Известные картины Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо - известный итальянский художник, который изобрел художественный прием в барокко, под названием - тенебризм. Художник родился в Милане и переехал в Рим в двадцать лет, где нашел богатых покровителей. Караваджо не редко любил рисковать, поэтому любой мог стать героем одной из его картин.

Известные картины Караваджо

Независимый, оригинальный и буйный (он убил человека и скитался последние годы своей короткой жизни), Караваджо был художником-революционером. Он унаследовал от венецианской живописи, особенно от Тинторетто, контрасты света и тени (светотень) и на основе этого изобрел художественный прием, ставший главным вкладом итальянской живописи в барокко, — тенебризм, то есть выделение наиболее значимых частей ярким светом. Эта техника подчеркивает драму, делает ее эффектной и театральной, выделяет и усиливает персонажей.

Общие черты картин Караваджо

Художник родился в Милане и переехал в Рим в возрасте двадцати лет. Там он оказался в окружении богатых покровителей, которые способствовали его карьере. Караваджо никогда не боялся рисковать, и поэтому любой, кто был частью его жизни, мог стать героем одной из его картин. Среди таких людей был его ученик и любовник Марио Миннити, который запечатлен на нескольких картинах, в том числе «Вакхе». В этом произведении Миннити появляется в образе бога вина, олицетворения молодости, приглашающего зрителя присоединиться к вечеринке.

Караваджо нередко делал несколько версий одного полотна, например, «Экстаза Магдалины». Эксперт Мина Грегори отмечает, что даже по стандартам Караваджо это великолепная, революционная картина.

Хотя многие другие предпочли бы следовать правилам, художественные убеждения Караваджо были непоколебимы. Фактически многие из его работ, заказанных католической церковью, были отвергнуты, так как не соответствовали эстетическим стандартам того времени. К счастью, у Караваджо всегда был легион преданных коллекционеров, готовых купить любую картину, которую он им предложит.

В своих первых работах (например, «Святой Иоанн Креститель») он еще далек от тенебризма, но уже проявляет новую живописную концепцию: он создает полотна с немногочисленными персонажами и вещами.

Пейзаж исчезает, и на первый план выходит натюрморт. В композиции фигуры кажутся обрезанными столом или рамой картины.

Его не интересует пространство, фоны нейтральные (позднее тенебристские), но свет имеет выразительный эффект: он окаймляет формы и выделяет элементы (например, лицо и рука в «Ребенке, укушенном саламандрой»).

В его зрелых работах тенебризм обретает полную форму: картины увеличиваются в размерах; у святых исчезают все их атрибуты, облака и венцы; драматизм подчеркнут эффектом «света в крыше» или источника света, находящегося вне полотна и сосредоточенного на руках и лицах; есть атмосфера таинственности. Словом, цвет подчинен свету и все пропитано тенями.

В произведении «Ужин в Эммаусе» религиозный факт еще не полностью демистифицирован, но возвышается его правдивость, исторический контекст персонажей. Драматическое напряжение тенебризма проявляется прежде всего в «Призвании святого Матфея»: полотно повествует об обращении апостола, мытаря. Луч света, освещающий его лицо, показывает удивление апостола и запечатлевает напряженный, драматический момент. Персонажи как будто с улицы, включая Матфея, в старинных платьях.

Караваджо концентрирует внимание на нескольких крупных фигурах, стоящих на переднем плане. Свет яростно падает на точки, на которых художник хочет сфокусировать внимание зрителя.

Наконец, «Смерть Богородицы» стала источником скандала, потому что картина изображает женщину, утонувшую в реке Тибр и окруженную плачущими родственниками.

У Караваджо почти не было последователей в Италии, за исключением Риберы, но его тенебризм проникал в творчество молодых иностранных художников, а манера исполнения распространялась по Европе.

Впоследствии в изобразительном искусстве всех стран наблюдалась тенебристская фаза. Некоторые художники, такие как Сурбаран и Рембрандт, выполняли большую часть своих работ в этом направлении. В то же время Веласкес и Мурильо прошли только начальный этап тенебризма.

Известные картины Микеланджело Буонарроти
читайте также

Известные картины Микеланджело Буонарроти

5
2
0

Самые известные картины Караваджо

Историки, как правило, уделяют большое внимание вспыльчивому характеру живописца, который стал причиной многочисленных драк и в конечном счете убийства, заставившего его бежать из Рима. Однако в художественном отношении Караваджо, пожалуй, наиболее известен своим использованием света и тени.

