Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова

В истории отечественного изобразительного искусства есть великие работы, которые навсегда вошли в мировую сокровищницу, прославив своих создателей и национальную школу живописи. К числу подобных эпичных полотен можно причислить картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Ныне она хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова
Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов

Россия

313 работ
Рейтинг 5
Просмотров 643
Комментарии 3

Будущий художник-монументалист появился на свет в конце 1799 года в городе на Неве, в семье обрусевших потомственных живописцев. Его отец, Павел Иванович Брюлло (позже фамилия была изменена на российский лад), был из французов, а мать, Мария Ивановна в девичестве Шредер, по происхождению немка.

Более десяти лет Карл Павлович обучался в Императорской академии художеств и окончил её с большой золотой медалью. В тридцатых годах XIX столетия, проживая в Италии, Брюллов длительное время трудился над значительным крупноформатным полотном, в котором передал один из самых страшных эпизодов трагедии древнего города, погибшего в результате извержения вулкана Везувий в 79 году н.э.

История создания

Работа над картиной, в общей сложности, продолжалась шесть лет. Воплощать идею на бумаге в виде эскизов Брюллов начал в 1827-м, а последний мазок на холст был нанесён в один из осенних дней 1833 года.

К созданию полотна мастер подошел основательно. Сначала он отправился в Италию, изучил исторические документы об извержении, посетил археологические раскопки Помпей, сделал несколько набросков.

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков в Русском музее, сказал: «Художник, описывая свои впечатления [о Помпеях], завершил свою тираду словами: «Я задыхался!».

Известные картины Карла Брюллова
читайте также
Карл Брюллов

Известные картины Карла Брюллова

5
0
0

Большая картина воплощалась на мольберте художника в римской мастерской. Говорят, что автор настолько отдавался работе, что доводил себя до изнеможения, и его буквально выносили с рабочего места на руках.

Окончательный вариант Брюллов рискнул выставить в студии, и холст пришелся по душе пришедшей на просмотр публике. Готовый шедевр объездил пол-Европы: из Рима его перевезли на Миланскую выставку, оттуда – в Парижский салон, а затем – в Санкт-Петербург.

Сюжет картины

Ядром полотна стала кульминация катастрофы Помпей, когда город и всех его жителей накрыло вулканическим пеплом. Местом действия выбрана улица Гробниц. Перед зрителем открылось темное небо, красное зарево, вспышки молний, рушащиеся здания и падающие скульптуры, всеобщий ужас и паника.

Описание и анализ картины

По мнению некоторых экспертов, женщина символизирует гибель старого мира, а ребенок — становление нового.
На полотне присутствует реальное историческое лицо — Плиний Младший.
Два сына пытаются спасти престарелого больного отца, пренебрегая собственной безопасностью.
Женщина, крепко прижимающая к себе дочерей, — одна из самых напряженных и пронзительных мизансцен картины.
Жених выносит на руках безжизненное тело своей невесты, будучи не в силах смириться с потерей любимой.
По словам художника, это семейство появилось на полотне одним из первых, и его не пришлось впоследствии переделывать.
Языческий жрец захватил с собой все ценные вещи, надеясь избежать катастрофы и сохранить свою жизнь.
Христианский священник — единственный персонаж картины, который бесстрашно смотрит на творящийся кошмар и с достоинством принимает небесную кару.
В роли художника с ящиком и рисовальными принадлежностями Брюллов изобразил сам себя.
Полуобнажённый мужчина теряет управление конем. Выглядит так, будто он надеялся умчаться на своём скакуне подальше от катастрофы, но потерпел неудачу.

На холсте изображена сцена гибели города и его жителей. Перед лицом неминуемой смерти каждый ведет себя по-разному. Люди интуитивно догадываются, что спастись невозможно, но именно в эти роковые минуты обнажаются истинные черты человеческих натур. Одни даже в такой ситуации пытаются извлечь мимолетную выгоду, другие, забыв о себе, стараются облегчить страдания ближним.

