Серия картин «Подсолнухи» Ван Гога

Необычный вид подсолнухов завораживал Ван Гога своей красотой, очарованием и энергетикой. Используя яркий «солнечный цвет», художник создал серию картин с этим прелестным цветком. Каждый из натюрмортов уникален и поражает глубиной и игрой оттенков.

Серия картин «Подсолнухи» Ван Гога

Серия картин «Подсолнухи»

Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог

Нидерланды

860 работ
Рейтинг 5
Просмотров 900
Комментарии 5

«Подсолнухи» – одно из самых узнаваемых и знаковых произведений искусства в мире. На самом деле это две серии натюрмортов, причем наиболее известная из них та, которую Ван Гог написал в Арле. Он создал их в редкий период возбужденного оптимизма, когда ждал приезда своего героя, Поля Гогена. Искусствовед Ян Хюльскер, один из ведущих исследователей творчества Винсента Ван Гога, считал, что «Подсолнухи», возможно, больше, чем любая другая из его картин, сделали его известным во всем мире».

Известные картины Винсента Ван Гога
читайте также
Винсент Ван Гог

Известные картины Винсента Ван Гога

5
1
0

В чем секрет «Подсолнухов» Ван Гога

«Подсолнухи» отражают возможности Ван Гога на пике его творчества. Обладая фанатичной концентрацией и уверенностью, используя всего три оттенка желтого и «ничего больше», Ван Гог достиг великолепной гармонии. И зритель невольно задается вопросом, как удалось художнику запечатлеть такую яркость в небольшом количестве оттенков.

Как-то он сказал Тео: «Ты знаешь, что пионы принадлежат Женнину, мальвы – Квосту, а вот подсолнухи – мои». Отчасти это объясняет популярность «Подсолнухов». Они своего рода визуальная стенография художника, жизнь которого трагически завершилась в 37 лет, но продолжает всех очаровывать. Когда Ван Гог умер, скорбящие возложили на могилу подсолнухи как символ глубокой связи художника с цветком.

Каждый из натюрмортов серий уникален и основан на экспериментах и исследовании цвета. Эмоциональное, чисто субъективное использование Ван Гогом цвета оказало огромное влияние на современное искусство. Благодаря этой особенности картина словно говорит с людьми напрямую. Красота изображенных подсолнухов неподвластна времени, предоставляя возможность зрителю найти личный смысл в каждом лепестке.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Сикстинская Мадонна

Описание полотна «Подсолнухи»

В Париже, куда Ван Гог приехал в 1886 году, он жил вместе с Тео в квартире, которая находилась на улице Лепик – крутой дороге, ведущей к вершине Монмартра. В то время на этом холме располагались три ветряные мельницы, а на участках склонов среди овощей росли цветы. Именно последние доминируют в живописи Ван Гога летом 1886 года.

Тео писал матери, что Винсенту каждую неделю друзья присылают свежие цветы. Одним из них был Эрнест Квост, который специализировался на цветочных натюрмортах. Он жил поблизости от Тео и Винсента и имел сад. Источником вдохновения для Ван Гога было и творчество Адольфа Монтичелли, и натюрморт «Пионы» Эдуарда Моне. Но любовь к цветам была также связана с интересом Ван Гога к прогрессивным идеям в живописи.

Изначально подсолнухи появляются в пейзажах Ван Гога как детали. В 1887 году, внимательно изучив растения и обнаружив спираль Фибоначчи в вихре из семян, художник использует срезанные головки для натюрморта. Четыре картины из серии парижского периода представляют собой ранние колористические эксперименты. Одна из них – эскиз маслом, который предшествовал двум картинам, изображающим по две срезанные головки подсолнухов. И наконец, большое полотно, объединяющее обе композиции.

Размышления о капризах природы в натюрмортах с подсолнухами придают динамичный и красочный поворот давней традиции голландской цветочной живописи, уходящей корнями в 17-й век. В голландской литературе подсолнух – символ преданности. Для Ван Гога он стал почти священным, олицетворяющим сам свет.

