Картина «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Итальянский живописец эпохи Возрождения Рафаэль Санти был великим мастером своего времени, творившим на библейские сюжеты. Величайшей его работой является «Сикстинская Мадонна», изображающая Божью матерь с младенцем, созданная 1513 году.

Картина «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Сикстинская Мадонна

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти

Италия

749 работ
Рейтинг 5
Просмотров 465
Комментарии 2

История создания картины

Нет точных сведений о том, как создавалось это великое произведение. Никаких документов или записей об этом не сохранилось. По официальной версии, картина была написана по заказу римского папы Юлия II. Он хотел сделать подарок монастырю Святого Сикста. Его монахи поддержали позицию пантифика в войне с Францией за земли севера Италии. Находился этот монастырь в небольшом городе Пьяченца, тоже перешедшем на сторону папы и присоединившемся к Риму не без содействия монахов.

Известные картины Рафаэля Санти
читайте также
Рафаэль Санти

Известные картины Рафаэля Санти

5
3
0

Картину планировалось установить на месте захоронения папы СикстаIV в капелле. Там и находилось это великое произведение вплоть до 1754 г, когда монахи продали его польскому королю Августу III за баснословные деньги. Полотно увезли, однако в Пьяченце осталась его копия. А подлинник пополнил коллекцию, которая впоследствии превратилась в Дрезденскую галерею старинных картин.

Рафаэль с радостью взялся за работу. Он намеревался воплотить множество собственных идей. Будучи гностиком, художник с особым почтением относился к цифре 6. По мнению Маетто Фицци, итальянского искусствоведа, в этом потрясающем полотне зашифровано именно это число: на холсте мы видим изображение шести образов, которые как бы формируют фигуру шестиугольника.

Сюжет

Что представил своим зрителям великий Рафаэль Санти на своей бессмертной картине? Как ясно из названия, он изобразил Мадонну с младенцем – Божью матерь, непорочную деву, которая явилась пред взором горячо молящегося папы Сикста II, святого мученика. Сикст вымаливает у Марии защиту для верующих людей, которые также произносят пред алтарём свои молитвы.

Мария, услышав молитвы, спустилась с небес, пройдя по облакам. Она держит на руках своего младенца Иисуса. В её позе выражена вся нежность и любовь матери к сыну. Совсем ещё крохотный малыш смотрит своим детским, открытым и чистым взором, чувствуя себя вполне комфортно в объятиях матери, но всё же в глазах его можно увидеть серьёзность и цельность, словно он уже тогда он был полностью готов посвятить себя служению Господу. Сама Мария смотрит на зрителя несколько напряжённо. На её прекрасном лице читается тревога за будущее сына. Она словно предчувствует, что ему суждены тяжкие страдания, и хочет уберечь его.

В образе Марии Рафаэль воплотил красоту женщин античного периода, одухотворённую идеалами христианства.

Символы, зашифрованные в картине

Художник писал Мадонну со своей подруги по имени Маргарита Лути или Форнарина. Женщина соответствовала его идеалу красоты.
Очаровательный ребенок, начинающий познавать окружающий мир, взирая на него пристально, с интересом и серьёзностью.
Папа Сикст II. Пожилой мужчина в золочёной мантии с трепетом и почтением замер в поклоне перед Божьей Матерью.
Руки папы Сикста II. Может показаться, что на его правой руке 6 пальцев, что на самом деле не так. Хотя это тоже символизирует почитаемую автором картины цифру 6. Левая рука прижата к груди: данная поза символизирует его преклонение перед Мадонной.
Святая Варвара. Молодая женщина также преклонила колени, выражая свой трепет пред явлением Богородицы с младенцем
Два маленьких ангела, смотрящих вдаль.
Занавес. Символизирует открывшиеся небеса.
Облака. Символ того, что Мария спустилась с Небес.
Изображение головнго убора папы Сикста II – это высокая, роскошная шапка, символ папской власти.

