Картины «Масленица» Бориса Кустодиева

В течение веков Масленица была одним из самых любимых праздников. В старину, во времена Бориса Кустодиева, горожане и сельчане пускались в народные гуляния. Катались с горок и на лошадях, иными словами, скучать не приходилось. Именно такую удаль и красочную идиллию изображает в своих картинах Борис Кустодиев.

Картины «Масленица» Бориса Кустодиева

Масленица

Кустодиев Борис Михайлович

Кустодиев Борис Михайлович

Россия

645 работ
Рейтинг 5
Просмотров 1 015
Комментарии 3

Талантливый художник Кустодиев был учеником И. Репина, но в своем творчестве он отошел от принципов реализма: не изображал темные стороны жизни. Картины Кустодиева — это гимн русской старине — яркой, разгульной, цветастой, какой он представлял Россию. В статье рассказывается о картинах художника, посвященных масленице.

Главная идея и сюжет картин

Бориса Кустодиева называют художником счастья, самым жизнерадостным среди русских живописцев, ведь каждая картина пронизана радостью бытия. Счастье его отличается скромностью, простотой и незатейливостью, окрашено в пестрые жизнерадостные тона.

Особенностью творчества Кустодиева является предпочтение жанра портрета-картины, когда характер персонажа раскрывается через окружающий пейзаж или интерьер. Такой работой живописца является обращение к теме показа масленицы, всенародно любимого веселья в конце зимы.

Борис Кустодиев
читайте также
Борис Кустодиев

Борис Кустодиев

5
3
0

В течение веков Масленица была одним из самых любимых праздников. В старину, во времена Бориса Кустодиева, горожане и сельчане пускались в народные гуляния. Катались с горок и на лошадях, иными словами, скучать не приходилось. Именно такую удаль и красочную идиллию изображает в своих картинах Борис Кустодиев.

Для полотен художника служат фоном жанровые, бытовые, декоративные и зрелищные сцены. Он пишет так, как представляет русскую красоту, с большой любовью изображает жизнь провинций, размах народных гуляний и ярмарок.

Действие полотен «Масленицы» всегда происходит в городе, где пейзаж собирает в себя образы многих городов дореволюционной России. Сюжет всегда состоит из множества мизансцен с присутствием разных персонажей — простых горожан, купцов, торговцев, разносчиков, военных и гармонистов. Атмосферу праздничного настроения художник передает использованием насыщенных ярких цветов.

Зритель наслаждается видом катания на санях, балаганов, ледяных горок — типичными развлечениями на празднике Масленицы до революции. Традиционный народный праздник встречи весны невозможно представить без различных состязаний, кулачных боев, перетягивания каната, взятия снежного городка.

Из сундуков достаются самые красивые наряды, меховые ушанки, цветастые яркие платки. На ярмарке надо предстать в полной красе, погулять, пообщаться с родными и друзьями. Весь праздник длится несколько дней и не обойдется без ажурных вкусных блинов, раскинутых шатров.

Известные картины Бориса Кустодиева
Полный анализ картины

Известные картины Бориса Кустодиева

Кустодиев увлекался в своем творчестве направлением нидерландского мастера Питера Брейгеля Старшего. Это можно увидеть в композиции картин о «Масленице», в изображении мелких деталей и сцен. Праздничное гуляние показывается с высоты птичьего полета, который позволяет одновременно показать красоту пейзажа и «театральные» сцены с действующими героями. Кустодиев, как и Брейгель, показывает радость простых людей, их искренность и жизнерадостность.

Картины Бориса, посвященные празднованию масленицы, поражают реалистичностью, полнотой изображаемых деталей. Собирательные народные образы идеализированы, а костюмы, предметы утвари, архитектурные детали изображены с особой любовью. Зритель наслаждается видом волшебного и полного народной поэзии мира, похожего на произведения Некрасова и Пушкина.

Описание картин

Безудержное веселье, будто воплотилось в этих картинах. Живописное полотно настолько наполнено радостью, что невольно заряжает праздничным настроением. Кустодиеву удалось передать дух народного традиционного праздника.

На всех полотнах действие происходит под вечер. Небо и толстые снежные сугробы в розоватых, голубоватых оттенках. Все это художник мастерски превращает с помощью кисти и красок в сказочную панораму из фантазий.