К 1888 году Ван Гог устал от ощущения «полного оцепенения» в Париже и направился на юг, в Арль. Прованс, где было больше света и тепла, обеспечил для него идеальную природную среду. Здесь он нашел большое вдохновение, что побудило его пересмотреть и переосмыслить любимые сюжеты. Мистраль, характерный для этого региона, помешал Ван Гогу работать на открытом воздухе, поэтому художник сосредоточился на подсолнухах.

«Я пишу с удовольствием, как марсельцы, поедающие буйабес, – писал он Тео в 1888 году, – и тебя не удивит, когда речь идет о больших подсолнухах. Если я осуществлю эту идею, получится дюжина панелей. Таким образом, все это будет симфонией синего и желтого цветов. Работаю с восхода солнца, потому что цветы так быстро увядают».

Картина «Едоки картофеля» Винсента Ван Гога
читайте также

Картина «Едоки картофеля» Винсента Ван Гога

0
3
0

5 интересных фактов о картинах с подсолнухами Ван Гога

Поэт-символист и искусствовед Габриэль-Альбер Орье утверждал, что подсолнухи Ван Гога содержат мощную идею. В статье, опубликованной в Mercure de France, он пишет о «навязчивой страсти художника к солнечному диску, который он заставляет сиять в украшенном небе, и в то же время к другому солнцу, звезде растений, великолепному подсолнуху. Он пишет его снова и снова, не чувствуя усталости, как мономаньяк».

Ван Гог написал 11 картин с подсолнухами

В общей сложности Ван Гог написал 11 натюрмортов, 7 из них относятся к арлезианской серии. Он создал ее менее чем за неделю летом 1888 года. Наиболее ценный источник информации об исполнении работ – письма Ван Гога к Тео и друзьям. В своей типично обстоятельной и точной манере он пишет: «У меня три холста на стуле. Первый – три больших подсолнуха в зеленой вазе на бирюзовом фоне (размер 73,5×60 см). Второй – три цветка, один из которых увял или растерял лепестки, а один в бутоне, на фоне королевского синего (размер 98×69 см). Последний светится, и я надеюсь, он будет лучшим (размер 91×72 см)».

  1. Первая картина арлезианской серии находится в частной коллекции и описывается как «неизвестные» подсолнухи. Она не выставлялась с 1948 года (тогда на один месяц ее одалживали Художественному музею Кливленда).
  2. Вторая картина, с тремя цветками в вазе и еще тремя лежащими на столе, уничтожена во время американской бомбардировки японского города Асия 6 августа 1945 года.
  3. Третья картина, с 14 подсолнухами на бирюзовом фоне, находится в галерее Новой пинакотеки в Мюнхене.

Несколько дней спустя Винсент пишет: «Сейчас я работаю над четвертой картиной подсолнухов. Это букет из четырнадцати цветов на желтом фоне». Сегодня это шедевр Национальной галереи в Лондоне.

Художник создал еще три вариации. Копия третьей картины находится в Художественном музее Филадельфии. Два варианта четвертой версии – в Музее Ван Гога в Амстердаме и Японском художественном музее Сомпо в Токио.

ИНТЕРЕСНО: Картина “Мона Лиза”

Появлением «Подсолнухов» мы обязаны другому художнику – Полю Гогену

Картины тесно связаны с дружбой Ван Гога и Поля Гогена. Пригласив Гогена присоединиться к «Студии Юга», Ван Гог хотел украсить ими побеленные интерьеры желтого дома на площади Ламартин, 2, в котором снимал квартиру.

Изначально для Ван Гога мотив подсолнухов имел чисто декоративную функцию. Он сочетал красоту с вызовом природы, а также позволял передать любимый цвет художника – желтый. «В надежде жить в нашей студии с Гогеном, я хотел бы сделать для нее украшение. Ничего, кроме больших подсолнухов».

Когда Гоген принял приглашение, Ван Гог выделил две оригинальные картины для скромной спальни гостя. Гоген восхищался «Подсолнухами» и даже запечатлел Винсента в процессе написания цветов.

Картина «Звездная ночь» Ван Гога
читайте также

Картина «Звездная ночь» Ван Гога

5
3
0

Изначально цвета картины были мрачными

Парижская серия отличается от арлезианской прежде всего цветом. В ней прочитывается интерес художника к форме цветка, к вариациям каждого лепестка, своеобразным наклонам, но цвета более тусклые.

