Известные картины Константина Маковского

За всю свою жизнь Константин Маковский создал большое количество шедевров, красотой которых восхищается весь мир.

Известные картины Константина Маковского

Константин Егорович Маковский родился в 1839 году в семье потомственных дворян, где все так или иначе были связаны с искусством. Отец служил в Московской дворцовой конторе, но параллельно с этим создал натурный класс, мать была незаурядной певицей. Родительский дом был известен в городе как своеобразный культурный салон. Братья Владимир, Николай и сестра Александра окончили Академию художеств.

Тяга к живописи у Маковского проявилась уже в четырёхлетнем возрасте. А в двенадцать лет он стал учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В годы учёбы в училище Константин принял участие в конкурсе, организованном в Петербургской Академией художеств, и завоевал серебряную медаль. Вдохновленный успехом, в 1857 году он поступил в Академию, где с успехом продолжил обучение. В 1863 году вместе с другими бунтарями покинул Alma mater и перешёл в Петербургскую Артель художников. Однако вскоре расстался и с ней, позже организовал собственную художественную мастерскую.

Общие черты картин Константина Маковского

Творчество Маковского можно разделить на несколько периодов, ведь его живописная манера была разносторонней. До 1883 года художник писал картины на социальные темы. Материалы он собирал не только в Петербурге и Москве, но и в Тамбовской, Саратовской и Тверской губерниях. В этих местах он жил подолгу.

Константин Егорович вместе с другими художниками писал картины на темы, требующие глубокого социального осмысления. Объединённые общей идеей, в 1870 году они создали Товарищество передвижных художественных выставок.

В 1873 году по причине болезни жены семья вынуждена была переехать в Египет, где Маковский написал несколько работ «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» и другие.

Позже он создаст немало замечательных портретов. Женщины-меценатки, благотворительницы, предпринимательницы, несмотря на торжественную нарядность и величавость, полны нежности, мягкости и сдержанного достоинства. Особое место занимают портреты императора Александра II и других сановных особ. В каждом из них за внешним антуражем просматриваются личные качества. Немало работ посвятил Маковский семье.

В 1890-х годах художника заинтересовала историческая живопись. Он создал ряд многофигурных композиций: «Минин на площади Нижнего Новгорода», «Поцелуйный обряд» и др.

Журнал «Нива» писал в 1911 году:

«Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десятками учебников».

Под влиянием модного на рубеже XIX – XX веков модерна Маковский увлёкся романтизмом и написал «Демон и Тамара», «Русалки». В последние годы жизни вновь стал проявлять интерес к русским корням.

Возможно, он создал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы не погиб в результате несчастного случая в 1915 году.

Самые известные картины Константина Маковского

Среди обширного наследия мастера непросто выделить лучшие картины. Несколько полотен, написанных в разные периоды, помогут создать целостное представление о его творчестве.

«Счастливая Аркадия», 1889-1890

Картина «Счастливая Аркадия», 1889-1890 года.

Картина создана по мотивам греческой мифологии. Аркадией называлась одна из горных областей Древней Греции с девственной природой. Её население занималось разведением скота и находилось в гармонии с окружающей природой.

Своё наименование это место получило в честь Аркада – сына Зевса и Каллисто. Со временем термин «Аркадия» приобрёл более широкое значение – недостижимого идеала гармонии человека и природы.

Именно такую трактовку даёт Константин Маковский на одноимённом полотне. Беззаботные фигуры стройных девушек поглощены танцем, окружающие люди и само пространство словно втянуты в ритм их движений. Картина, в которой преобладают светлые тона, написана в духе нарочитого романтизма.

«Иван Сусанин», 1914

Картина «Иван Сусанин», 1914.

Необычное полотно, созданное художником незадолго до смерти, было написано под влиянием оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В основу положен известный сюжет о том, как вотчинный староста Иван Сусанин заманил польских оккупантов в непроходимое Исуповское болото, пожертвовав жизнью. Одновременно с этим был спасён будущий царь Михаил Романов, торжественная коронация которого изображена в верхней части полотна.

