Известные картины Николая Рериха

Николай Рерих – художник и философ. Полотна, созданные им, притягивают и очаровывают. Все они пронизаны патриотизмом или глубоким философским смыслом. Созданный им стиль письма неповторим. Он берет свое начало от древнерусских икон.

Известные картины Николая Рериха

Знаменитый художник Николай Константинович Рерих прожил необыкновенную и удивительную жизнь. Он много странствовал, был знаком с сильными мира сего, написал более 7 тысяч картин, многие из которых получили мировое признание. Рерих долго жил за пределами родины и умер в Индии, но при этом он остался русским человеком, болеющим сердцем за непростую судьбу покинутой им страны.

Общие черты картин Николая Рериха

В начале своего пути в качестве художника у Рериха выработался личный, очень узнаваемый стиль написания картин, который выражается в двух направлениях:

  1. Обобщенность сюжета. Она проявляется в отсутствии многочисленных деталей и ясно выраженной теме, которой подчинен и пейзаж, и фигуры людей, и композиция произведения.
  2. Цветовые решения. В поисках нужного цвета Рерих много экспериментировал и в итоге пользовался только теми красками, которые делал сам.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Черный квадрат

Самые известные картины художника

Две темы стали путеводными нитями творчества Николая Рериха: святая Русь и Гималаи. Картины, посвященные историческим личностям и истории Руси, очень известны. Это такие произведения, как «Заморские гости», «Идолы», «Ростов Великий», «Великая жертва», «Сеча при Керженце», и более поздние, даже последние работы: «Поход Игоря», «Александр Невский», «Ярослав Мудрый». Очень известно полотно «Святой Сергий Радонежский», а также произведения, посвященные другим русским святым: «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», «Святые Глеб и Борис».

Не менее популярны картины, посвященные Гималаям и легендам о таинственной Шамбале. К ним относятся «Матерь Мира», «Тангла», «Гималаи. Розовые горы», «Приказ учителя».

«Заморские гости» (1901).

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

Картина «Заморские гости» 1901 года известна многим. На ней изображены две русские ладьи, на которых по спокойной темно-синей воде вдоль пустынных берегов плывут купцы. И лишь вдали виден городок, обнесенный стеной. Двумя годами ранее Николай Рерих, тогда еще совсем молодой человек, побывал в Великом Новгороде. Впечатления поездки он и воплотил в произведении «Заморские гости».

Картина была высоко оценена самим российским императором Николаем II. Он же ее и приобрел у молодого художника.

«Идолы» (1901)

Картина Николая Рериха «Идолы»

Картина «Идолы» была написана Николаем Рерихом в том же 1901 году, что и произведение «Заморские гости». За суровым частоколом, увешанным конскими черепами, стоят четыре языческих идола. Вокруг частокола разложены валуны. Идолы огромны, намного выше частокола. Рерих своими глазами видел подобное капище, так как побывал на археологических раскопках подобного места. Люди приходили к идолам со своими просьбами, молились им и приносили жертвы.

ИНТЕРЕСНО: Картина “Утро в сосновом лесу”

«Ростов великий» (1903)

Картина Николая Рериха «Ростов Великий»

Картина была написана Рерихом в Ростове-Ярославском во время путешествия по старинным русским городам. Мощные башни Ростовского кремля и его церкви изображены в лучах солнца, но небо за ними затянуто облаками. Видны следы старения строений как знак их древности. Художник посвятил Ростову серию полотен, из которых это – самое известное.

«Поморяне. Утро» и «Поморяне. Вечер» (1907)

«Поморяне. Утро»

«Поморяне. Вечер»

Художника интересовала жизнь древних русских на берегах Белого моря. Он посвятил ей две картины, которые изначально были эскизами для будущей фрески. Полотно «Поморяне. Утро» посвящено обыденной жизни русских людей на севере. На полотне «Поморяне. Вечер» группа людей отдыхает вокруг костра. Лица людей спокойны. Видимо, они слушают рассказ одного из них.

«Великая жертва» (1910)

 Картина Николая Рериха «Великая жертва»

Полезно знать, что картина является эскизом к декорациям балета Дягилева «Весна священная». Рерих уже в это время считался именитым театральным декоратором, и художественное оформление сцены для этого балета было поручено ему.

Сюжетом балета послужили предания, что на севере люди весной приносили в жертву юных девушек для того, чтобы год был плодородным и удачным. В балете девушка танцует перед старейшинами накануне своей смерти. На полотне изображены восемь старейшин, готовящихся совершить жертвенное приношение. Уже разведен костер в древнем лабиринте.

«Сеча при Керженце» (1911)

 Картина Николая Рериха «Сеча при Керженце»

Картина является эскизом театрального занавеса для оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Опера входила в репертуар русского театрального сезона в Париже. Размеры полотна огромны. Картина написана в традиционном иконописном стиле и выдержана в красно-зеленой гамме. Полотно и музыка оперы производили сильное впечатление на зрителей.

