Известные картины Клода Моне

Оскар Клод Моне – единственный в своем роде художник, основатель французского импрессионизма, писавший свою страсть, картины, до последнего вздоха. Его манера живописи считается классической в импрессионизме. Жизнь его была продолжительной и щедрой на события, и после себя художник оставил множество шедевров, производящих неизгладимое впечатление.

Известные картины Клода Моне

Юность художника и начало творчества

Родом Клод Моне из Парижа, где появился на свет 14 февраля 1840 года. В пятилетнем возрасте с семьей переезжает в Гавр.

Уже в школьные годы проявляется его незаурядный талант в рисовании, и в юности, вопреки воле родителей, он эту тягу укрепляет, создавая карикатуры, которые пользуются спросом и продаются по 20 франков каждая.

Клод Моне в юности.

Увлечение живописью усилилось после знакомства с Эженом Буденом – пейзажистом и почитателем пленэра. Моне приступает к изображению природы с натуры.

В Париже, куда он вернулся в 1859 году, трудится в небогатой художественной студии. Но этому помешал армейский призыв. После двух лет службы Клод поступает в университет на факультет искусств. Однако здешние каноны отталкивают его.

Следующим этапом становится студия Шарля Глейра, где Клод знакомится со многими молодыми художниками, составившими впоследствии основу импрессионистского движения, – Сезанном, Ренуаром, Сислеем, Базилем, Писсарро. С этого момента начинается зрелый путь Моне как живописца.

Самые известные картины Клода Моне

Перечислим наиболее популярные картины художника. Наслаждайтесь гениальным творением художника.

Серия «Вокзал Сен-Лазар» (1872–1877)

Картина Клода Моне Вокзал Сен-Лазар.

Вокзал Сен-Лазар. (1877). 75х104см, холст/масло. Musée d’Orsay, Paris

Данная серия вмещает 12 картин, и создавалась она весьма интенсивно. На них изображен вокзал с разных ракурсов и в различных погодных условиях. Мотивы технического прогресса были весьма популярны в тот период.

Сам Моне объяснял манеру написания этих картин так: «Я считаю, что отображение одного сюжета в различное время суток отнюдь не банально, если учесть, насколько сильно разница в освещении может менять колорит и сам облик здания».

«Женщины в саду» (1866)

Картина Клода Моне "Женщины в сад"у.

Женщины в саду (1866 год). 255×205 см. Холст, масло.

Полотно «Женщины в саду» была своеобразным вызовом зрителям того времени. В ней Моне как бы давал понять, что будет писать только в своей личной эстетической манере.

Нетривиальность просматривается уже в композиции: человеческие фигуры вполоборота или спиной, края женских платьев обрезаны.

Здесь мы видим четырех женщин, прогуливающихся по саду, однако натурщица для их написания была одна – Камилла, жена художника. Но героини кажутся разными, так как разглядеть лицо каждой из них не получается. Здесь фигуры женщин органично вливаются в природу, становятся ее продолжением – бытовая сцена плавно превращается в пейзаж.

Писалась картина для Салона, однако не была допущена к выставке. Несмотря на эту несправедливость, позже, в 1921 году, французское правительство выкупило «Женщин в саду» за 200 тыс. франков.

«Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее» (1875)

Картина Клода Моне "Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее".

Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее, (1875 год) 55х64 см, холст/масло, Museum of Fine Arts, Boston

На этом полотне первая жена Клода Моне Камилла написана с сыном в саду у дома, распложенного в Аржантее, где семья проживала в период с 1872 по 1877 год.

В начале творческого пути художник в основном рисовал портреты, и Камилла – самый часто встречающийся персонаж на его картинах.

Здесь мы видим отступление от академических канонов прорисовки лиц: для подобных работ более характерна смазанность деталей, ведь на первый план выходит сама структура полотна.

Переливающиеся оттенки красного, белого, синего, зеленого отлично передают наполненный солнечным светом день. Мазки маленькие, многочисленные и различной формы. При этом прекрасно отображена структура одеяний, зелени, цветов.

Серия «Стога сена» (1889–1890)

Картина Клода Моне "Стога сена".

Стога сена (1890), 60х100 см, Художественный институт, Чикаго

Мало кто знает, но в художественном наследии Моне полотен со стогами сена на скошенных полях целых двадцать пять. Они-то и составляют серию полотен, созданных живописцем в Живерни, где он жил. Большую часть выдающихся своих творений Моне рисует именно тут, в своем саду.

