пепла и лавы.

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова
Полный анализ картины

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова

Эта картина — гимн человеческой силе. Главная ценность — люди. Непреодолимое стремление к жизни наперекор стихии, воспетое живописцем в произведении, отразилось во всенародном одобрении и высших оценках поклонников за границей и в родном Отечестве.

Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!

Эти строки поэт Евгений Баратынский посвятил творению Брюллова.

Другие знаменитые сверстники тоже выразили восторженное отношение к этому полотну.

«Я задыхался»: эксперт рассказал, чем Помпеи поразили художника Карла Брюллова

«Всадница». 1832

Картина Карла Брюллова Всадница

Всадница (1832) Холст, масло. 291,5 × 206 см

Эту картину Брюллов создал по просьбе приятельницы — графини Ю. Самойловой. На полотне запечатлены две приемные дочери графини.

Эту картину можно назвать новаторской, т.к. на ней с изображена старшая девочка верхом на лошади. До этого в подобном виде изображались только полководцы или члены императорской фамилии.

Картина «Всадница» Карла Брюллова
Полный анализ картины

Картина «Всадница» Карла Брюллова

Всадница останавливает разгоряченного коня. Героиня изображена в центре картины. Поражает ее царственная осанка и спокойствие: ни один мускул на лице не дрогнул, взгляд надменный и невозмутимый. Выглянувшая на шум маленькая девочка смотрит на красавицу с искренним восхищением. Все вокруг, включая животных и деревья, как будто находятся в движении и замерло лишь на секунду перед тем, как вновь продолжить свои дела.

Оригинальность парадного портрета заключена и в цветовых вариантах присутствующих красок: от близких по оттенку к платью маленькой зрительницы до контрастных в наряде всадницы с крупом коня.

Художник, опровергая высказывания некоторых критиков о своей картине, говорил, что основная цель искусства — «изображение жизни».

«У Богородицкого дуба». 1835

Картина Карла Брюллова У Богородицкого дуба

У Богородицкого дуба (1835) Холст, масло. 61 х 74

В этом холсте можно заметить отражение творческой манеры современника Брюллова — художника Лебедева, сторонника традиционной школы, одного из немногих, в работах которого угадывалась живость. Лебедев любил изображать мощные деревья и лесные пейзажи. Брюллов был знаком с молодым человеком и его произведениями.

«У Богородицкого дуба» — работа, выполненная в акварельной технике. Основную часть картины занимает развесистый, очень мощный древний дуб, являющийся ритуальным местом. К нему приходят странники со своими просьбами. На полотне изображены разные персонажи: древний старик, женщина, совершающая какой-то обряд, девушка, подъезжающая на ослике. У неё в руках желтый зонтик, а вдалеке видна вереница паломников.

В картине чудесным образом отражена передача света, проникающая через плотную листву могучего дерева. Но императорское общество поощрения художников не приветствовало страсть художника к акварели: это считалось нарушением традиционных канонов.

«Вирсавия». 1832

Картина Карла Брюллова Вирсавия

Вирсавия (1832) Холст, масло. 173х125,5

Картина написана по библейским мотивам: царь Давид во время прогулки по своим владениям увидел прекрасную девушку, омывающую свое нагое тело у фонтана.

Фигура Вирсавии освещена косыми лучами заходящего солнца и контрастирует своей белизной с чернокожей служанкой, которая восхищенно и преданно всматривается в лицо хозяйки. На фоне природы среди разбросанных покрывал девушка собирает влажные волосы, каждое ее движение неспешно и полно неги.

Брюллов показал совершенство тела женщины, воспользовавшись приемом игры светотени на полотне. Картина осталась незавершенной, хотя это не бросается в глаза.

«Прерванное свидание». 1827

Картина Карла Брюллова Прерванное свидание

Прерванное свидание (1827-1830) Картон, акварель, графический карандаш, 123 х 187 см

Картина выполнена в технике акварели. На полотне, кроме главных персонажей, много деталей, которые тоже имеют смысловую нагрузку. Двое молодых людей, испуганные внезапно выглянувшей с балкона матерью девушки, пытаются изобразить безразличие друг к другу. Девушка не убирает из-под струи переполненное до краев ведро и даже не замечает этого. Молодой человек растерян и смущен, о чем говорит его низко склоненная голова и неестественность позы.