Факты указывают на то, что одна картина с подсолнухами – подделка

В марте 1987 года известие о покупке японским магнатом Ясуо Гото на аукционе Кристис картины с четырнадцатью подсолнухами в вазе (один из вариантов четвертой версии) получило всемирный резонанс. Он заплатил за нее рекордную по тому времени сумму – 39,9 миллиона долларов. В настоящее время произведение экспонируется в Художественном музее Сампо.

После покупки картины возник спор относительно того, подлинная ли это работа Ван Гога или копия, сделанная Эмилем Шуффенекером. Но в 2002 году экспертиза, проведенная совместно Музеем Ван Гога и Художественным музеем Чикаго, подтвердила подлинность картины. Однако в опубликованном отчете есть пояснения: Шуффенекер реконструировал работу и внес в нее небольшие изменения.

Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими «Подсолнухами»

Проживая в Арле, Ван Гог подружился с соседями, с семьей Рулен. Он несколько раз писал мадам Рулен, и сформировалась серия, известная как «Колыбельная» (Ла-Берсез). На всех картинах Августин Рулен держит веревку, с помощью которой она раскачивает (невидимую на картине) колыбель.

В январе 1889 года, когда Винсент закончил копии «Колыбельной» и «Подсолнухов», он сказал Тео: «Я представляю себе эти холсты между полотнами подсолнухов, которые таким образом образуют факелы или канделябры рядом с ними. Всего будет семь или девять полотен». Мадам Рулен в окружении подсолнухов – как Дева Мария в обрамлении ярких букетов.

Фото всей серии картин с подсолнухами

Парижская серия

Картина Ван Гога «Два подсолнуха» в хорошем качестве

Два подсолнуха (1887 год), 50×60 см. Холст/масло.

Картина Ван Гога «Подсолнухи на синем» хорошего качества

Подсолнухи на синем (1887 год), 43.2×61 см. Холст/масло.

Картина Ван Гога «Четыре подсолнуха» в самом лучшем качестве

Четыре подсолнуха (1887 год), 60×100 см. Холст/масло.

Картина Ван Гога «Увядшие подсолнухи» в самом высоком разрешении

Увядшие подсолнухи (1887 год), 21.2×27.1 см. Холст/масло.

В натюрмортах парижской серии Ван Гог старался максимально убедительно запечатлеть цветочные головки. Это позволило создать картины с приятной фактурой, что особенно хорошо видно на версии Бернского художественного музея. Головки обращены к зрителю, а фон в нейтральных тонах.

Картина, хранящаяся в Метрополитен-музее, развивает амстердамский эскиз, она уже разнообразнее по композиции и технике. Один подсолнух представлен с задней стороны, а синий фон играет светлыми и темными тонами.

Для холста большого пейзажного формата, когда художник окончательно освоил мотив, он не мог довольствоваться простой композицией и колоритом. Синий фон дополнен оранжевым оттенком, и Ван Гог даже ухитрился предложить большую глубину с помощью выступающих вперед стеблей и теней на заднем плане.

В конце 1887 года Ван Гог, наряду с работами Анри де Тулуз-Лотрека, Эмиля Бернара и других авангардистов, вывесил свои картины на стенах дешевого ресторана Grand Bouillon du Chalet, над длинными столами, за которыми перекусывали небогатые парижане. Импровизированная выставка просуществовала недолго и не произвела никакого впечатления. Более того, по словам Бернара, Ван Гог умудрился поссориться с хозяином заведения, в итоге он погрузил картины в тележку и гордо удалился.

Тем не менее подсолнухи успели привлечь внимание Поля Гогена. Он запросил две работы и обменял их у Ван Гога на свою символистскую работу. Но когда он просил картины из арлезианской серии, Ван Гог отказал, считая, что «у него уже есть две, ему хватит».

Серия из Арля

Первая часть, август 1888 год
Картина Ван Гога «Подсолнухи (на бирюзовом фоне - первая версия 1888 года)» в самом высоком качестве

Подсолнухи (на бирюзовом фоне – первая версия 1888 года). 58×73 см. Холст/масло.