Симмультанность – (фр. simul tane— одновременный, от лат. si mul — одновременно) — прием в искусстве сценографии: на театральной сцене одновременно даются две (или более) декорации, изображающие среду разных действий, протекающих в разных местах. Принцип симмультанности широко применяется в русской иконописи.

В создании полотна художник использовал приём симмультанности. Возможно, это был своеобразный отсыл к русской духовности. Поскольку симультанность широко применялась и в сценических постановках, поэтому мастер мог прибегнуть и к театральной аллюзии.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1886

Картина «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1886

Ещё одно полотно, написанное на тему истории Отечества, было создано на двадцать лет раньше. Оно тоже связано с первым царём из династии Романовых. Когда юному Михаилу пришла пора вступать в брак, на смотрины собрали самых пригожих девушек из боярских семейств. Евфимия Всеволожская особенно приглянулась монарху.

На картине запечатлён момент, когда Михаил делает шаг навстречу избраннице. Красавица трепетно склонилась в полупоклоне, её волнение выдаёт кружевной платочек, скомканный в руке. Но недаром в центре полотна находится вовсе не царь, а боярин Морозов. Он вынашивает план породниться с Романовыми, и Евфимия очень мешает ему. Путём интриг он устранит Всеволожских со своего пути.

Работая над полотном, Маковский обращался к историческим источникам, собирал коллекцию антикварных вещей, которые использовал для натурных зарисовок. В картине скрупулёзно прописаны не только лица и одежда людей, но и бытовые нюансы.

Сергей Маковский, сын К.Е. Маковского вспоминал:

«Коллекционерство было всю жизнь его [К.Е.М.] страстью, безостановочно покупал он «красивую старину» со вкусом знатока, но без особого разбора — и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто «понравилось» своим изяществом, своеобразием или вычурой и что можно было куда-нибудь пристроить в жилых комнатах или в мастерских»

«Русалки», 1879

Картина «Русалки», 1879 год.

В 1879 году Маковский обратился к теме славянской мифологии. Его привлекли загадочные существа – русалки. По древнерусскому поверью, ими становились души некрещёных младенцев и девушек, умерших до свадьбы. В отличие от европейского эпоса, на Руси было принято считать, что они выглядят как обычные люди и не имеют рыбьего хвоста.

Воспитанный в православной традиции, Константин Егорович отлично знал, что эти существа относятся к тёмной силе, поэтому выполнил картину, изображающую летнюю ночь, в мрачных тонах, и, кроме девушек с прекрасными формами, поместил на полотне церковь.

«Под венец», 1884

Картина «Под венец», 1884.

На картине изображены палаты боярского терема допетровской эпохи. В многофигурной композиции центральная фигура – невеста, которая навсегда прощается с родительским домом. Ей предстоит выполнить природное предназначение: стать женой и продолжить род.

Художник запечатлел самый ответственный период в жизни каждой русской девушки, поэтому лицо отражает важность момента. По обычаю невесте расплетали косу и делали новую причёску – две косы оборачивали вокруг головы и покрывали платком.

Живописец искусно изобразил богатство боярского костюма и обстановки. Несмотря на обилие красок и мелких деталей, картина не выглядит аляписто. В ней присутствует объём, глубина и эмоциональная наполненность.

«Гадание», 1890

Картина «Гадание», 1890 год.

Тяготея к изображению народной жизни, Маковский вновь и вновь возвращается к этой теме, иллюстрируя народный обычай святочных гаданий. В тесной светлице собрались будущие невесты, которым очень интересно заглянуть в будущее и узнать, какого жениха готовит им судьба.

Девичьи лица свежи и прекрасны, они напряжённо наблюдают за движениями петуха, который клюёт рассыпанные по полу зёрна. Сейчас девушкам кажется, что их будущее зависит только от птицы – они следят, чтобы он не склевал больше двадцати зёрен.

Отдельно сидит грустная девица – вероятно, её результат предсказания оказался печальным. Свежесть молодых лиц оттеняет задремавшая старуха. Ей вовсе неинтересны юные забавы, она давно поняла их тщетность.

Девушки гадают ночью, но несмотря на это, картина кажется насыщенной светом – в углу перед образами горит свеча, в окно заглядывает луна. Полотно написано мягкими тёплыми красками, создающими уют и напоминающими о родной старине.

