Известные картины Михаила Врубеля

Михаила Врубеля называют «русским Ван Гогом». Работы создателя целого десятка демонов в живописи вызывают эмоции, оставляют неизгладимый след в восприятии любого зрителя.

Известные картины Михаила Врубеля

Общие черты картин Михаила Врубеля

Картины художника-символиста Врубеля обладают лирическим эмоциональным звучанием. Мазки кисти, сливаясь, создают в воображении зрителя музыкальную симфонию красок. Его работы отличаются метафорическим смыслом, рассказывают не только об изображаемом предмете, но и выражают чувства самого художника. Многие герои живописца как бы сошли со сцены опер – это, прежде всего, «Царевна-Лебедь», «Садко».

Самые известные полотна

Михаил Врубель оставил после себя богатое художественное наследие. Его необычные картины с яркими красками и смелыми мазками никого не оставляют равнодушным.

Мозаичное панно Врубеля «Принцесса Греза» украшает фасад гостиницы «Метрополь».

Михаил Врубель
читайте также
Михаил Врубель

Михаил Врубель

5
3
0

«Демон сидящий». 1890

Картина «Демон сидящий». 1890 год.

Картину относят к программным произведению мастера.

Демонический сюжет всегда присутствовал в творчестве Врубеля. После переезда в столицу художнику предложили сделать иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова. Демон поэта в романтическом произведении – падший ангел, бунтарь, не смирившийся с земной несправедливостью. Он одинок и печален. Врубелю удалось создать обобщенный символический образ, который предстает не злобным, а страдающим и глубоко скорбящим.

В «Демоне сидящем» изображен не дьявол. Это и не мужчина, и не женщина, а дух, находящийся между землей и небом. Печален и грустен от того, что не находит своего места, ему скучно.

Художник использовал любимые тона для передачи мрачности своего героя. Красивое тело демона выглядит могучим по-земному, огромные глаза полны тоски.

Позже Врубелем сделана скульптурная голова «Демона», где дух изображен более грозным и жестоким.

«Суд Париса». 1893

«Суд Париса». 1893

Картина Врубеля «Суд Париса» написана в форме триптиха по мотивам мифов Древней Греции. На триптихе изображены три олимпийские богини, пастух Парис выбирает них самую прекрасную.

В левой части панно изображено море и небо, в пуховых облаках расположилась величественная богиня Юнона, которая обещала Парису власть над Азией. Юноши с хвостами, как у русалок, резвятся в волнах моря. Справа на панно по рощам шествует богиня мудрости Минерва. В центре триптиха на холме бродят овечки, вдали виден Парис. На переднем плане на огромной морской раковине греется на солнце Венера – богиня любви, Амур держит над головой заветное яблоко.

Панно написано в стиле эпохи Возрождения с использованием изящных сиреневых тонов.

«Принцесса Греза». 1893

Картина «Принцесса Греза». 1893.

Французский писатель Эдмон Ростан написал пьесу «Принцесса Греза» в 1895 году. Поставлена она в Париже. В ней рассказывается о романтической истории любви трубадура принца Жофруа к принцессе Мелиссанде.

Врубель написал «Принцессу Грезу» в виде древней фрески, как панно. Он использовал пастельные тона, краски на холсте как будто поблекли от времени, но от них веет необыкновенной музыкальностью, словно напитанной чарующими звуками задумчивой нежной песни влюбленного Жофруа.

В центре фрески Принц играет на лютне перед прекрасной принцессой. Греза изображена парящей в воздухе. Она в белой тунике с цветным орнаментом, на голове венок из белых лилий. Дева склонилась над принцем. Близкий друг героя поэт Бертран удерживает парус. Лекарь и священник, моряки – все слушают песню. Погруженные в состояние полусна, они окутаны туманом, находятся в волшебной полудреме. Каждый видит перед собой свою принцессу Грезу.

Панно «Принцесса Греза» выражает творческое кредо Врубеля: служить искусству.

«Портрет Саввы Мамонтова». 1897

Картина «Портрет Саввы Мамонтова». 1897.