Женщина с ребёнком, упавшие с колесницы

Женщина с ребёнком, упавшие с колесницы. Фрагмент картины «Последний день Помпеи»

В центре композиции – лежащая на спине женщина, рядом с ней ребёнок. Молодая мама то ли лишилась чувств после падения со сломанной колесницы, то ли уже мертва. По мнению некоторых искусствоведов, женщина символизирует гибель античного, а дитя – становление нового мира. Замысел художника раскрывается в противопоставлении жизни и смерти.

Плиний с матерью

Плиний с матерью. Фрагмент картины «Последний день Помпеи»

Среди персонажей картины присутствует реальное историческое лицо – невольный очевидец извержения вулкана, древнеримский политик Плиний Младший.  Но на самом деле он во время катастрофы находился не в самих Помпеях, а в соседнем городе – Мизенах. Свои наблюдения и впечатления от катастрофы Плиний описал в письме к историку Тациту.

Трагедия ситуации заключается в том, что молодой человек пытается спасти свою престарелую мать, а та умоляет бросить её и спасаться самому. Сцена считается самой драматичной и выразительной.

Сыновья, несущие отца

Сыновья, несущие отца. Фрагмент картины «Последний день Помпеи»

В сюжете присутствует попытка спасения престарелого больного отца, которого подняли два взрослых сына. Молодые люди, пренебрегая собственной безопасностью, в быстром темпе переносят тело старика на руках. Основная тяжесть ноши приходится на старшего мускулистого сына в шлеме римского воина, младший, совсем ещё юноша, поддерживает отца за ноги.

Мать с двумя дочерьми

Мать с двумя дочерьми. Фрагмент картины «Последний день Помпеи»

По степени напряжённости мизансцена матери и её взрослых дочерей одна из самых пронзительных. Женщина с тревогой и со слезами на глазах вглядывается в грозное небо, обхватив дочерей и крепко прижав к себе. Этими движениями она подсознательно хочет укрыть любимых детей от опасности и предотвратить их гибель.

Новобрачные

Новобрачные. Фрагмент картины «Последний день Помпеи»

Нельзя не обратить внимания на жениха, выносящего на руках безжизненное тело своей невесты с венком на голове. Девушка уже не дышит, кожа её покрылась мертвенной белизной, но влюблённый юноша не в силах смириться с потерей и поэтому упорно оттаскивает погибшую подальше от разбушевавшейся природной стихии. Его горе безмерно, потому перед приближающейся смертью не срабатывает ни голос разума, ни чувство страха.

Горожанин, укрывающий семью плащом

Горожанин, укрывающий семью плащом. Фрагмент картины «Последний день Помпеи»

Больно смотреть на семейство, что изображено левее центра картины. Через несколько мгновений они все погибнут. Но глава семьи, муж и отец, машинально прикрывает себя, жену и обоих детей, один из которых грудной и покоится на руках матери. Дети инстинктивно прижимаются к своим родителям, ища защиту, а взрослые с ужасом в глазах взирают на кровавые небеса, безмолвно вымаливая у них спасение.

По признанию самого живописца, эта семейная группа появилась на холсте одной из первых, и её не пришлось впоследствии особо переделывать и передвигать на другое место.

Жрец и христианский священник

Жрец и христианский священник. Фрагменты картины «Последний день Помпеи»

Позади вышеописанной семьи, практически на заднем плане картины, Брюллов поместил фигуру языческого жреца. Тот надеется сохранить жизнь, поэтому захватил с собой всё ценное, что может ему пригодиться в дальнейшем: жертвенный камень, аксессуары для проведения обряда жертвоприношения. Он бежит, как ему кажется, в безопасную сторону и оглядывается на низвергающиеся с высоты зданий скульптуры.

Карл Брюллов
читайте также

Карл Брюллов

5
2
0

Христианский священник, напротив, размещён на переднем плане, хотя и со смещением резко влево, рядом с матерью и её дочерьми. Его фигура не вошла полностью в окончательный вариант картины, она немного срезана краем полотна. Однако это единственный персонаж, который бесстрашно взирает на творящийся вокруг кошмар и со спокойным достоинством принимает кару небес. Брюллов неслучайно ввёл в композицию представителей различных культов. Эти фигуры символизировали собой закат древнего мира и приход нового времени, новой веры.