«Суд Париса», 1889

Картина «Суд Париса», 1889 года.

«Суд Париса» был создан Маковским в период интереса к «живым картинам». В 1880-х годах просвещённое российское общество увлекалось натурными постановками, изображавшими известные сюжеты. В то же время отечественное искусство тяготело к монументальным формам – на сцене ставились крупномасштабные оперы, исполнялись симфонии.

Под таким влиянием художник принялся на написание многофигурной композиции по мотивам популярного античного мифа. Афродита, Афина и Гера затеяли спор о том, кто из них прекраснее. На большом полотне мастер сумел эффектно передать сюжет со всеми тонкостями.

Картина «Суд Париса» Питера Пауля Рубенса
читайте также

Картина «Суд Париса» Питера Пауля Рубенса

5
3
0

«Араб в чалме», 1882

Картина «Араб в чалме», 1882 года.

Картина «Араб в чалме» была написана по воспоминаниям пребывания в Каире. Тогда художник увлекался ярким колоритом Египта, много писал с натуры. Портрет выполнен в стиле романтизма в насыщенных песочных тонах. Перед зрителем предстаёт гордый сын Востока.

Женские портреты второй половины 1870 – начала 1880 гг.

Женская красота всегда привлекала Маковского. На рубеже 1870 – 80 годов он написал серию удивительных портретов, с которых смотрят нежные лица, наполненные внутренним светом и прекрасные внешне. К каждой модели у художника был индивидуальный подход, позволявший создать на картинах образы цельных личностей русских женщин.

Женский портрет, конец 1870

С полотна, написанного в конце 1870-х годов, молодая женщина задумчиво смотрит на зрителя. Одета она довольно скромно, но не без изящества. Черты лица, возможно, не совсем правильны, но очень милы. Особое очарование придают большие тёмные глаза.

Женский портрет, начало 1880-х

Образ, созданный в начале 1880-х годов, мало похож на предыдущий. Перед зрителем сидит зрелая дама в дорогом наряде с веером из павлиньих перьев. Её кудрявые волосы тщательно уложены, лицо спокойно, уверенный взгляд карих глаз устремлён на зрителя.

Женский портрет, 1880-е

Ещё одно милое лицо Константин Егорович написал в 1880-х годах. Фигура стройной темноволосой женщины (возможно, Марии Волконской) изображена в полупрофиль. Одежда свидетельствует о хорошем вкусе: тёмное платье декорировано изящным кружевом. Из украшений – лишь нитка жемчуга на шее. Но не это главное в её образе – доверчивый взгляд карих глаз модели свидетельствует о чистой и светлой душе.

«Семейный портрет», 1882

Картина «Семейный портрет», 1882 год.

Пережив трагедию в первом браке, Константин Егорович особенно ценил вторую семью, потому сцены из домашней жизни особенно удавались ему. В 1882 году он запечатлел супругу с детьми, которая была на двадцать лет моложе художника. Женщина одета в изящное светлое платье, у неё умное и незаурядное выражение лица.

Дети – сын и дочь – не раз были моделями Маковского. Как обычно, их образы написаны с отеческой любовью и мастерством. Мальчик внимательно наблюдает за действиями отца, а девочка больше занята своими мыслями.

Туалет дамы, нарядная одежда детей и роскошная обстановка говорят о состоятельности семейства. К этому времени Маковский – преуспевающий художник. Об этом периоде он впоследствии будет вспоминать так.

К.Е.Маковский:

«Теперь, оглядываясь на прошлое, есть чем вспомнить молодость … У меня в мастерской собиралось все, что только было в Петербурге выдающегося и блестящего. Я … успел написать несметное количество картин, декоративных панно и портретов.<…> Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».

«Демон и Тамара», 1889

Картина «Демон и Тамара», 1889 год.

На годы творчества Маковского пришёлся расцвет модерна, близкого к романтизму. Романтиком Лермонтовым увлекался современник Маковского Михаил Врубель, интерес к произведениям испытывал и сам Константин Егорович.