Имя русского мецената и промышленника Саввы Мамонтова известно всем интересующимся историей страны. Врубель дружил с Мамонтовым.

На картине Савва Мамонтов изображен сидящим в глубоком кресле, подогнувшим под себя одну ногу. Его левая рука находится на подлокотнике. Меценат отличался властным и неукротимым характером. Врубелю удалось запечатлеть на картине характер Мамонтова, как русского богатыря. Портрет полон экспрессии, движения.

Обстановка в кабинете, мебель из красного дерева, ворсистый бархат кресла, красный ковер, наряд Мамонтова – все выглядит благородно и реалистично.

В «Портрете Саввы Мамонтова» представительность сочетается с парадностью, но в то же время можно заметить некую драматичность. Об этом говорят смещенные краски и формы, черные тени, бегущие по стенам, траурный характер скульптуры за спиной натуры.

«Камин Вольга Святославич и Микула Селянинович». 1899

«Камин Вольга Святославич и Микула Селянинович». 1899

Данный шедевр Михаила Врубеля доказывает, что он был не только живописцем, но и писал декорации к театральным постановкам и операм, в которых обращался к русскому народному фольклору. Художник создал панно для выставки, изобразив на нем могучего пахаря-богатыря Микулу Селяниновича из новгородской былины.

Панно с богатырем было выполнено с использованием техники майолики — керамики с глазурью.

«Пан». 1899

Картина«Пан». 1899

В античной мифологии Пан является лесным божеством, олицетворением дикой природы. Он покровительствовал скотоводам и пастухам. Врубель изобразил Пана с рогами на голове, свирелью в руках. Но мифологический античный образ напоминает зрителю привычного для этих мест лешего среди русской природы. В итоге получился интересный и необычный персонаж.

Картина «Пан» Михаила Врубеля
Полный анализ картины

Картина «Пан» Михаила Врубеля

«Блюдо Садко». 1899-1900

«Блюдо Садко». 1899-1900

Врубель готовил декорации к опере Римского-Корсакова «Садко», которая ставилась в частном театре Саввы Морозова. Сказочный сюжет из русского фольклора вдохновил художника на создание майоликовых скульптур с изображением персонажей оперы: Садко, Царевны, Морского Царя. На этом роскошном блюде изображены и другие обитатели подводного мира.

«Царевна Лебедь». 1900

Картина «Царевна Лебедь». 1900.

В 1896 году Михаил Врубель женился на певице Надежде Забеле, которая пела в операх Римского-Корсакова. На картине изображена Надежда Забела – любимая жена художника. Она предстает вполоборота в образе нежной женщины-птицы. Царевна изображена в момент превращения: одна половина ее человек, а другая – птица.

Картина «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля
Полный анализ картины

Картина «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля

Красивое утонченное лицо ее спокойно, в огромных глазах печаль. Вся она сказочная, легкая, облачена в пышное воздушное одеяние, на голове корона, усыпанная драгоценностями. Ветер развевает платье, от этого за спиной как будто появились крылья, и она становится похожей на белокрылую лебедь. Автор использовал нежные пастельные тона.

«Демон поверженный». 1902

Картина «Демон поверженный». 1902.

В демониаду Врубеля входит картина «Демон поверженный». Художник писал ее в период быстро прогрессирующего психического заболевания.

На полотне мы видим поверженное тело демона, который разбился после неудачного полета. Однако дух демона не сломлен, пронзительный, готовый к битве взгляд говорит об этом.

«Шестикрылый серафим». 1904

«Шестикрылый серафим». 1904

Картина написана в 1904 году, в то время, когда Врубель страдал психическим заболеванием. Он не чувствовал в себе расстройство психики, наоборот, ощущал прилив сил и вдохновение. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк», где он обратился к библейскому сюжету с размышлениями о предназначении поэта. Сюжет картины Врубеля навеян собственными сновидениями.