[

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Картина “Утро стрелецкой казни”

«Небесный бой» (1912)

Картина Николая Рериха «Небесный бой»

Картина выполнена на картоне небольшого размера. При этом она является одной из самых известных работ Рериха благодаря мастерски написанному небесному пейзажу. Тяжелые кучевые облака нависают над темным и мрачным горизонтом. Далеко в вышине они освещены солнцем. Это создало эффект борьбы света и темноты, который и вдохновил мастера на создание произведения.

«Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914)

Картина Николая Рериха «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится»

Еще одна известная картина Рериха, написанная на картоне. На ней в сочном зеленом цвете изображен узнаваемый пейзаж русских равнин с полноводными реками и темными лесами. По рекам плывут лодки и ладьи под парусами. Путешествующих на этих лодках Прокопий Праведный благословляет с высоты холма над рекой.

Картина написана в канун Первой мировой войны и в предчувствии ее, когда всем, находящимся далеко от дома, могла понадобиться поддержка высших сил.

«Ведунья» (1916)

Картина Николая Рериха «Ведунья»

Свое видение образа Бабы-яги Рерих создал на картине «Ведунья». Сгорбленная и крючконосая старушка, опираясь на палку, собирает травы на солнечном лугу на фоне бескрайнего холмистого степного пейзажа. Образ вполне узнаваемый. Хоть и названа старушка ведуньей, при взгляде на нее просится настоящее имя – Баба-яга.

«Матерь Мира» (1924)

Картина Николая Рериха «Матерь Мира»

Картина «Матерь Мира» написана Николаем Рерихом в 1924 году. Это необычное произведение запоминается с первого взгляда. Основной цвет картины – синий. Все изображение выполнено в синем, голубом, фиолетовом цветах с вкраплениями золотистого оттенка. Женщина сидит на троне в окружении двух серебристо-голубых ореолов. Видна только нижняя часть прекрасного лица. Открытая половина лица означает, что человечество уже обрело некоторые высоты сознания, а закрытая – это то, что еще предстоит понять и обрести.

У Рериха Матерь Мира – это основа мироздания. Он считал, что началась ее эпоха, и роль женщины в новом мире – содействие просвещению, создание равновесия, а значит, разрешение всех проблем и мирное сосуществование.

«Тангла» (1932)

Картина Николая Рериха «Тангла»

Тангла – это район Гималаев необыкновенной красоты, где находится вход в легендарную Шамбалу. Рерих посвятил Тангле десяток своих произведений.

Свое восхищение красотой игры света в горах он передал в картине 1932 года. Розовый, красный и оранжевый цвета гор резко контрастируют с синим и фиолетовым цветом раскинувшейся у их подножия долины. Путник созерцает эту красоту и величие гор. Здесь, в этом необычном месте, сошлись мир земной и мир небесный, духовный.

«Святой Сергий Радонежский» (1932)

Картина «Святой Сергий Радонежский» очень известна и символична. Рерих давно вынашивал желание написать Сергия Радонежского, считающегося покровителем России.

Сергий не оставил потомкам мудрых книг или каких-либо других рукописных документов. О нем известно только из воспоминаний его современников.

Сергий поднял русских людей на Куликовскую битву и молился за их победу. Он изображен в полный рост и кажется гигантом, но это гигант духа. В руках он держит храм Божий. Храм на картине – это человеческая душа.

По низу картины есть примечательная надпись, сделанная Рерихом о том, что Сергий трижды спасет Русь. Первые два спасения от ига татаро-монгол и нашествия поляков уже свершены, а третье еще только предстоит, ведь картина написана в 1932 году. Рерихи в то время уже жили за границей, и им была хорошо известна обстановка в мире. Предстояла Вторая мировая война.

«Гималаи. Розовые горы» (1933)

Картина «Гималаи. Розовые горы» сейчас находится в музее Рериха в Нью-Йорке. Важно. 2 тысячи картин посвятил Рерих этим горам.

Гигантская цепь высочайших гор окрашена в нежный розовый цвет. В этой картине Гималаи – символ вечности. Розовый цвет гор находится в резком контрасте с почти черным передним планом и синим туманом, окутывающим долину перед горной цепью. Здесь розовое и черное – символы умиротворения и отчаяния.

«Милосердие» (1936)

Сюжет произведения на первый взгляд незамысловат, но очень поучителен и значим. Лань, спасаясь от охотника, ищет спасения у мудреца. И тот для спасения животного подставляет под стрелу свою руку. Потрясенный охотник замер в изумлении, наблюдая, как человек принял на себя боль, которая предназначалась животному. На его глазах свершился великий акт милосердия.

Вся картина построена на контрасте золотисто-красного и розового цвета восходящего солнца и глубокой голубоватой тени неосвещенной горной долины, символизирующих победу добра над злом.