В творчестве обоих живописцев появились картины Тамары в смертельных объятиях демона. Они были созданы приблизительно в одно и то же время: в 1889-х и 1890-х годах. Эпизод привлёк художников мистицизмом и тайной. Образы юной царицы и крылатого юноши навеяны строками поэмы.

В отличие от врубелевского прочтения, у Маковского демон отнюдь не страшен. Напротив, он сопереживает умирающей Тамаре. Между двумя прекрасными персонажами идёт молчаливый диалог: когда-то он обещал Тамаре стать «царицей мира», но сейчас всё кончено.

Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» Константина Маковского
читайте также

Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» Константина Маковского

5
3
0

«Боярышни»

Особенно милы сердцу Константина Егоровича были образы русских женщин. Портрет боярышни, написанный в 1880-х годах, представляет собой воплощение девственной чистоты. Нежное лицо, тронутое румянцем, чёрные брови, прямой нос, аккуратный рот, серые глаза выражают смирение – Маковский любуется своей моделью и предлагает сделать это зрителю.

Наряд девушки роскошен, но шея и волосы целомудренно скрыты от постороннего взгляда. На голове нарядный кокошник с прикреплённой к нему кисейной накидкой. Шея спрятана за высоким расшитым воротником.

Барышня, 1880-е

На голубоватое платье с пышными рукавами – опашень – надет воротник, именовавшийся ожерельем. Эту деталь женского туалета тщательно декорировали жемчугом и вышивкой. Мастер скрупулёзно, со знанием дела, прописал мельчайшие детали праздничного русского костюма.

Барышня, 1901

Через двадцать лет, в 1901 году, Маковский напишет ещё одну барышню – этюд к картине «Хмелем обсыпают». За эти годы манера письма художника изменилась – мазки более крупные и размашистые, он явно тяготеет к импрессионизму. Да и сама девушка совсем на похожа на боярышню 1880-х годов. Она роскошно одета и хороша собой, как предыдущая модель, но тёмные глаза смотрят твёрдо и уверенно.

«Харон перевозит души умерших через реку Стикс», 1861

Картина «Харон перевозит души умерших через реку Стикс», 1861 год.

За полотно «Харон перевозит души умерших через реку Стикс «, на котором Константин Маковский запечатлел известный сюжет античной мифологии. Будучи студентом, он был удостоен медали. Согласно греческому преданию, Харон передаёт души усопших в царство мёртвых, расположенное в подземелье.

Харона было принято изображать в виде мрачного старика. На картине он производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление – красные скошенные глаза, рот открыт. Противоположностью ему представляются юные прекрасные души, написанные в нежной цветовой гамме.

«Графиня Шереметева Екатерина Павловна», 1877

Картина «Графиня Шереметева Екатерина Павловна», 1877 год.

Екатерину Шереметеву недаром называли «Третьяковым от ботаники». Рождённая в аристократической семье Павла Вяземского, она провела детство в императорском дворце. В девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за графа Сергея Шереметева и создала свой дом.

В собственной усадьбе Екатерина Павловна устроила ботанический сад, музей естественной истории и собрала прекрасную библиотеку. Маковский запечатлел не только статс-даму в изысканном, богато украшенном наряде, но, в первую очередь, тонкую, сердечную натуру и незаурядную личность.

«Девушка в костюме Флоры»

Картина «Девушка в костюме Флоры».

Это собирательный образ девушки. Она одета в костюм древнеримской богини цветения Флоры, пожалуй, один из самых эффектных женских портретов, созданных живописцем. В лице одновременно угадываются черты итальянских красавиц и жены художника.

Точёная шея, копна волос, выразительные глаза, чёрные соболиные брови, нежный овал щёк приковывают внимание зрителя. Покатые плечи прикрыты дымчатой кисеей, украшенной, как и волосы, цветами. Художник создал чувственный женский образ. Однако глаза смотрят печально и отстраненно – это роднит её с шекспировской Офелией.

«Русская красавица»

Картина «Русская красавица».