Ценность этого цикла состоит в том, что художник показывает стога опять-таки при разном освещении, в разные времена года и во время совершенно разных атмосферных явлений. И несмотря на то, что мотив один и тот же, все картины отличаются друг от друга по технике, цветовой гамме и эффектам.

«Собор в Руане» (1892)

Картина «Собор в Руане» (1892)

«Собор в Руане» (1892), 100х65 см, Музей д’Орсэ, Париж

Серия холстов с Руанским собором написана в 1890-х годах. Картины в серии показывают фасад собора в разные периоды дня и года и отражают изменения его внешнего вида при различном освещении.

В серию входит более тридцати картин. Написаны они в 1892–1893 годах, а затем переработаны в мастерской в 1894. Для ее создания художник снимал помещение через дорогу от собора.

В 1895 году состоялась выставка с картинами этой серии, прошедшая весьма успешно – Писсарро и Сезанн высоко оценили ее.

Здесь сильное впечатление от работ художника обусловлено тем, как свет придает объекту совершенно другой характер в разное время суток и года. Для Моне влияние света на предмет становится таким же важным, как и сам предмет.

«Водяные лилии» (1914–1917)

Картина Клода Моне "Водяные лилии".

Водяные лилии (1941), холст, масло

В поздний период своего творчества живописец уделял особенное внимание водяным лилиям и кувшинкам. Он разводил их на пруду в Живерни.

Он переходит к полотнам больших размеров и пишет серию в мастерской, по памяти. Это дает свои плоды – картины наполняются теплотой, а реальность переплетается с абстрактностью. В картинах он отказывается от перспективы и горизонта.

Можно с уверенностью сказать, что в данной серии Моне размыл границы между такими течениям, как реализм, импрессионизм и абстракция, интегрировав их на полотне. До самой смерти художник не изменял этим сюжетам.

«Кувшинки» (1914–1917)

Картина Клода Моне "Кувшинки".

Кувшинки (1914-1917), холст, масло, 200х200 см.

Это полотно было выполнено в период с 1914 по 1917 годы. От ранних произведений подобной тематики оно отличается величиной и свободой написанного, нетривиальными приемами. Так, художник сознательно отходит от изображения реального впечатления и вносит долю неопределенности. Водяные цветы выполнены с помощью розового и желтого, в то время как вода – в зеленых, темно-синих, фиолетовых тонах.

На этом холсте композиция основана на цвете, другие средства не используются, а сам пейзаж наполнен динамикой.

При рассмотрении картины становится очевидно, что цвет для Моне имел чрезвычайное значение.

«Прогулка. Дама с зонтиком» (1875)

Картина «Прогулка. Дама с зонтиком» (1875)

«Прогулка. Дама с зонтиком» (1875), холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон

Здесь опять фигурирует жена Моне Камилла с сыном Жаном. Они прогуливаются по улицам Аржантея в теплый летний день. Погода ветреная, на даме взлетающее от дуновения ветра белоснежное платье и шляпка с вуалью, прикрывающей лицо. Цвет зонтика в руках женщины как бы отражает цвет луга, по которому она гуляет с ребенком.

Здесь художник придает большое внимание детальному прорисовыванию человеческих фигур, изображая окружающий пейзаж более схематично.

Картина выставлялась во Франции, в галерее Поля Дюран-Рюэля, весной 1876 года, но успеха не имела.

«Бульвар Капуцинок в Париже» (1873)

Картина «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873).

«Бульвар Капуцинок в Париже» (1873), холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина; Музей Нельсона-Аткинса, Канзас

Эта картина фигурировала на дебютной выставке импрессионистов в 1874 г. и получила там неоднозначную реакцию. Ракурс был взят художником со стороны окон ателье Надара, в котором выставка и проходила.

Тут проявляется оригинальная авторская манера Моне: фигуры срезаны, сюжет как бы выхвачен из общего потока. Создается фотографическое ощущение за счет обрыва композиции. Мазки наложены мелко, но свободно, поэтому создается впечатление движения, игры света.

«Сад художника в Живерни» (1900)

Картина «Сад художника в Живерни» (1900).

«Сад художника в Живерни» (1900), холст, масло. 81х92 см, Музей Д’Орсэ. Париж.

Полотно поражает богатством красок. Тропинка к дому окружена облаком ярких ирисов, на заднем плане виднеется дом.
И все же главный упор сделан именно на цветы – живые, движущиеся, наполненные светом. Здесь мазки толстые, короткие, а цвета смешиваются непосредственно на холсте, за счет чего картина «дышит».