Великий художник был сторонником раннехристианского течения – гностицизма, который основывался на учениях Ветхого Завета и восточной мифологии. Он намеренно создал своё творение таким образом, что в нём имеются загадки, которые зрителям предлагается разгадать самостоятельно.

Что изображено Значение
Мария По мнению многих исследователей, автор писал Мадонну со своей подруги по имени Маргарита Лути или Форнарина. Эта женщина соответствовала его идеалу красоты.
Младенец Иисус Очаровательный малыш, начинающий познавать окружающий его мир, взирая на него пристально, с интересом и недетской серьёзностью.
Папа Сикст II Пожилой мужчина в золочёной мантии с трепетом и почтением замер в поклоне перед Божьей Матерью. Сведений о нём почти не сохранилось. Он занимал святой престол всего один год. Приняв казнь посредством отсечения головы, был представлен к лику святых.
Руки папы Сикста II Они очень хорошо выражены. На первый взгляд кажется, что на его правой руке шесть пальцев, что на самом деле не так. Но это тоже символизирует почитаемую автором картины цифру шесть. Левая рука прижата к груди: такая поза символизирует его преклонение перед Мадонной.
Святая Варвара Молодая женщина также преклонила колени, выражая свой трепет пред явлением Марии с младенцем, опустив взор, словно не смея взглянуть на Матерь Божью.
Два маленьких ангела Прелестные карапузы, изображённые внизу картины, с недетской серьёзностью смотрят куда-то вдаль.
Занавес Что же означает эта деталь? Ведь на картине изображена вовсе не театральная сцена и не вход в будуар красавицы. Раскрытый зелёный занавес словно символизирует открывшиеся небеса.
Облака Мария стоит на облаке: автор подчёркивает тем самым, что Божья матерь спустилась с небес, чтобы помочь людям. На заднем плане также видны облака, которые состоят из ликов ангелов.

Стоит подробнее сказать о каждом из символов и элементов этого потрясающего творения.

Мадонна и ее прототипы

Изображение Мадонны с младенцем на руках.

Рафаэль изобразил на полотне свою возлюбленную. Эта женщина была дочерью пекаря. Встретившись с художником, она полюбила его. Красота Маргариты вдохновляла мастера на создание шедевров, не стала исключением и «Сикстинская Мадонна».

Тонкие, гармоничные черты лица, изящная шея, пропорциональная фигура женщины предстали перед зрителями в святом образе прекрасной Девы Марии. Большие, полные тревоги глаза смотрят на зрителя. Она знает, что потеряет сына, что его ожидают ужасные страдания. Простая одежда, покрывало, наброшенное на голову, ничуть не портят её, напротив, лишь подчёркивает очарование.

Рафаэль Санти
читайте также

Рафаэль Санти

5
2
0

Исторических сведений о жизни Маргариты сохранилось немного. Известно, что женщина сопровождала художника до последних дней его жизни. Что стало с ней после его смерти, достоверно не известно. Есть противоположные версии: по одной она приняла постриг в монастыре, по другой – стала куртизанкой.

Святая Варвара

Изображение святой Варвары.

Согласно историческим документам, Варвара, жившая в III в., приняла христианство, за что была подвергнута пыткам и казнена собственным отцом. Причисленная к лику святых, она считалась покровительницей города Пьяченцы.

На картине эта женщина одета в богатые одежды, красиво причёсана. Но выражение лица показывает её глубокое смирение и искреннее желание вымолить у Мадонны милости для людей.

Загадка мантии Святого Сикста

Мантия святого Сикста Сикста II украшена желудями и дубовыми листьями.

Роскошная золочёная мантия Сикста II украшена желудями и дубовыми листьями. Имя папского рода Ровере переводится с итальянского как «дуб». Именно поэтому художник изобразил эти символы. Его богатые одежды интересно контрастируют с простым и скромным одеянием Марии, лишённым роскоши.

Руки Сикста

Руки Сикста II.