Еще одна черта его творчества — интерес к реальности, даже самой грубой и неприятной. Для своих религиозных персонажей он берет моделей с улицы: святые — нищие, выпивохи или слуги. Но вульгарность не лишает его картины религиозности, а наоборот, в сочетании с драматическим светом в итоге вызывает ее.

Именно эти характеристики лучше всего отражены в самых известных работах Караваджо.

«Юноша с корзиной фруктов» (1593–1594)

Караваджо "Юноша с корзиной фруктов"

Юноша с корзиной фруктов (1593-1594). 70×67 см. Холст/масло.

Что революционного в простой корзине с фруктами? В случае с «Корзиной фруктов» Караваджо картина поистине трансцендентна. Хотя натюрморты уже становились популярными в Северной Европе, в Италии все было иначе. Корзины с цветами или фруктами часто включались в более крупные сцены, но никогда не были главным предметом изображения. Или, по крайней мере, так было до Караваджо.

Корзина с фруктами была подарком одного из первых покровителей Караваджо, кардинала Франческо дель Монте, кардиналу Федерико Борромео, большому поклоннику фламандских художников. Увидев талант Караваджо в работах с натюрмортами, таких как его картины с изображением Вакха, заказчик пожелал произведение с этими декоративными элементами.

В настоящее время полотно находится в Милане и считается первым итальянским натюрмортом.

«Блаженство святого Франциска» (1595)

"Блаженство святого Франциска" Караваджо.

Блаженство святого Франциска (1595). 92.5х127.8 см. Холст/масло.

На этой картине изображен святой, один из самых известных представителей Контрреформации, получивший стигматы. Франциска несет ангел. Христианские критики не очень хорошо восприняли картину, так как она показала Франциска Ассизского в двух моментах, которые, как предполагается, были разными (экстаз и стигматы). Но люди оценили работу как хорошую, поскольку она показывала сладость и чувство любви со стороны ангела. Известно пять версий этого произведения.

«Шулеры» (1596)

Картина "Шулеры" Караваджо.

Шулеры (1596). 94х131 см. Холст/масло.

Некоторые из биографов Караваджо (например, Робб или Ламберт) считают картину его последней работой на начальном этапе творчества. Она была заказана кардиналом Франческо дель Монте, который хранил ее в своей частной коллекции до самой смерти. Задачей этого полотна было показать, как хитрость и зло часто торжествуют над невинностью тех, кто добр и благороден сердцем. Сцена показывает двух парней, играющих в канасту (или другую карточную игру), при этом информатор одного из них подает знаки другому о картах, имеющихся у его противника.

Караваджо основывал эту картину на собственных переживаниях, так как сама его жизнь часто касалась криминальной среды.

«Гадалка» (1596–1597)

"Гадалка" Караваджо.

Гадалка (1596-1597). 99 см x 1,31 м. Холст/масло.

На полотне изображен молодой человек, одетый как щеголь (во второй версии считается, что моделью был компаньон Караваджо, сицилийский художник Марио Миннити), которому цыганка гадает по ладони. Мальчик, кажется, в восторге; он не понимает, что она медленно снимает с него кольцо, поглаживая его бугорок Венеры. На его гордый взор она отвечает лукавым взглядом. Внимание зрителя сосредоточено именно на выражении их глаз, которое позволяет угадать, о чем думает каждый из персонажей, а не на том, что происходит в руках героев.

Эта сцена требует прочтения на разных уровнях: она действительно содержит морализаторские коннотации в отношении ложных пророчеств и корыстного соблазнения. Это своеобразная аллегория мошенничества и наивности.

«Лютнист» (1596)

Картина "Лютнист".

Лютнист (1596). 100 × 126,5 см. Холст/масло.

Караваджо пишет эту работу как дань уважения Франческо Марии дель Монте, своему благодетелю и большому любителю музыки. Можно утверждать, что юная модель почти та же, что и в «Музыкантах». Изучение партитуры привело исследователей к выводу, что мелодия, которую играет молодой человек, является работой Жака Аркадельта, французского друга дель Монте.

В ракурсах лютни и инструмента на столе угадывается влияние ломбардского учения о способе представления перспективы. В левой части картины находится ваза с цветами, идеализирующая красоту природы.