В галерее портретов русских женщин, наряженных, как правило, в пышные национальные одеяния, эта картина стоит особняком. Художник создал образ молодой русоволосой девушки в венке из полевых цветов. Её шея украшена разноцветными бусами, в ушах – блестящие серьги. В юном лице, дышащем здоровьем, неуловимо угадываются черты женщин, близких Маковскому.

Девушка не смотрит на художника – её взгляд мечтательно направлен вверх и одновременно внутрь себя. Картина, написанная под влиянием импрессионизма, лишена избыточных деталей.

«Восточная женщина (Цыганка)», 1878

Картина «Восточная женщина (Цыганка)», 1878 год.

В галерее женских образов, созданной Маковским, наряду с русскими красавицами есть портреты представительниц других национальностей. В разное времена его привлекали турчанка и украинка, итальянка и цыганка. Портрет восточной женщины мастер создал в 1878 году, вероятно, под впечатлением путешествия в Каир.

Художник скрупулёзно прописал детали костюма со вкусом одетой красавицы. Сочетание бордового и песочного цвета на платке дополняют бусы, подобранные в той же гамме. Смуглую кожу оттеняет белая нательная сорочка, на которую сверху надето платье глубокого цвета морской волны.

Не менее удачно Маковскому удалось передать характер женщины. Чёрные глаза с длинными ресницами дерзко смотрят с портрета. В руке она держит бубен – кажется, что через мгновение её унесёт темпераментная цыганская пляска.

«Портрет Марии Михайловны Волконской»

Картина «Портрет Марии Михайловны Волконской».

До недавнего времени считалось, что на портрете русской аристократки, датируемым 1884 годом, изображена Мария Михайловна Волконская – так он до последнего времени назывался во всех каталогах и художественных альбомах. Из тяжеловато-тёмного фона как бы выплывает облик женщины в роскошном придворном наряде с фрейлинским шифром. Её красивое лицо выражает сдержанное достоинство, не лишённое надменности.

Атрибуция (лат. attributio — приписывание) – определение подлинности произведения, принадлежности его конкретному автору и времени создания.

Однако недавно проведённая атрибуция позволила установить, что на полотне Маковский запечатлел Веру Александровну Львову (в замужестве Волконскую). Это удалось сделать благодаря тщательно прописанному фрейлинскому шифру. Мария Михайловна была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, а Вера Александровна получила шифр от Марии Александровны.

«Княгиня Волконская Мария Михайловна», 1905

Картина «Княгиня Волконская Мария Михайловна», 1905 год.

Через двадцать лет, в 1905 году, Константин Егорович Маковский в самом деле напишет портрет внучки декабриста, Марии Михайловны Волконской (1863—1943 гг.). В отличие от предыдущей работы, на этом полотне изображена знатная дама в наряде, лишённом парадности. Вероятно, она совершала прогулку и ненадолго присела, позируя художнику – в руке Волконская держит зонтик.

На женскую фигуру падает свет, выделяя её из окружающего пространства парка. Лицо выписано с особой тщательностью: волевой подбородок, чуть вздёрнутый нос, умные глаза внимательно смотрят на зрителя.

«Графиня Зубова Вера Сергеевна», 1877

Картина «Графиня Зубова Вера Сергеевна», 1877.

Графиня Зубова предстаёт на парадном портрете крупной женщиной в пышном тёмно-красном декольтированном платье, отделанном кружевом и цветами. Её тёмные волосы тщательно уложены, на руках и шее золотые украшения с драгоценными камнями, в руке женщина держит веер, опираясь на меховое манто. Весь облик аристократки, тщательно созданный Маковским, свидетельствует о роскоши и довольстве.

Между тем, в юности она знала нужду и была выдана замуж за тайного советника бесприданницей. В девичестве графиня носила фамилию Плаутина и происходила из знатного рода. Её отец, офицер, проиграл всё состояние, но замужество спасло положение дел. В браке с крупным землевладельцем и благотворителем Платоном Александровичем Зубовым родились четверо детей.

«Портрет девочки»

«Портрет девочки». Константин Маковский.

Парадное изображение маленькой девочки, над которым работал мастер в 1880-х годах, к сожалению, осталось незаконченным. Исследователи полагают, что это произошло потому что заказчик не оплатил работу. Имя модели осталось неизвестным.