Изображены на картине самые разные типы из простого народа: здесь и купцы, наряженные в богатые шубы, и разносчики товаров, молодые офицеры, поющие женщины, разодетые в пышные разноцветные одеяния, гармонисты, радостные дети. Заметны скачущие лошади, собаки.

Отрицательные персонажи с мрачными лицами здесь отсутствуют. Художник создал обобщенный народный образ, показал его зрелищно и с любовью.

«Масленица», 1916 год

Картина Бориса Кустодиева «Масленица». Высокое разрешение

Масленица (1916 год). 61×123 см. Холст/масло

Первая картина «Масленица» Кустодиевым была написана в 1916 году. Изображение праздника предстает на холсте в виде развернутой панорамы. Кругом ещё сугробы снега, городские дома вдали покрыты белоснежными шапками.

На переднем плане полотна катаются на санях. Это одно из любимых забав не только детворы и молодежи, но и взрослого населения. Настоящий русский возница в головном уборе с красным верхом, одетый в праздничную синюю одежду, управляет парой лошадей, запряженной в расписные сани. Сзади него на разукрашенных санях расположилась молодая пара. Навстречу мчится еще одна упряжка, поодаль еще две. Они как бы стараются опередить друг друга.

Картина «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева
читайте также

Картина «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева

5
3
0

В левой части ребята катаются с крутой горы на санках, играют в снежки. Справа женщины поют песни под гармошку. У подножия склона, вокруг шатра, в самом центре веселья, столпился народ и ждет представления.

По картине можно сказать, что зима отступает: воздух чистый, день ясный, как в конце зимы. Облака на небе окрашены в розоватый цвет от лучей заходящего солнца. Крыши домов, церкви с колокольнями покрыты сплошным белым покрывалом. Вся картина наполнена весельем, радостью, пронизана русским духом.

Первая картина «Масленица», 1919 год

Первая картина «Масленица» в высоком разрешении

Первая картина «Масленица» (1919 год), 71×98 см. Холст/масло

Через три года Кустодиев снова возвращается к теме масленичного гуляния. Действие разворачивается на главной площади городка. Пейзаж, как и в картине «Масленица» 1916 года, красочный. Кругом лежат сугробы белоснежного снега в голубоватых оттенках. Деревья покрыты инеем. Видно, что праздник в самом разгаре. На переднем плане изображены люди разных сословий.

На левой стороне, вдоль забора, сидят на лавочке разодетые в богатые меха персонажи, с ними рядом малыш с санями. Справа гармонист в белом шарфе развлекает двух женщин в коротких полушубках, надетых поверх широких цветастых платьев.

Проносится двойка лошадей, запряженная в сани на полозьях. Молодые кони белой масти несутся быстро, а кучер, покрикивая, понукает кнутом. В санях трое: женщина в белом песцовом полушубке, рядом с ней расположилась подруга в лисьей шубке и напротив них ухажер, который, видимо, организовал веселую поездку.

Кустодиев в «Масленице» передает дух провинциального купечества. В картине много символов-атрибутов. Слева видны таблички на зданиях «Сыр.Икра». Ведь это праздник не только веселья и развлечений, но и трапез, пиров, поедания блинов. По другую сторону дороги – аттракционы, балаган, карусель и другие развлечения.

Пьеро и Арлекин с балкона зазывают публику посетить цирк, который изображен под вывеской «Театръ». Люди толпятся у входа, те, кто уже был на представлении, не спешат уходить, делятся впечатлениями, остальные ждут своей очереди.

Масленица является истинно православным праздником, обозначающим чистоту мыслей, ведь перед Великой Пасхой следует очиститься. Поэтому в каждой картине художника, посвященной этому празднику, присутствует церковь. Она сплачивает верующих вокруг себя.

Вторая картина «Масленица», 1919 год

Вторая картина «Масленица» в хорошем качестве

Вторая картина «Масленица» (1919 год). 71.6×98.3 см. Холст/масло

Среди всех полотен, посвященных масленице, вторая картина наиболее выделяется добротой, свежестью, жизнелюбием. Она наполнена солнечным светом, нежными тонами уходящего морозного дня.

На переднем плане картины привлекают внимание, запряженные в расписные сани кони. Первой несется лошадь белой масти, она бешено переставляет ноги в быстром беге, катает добротно одетую пару. На среднем плане несется по хрустящему снегу тройка разукрашенных лошадей, на которую с изумлением смотрит торговец сладостями.