«Юдифь, убивающая Олоферна» (1597–1598)

Картина "Юдифь, убивающая Олоферна".

Юдифь убивающая Олоферна (1597-1598). 145 х 195 см. Холст/масло.

«Юдифь и Олоферн» — вдохновленная Библией картина Караваджо. В частности, она основана на истории, отвергнутой протестантами, но сохраненной в Библии 1592 года папами Сикстом V и Климентом VIII.

На картине изображен Олоферн, обезглавленный Юдифью, женщиной, которая напоила его, чтобы он не напал на ее город. Это вызвало реакцию ужаса и удивления, поскольку Караваджо удалось наделить работу большим реализмом и грубостью. Юдифь изображена величественной и неустрашимой, в то время как ее слуга, давший ей меч, нервничает и высматривает, что может произойти.

Эффекты работы позже были воссозданы версиями Артемизии Джентилески («Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1620 г.) и Франсиско де Гойи («Юдифь и Олоферн», 1820 г.).

«Медуза горгона» (1598–1599)

"Медуза горгона" картина Караваджо.

Медуза горгона (1598-1599). 60 x 56 см. Холст/масло.

В галерее Уффици во Флоренции находится еще одна из самых известных картин Караваджо — пожалуй, самая тревожная. Медуза была горгоной, мифологическим существом, у которого вместо волос на голове были живые змеи, и любой, кто смотрел ей в глаза, превращался в камень. Караваджо изображает ее морщащейся от боли и разочарования.

«Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608)

"Обезглавливание Иоанна Крестителя".

Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608). 520×361 см. Холст/масло.

Сцена жестока и мучительна, а пустое пространство усиливает ее воздействие. Интересная деталь: Караваджо подписал картину тем же оттенком красного, что и у крови, вытекающей из головы святого Иоанна Крестителя. Находится полотно в соборе Святого Иоанна в Валлетте, столице Мальты.

«Се человек» (1605)

"Се человек" Караваджо.

Се человек (1605). 128×103 см. Холст/масло.

«Ecce Homo» — картина Караваджо, датируемая 1605 годом. Это часть серии, которую художник посвящает страстям Христовым. Картина стала победителем конкурса, организованного архиепископом Флоренции, и выполнена в стиле барокко. Понтий Пилат бросает взгляд на кровожадный городок, умоляя позволить ему простить пленника. Результат всем известен. Находится картина в галерее Палаццо Бьянко в Генуе (Италия).

«Положение во гроб» (1602–1604)

Картина Караваджо "Положение во гроб".

Положение во гроб (1602-1604). 300×203 см. Холст/масло.

Также известная под другими названиями — «Погребение Христа» или «Снятие с креста». Картина выполнена маслом на холсте и имеет размеры 300 сантиметров в высоту и 203 в ширину. Она была написана примерно в 1602–1604 годах и хранится в Ватиканской пинакотеке.

Ось фигур внутри композиции диагонально восходит, уплотняя персонажей, оставляя верхнюю левую часть совершенно свободной. Это эффектное, драматичное произведение из-за экспрессии его персонажей и света, использованного автором, чтобы подчеркнуть их и направить внимание наблюдателя.

Иоанн и Никодим с усилием поддерживают тело мертвого Христа. Никодим повернул голову и смотрит на зрителя, тем самым умудряясь вовлечь его в сцену. Мертвый Христос концентрирует в себе весь свет картины, поскольку является ее главным героем. Выражение лица Христа совершенно безмятежно.

Известные картины Франсиско Гойя
читайте также

Известные картины Франсиско Гойя

5
3
0
Рейтинг работ Караваджо по мнению пользователей сайта
Юноша с корзиной фруктов
2
Лютнист
2
Медуза горгона
2
Блаженство святого Франциска
1
Шулеры
1
Гадалка
1
Юдифь убивающая олоферна
1
Обезглавливание иоанна крестителя
1
Се человек
1
Положение во гроб
1


В эпоху, когда фигуры на картинах идеализировались, Караваджо использовал живые модели и изображал их реалистично, что было новаторством. Использование реализма и техника светотени позволяют его картинам передавать беспрецедентную психологическую драму.

А что вы думаете о картинах Караваджо?

Все работы художника

1 работ
Комментарии
  1. Вива

    Не однократно знаком с произведением данного художника. Мне нравится его искусство. Особенно картина Гадалка

Подпишись на обновления