Деревья на заднем плане делают композицию полотна сбалансированной, направленной вдаль.

«Впечатление. Восходящее солнце» (1872)

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» (1872).

«Впечатление. Восходящее солнце» (1872), холст, масло. Размер: 48 × 63 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж

На полотне мы видим старый порт Гавр. Художник создавал его в моменты, когда порождающее новый день солнце меняет все вокруг. А ведь этот миг так краток! Но Моне уловил его в изображении воды, мачт и лучей солнца.

Это полотно имеет необычную историю, так как оно стало отправной точкой для создания нового художественного направления – импрессионизма. Однако в то время картину оценили далеко не все.

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне
Полный анализ картины

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне

Как обычно у Моне, цветовая гамма здесь играет самую важную роль. При этом количество оттенков на картине минимально, сам порт изображен холодным, по принципу минимализма. Но живость и насыщенность полотна создают эффект присутствия на месте событий.

«Поле маков у Аржантея» (1873)

Картина «Поле маков у Аржантея» (1873).

«Поле маков у Аржантея» (1873), холст, масло. Музей д’Орсе, Париж

Эта картина также была в числе полотен на первой выставке импрессионистов. Здесь мы снова видим Камиллу и Жана неподалеку от их дома. Особенный акцент сделан на зонтик в руке женщины. Слева на холме заметны еще две фигуры, которые подчеркивают впечатление движения.

Создавалась картина на небольшом холсте. Изображенные по диагонали маки будто помогают фигурам выходить за рамки полотна. Яркость и насыщенность этой части картины входит в контраст с правым краем, где изображены небо и дом.

«Терраса в Сент-Адресс» (1867)

Картина «Терраса в Сент-Адресс» (1867).

«Терраса в Сент-Адресс» (1867), холст, масло, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Композиция этой картины исполнена в несвойственной Моне манере. Сразу заметно, что полотно не имеет четкого центра и верхнего ракурса.

Фигура справа в кресле была списана с Адольфа – отца художника. Ближе к центру, к зрителю спиной с зонтом изображена либо тетя, либо сестра Клода, а женщина рядом с молодым мужчиной – двоюродная сестра Моне.

Большую часть композиции занимают вода и терраса со множеством цветов и флагами. В данном случае сюжет картины более всего занимал мастера. Мазки здесь аккуратные, старательные.

«Японский мостик» (1900)

Картина «Японский мостик» (1900).

«Японский мостик» (1900), 89.5×100.5 см

В 1895–1905 годах Моне пишет все в том же саду серию полотен «Японский мостик». Эта серия – часть знаменитого собрания «Водяные лилии». Но она выделяется соединением насыщенных красок и утонченности, хрупкости.

Изящные мостики создают впечатление легкости построения рядом с буйством зелени.

Картин с мостиками написано шесть. Но в основном Моне изображал один излюбленный с широкой гаммой цветов и оттенков.

«Пруд с кувшинками» (1899)

Картина «Пруд с кувшинками» (1899).

«Пруд с кувшинками» (1899), холст, масло, Художественный музей Принстонского университета

Автор работал над полотном на протяжении двух лет – с 1897 по 1899 год.

Картина квадратная – это любимый формат художника: он считал, что так композиция делается более уравновешенной.
Здесь изображён мостик полукруглой формы, перекинутый через маленький пруд. Вокруг пышно и зелено. Как и на других картинах живописца, ощущается движение, жизненность. Краски наложены широкими мазками.

Моне рисовал картины чистыми красками, смешивая их непосредственно на холсте; придавал значение мельчайшим нюансам, использовал различные оттенки зелёного с нежным переходом в синий, что создает впечатление глубины и свежести.

