Картина «Похищение Европы» Валентина Серова

Впервые Валентин Серов обратил свое внимание на древние мифы в 1907 году, когда путешествовал по Греции. Именно миф о похищении Европы, который он услышал на острове Крит, в руинах Кносса, вдохновил его на написание картины "Похищение Европы". Этим произведением художник показал, что нужно опираться на опыт прошлого с современной позиции.

Картина «Похищение Европы» Валентина Серова

«Похищение Европы»

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов

Россия

352 работ
Рейтинг 5
Просмотров 465
Комментарии 4

Свой взгляд на греческую мифологию отобразил в картине «Похищение Европы» известный художник Валентин Серов. Несмотря на традиционность сюжета, художник внес в архаику новаторские нотки. Серов своим произведением как бы говорит, что надо опираться на опыт прошлого, рассматривая его с современной позиции.

История создания

Путешествие в Грецию в 1907 году подвигло Серова обратить внимание на сюжеты древних мифов. Посетив во время поездки на острове Крит руины дворца Кносса, он выбрал первомиф о похищении Европы.

Вместе со Львом Бакстом они «искали современную манеру изображения греческого мифа». Окрестности острова, морской пейзаж навеяли мысли о сюжете картины. Ведь именно здесь происходили описываемые в эпосе события.

Известные картины Валентина Серова
читайте также
Валентин Серов

Известные картины Валентина Серова

5
1
0

Необходимо было сделать зарисовки героев будущей картины:

  1. Благородство Зевса в образе быка увидел художник в образах испанских животных.
  2. Наброски модели, выбранной для создания Европы, сделаны в парижской мастерской Николая Досекина.
  3. Пейзаж с морскими волнами подсмотрен на средиземноморском курорте Биаррица.

Собранные кусочки Серов соединял в одно целое в течение трех лет. Картина создавалась на даче в Финляндии.

«Серов не похищал Европу, подобно Зевсу. Он собрал ее по кусочкам и сложил в единую величественную, радующую сердце и глаз картину».

Было создано несколько вариантов произведения. Более шести изображений одного и того же сюжета, но с разным колоритом, говорят о поисках автора своего почерка в новаторском стиле.

Сюжет картины

В основе эпического произведения – миф о любви Зевса к дочери царя Финикии, Европе. Единственная дочь Агенора была юна и прекрасна. Ее нечаянно увидел Зевс. Воспылав к девушке страстью, он принял облик быка и приплыл к финикийским берегам. Европа гуляла по берегу с подружками. Девушки стали заигрывать с кротким животным, украшая его рога гирляндами.

И когда прекрасная Европа, играя, прыгнула на спину быка, тот помчался с драгоценной ношей в море, поплыл в сторону острова Крит. На суше животное превратилось в прекрасного юношу. Влюбленные стали жить вместе, и Европа подарила Зевсу троих сыновей.

Валентин Серов изобразил на своей картине момент похищения.

Открытие крито-микенской культуры в начале XX века заставило по-новому взглянуть на древнюю культуру. Серов не мог пройти мимо этой темы. После посещения места раскопок в душе художника зародилось желание редактировать образ античности в свете новых представлений о нем.

Мастер считал, что он показал не сюжет мифа, а его отблеск, эмблему древнегреческого мира.

Описание и анализ картины

Бык - перевоплощенный бог Зевс. Который украл молодую девушку Европу.
Похищенная Зевсом девушка Европа, которая символизирует античность. Она держится за шею зверя и смотрит на течение.
Волны символизируют мощь океана. Выполнены в серо-синих оттенках. Для их написания художник вдохновлялся Атлантическим океаном.
Дельфины провожают влюбленных. Повторяют движения волн и являются декоративным элементом.

Новаторство Серова-художника полностью проявилось в картине «Похищение Европы». На полотне почти отсутствуют второстепенные детали. Перед зрителем волнующееся море с центральными персонажами, а рядом на волнах резвятся дельфины.

Бык

Бык с девушкой в море.

Похититель Зевс – одна из главных фигур полотна. Поражают эпические размеры животного, в которого перевоплотился влюбленный герой. Для создания образа быка Серов использует терракотовые, оранжевые тона, хотя в мифе животное белоснежное с золотыми рогами. Это сделано для того, чтобы фигура плывущего быка контрастировала с фиолетово-серыми волнами и свинцовым небом.

Мощное тело животного разрезает волны океана. Бык оглядывается на сидящую на его спине Европу. Взор быка осмыслен, очеловечен. Зритель видит любовь, внимание к девушке в его глазах.

Голова быка – Зевса увенчана изогнутыми длинными рогами. Форма их напоминает лиру – музыкальный инструмент древних греков. С них свисает остаток цветочной гирлянды, которую привязали девушки, заигрывая с кротким, но коварным животным.

Игорь Грабарь в своей книге о жизни и творчестве так отзывается о картине:

«Ни один из вариантов Европы не убедителен, ни в одно Похищение не веришь, и любуешься только отдельными деталями – отлично прочувствованной фигурой девушки, чудесной головой быка и хорошо наблюдаемой рябью воды».

Девушка Европа

Девушка по имени Европа на быке.

Похищенная девушка на картине выглядит не статичной, а живой. Европа не испугана, она не взывает о помощи, а спокойно восседает на спине могучего быка. Она держится за шею своего похитителя одной рукой, а другой упирается ему в спину.