Этой работой Брюллов завоевывал новые горизонты художественного творчества, изображая лирические сценки не только на альбомных страницах.

«Сон бабушки и внучки». 1829

Картина Карла Брюллова Сон бабушки и внучки

Сон бабушки и внучки (1829) Бумага, акварель, бронза, лак, 22.5х27.4 см

Картина из разряда жанровой живописи. Имеет иронический подтекст.

Персонажи находятся в одной комнате, они спят. Зрителю предоставлено право проникнуть в самое сокровенное — в сон двух разновозрастных родственниц. Над ними порхает обнаженная женщина в легком плаще, как символ сна.

Мысли, облаченные в картинку кокетливого свидания с молодым парнем — это бабушкины фантазии, и выглядит она как молодая женщина на портрете в спальне. Лицо спящей женщины, покрытое глубокими морщинами, расплылось в счастливой улыбке.

У внучки сон беспокойный, лишен любовных подтекстов. Она совсем юна. Ее картинка — это настоящий кошмар с чудовищами и кладбищенскими холмами. Одеяло сбито на пол, вся поза девочки в напряжении от страха.

Картина очень красочная и создает впечатление легкости. Сюжет заставляет рассматривать все детали в подробностях.

«Турчанка». 1838

Картина Карла Брюллова Турчанка

Турчанка (1837-1839) Холст, масло. 66,2 x 79,8

Идея картины возникла у Брюллова во время путешествия на Ионические острова. В Константинополе случилось задержаться на несколько месяцев, и Карл Павлович с удовольствием вбирал в себя красоту этих мест.
Брюллов с четкостью воплотил в полотне основные черты темперамента, который соответствует той местности: сладострастие, томность, яркую красоту.

На полотне изображена девушка, раскинувшаяся на подушках в удобной позе. Ее лицо выражает спокойствие и негу. На ней колоритное одеяние, которое только подчеркивает ее красоту.

Картина написана уже в России по воспоминаниям Брюллова.

«Портрет М. А. Бек». 1840

Картина Карла Брюллова Портрет М. А. Бек

Портрет М. А. Бек (1840) Холст, масло. 87×70

На фоне бордовых обоев в удобном кресле расположилась бледная красавица с изысканными аристократическими чертами лица. У нее красиво уложены темные волнистые волосы, очень глубокие глаза, она спокойно и сосредоточенно наблюдает за происходящим.

Изящный наряд подчеркивает точеную фигурку и аристократическую легкость героини. Она излучает умиротворение и какую-то благость.

«Смерть Инессы де Кастро». 1841

Картина Карла Брюллова Смерть Инессы де Кастро

Смерть Инессы де Кастро (1834) Холст, масло. 213 х 299.5

Картина на историческую тему. На ней изображена сцена из жизни королевских особ. Драма разыгралась в семье португальского короля Афону IV. Его сын, будучи наследником, полюбил придворную даму и тайно с ней обвенчался. Прознав об этом, король приказал казнить женщину, имевшую к тому времени уже нескольких детей.

На полотне запечатлен момент, когда несчастную ведут на казнь. Возможно, король был тронут мольбами женщины и бедных детишек, которые обнимали мать, не давая подступиться к ней никому. Несчастье и мольба пронизывает лицо и всю фигуру героини. Она и ее дети — одно светлое пятно картины.

Безразличие и отверженность на лицах остальных персонажей поражают зрителя. Картина нам говорит о тех несчастных событиях, которые могут произойти во имя любви. Жуткая история продолжилась таким образом: Инесса де Кастро была казнена по распоряжению короля, а его сын, взойдя на престол, заставил извлечь тело любимой жены из могилы, усадил ее на трон, приделав отрубленную голову и заставил целовать придворных руку «Мертвой королевы»

Рейтинг картин Карла Брюллова по мнению пользователей нашего сайта
Всадница
10
Последний день Помпеи
9
Итальянский полдень
8
Смерть Инессы де Кастро
6
Итальянское утро
4
Вирсавия
4
Прерванное свидание
4
Портрет М. А. Бек
4
Сон бабушки и внучки
3
Турчанка
3
У Богородицкого дуба
2

«Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали маленькими щипцами…»

Картины и сюжеты Брюллова редко оставляют людей равнодушными, как вы думаете, какой жанр Брюллову удавался лучше всего?

Все работы художника

5 работ
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Подпишись на обновления