Известные картины Поля Сезанна

Художник с огромным художественным наследием. Автор более 900 картин маслом и 400 акварелью. Великий Поль Сезанн.

Известные картины Поля Сезанна

Один из столпов постимпрессионизма Поль Сезанн занимает в современном искусстве особое место. Если сказать точнее, этот художник считается «отцом» современного искусства. Его работы принадлежат двух эпохам: 19 веку с его жесткими правилами и 20 веку – времени поиска и безграничных экспериментов.

Общие черты картин Поля Сезанна

В творчестве Сезанна нетрудно увидеть смену нескольких стилей. Так, с 61-го по 70-й годы художник создает работы в темном колорите, полные страстей и экспрессии. Темный период сменяет импрессионистский (71–78 годы) – Сезанн работает над пейзажами и натюрмортами, он полностью под влиянием Писсарро, с удовольствием посвящает себя «игре света и воздуха», что в школе импрессионизма считалось главным.

Зрелый период художника начинается в 1878 году, когда Сезанн уезжает из Парижа в родной Прованс, а заодно отказывается от идеалов импрессионизма. Его больше не интересуют «впечатления» от изменчивого мира. Его цель – вычленить из непостоянной действительности вечные и неизменные формы и цвета. Он стремится увидеть мир в его истинной нерушимой реальности.

Заключительный период начался в 1890 году и длился до смерти художника в 1906 году. Он, наконец, получает признание, ведь раньше его дружно травили как «академики», так и импрессионисты. Но Сезанн был удивительно равнодушен к чужому мнению. Он пишет пейзажи, все более упрощая формы. К этому периоду относятся его слова «Природу следует трактовать посредством шара, цилиндра и конуса», которые станут для кубистов настоящим лозунгом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картина Брюллова “Всадница”

Самые известные картины Поля Сезанна

Иногда шутят, что Сезанн в действительности написал три картины: натюрморт с фруктами (яблоки, груши или персики), этюд с купальщицами и изображение горы Сент-Виктуар. А все остальное – наброски.

В действительности художник создал около 900 картин маслом и 400 акварелей. Повторяющиеся сюжеты у Сезанна, правда, есть. Изображений той же горы Сент-Виктуар найдено более 80. Он всегда искал самую выразительную форму, самый правильный цвет, но всегда оставался недоволен.

Портрет отца художника Луи Августа Сезанна за чтением (1866)

Картины Поля Сезанна Портрет отца художника луи августа сезанна за чтением

Портрет отца художника Луи Августа Сезанна за чтением 1866. Холст/масло

В кресле с высокой спинкой сидит мужчина. У него седые виски, на плечах черный пиджак. Он спокойно читает газету, его ноги, скрещенные в щиколотках, чуть вытянуты вперед. Это основательный и самоуверенный человек, который явно не поддается на уговоры.

Цвета картины приглушенные, тусклые, но угольно-черный пиджак мужчины словно делает ярче блеклое кресло и серый пол.

«Убийство» (1870)

Картины Поля Сезанна Убийство

Убийство 1870. Холст/масло

На фоне темного, затянутого черными тучами неба расположены три фигуры. Слева в неустойчивой позе стоит мужчина, он наклонен вперед, а в его поднятой руке зажат нож. Под ногами мужчины, распростершись на земле, лежит человеческая фигура.

Ее голова безвольно откинута, рука вытянута. Невозможно разобрать, мужчина это или женщина. В правой части картины видна женская фигура. Это явная соучастница преступления. Она низко наклонилась и прижимает лежащего к земле, не позволяя ни встать, ни защитить себя от удара.

«Дом доктора Гаше» (1873)

Картины Поля Сезанна Дом доктора Гаше

Дом доктора Гаше 1873. 46×38 см. Холст/масло

Передний план занят широкой дорогой, переходящей в изогнутую городскую улицу. В глубине видны маленькие пригородные домики. Их светлые стены и аккуратные крыши словно немного кренятся на одну сторону, следуя изгибу улицы.
Светлые тона изображения и чистое голубое небо лишь подчеркивают покой и порядок предместья.

ИНТЕРЕСНО: Картина “Тайная вечеря”

«Вид на Овер» (1874)

Картины Поля Сезанна Вид на Овер

Вид на Овер 1874. Холст/масло

Рожденный в сельском Провансе, Сезанн так и не полюбил Париж. Он не написал ни одного городского бульвара или столичного кафе. Всему блеску Парижа он предпочитал маленький пригород Овернь. Это одна из самых радостных картин Сезанна: тесные улочки, разноцветные крыши обрамлены зелеными холмами и рекой – счастливый и гармоничный мир под голубым небом.

«Деревья в парке» (1876)

Картины Поля Сезанна Деревья в парке

Деревья в парке 1876. 54×73 см.. Холст/масло

Раскидистые деревья с густой тенью и лужайка, ярко освещенная солнцем, занимают первый план картины. Зритель словно только что вышел из зеленого тенистого парка на палящее южное солнце Прованса.

На втором плане виден дом цвета охры. Его строгие формы и светлые стены контрастируют с беспорядочной, необузданной зеленой листвой. Пейзаж залит светом, искусно подчеркнутым белыми длинными мазками.

Натюрморт «Ваза с цветами» (1876)

Картины Поля Сезанна Натюрморт ваза с цветами

Натюрморт ваза с цветами 1876. Холст/масло

На светло-голубом фоне стоит ваза, полная садовых цветов. Бутоны пионов, маков, роз перемежаются темно-зелеными листьями. Букет кажется одновременно растрепанным и изящным. Его непритязательную красоту подчеркивает изысканная ваза в стиле рококо.