«Поход Игоря» (1942)

Поход Игоря

Картина создавалась, когда шел самый тяжелый год войны и решалась судьба страны. И хотя Рерих с семьей уже жил в Индии, судьба Родины ему не была безразлична. Боль и тревога за тяжелое положение России заставили художника обратиться к не менее трагическому эпосу «Слово о полку Игореве». И хотя князь Игорь потерпел поражение и был взят в плен, ему удалось бежать и он вернулся домой, чтобы охранять землю русскую.

На полотне изображен момент солнечного затмения, ставшего пророчеством неудачи для войска Игоря. Но это не остановило князя и его воинов, двигающихся навстречу своей судьбе.

«Александр Невский» (1942)

Картина Николая Рериха «Александр Невский»

Картина «Александр Невский» была написана Рерихом в 1942 году к 700-летию битвы на Чудском озере. Цена этой битвы – 12 тысяч русских людей и 17 тысяч войска противника, погибших в этом бою. Пешие русские одолели конницу врага.

Александр Невский изображен на коне, он осматривает поле боя. В его фигуре на фоне полыхающего неба нет триумфа победителя. Князь скорбит о погибших. Его конь осторожно ступает среди мертвых тел. Сзади двигаются ратники на конях. Защитили Родину, но какой ценой!

«Святые Глеб и Борис» (1942)

Картина Николая Рериха «Святые Глеб и Борис»

На картине изображены русские святые – князья, убитые без вины в борьбе за киевский престол.
Важно. Они пожертвовали собой, чтобы не было междоусобной войны, чтобы Русь оставалась единой. Люди, потрясенные этим убийством, правильно поняли их поступок и объявили их святыми. По преданию они являются людям, чтобы предупредить их об опасности для Руси.

Основанием этому поверью было явление Бориса и Глеба одному из русских воинов перед Невской битвой. Он именно так и увидел их, как написана картина. Братья стояли в плывущей по реке ладье. И Борис обратился к Глебу: «Глеб, вели грести быстрее. Поможем нашему родственнику Александру!».

«Ярослав мудрый» (1942)

Картина Николая Рериха «Ярослав мудрый»

Ярослав Мудрый – один из самых известных князей Руси домонгольского периода. Его отец, Владимир Мономах, крестил Русь. Ярослав же прославился введением в стране законов. Он также сделал многое, чтобы русские люди были грамотными, умели читать и писать.

Рерих изобразил князя за работой, лик его спокоен и сдержан. Окно, на фоне которого изображен князь, залито золотым светом. И такого же цвета храм, который виден в окне. Сам князь одет в красную одежду и сидит на стуле в красной обивке, что подчеркивает его титул.

«Приказ учителя» (1947)

Картина Николая Рериха «Приказ учителя»

Полотно «Приказ учителя» написано в 1947 году. Это последняя картина Николая Константиновича Рериха. 1947 – год его смерти.

На картине изображен горный пейзаж ранним утром. Горы мрачные и темные, и лишь небо над ними позолотило восходящее солнце. Одинокий Будда сидит спиной к зрителю и погружен в медитацию. Рядом с ним парит белый орел. Рерих считал белого орла вестником Шамбалы.

Все свое творчество художник посвятил проявлениям высокого духа в поступках людей. И даже пейзажи величественных Гималаев чисты и символичны, как зов к великим подвигам. Однако, далеко не все современные люди воспринимают картины Рериха с положительной стороны.

Так, Владимир М. сообщает, что, как известно всем, Николай Рерих был масоном и буддистом, и хотя картины Владимиру нравятся, но вот мировоззрения автора он, как православный человек, принять не может. Да и учение «Живая Этика», созданное Рерихами, российская православная церковь считает ересью.

Автор поста перечисляет положительные и отрицательные стороны художника:

Достоинства
Недостатки
Известный художник
Мистик, участник спиритических сеансов
Общественный деятель Буддист
Путешественник Масон
Мыслитель Основатель еретического учения
Поклонник Л. Толстого

Его мнение на форуме разделяют многие люди. Каждый, кому не безразлично творчество Николая Рериха, имеет право на самостоятельное мнение о его взглядах и творениях.

Рейтинг картин Николая Рериха по мнению пользователей сайта
Заморские гости
2
Картина Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский»
2
Александр Невский
2
Картина Николая Рериха «Гималаи. Розовые горы»
2
Приказ учителя
2
Матерь Мира
1
Идолы
1
Тангла
1
Милосердие
1
Поход Игоря
1
Ростов Великий (Церковь Иоанна Богослова)
1
Поморяне. Вечер
0
Великая жертва
0
Сеча при Керженце
0
Небесный бой
0
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится
0
Поморяне. Утро
0
Ростов великий
0
Святые Глеб и Борис
0
Ярослав мудрый
0
Ведунья
0
А как вы относитесь к художнику? Какие картины произвели на Вас наибольшее впечатление? Пишите в комментариях!

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Анна

    Картина Гималаи. Розовые горы» (1933)
    зацепила своими цветами. Что-то ёкнуло внутри. Нашлось какое-то отражение внутри меня. Что-то родное и такое манящее в ней

Подпишись на обновления