Картина «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина

У многих любителей русской живописи имя Кузьмы Петрова-Водкина ассоциируется с картиной «Купание красного коня». Это связано с тем, что именно в этом полотне отразился в полной мере стиль художника, его духовные чаяния.

Картина «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина

«Купание красного коня»

Кузьма́ Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма́ Сергеевич Петров-Водкин

Россия, СССР

233 работ
Рейтинг 5
Просмотров 103
Комментарии 2

В творчестве известного русского художника Петрова-Водкина картина «Купание красного коня» – одна из самых символичных. Считают, что образ красного коня – это образ революционных событий, произошедших в России в 1917 году. Недаром художник был востребован советской властью, как принявший новый миропорядок и воспевающий его в своих картинах.

История создания

Во время создания картин Кузьма Петров-Водкин использовал то, чему он научился у мастеров европейского авангардизма и иконописного искусства России. Главный образ – красный конь – здесь видится одним из жеребцов, несущих Илью-пророка или архангела Михаила. Но первоначальной целью художника было изображение бытовой деревенской сцены, участником которой часто был в детстве он сам – мальчишки в озере купают коней. Но за обыденностью открылась социальная значимость изображенного на полотне.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картина Левитана “Золотая осень”

Предпосылки создания картины

Одно из самых революционных произведений живописи – так относились к картине «Купание красного коня», хотя написана она была в 1912 году. Но предпосылки будущих грозных событий как бы заложены в сюжете. Именно красный цвет символизировал изменения в общественном устройстве России в то тревожное время. А Петров-Водкин часто использовал его в своих картинах. Для него красный – значит, красивый. Этот цвет просматривается на многих его полотнах. Но только здесь он несет определенную смысловую нагрузку.

Задумывалась картина как бытовая сценка. Уже в 1910 году на родине художника, в Хвалынске, суждено было появиться первым наброскам произведения, где изображен мальчик-всадник. Почти два месяца, отдыхая с женой на хуторе, работал Петров-Водкин, создавая образ коня. О своей работе над картиной он вспоминает, что «предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Чтобы осуществить задуманную композицию, приходилось каждый день делать эскизы. Спустя некоторое время появляются первые варианты полотна. Но Петров-Водкин продолжает работать над третьим вариантом, где он меняет первоначальное расположение фигур. Ему необходимо закончить произведение, чтобы подготовить его к выставке 1912-1913 года.

Постепенно из готовых набросков деревенских животных на полотне возникает образ богатырского коня, дивного и мощного по стати.

Сам художник не ожидал такой популярности своего произведения, когда его создавал. Он смутно догадывался о том, что скоро грянут какие-то изменения в обществе. Автор позже, в начале первой мировой войны, скажет: «Так вот я почему написал «Красного коня». А потом окажется, что автор картины предугадал и последующие события – революцию.

Но первоначально замысел был обычный – бытовая сцена, но в мировых масштабах.
Появление закругленности горизонта у Петрова-Водкина связано с детскими наблюдениями. Как-то мальчиком он, испугавшись картины жестокой драки мужиков, спрятался за холм на берегу Волги. Тогда и увидел Кузьма землю как планету. Он вспоминал: «Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме… земля казалась не горизонтальной, я как бы висел на стене». С этим ощущением космоса, планетарности и работал художник над своими полотнами.

Сюжет картины

Картина Купание красного коня» была выставлена художественным объединением «Мир искусства» и висела при входе, обращая внимание на себя простым сюжетом и ярким колоритом:

  1. Мальчики купают коней.
  2. На переднем плане всадник спокойно управляет могучим конем, доверяет ему.
  3. За ними берег озера, покрытый лесом.
  4. Рядом с центральной фигурой всадника еще один юноша верхом на лошади.
  5. Третья фигура, в воде, держит под уздцы белого коня, ведя его к берегу.

Сюжет прост, похож на декорацию. Стилизация, четкий контур прослеживается в изображении главного персонажа – красного коня.

Описание и анализ картины

В центре картины изображен красный жеребец - символ революционных событий.
Всадник управляет норовистым жеребцом. Мальчик списан с родственника Шуры.
На картине используется сферическая перспектива, благодаря ей зритель видит картину по разному в зависимости от положения.
На картине изображены три мальчика, а в изначальном варианте картины было четыре.

Для многих полотен Петрова-Водкина характерен минимализм, простота цветового решения. «Купание красного коня» не изобилует деталями. Все просто, плоско по изображению.

Композиция такова, что зритель видит коня сбоку, а пейзаж – озеро с берегами – сверху. Много взято у Петрова-Водкина от импрессиониста Анри Матисса и из иконописного искусства Руси.

Что привнесено в стиль и  композицию картины Петровым-Водкиным
Импрессионизм Анри Матисса
Иконописное творчество
Форма изображения Целостная Статичная
Цвет
Ясный, яркий, необычный контрастный: «красный конь, синяя вода, желтый человек»  (Кравченко, художественный критик)
Яркая палитра, сияющая своей девственностью
Изображение натуры, человека Без лишних деталей, обнаженность фигур, условность
Спокойное задумчивое выражение лица мальчика, напоминающего божественного отрока
Линии Простота изображения Декоративная гармоничность ведет к оживлению образов

Все вместе на картине «Купание красного коня» создавало ощущение прихода нового дня. Туда влекло полотно зрителей, стоящих на пороге перемен.