Шумная толпа справа толпился в ожидании увидеть борьбу силачей, слева торговый дом предлагает сыр и икру. Церковь стоит посередине на возвышенности, это намек на высокую степень религиозности русских людей. Она как бы дает добро на народное гуляние.

Расписные сани, разукрашенный убор коней, красивые наряды на людях, воздушные шары создают атмосферу приподнятого настроения, радости, распространяющихся на всех героев.

Розовые лучи вечернего заходящего солнца отражают кульминацию праздника в провинциальном городе. Все образы и подобранные цвета напоминают музыкальную шкатулку с диковинными мотивами. Яркие сюжеты работ Кустодиева перекликаются с многоцветным лубочным искусством на Руси.

«Масленица»,1920 год

Картина «Масленица»,1920 год

Масленица (1920 год). 69×90 см. Холст/масло

В годы гражданской войны Кустодиев снова обращается к теме изображения масленицы. Художник опять разворачивает перед зрителем рассказы кистью с мельчайшими подробностями, строит многофигурную композицию. На переднем плане дети катаются на санках. На белом снегу отражаются их голубоватые тени.

Посередине изображены единичные колоритные фигуры, одетые в просторные дорогие шубы и чинно прогуливающиеся. Там же предлагают свою сладкую выпечку мелкие торговцы. Так же, как и в других картинах на тему масленицы, резво мчатся кони, на дугах которых весело позвякивают бубенцы.

Возничий в голубом одеянии приглашает прокатиться на расписных санях, запряженных лошадьми белой масти. Празднично разодетый народ спешит к красочным ярмарочным балаганам. Там же театр – цирк шапито ждет своих зрителей. Серебряный толстый иней на деревьях говорит о морозе.

Стоит отметить, что Кустодиев писал свои картины по памяти, так как долгие годы находился в инвалидной коляске.

«Зима. Масленичное гулянье», 1919 год

Картина «Зима. Масленичное гулянье» в высоком разрешении

Зима. Масленичное гулянье (1919 год). 88×105 см. Холст/масло

На картине изображены проводы зимы. На переднем плане замечен атрибут масленицы, связанный едой, блинами с икрой и сметаной, сдобными булочками. Вокруг него мчатся лошади, катают празднично одетых горожан.

На заднем плане, на пригорке, театр, стены которого ярко расписаны красными и желтыми красками, украшены разноцветными шарами. С его балкона Пьеро зазывает народ к представлению.

Все многокрасочно, многолюдно, картина полна, счастья, радости, беззаботности. Кустодиев изобразил яркую сторону жизни, в которой присутствуют русская удаль, гармония, веселье.

Чувства любителей красочной живописи художника прекрасно описаны критиком Бенуа: «Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Рейтинг картин «Масленица» Бориса Кустодиева по мнению пользователей сайта
Первая картина «Масленица» (1919 год)
3
Вторая картина «Масленица» (1919 год)
2
Зима. Масленичное гулянье
1
Масленица (1916 год)
0
Масленица (1920 год)
0

Места постоянной экспозиции

Кустодиев оставил много полотен с изображением масленицы, находятся они в сокровищницах культуры разных городов и частных коллекциях.

Название, год создания Размер, см Где хранится
Масленица, 1916 61×123
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Масленица, 1919 71 х 98 Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург
Масленица, 1919
71,6 х 98,3
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Масленица, 1920 69×90 Санаторий “Узкое” Российской академии наук, Москва и Московская область
Зима. Масленичное гулянье, 1919 88×105
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Какая картина понравилась Вам больше всего и почему? Делитесь мнением в комментариях!

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Маргарита

    Я очень люблю зиму и картины Бориса Кустодиева меня цепляют, нравятся мне его работы, когда я на них смотрю у меня сразу повышается настроение.

  2. Ваня Т

    Невероятный обзор и неотразимый простор. Вот такие слова в голове крутятся, когда смотрю на эту картину, которая дышит морозной свежестью. Словно сейчас слышу этот звук снега.

  3. Елена

    Чувствуется дыхание весны: снег ещё лежит вовсю, а небо уже становится розовым, прилетают косяками с юга птицы.

Подпишись на обновления