Рейтинг картин Клода Моне по мнению пользователей сайта
«Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее» (1875)
77
«Поле маков у Аржантея» (1873)
75
«Терраса в Сент-Адресс» (1867)
74
«Пруд с кувшинками» (1899)
70
«Женщины в саду» (1866)
69
«Прогулка. Дама с зонтиком» (1875)
69
«Кувшинки» (1914–1917)
62
«Японский мостик» (1900)
62
«Сад художника в Живерни» (1900)
60
«Водяные лилии» (1914–1917)
59
Серия «Вокзал Сен-Лазар» (1872–1877)
58
«Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
54
Серия «Стога сена» (1889–1890)
52
«Бульвар Капуцинок в Париже» (1873)
48
«Собор в Руане» (1892)
45
Вопросы по теме
Какая картина первая у Моне?
Первой картиной живописца стал «Вид на Рюэль-ле-Гавр», написанный под влиянием творчества Эжена Будена, который увидел талант в начинающем художнике. Полотно имеет сходство с пейзажами Будена.
Какие самые дорогие картины у Клода Моне?
К самым дорогостоящим относятся: серия «Стога сена» (1891) - продана через Christie’s в Нью-Йорке за $81.4 млн в 2016 году, серия «Водяные лилии» (1914–1917) - продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за $54 млн в июне 2014 года, «Железнодорожный мост в Аржантее» (1873) - $41.4 млн, «Здание парламента на закате» (1900–1901) - $40.4 млн, «Большой канал» (1908) - $35.5 млн, «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду» (1904) - $35.5 млн.
Почему художник уничтожал свои картины?
В трудный период семейной жизни, когда денег ни на что не хватало, случалось, что Моне уничтожал свои полотна. К примеру, когда он вынужден был оставить в качестве залога за жилье картину «Завтрак на траве», а вернувшись, увидел, что краска на ней от сырости облупилась. Тогда он разрезал ее на части, чтобы спасти.
Кроме того, из-за жуткой нужды порой приходилось для написания новых картин снимать слои краски с предыдущих.
Однажды, бегая от кредиторов, художник уничтожил целых двести своих картин, однако даже сохранившиеся кусочки продавались за 30 франков каждый.
Как рисовал Клод Моне?
Живописец писал картины на светлой основе непрозрачными красками (в основном маслом, но иногда пастелью), которые смешивал уже на холсте. Часто верхний тонкий слой краски наносился им поверх нижнего, который немного просматривался. Текстура его картин была уникальна за счет мазков, которые могли быть и широкими, и тонкими, и точечными.

Количество цветов, используемых им, было очень ограничено. Он не использовал коричневый, а позже и черный.
При нем всегда был альбом, чтобы делать наброски.
Статья оказалась интересной и познавательной? Оставляйте свои комментарии по теме!

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Елена

    Моне как никто другой умел показать всю красоту природы, у него почти не встречаются картины в мрачных тонах, его произведения наполнены легкостью и акварельными цветами.
    Серия «Водяные лилии» великолепна, художнику удалось передать эту прохладу водной глади, пейзажи настолько реалистично передают сочные краски цветущего пруда и нежность белых кувшинок.

  2. Руслан

    Мне очень понравилась картина “Вокзал Сен-Лазар”, мысленно представляю как переношусь на века назад.

Подпишись на обновления

Какая картина первая у Моне?
Первой картиной живописца стал «Вид на Рюэль-ле-Гавр», написанный под влиянием творчества Эжена Будена, который увидел талант в начинающем художнике. Полотно имеет сходство с пейзажами Будена.
Какие самые дорогие картины у Клода Моне?
К самым дорогостоящим относятся: серия «Стога сена» (1891) - продана через Christie’s в Нью-Йорке за $81.4 млн в 2016 году, серия «Водяные лилии» (1914–1917) - продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за $54 млн в июне 2014 года, «Железнодорожный мост в Аржантее» (1873) - $41.4 млн, «Здание парламента на закате» (1900–1901) - $40.4 млн, «Большой канал» (1908) - $35.5 млн, «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду» (1904) - $35.5 млн.
Почему художник уничтожал свои картины?
В трудный период семейной жизни, когда денег ни на что не хватало, случалось, что Моне уничтожал свои полотна. К примеру, когда он вынужден был оставить в качестве залога за жилье картину «Завтрак на траве», а вернувшись, увидел, что краска на ней от сырости облупилась. Тогда он разрезал ее на части, чтобы спасти.
Кроме того, из-за жуткой нужды порой приходилось для написания новых картин снимать слои краски с предыдущих.
Однажды, бегая от кредиторов, художник уничтожил целых двести своих картин, однако даже сохранившиеся кусочки продавались за 30 франков каждый.
Как рисовал Клод Моне?
Живописец писал картины на светлой основе непрозрачными красками (в основном маслом, но иногда пастелью), которые смешивал уже на холсте. Часто верхний тонкий слой краски наносился им поверх нижнего, который немного просматривался. Текстура его картин была уникальна за счет мазков, которые могли быть и широкими, и тонкими, и точечными.

Количество цветов, используемых им, было очень ограничено. Он не использовал коричневый, а позже и черный.
При нем всегда был альбом, чтобы делать наброски.