ИНТЕРЕСНО: Картина Эдуарда Мане “Бар в Фоли Бержер”

Композиция и символика картины

Несмотря на те критические обвинения, которым подвергался стиль К. Петрова-Водкина, он смог показать на холсте, что «стремление к чистоте живописных средств более действенно и создает более яркий, глубокий и запоминающийся образ, чем добросовестное следование натуре».

Недаром на первый план помещен жеребец, крупный, почти устрашающий. Глазом он косится на всадника, желая вырваться из-под его опеки. Яркий образ коня впоследствии стал символом революционных событий, их безудержности и безбожности. Поэтому так восхваляли революционеры живопись К. Петрова-Водкина. Да и художник не был против новой власти, поддерживал перемены в стране. Как пророк, он почувствовал их немного раньше.

В произведении уместно выглядит и та сферическая перспектива, которой обычно следовал художник в своих картинах. Вид предметов меняется в зависимости от места, которое занимает зритель по отношению к ним. Такую перспективу изображения художник считал важной, поэтому и дарил зрителям космическо-планетарное мироощущение при взгляде на полотно. Все сливается в единое целое: и человек, и предметы, и вселенная.

Картина «Купание красного коня» и сейчас привлекает зрителя. Но он видит в ней уже немного другое – «постижение верховных запросов бытия». Именно здесь выразилась мечта художника о преображении мира и человека. Ведь его конь «уверенно ступает не по воде, а по планете Земля, … он ставит на дыбы и водную гладь, и земную твердь – все клубится и вздымается под его копытами». Но остановить будущий хаос и разрушение сможет только мудрый и спокойный человек. Таков и всадник на картине.

Натурщики

Перед тем как шедевр «Купание красного коня» появился в окончательно варианте, Петрову-Водкину пришлось много работать. Основательно он трудился над центральным образом коня. Сделано много эскизов с натуры:

  1. Сначала позировала гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой.
  2. Потом в сентябре Мальчик (конь) позировал для картины.
  3. С этой натуры было сделано несколько набросков.
  4. Более полутора месяцев, живя на хуторе Грековых, Петров-Водкин делал рисунки коней.
  5. Мальчика он списывал с родственника – мальчика Шуры. Он много писал его верхом.

На картине изображены три фигуры мальчиков, но в первоначальном варианте было четыре.

Если говорить о колорите картины, то здесь краски, которыми прорисованы герои полотна, взяты из образцов древнерусской живописи.

Судьба картины

Интересна судьба знаменитого «Купания красного коня». Это сейчас картина висит в одном из залов Третьяковской галереи. Но появилась она там только в 1961 году. Именно в это время знаменитое полотно стало достоянием народа. Но художник его уже не увидел.

А путешествие «Красного коня» начиналось так:

  1. Сначала полотно выставлялось в столице, в 1912 году.
  2. Спустя год им восхищаются жители Петербурга.
  3. 1914 год: преложено часть картин русских художников отправить в Швецию.

Дочь Петрова-Водкина так вспоминает об этом событии: «Были разосланы приглашения от Королевства Швеции для участия в этой выставке, в том числе и К.С. Петрову-Водкину. Отец дал свое согласие участвовать и послал в художественный музей города Мальмы 10 картин, в том числе и «Купание красного коня». Выставка состоялась с большим успехом».

То, что было выставлено Петровым-Водкиным, отмечено бронзовой медалью. Но работы задержались в Швеции, так как началась Первая мировая война. Пробыли они там длительное время, вплоть до 50-х годов.

Е.К. Дунаева, дочь художника, вспоминает о том, что Кузьма Семенович перед смертью умолял жену Мару, чтобы она сделала все для возвращения его произведений в Россию.

Помощь пришла неожиданно от жены писателя Эренбурга Любовь Михайловны. Ей пришлось проявить неукротимую волю, чтобы сделать невозможное: работы К. Петрова-Водкина возвратились в Москву.

Вскоре «Купание красного коня» попало в частную коллекцию. И только в 1961 году, после смерти собирательницы, полотно заняло достойное место в Третьяковской галерее, в зале экспозиции, псвященной искусству XX века.

И в наше время картина остается востребованной. Многие зарубежные почитатели русского искусства видели ее на международных выставках, устроенных в городах Японии, США, Франции.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Спаситель мира.

Картина в музее

Картина в музее

 

Если раньше произведение воспринимали, как символ революции, то теперь это символ русского искусства, его божественного начала, истоки которого в народном иконописном творчестве.

Какие эмоции у Вас вызывает эта картина? Напишите в комментариях!

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Марина Никос

    Не знаю почему, но меня всегда притягивало к этой картине. Хотя она не в моём вкусе. Есть в ней что-то

  2. Паша

    Я видел данную картину так много раз, что и не счесть. Почему эта картина так на слуху? Все как минимум слышали

Подпишись на обновления