«Ландшафт близ Парижа» (1876)

Картины Поля Сезанна Ландшафт близ Парижа

Ландшафт близ Парижа 1876. Холст/масло

Небольшое пространство, покрытое выгоревшей травой и желто-серыми тропинками, уводит взгляд зрителя к нескольким чахлым деревьям. За этим крохотным оазисом природы виднеются хозяйственные и жилые постройки города. Белесое небо лишь подчеркивает скудность растительности на краю большого города.

«Три груши» (1879)

Картины Поля Сезанна Мост майнси

Мост Майнси 1879. Холст/масло

На желто-коричневом фоне лежат три зеленые груши. Хотя в натюрморте нет и намека на перспективу, плоды кажутся объемными и выпуклыми. Художник добился этого длинными мазками желтой и зеленой краски и прерывистым контуром, подчеркнувшим форму груш.

«Мост Майнси» (1879)

Картины Поля Сезанна Мост майнси

Мост Майнси 1879. Холст/масло

Длинные мазки, предельно упрощенное изображение предметов картины говорят об уходе Сезанна от принципов импрессионизма. Небольшой мост навис над рекой. Темная речная гладь отражает зеленые холмы, нависшие над мостом и занимающие всю верхнюю часть полотна.

Художнику удалось скупыми средствами передать прозрачность воздуха, неподвижность воды и солнечные блики на зелени.

«Горы во французском Провансе» (1880)

Картины Поля Сезанна Горы во французском Провансе

Горы во французском Провансе 1880. Холст/масло

Пейзаж складывается из предельно простых форм: ломаных линий гор и прямоугольников деревьев. На первом плане господствует светлая охра вперемешку с оттенками зеленого, на заднем плане пейзаж разбавлен синевой озера, лиловыми горами и грязно-голубым небом. Перспектива словно искажена: горы и обрывы вдалеке прописаны четче и ярче, занимая центральное положение на полотне.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Картины Эдварда Мунка

«Купальщик» (1885)

Картины Поля Сезанна Купальщик

Купальщик 1885. Холст/масло

Молодой человек, почти мальчик, идет по тропинке. Его голова опущена, глаза устремлены на землю. Руки юноши лежат на бедрах, а в позе видна расслабленность и задумчивость.

Больше всего в картине поражает игра цвета: тело человека перекликается с теплыми тонами песка, а серо-лиловая земля словно продолжается в рельефах мускулов ног. Кажется, человек вот-вот растворится в окружающем пейзаже.

«Гора Сент-Виктуар» (1895)

Картины Поля Сезанна Гора Сент Виктуар

Гора Сент Виктуар 1895. Холст/масло

Гора в Экс-ан-Провансе, где вырос Сезанн, сопровождала его всю жизнь: сначала как часть окружающего мира, после – как объект для рисования, а к заключительному периоду превратилась в настоящее наваждение. Он создавал полотно за полотном, пытаясь передать суть гористости.

В этой работе горный массив написан насыщенными, грубыми линиями. Лиловые тени в скалах перекликаются с более бледным небом, а у подножия горы видна долина, полная сочных зеленых и желтых оттенков.

«Пирамида из черепов» (1900)

Картины Поля Сезанна Пирамида из черепов

Пирамида из черепов 1900. Холст/масло

Четыре человеческих черепа лежат на ровной светлой поверхности. Они сложены в пирамиду, ярко выделяясь на темном фоне. В неярком свете цвет черепов колеблется от темно-желтого до оттенка слоновой кости. Передние головы как-будто повернуты к зрителю, кажется, человеческие останки вот-вот начнут разговор.

«Гора Сент-Виктуар и черный замок» (1905)

Картины Поля Сезанна Гора Сент Виктуар и черный замок

Гора Сент Виктуар и черный замок 1905. Холст/масло

Горный пейзаж словно разбит на множество плоскостей, что делает картину похожей на мозаику. Светлый массив горы выплывает из темно-зеленой листвы. Хаотичность природы подчеркивают геометрически правильные формы дома в левой части полотна.
Полотно выполнено в холодных лилово-зеленых тонах, что подчеркивается теплой охрой здания.


Красота мира по Сезанну – это красота упорядоченности, когда действительность заполнена объемными и прочными вещами. Это и пытался нарисовать «отшельник из Экса» – мир, над которым не властны ни время, ни случайность.

Какие картины Вам понравились больше всего? Оставьте свое мнение в комментариях!

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Мария

    На мой взгляд художнику наиболее удавались натюрморты. Они правдоподобные, яркие, манящие. Что касается пейзажей, то, пожалуй, “Деревья в парке” меня очень тронули. В остальном признаю величие таланта, но понять не могу.

  2. Мира

    Поразила картина “Убийство”. Очень тяжелая энергетика. Сам сюжет, темные краски – все дышит депрессией, каким-то внутренним надрывом…

  3. Кристина

    Очень необычные и красивые картины, которые прям дают возможность погружения в другое время и в другую эпоху Слегка небрежный стиль нанесения мазков дает особый шарм творчеству художника.

  4. Катя

    Человек двух эпох, и в картинах это так заметно прослеживается. Как становится интересно смотреть на полотно, зная чуть больше об авторе. Спасибо за подборку

  5. Валентина

    Действительно великий художник, одинаково хорош в разных стилях. Жаль только, что по крайней мере у нас его знают только по паре самых популярных работ…

Подпишись на обновления