На полотне изображен Шестикрылый серафим, считающийся Божьим посланником. Лицо его бледное, взгляд жесткий и гипнотизирующий. Лицо Серафима бледное, обрамлено темными спутанными волосами. Длинная шея вытянута, за плечами могучие крылья, руки протянуты к небу-Богу. На голове у персонажа пылающий венец, в одной руке герой держит кадило с горящими углями, а в другой –острый меч, обвитый змеей.

Весь облик Посланника выражает холод и уверенность, однако он безволен, ведь он служитель Творца.

На картине много символичных деталей, использованы холодные тона, которые напоминают о близком конце. Врубель применил сложную технику, в каждом мазке чувствуется тайный смысл и целая гамма чувств и эмоций самого автора. Эффект внутреннего света создает сходство с витражом, освещенным снаружи.

Врубель любил работать с тремя цветами: золотистым, пурпурным и сине-лиловым.

«Жемчужная раковина». 1904

«Жемчужная раковина». 1904

В одной из последних работ великий мастер передает сияние природного перламутра в черно-белой гамме.

Замысел создания полотна появился у художника благодаря подарку поэта Максимилиана Волошина, который преподнес Врубелю сувенир в виде большой морской раковины, покрытой толстым слоем природного перламутра. Этот чудесный переливающий подарок стал источником вдохновения.

На картине изображено море на фоне ночного неба. Зрителя манит загадочная бесконечность. Случайные пятна кажутся фантастическими существами, парящими над бушующими волнами.

Две женские фигуры, как античные богини, наблюдают из мира бессмертных, их взгляды вызывают у зрителя ощущение присутствия чего-то странного. Автор использовал сочетание черного и белого оттенков с вкраплениями голубого, синего, лилового, желтого, зеленого – вся эта симфония красок создает эффект перламутрового сияния с переливом.

«После концерта». 1905

«После концерта». 1905

В последние годы жизни Врубель создал картину «После концерта», где предстает перед зрителем образ его музы. Женщина отдыхает на кушетке возле камина. Она одета в одно из концертных платьев, сшитое из прозрачных тканей нежного цвета. Одеяние похоже на красивый экзотичный цветок. Лицо женщины безмятежное, спокойное.

Рейтинг картин Михаила Врубеля по мнению пользователей сайта
«Демон сидящий». 1890
2
«Суд Париса». 1893
2
«Принцесса Греза». 1893
2
«После концерта». 1905
2
«Портрет Саввы Мамонтова». 1897
1
«Пан». 1899
1
«Блюдо Садко». 1899-1900
1
«Царевна Лебедь». 1900
1
«Шестикрылый серафим». 1904
1
«Жемчужная раковина». 1904
1
«Камин Вольга Святославич и Микула Селянинович». 1899
0

Выводы

Великий символист- модернист Михаил Врубель кроме живописных полотен писал фрески и иконы, оставил огромный след в театральном искусстве, готовя декорации эскизы к постановкам, создавал костюмы для персонажей, отличился в архитектуре и искусстве керамики. Девизом творчества художника было служение красоте.

Признание Михаилу Врубелю пришло, когда художник уже страдал неизлечимой душевной болезнью. Все передовые журналы, газеты взахлеб писали о нем. Императорская Академиея художеств присвоила ему звание академика.

Сравнение Демонов Лермонтова и Врубеля

Демон Лермонтова Демон в изображении Врубеля
Гордый бунтарь одиночка, страдающий индивидуалист, однако он царь свободы Врубелевский герой слабый, он сломлен, безумен. В нем больше тоски и печали, чем гордости

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Валентина

    Большинству работ Врубеля свойственна некая сказочность и даже мистичность. Эти картины легко воспринимаются, но подолгу не отпускают. Хочется вглядываться в каждый мазок. Эмоции нередко меняются от восхищения к грусти, наводят на философские мысли…

  2. Наиль

    Врубель действительно гениальный художник. Где только репродукции его картин не используются. Было бы неплохо, если бы статью немного дополнить. В описании картин написать в каком музее они сейчас находятся. Если в других кого-то появится желание их вживую посмотреть.

Подпишись на обновления