Картина «Крик» Эдварда Мунка

Художник создал великую картину, которая стала образцом экспрессионизма. Холст до сих пор будоражит умы, заставляет задуматься над жизнью, учит ценить то, что есть у человека. Этот беззвучный крик звучит в душах людей, передавая настроение автора.

Картина «Крик» Эдварда Мунка

«Крик»

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк

Норвегия

193 работ
Рейтинг 5
Просмотров 279
Комментарии 3

Эдвард Мунк создал за свою жизнь огромное количество картин. Среди шедевров такие полотна: «Мадонна», «Созревание», «Вампир» и т.д. Но самое известное и неповторимое произведение, которое до сих пор поражает каждого зрителя, — «Крик природы» или просто «Крик». Это полотно передает отчаяние и безысходность сквозь время.

Но что же сделало эту картину такой особенной, и как автору удалось запечатлеть свои эмоции так ярко и точно?

История создания

В основу сюжета легло реальное место в Норвегии: холм Экеберг Осло – фьорд, поражающий красотой в реальности и ужасом на полотне художника.

В период с 1893 по 1910 г.г. Эдвард Мунк создавал картины на разные мотивы и вариации, каждая из них — отдельное произведением искусства. Но живописец искал способы и не мог нарисовать эмоцию, которая выражала ужас, однажды поразивший его.

Изначально концепт и фигуры людей были более реалистичны, а природа менее экспрессивна. Название первой версии «Отчаяние» тоже было не таким хлестким, но передавало настроение автора.

В следующей версии образ на переднем плане стал более расплывчатым. Прототипом главного героя, по мнению экспертов, стал образ из другой известной картины — «Меланхолия», — человек с опущенной головой и темными кругами вместо глаз.

Известные картины Эдварда Мунка
читайте также
Эдвард Мунк

Известные картины Эдварда Мунка

5
3
0

Последняя версия, которая и считается мировым шедевром, впервые экспонировалась в 1893 на выставке в Берлине. Мнение критиков и посетителей мероприятия сложилось строго негативное. Люди избегали места, где находилась картина, а это значит, что Э. Мунку все же удалось создать шедевр.

Атле Нэсс, исследователь творчества художника, считает, что картина получила свое название благодаря стихотворению Вильгельма Крага, которое идеально описало «Настроение на закате» и «ужасный крик, разносящейся над забытым Богом миром».

Также существует мнение, что обстоятельства, вдохновившие написать художника картину, тесно связаны с его личной трагедией в жизни. Рядом с чудесным пейзажем, который наблюдал Э. Мунк, находились самая большая скотобойня в Осло и психиатрическая клиника, где лечилась сестра артиста — Лаура. Часто это место наполнялось криками животных и пациентов. Возможно, именно их слышал художник на прогулках с друзьями. Но он обратил внимание не только на раздирающие звуки, но и открывшейся пейзаж.

Удивительное смешивание цветов в небе могло быть реальным астрономическим событием, а не воображением автора. Ученые предположили, что примерно в это время в Норвегии произошло необычное явление под названием «Перламутровые облака», которое характерно для северной природы. Солнце на закате, окрашенное в огненные лучи — этот пейзаж выглядит одновременно пугающим и восхитительным.

Сюжет картины

Сюжет картины можно назвать автобиографическим. В своем дневнике художник пишет:

“Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-серым фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу”.

Именно это изображено на картине: жгучее небо, пылающее огнем, которое сливается на горизонте с темной землей фьорда, два отдаляющихся силуэта и фигура на переднем плане, исказившаяся в крике над природой.
Все элементы на полотне работают на превосходное восприятие и создают не просто запечатленный момент из жизни художника, а целую картину в действии.

Описание картины

Яркое небо наполнено огненными, ярко-желтыми, оранжевыми и красными линиями. Благодаря подобным цветовым оттенкам, полотно как будто пульсирует, вызывая смешанные эмоции.
Лицо человекообразного существа навсегда исказилось в крике отчаяния. Его глаза в ужасе смотрят в разные стороны.
Согласно одной из версий, прототипом героя картины могла стать перуанская мумия, которую художник видел на выставке во Франции.
Отдаляющие фигуры двух мужчин подчеркивают одиночество и покинуть главного героя картины.
В основу сюжета картины легло реальное место в Норвегии: холм Экеберг Осло – фьорд.
Чтобы создать контрастную композицию, художник использовал смешивание разных видов красок — масляных и темперы.

Картина написана в духе экспрессионизма. Автор не пытался передать реальные детали. Он изобразил свои ощущения и чувства в тот момент, который изображен на полотне.

Экспрессионизм — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века преимущественно в Германии и Австрии. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Картина состоит из нескольких частей, которые имеют свои субмотивы и метафорические значения, которые вместе создают общее впечатление безысходности.