Девушка красива, грациозна. Она поджала стройные смуглые ноги, чтобы не упасть в воду. Ее взгляд устремлен на океанское течение, охватывающее фигуру животного.

Лицо Европы написано в античной манере. Моменты античности видны в:

  • загадочной «архаической» улыбке;
  • неподвижном лице;
  • широко расставленных глазах.

Серов в образе Европы создал символ греческого античного мира.

Волны

Изображение морских волн на картине.

Динамичность картине придает море фиолетового, серо-синего тона, с крупной рябью. Вздыбившиеся волны показывают мощь стихии. Написан пейзаж по впечатлениям, полученным в Италии, Франции. На курорте Биаррицы подсмотрел Серов натуру для создания морских волн. Именно Атлантический океан вдохновил художника.

Но все-таки море на картине – это не этюд с натуры. Оно написано по впечатлениям, что нехарактерно было для Серова. Этого требовал новый, модернистский стиль произведения.

Волны прорисованы схематично, условно. Недаром при описании пейзажа используется их сравнение с королевской мантией из горностая.

Дельфины

Изображение дельфина на картине "Похищение Европы".

Вокруг беглецов, повторяя движения океана, играют дельфины. Они изображены не как зоологический вид, а как некий декоративный элемент. Движения их тел созвучны беспокойности моря. Они качаются на гребнях волн, сопровождая влюбленных.

Картина «Девочка с персиками» Валентина Серова
читайте также

Картина «Девочка с персиками» Валентина Серова

5
4
0

Общая композиция

Увлекшись новым направлением в живописи – модернизмом, Валентин Серов создал картину «Похищение Европы». В построении сюжета античность пересекается с современностью.

Элементы архаичного, древнего
Черты новаторства, модернизма
Изображение героев Герои мифа несут в себе черты древнего мира. Стилизация, схематичность изображения девушки
Пейзаж Мощь моря показана статично как в мифах. Ленивые блики на волнах океана, искаженность отражения героев в воде дает ощущение энергии.
Колорит Сочетание красного, терракотового, синего, черного характерно для древнегреческих фресок. Колорит и освещение постоянно менялось художником, что говорит о поисках манеры исполнения сюжета. Отсюда несколько вариантов картины.
Манера исполнения
Фигуры девушки и быка прорисованы тщательно. Девушка выглядит как античная статуэтка. Простота сюжета связана с представлениями античных героев о мире. Образ древности отредактирован в соответствие с представлениями о ней художника.
Голова быка очеловечена. Он показан влюбленным в свою пленницу.
Море, небо, дельфины схематичны. Картина лишена второстепенных деталей.

Композиция картины проста, в ней сочетается декоративность с жизненными наблюдениями автора. Тут больше ума художника, чем сердца. Так считал современник Серова Игорь Грабарь.

Искусствовед Д.В. Сарабьянов видит в сдержанных формах выражения мифического сюжета Серовым «попытку соединить живое ощущение сегодняшней Греции с исторической ретроспекцией».

Валентин Серов
читайте также

Валентин Серов

5
3
0

Судьба картины

Постоянная переделка картины привела к тому, что появилось несколько вариантов произведения. Почти ни один из них полностью не закончен. В Третьяковской галерее представлена незавершенная часть. Там же хранятся еще два варианта картины.

Параллельно с картиной Серов изваял из глины образы быка и Европы. Это помогало ему решать сложные композиционные задачи на художественном полотне. Скульптура отлита из гипса в бронзу и хранится в Третьяковской галерее.

Зрители могут встретить полотно «Похищение Европы» в залах Русского музея. Другие незаконченные варианты, рисунки, акварельные и карандашные эскизы мифического сюжета разошлись по музеям и частным коллекциям.

Серов до конца дней старался передавать свои ощущения от встречи с античным миром, отсюда экспериментирование с пространством, совершенствование образов Зевса, Европы, моря. Атмосфера звучания образов, колорит каждой версии сюжета отличается от предыдущего.

Валерий Брюсов относил художника Серова к реалистам, умеющим показать скрытую правду жизни.

В полотне «Похищение Европы» прослеживается символический смысл: движение Европы от устоявшихся веками понятий к чему-то новому, неизведанному. Это пытался передать художник, сам стоявший на пути к новаторскому стилю в искусстве.

Картина Валентина Серова созвучна современности: проблема движения к новому остается актуальной и по сей день, хотя, может быть, и не все с этим согласны.

А какие мысли у вас вызывает это произведение?

 

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Михаил

    Ребенок делал реферат на тему мифов и всего, что с ними связано. Решил помочь, чтобы на выходе получилось действительно что-то оригинальное. Сделали акцент на том, как мифы вдохновляли представителей мира искусства. Написали, в том числе, и про мифологический жанр живописи. Информацию нашли на вашем сайте.

  2. Нелли

    А по волнам для чего эта черная мазня? И сами волны неестественные. Мне не нравится такое художество.

  3. Виктор

    Не сильно впечатлил. Такое ощущение что художник он чисто для себя ну не видно никакого таланта в его картинах.

  4. Григорий

    Своеобразный стиль рисования этого художника привлекал меня всегда. Сколько раз я стоял перед его картинами стараясь представить о чем он думал когда рисовал.

Подпишись на обновления