Между тем, портрет, даже с недописанной левой ручкой, очень ценен. Милая румяная малышка с большими, доверчиво открытыми карими глазками, внимательно глядит с полотна. Она ещё совсем ребёнок, но уже сейчас одета по всем правилам света. Пышное голубое платьице перехвачено широкой лентой, на шейке – ожерелье, сбоку – огромный бант.

«Дети, бегущие от грозы», 1872

Картина «Дети, бегущие от грозы», 1872.

Маковского привлекали образы детей, независимо от того, к какому сословию они принадлежали. Путешествуя по губерниям России, Константин Егорович встречал немало интересных сцен и типажей.

Однажды в толпе детей он приметил бойкую русоволосую девчушку, и решил написать с неё портрет. Однако на следующий день она не пришла. От подружек художник узнал, что собирая в лесу грибы, они с братцем попали в грозу. Перебегая по мосткам, переброшенным через болото, сестра сумела вытолкнуть мальчика, но сама упала в воду, промокла и занемогла.

Картина «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского
Полный анализ картины

Картина «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского

Этот сюжет произвёл на Константина Егоровича сильное впечатление, и он по памяти нарисовал детей, убегающих от надвигающейся тучи. Картина получилась весьма реалистичной и трогательной. В пейзаже запечатлено чередование тени и света, характерное для предгрозового состояния природы.

«Боярыня у окна», 1885

Картина «Боярыня у окна», 1885.

Проявляя живой интерес к истории родной страны, Маковский не раз обращался к допетровским временам. На полотне он создал собирательный образ русской красавицы из богатого и знатного рода. Мастер, по своему обыкновению, тщательно выписал элементы одежды: роскошный головной убор – кокошник, крупные жемчужные серьги, светлое верхнее платье с восточными узорами, из под которого видно не менее изысканное нижнее красное платье, расшитое золотом.

Всё на полотне говорит о несказанной роскоши. Боярыня сидит перед сундуком, наполненным, вероятно, ценными вещами. В руке она держит золотую цепь. Создаётся впечатление, что женщина только что перебирала свои украшения, сложенные тут же.

Рейтинг картин Константина Маковского по мнению пользователей сайта
«Иван Сусанин», 1914
3
«Счастливая Аркадия», 1889-1890
2
«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1886
1
«Дети, бегущие от грозы», 1872
1
«Под венец», 1884
1
«Гадание», 1890
1
«Графиня Шереметева Екатерина Павловна», 1877
0
«Портрет девочки»
0
«Графиня Зубова Вера Сергеевна», 1877
0
«Княгиня Волконская Мария Михайловна», 1905
0
«Портрет Марии Михайловны Волконской»
0
«Восточная женщина (Цыганка)», 1878
0
«Русская красавица»
0
«Девушка в костюме Флоры»
0
Барышня, 1880-е
0
«Харон перевозит души умерших через реку Стикс», 1861
0
Барышня, 1901 год
0
«Демон и Тамара», 1889
0
«Семейный портрет», 1882
0
Женский портрет, 1880-е
0
Женский портрет, начало 1880-х
0
Женский портрет, 1828
0
«Араб в чалме», 1882
0
«Суд Париса», 1889
0
«Русалки», 1879
0
«Боярыня у окна», 1885
0

Выводы

После революции 1917 года творчество Константина Маковского было почти забыто в России. Имя живописца отнесли к салонным буржуазным художникам. Советские искусствоведы не ценили работ – большинство полотен были изъяты из крупных музеев.

Сегодня работы Маковского находятся в крупнейших музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, в региональных живописных хранилищах Омска, Серпухова, Ульяновска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, а также в Тбилиси, Минске, Вашингтоне. Значительная часть полотен мастера рассредоточена по частным коллекциям.

К счастью, в конце ХХ века интерес к произведениям мастера возродился, и сегодня происходит осмысление творческого наследия талантливого художника на новом историческом этапе.

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Константин

    Маковский очень талантливый портретист. На его полотнах люди как живые – это не застывшие фигуры, но буквально выхваченные из жизни моменты.

Подпишись на обновления