Картина Ван Гога «Ваза с пятью подсолнухами». Высокое качество

Ваза с пятью подсолнухами. Второй вариант: королевский синий фон, 98 × 69 см, уничтожен во время Второй мировой войны.

 

Картина Ван Гога «Двенадцать подсолнухов в вазе» хорошего качества

Двенадцать подсолнухов в вазе. Третий вариант: зелёно-голубой фон, 91 × 72 см. Новая пинакотека, Мюнхен. Холст/Масло.

Картина Ван Гога «Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)» в самом лучшем качестве

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Четвёртый вариант: жёлтый фон, 92.1 × 73 см, Лондонская Национальная галерея.

Вторая часть, январь 1889
Картина Ван Гога «Ваза с подсолнухами» в самом высоком разрешении

Первый вариант, 92 × 72.5 см, Филадельфийский Музей Искусств, США

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Биография Анри Матисса

Картина Ван Гога «Подсолнухи в желтой вазе» в высоком разрешении

Второй вариант, 95 × 73 см, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

 Картина Ван Гога «Подсолнухи в вазе» в хорошем качестве

Третий вариант, 100 × 76 см, Sompo Japan Museum of Art, 42 этаж, Токио, Япония

Для арлезинаской серии художник использовал в качестве пигмента желтый хром (или хромат свинца), которому картины и обязаны своим таинственным светом. К сожалению, при разложении хромата свинца под воздействием света ярко-желтый цвет со временем приобрел зеленовато-коричневый оттенок.

На картинах подсолнухи изображены на всех этапах жизни – от полного цветения до увядания. В свое время благодаря использованию всего спектра желтого цвета в сочетании с апельсиновым, охристым, коричневым и бежевым оттенком эти приемы считались новаторскими. Краска нанесена сильными мазками с небольшими штрихами, что создает тонкий рельеф и придает цветкам объем. Для выделения желтого и оранжевого в контурах художник использовал зеленый и небесно-голубой, тем самым создавая эффект мягкого света.

Винсент Ван Гог
читайте также
Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог

5
3
0

На этом этапе жизни Винсента цвет начал приобретать автономию в его творчестве, становился скорее важным аспектом вещей, нежели физическим описанием. Таким образом, цвет – средство выражения его внутренней жизни, его чувств, что приближает Ван Гога к другому художественному движению конца 19-го века – символизму. Еще одна техническая деталь, указывающая на это направление, – точность контуров с целью подчеркнуть уникальность цветка и его статус «символа». Техника, известная как клуазонизм, использовалась Гогеном, но Ван Гог относился к ней с осторожностью.

Сестре Виллемине Винсент писал: «Аранжировка цветов на картине заставит их сиять и выделяться на фоне контрастов, это напоминает расположение драгоценностей или создание костюмов». Его картины были «почти криком боли, символизирующим благодарность в деревенском подсолнухе», тем, что принесло художнику утешение и представляло собой некое сияние жизни.

Какие эмоции и ощущения вызывают у вас картины «Подсолнухи»? Делитесь в комментариях!

Все работы художника

6 работ
Комментарии
  1. Екатерина

    Картина “Подсолнухи на синем” мне понравилась больше всех, очень красивое сочетание цветов.

  2. Василиса

    Подсолнухи Ван Гога на синем фоне выглядят эффектно. Их красота раскрывается глубже, полнее.

  3. Виктор

    Раньше встречал подобные порталы, но не пользовался ими из-за плохой подачи информации, касающейся жанров и стилей. Сделал исключение для вашего сайта. Приятно удивлен тому, что статьи хорошо структурированы, все очень профессионально и главное, полезно. Открыл для себя много интересных фактов.

  4. Наталья

    Долгое время считала натюрморт самым скучным жанром живописи. В обратном меня убедили ваши многочисленные статьи, посвященные конкретно натюрмортам, как популярным, так и малоизвестным. Признаю, в этом жанре представлено много интересных работ, достаточно необычных полотен. Спасибо за возможность познакомиться с ними.

  5. Анна

    Значит, Эмиль Шуффенекер всё же чуть вмешался в замысел Ван Гога? )

Добавить комментарий для Анна Отменить ответ

Подпишись на обновления