Группа на ступенях гробницы Скавр

Группа на ступенях гробницы Скавр. Фрагменты картины «Последний день Помпеи»

Отдельные горожане, которые поначалу собирались переждать стихию в здании, передумали и вышли, как им кажется, на более безопасное место – на улицу. Другие же, наоборот, уверены, что внутри усыпальницы спокойнее, поэтому двинулись им навстречу. Один из мужчин пробивает себе дорогу скамейкой, другой идёт головой вперёд, прикрыв её руками. На ступеньках гробницы происходит замешательство, им не преминул воспользоваться некий корыстолюбец, лихорадочно подбирающий с камней рассыпанные кем-то золотые монеты.

Чуть в стороне от любителя лёгкой наживы две девушки: одна сжимает в ладонях драгоценный сосуд, другая поднимает руки кверху и роняет с головы большой кувшин. Между ними – художник с ящиком и рисовальными принадлежностями. В роли живописца Карл Павлович «скромно» изобразил самого себя.

Всадник на вздыбленном коне

Всадник на вздыбленном коне. Фрагменты картины «Последний день Помпеи»

Среди толпы обезумевших людей выделяется полуобнажённый мужчина, теряющий управление вставшим на дыбы конём. Всадник был уверен, что сумеет умчаться на своём скакуне подальше от катастрофы, но, судя по всему, это у него не получится. На заднем плане можно увидеть ещё одного жеребца – то ли вырвавшегося из разрушенной конюшни, то ли сбросившего с себя наездника и мечущегося среди горящих зданий и людской толпы.

Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова
читайте также

Картина «Итальянский полдень» Карла Брюллова

5
7
0

Судьба картины

Это полотно ещё при жизни сделало Брюллова классиком отечественного изобразительного искусства.

Имя художника
Жанр Стиль Звания и награды
Карл Брюллов
Историческая живопись, портрет
Академизм, романтизм, классицизм
1. Пенсия Императорской академии художеств (1822)
2. Вольный общник ИАХ (1834)
3. Профессор ИАХ (1836)

Заказчик картины, статский советник, меценат Анатолий Демидов заплатил за полотно Брюллову 40 тыс. франков, а позже преподнёс его в дар императору Николаю I. Сначала «Помпеи» по приказу государя вывесили в Эрмитаже, далее разместили в отдельном зале Академии художеств. В 1897 году картина поступила в распоряжение Русского музея, где и пребывает по сей день. От царя художник в награду получил бриллиантовый перстень.

Картина «Последний день Помпеи» в Государственном Русском музее

Грандиозная композиция поражает своими масштабами и одновременно тщательной прорисовкой мельчайших деталей. По словам искусствоведа Светланы Степановой, полотно стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». В этом выдающемся произведении Карлу Павловичу Брюллову удалось преодолеть строгие рамки академизма с помощью реализации непростых композиционных и световых задач. В дальнейшем эти идеи подхватили и развили ученики мастера и его последователи.

Просим Вас прокомментировать статью, нам очень интересно Ваше мнение!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Тимур

    Впервые увидел эту картину в детстве в одной энциклопедии. Она произвела на меня большое впечатление эмоциями отчаяния и страха людей, а также могуществом силы разрушений. Цвета и контрасты света заслуживают отдельной похвалы.

  2. Ирина

    Пожалуйста-пожалуйста, не забрасывайте сайт. Я большой ценитель искусства как такового. На досуге всегда ищу новую интересную информацию о любимых художниках, особенностях их стиля, историях, связанных с их картинками. Спасибо, что предоставляете максимум полезных данных и не забываете сопровождать их медиафайлами.

  3. Алия

    Великое произведение, символизирующее слабость человека перед природной стихией. Обязательно посетите Русский музей при поездке в Санкт-Петербург.

Подпишись на обновления