Красные сполохи заката

Красные сполохи заката. Фрагмент картины «Крик»

На картине взгляд цепляется за необычно яркое небо, в котором сливаются огненные, ярко-желтые, оранжевые и красные оттенки. Они сильно контрастируют с тёмно-синей землёй, которая повторяет волнообразное движение мазков неба.

Благодаря подобным цветовым линиям, картина как будто пульсирует, вызывая смешанные эмоции. Это спокойствие морской волны, на которую обрушился «небесный пожар».

Красное, огненно-горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Несмотря на то, что картина лишена деталей реализма, в левой части фона можно увидеть два корабля, которые выделяются на общем фоне «неточностей».

Человекообразная фигура

Человекообразная фигура. Фрагмент картины «Крик»

Далее зрителю открывается ужасная фигура существа, чье лицо навсегда исказилось в крике отчаяния. От страха его глаза смотрят в противоположную от природы сторону, чтобы не видеть поразивший его ужас. Но он не может сбежать от этого звучания боли, скорее всего, такого громкого, что заставляет ухватиться за уши, пытаясь не слышать ничего.

В конце концов, от изнеможения и невозможности выдержать это, герой сам начал кричать, широко раскрыв рот. Форма существа повторяет волнообразные движения природы. В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что прототипом странного существа могла стать перуанская мумия, которую художник видел на выставке во Франции.

Автор создает картину не просто оттаявшего человека, но и бесконечно одинокого. Его покинутость хорошо передают отдаляющие фигуры.

Два человека на заднем плане

Два человека на заднем плане. Фрагмент картины «Крик»

В левой части сюжета находится перспективно верный мост, на котором виднеются человекоподобные фигуры. Силуэты уходящих мужчин также не четкие. Ровные и резкие мазки как будто продолжают перспективу моста, делая героев такими же неживыми объектами.

Часть фигур выглядит впечатанной в перила, из-за чего кажется, что это лишь деревянные балки, часть моста.

Общая композиция

Картина «Крик»

Интересно, что, несмотря на сюрреалистичность сюжета, Эдвард Мунк следует основам светотени. Художник использует сложные техники для реализации своей задумки. Смешивание разных видов красок — масляных и темперы — автору помогает создать контрастную композицию.

Драматизм произведения кроется в следующем:

  • конфликт цветов (красно-желтое небо — сине-голубая земля);
  • противопоставление реакций (безразличие — отчаяние);
  • контраст линий (прямые силуэты уходящих — волнообразная фигура кричащего).
Эдвард Мунк
читайте также

Эдвард Мунк

5
2
0

Все неодушевленные предметы сделаны в более-менее реалистичной манере: одежда, мост, корабли, фигуры вдали. Их всех никак не поразил крик природы.

Однако при другом рассмотрении картины может создаться впечатление, что именно герой и его крик стали причиной окружающей деформации. Это приводит зрителя к вопросу: «Что первично: природное искажение под воздействием крика или вопль героя под воздействием ужаса пейзажа?».

Судьба картины

Картина «Крик». Эдвард Мунк в музее

В настоящее время картина находится в Национальном музее Осло. Там находится и вторая версия картины, выполненная пастелью.

Наверху от картины, на стене выскоблена фраза: «Такое мог нарисовать только сумасшедший». По данным исследований, эта надпись принадлежит самому художнику.

За свою историю существования картина была не раз похищена. Последнее похищение произошло в 2004 году. Злоумышленники украли также и другую известную работу артиста — «Мадонну». После возвращения полотна нуждались в реставрации. Публика увидела их лишь через 4 года.

Эдвард Мунк стал вдохновителем для мирового художественного искусства. Корифеи кинематографа тоже черпали свои идеи из его картины. Например, известный фильм ужасов «Крик» был создан по мотивам этой картины. Маска антагониста полностью повторяет выражение лица героя одноименной картины.

Не забывайте поделиться своим мнением о картине и рассказать, какие чувства она будит у вас.

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Артем

    Никогда не думал, что искусство может меня заинтересовать всерьез. Оказывается, для этого достаточно было побывать в нескольких европейских музеях. Увиденное поразило и вдохновило на дальнейшее изучение мировых шедевров. Обратился за помощью не к Википедии, а к вашему сайту. Не нужно делать миллион кликов. Все самое нужное собрано в одном месте.

  2. Раиса

    Ну какой это шедевр? Ну что смеяться-то? Моя девятилетняя внучка нарисует в сто раз лучше, и никто не скажет, что это шедевр.

  3. Валера

    Картина вызывает в голове аналогию фильма Крик. Что то в этом есть . В целом эмоции что она вызывают заставляет задуматься.

Подпишись на обновления