Стоит подробнее остановиться на этой детали картины. Следует сказать о том, почему художник намеренно изобразил их подробно: правой рукой Папа почтительно показывает Мадонне направление пути, а левая касается его груди. Это подчёркивает позу святого, которой он выражает преклонение перед Мадонной и счастье от того, что Божья матерь предстала пред ним, вняв его горячим молитвам.

Тиара

В нижнем углу картины - тиара.

В нижнем левом углу картины видно изображение головнго убора папы Сикста II – это высокая, роскошная шапка, символ папской власти. Нежно-голубой оттенок замечательно сочетается с золотом. Он снял её и положил у ног, выражая тем самым своё глубокое почтение. На верхушке тиары нарисован жёлудь, который является геральдическим символом рода. Три золотые короны символизируют святое царство «трёх» – Отца и Сына, и Святого духа.

Облака

Облака на картине Сикстинская Мадонна.

Эта деталь выписана художником особенно выразительно. Мария ступает по облакам легко, словно двигаясь по твёрдой земле. Именно в этом и есть символичность: Мадонна сошла с небес, представ пред святыми Сикстом и Варварой. За её спиной облака будто собраны из множества лиц ангелов, поющих песнь, в которой они приносят хвалу Всевышнему. Но по мнению приверженцев гностицизма, художник изобразил не ангелов, а пребывающие на небесах души, которые ещё не воплотились в земных людей.

Зелёный полог

Почему автор изобразил раздвинутые шторы, которые словно открывают путь Мадонне, именно зелёного цвета? Это тоже символично: зелёный цвет считается знаком милосердия. Господь Всевышний послал своего любимого сына на землю, чтобы он спас людей, искупая грехи собственными страданиями.

Скучающие ангелочки

Скучающие милые ангелочки, смотрящие вдаль.

Пухлощёкие малыши с крыльями смотрят отстранённым взглядом. Оба личика выражают полную покорность судьбе. За видимым равнодушием к происходящему эти ангелы, похожие на обычных непослушных ребятишек, испытывают сильные чувства. Они словно знают, какие ужасные мучения ожидают Христа, но понимают, что не смогут помочь ему: он должен пройти свой путь до конца.

Легенда о картине

Существует легенда о том, что во время работы над картиной Рафаэль сам испытал тяжелое горе, и оно наложило свой отпечаток на его великое творение. Печальные лица Мадонны, ангелов, Святой Варвары словно объединяют между собой чувства земных людей и божественных образов. Так ли это, достоверно неизвестно, однако вся картина словно пронизана трагическими мотивами.

Судьба картины

Этот шедевр получил широкую известность лишь через два века после создания, когда он оказался в дрезденском музее. Лишь тогда общественность оценила великое полотно. Появилось множество копий, ценители искусства специально приезжали, чтобы взглянуть на «Сикстинскую Мадонну».

Во время Второй Мировой войны картина уцелела чудом. Дрезден был полностью разрушен, однако великие произведения искусства удалось спрятать в товарном вагоне недалеко от города. После войны картину привезли в СССР, она оказалась в Пушкинском музее. Лишь в 1955 г. вся коллекция дрезденского музея была возвращена в Германию.

Картина «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти
читайте также

Картина «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти

5
2
0

Вывод

«Сикстинская Мадонна» – одно из ярчайших сокровищ мировой культуры. Ни один из ценителей живописи, увидевший это полотно, не смог остаться равнодушным. Созданная 500 лет назад, картина выполнена в особой технике, и Мадонна выглядит как живая.

Печальный взгляд Богоматери, отдавшей ребенка людям, которые погубили его, словно смотрит в душу каждому человеку. Все, кому посчастливилось увидеть подлинник этой картины, никогда не смогут забыть её.

А как вам эта картина Рафаэля Санти? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Лада

    Дочка посещает воскресную школу. Там задали сделать презентацию на тему религиозный жанр живописи. Думала, что найти соответствующую информацию в интернете будет легче. Оказалось, что почти каждый второй сайт предлагает скудную подборку сухих фактов. Этот портал в данном плане сильно отличается от других подобных.

  2. Натали

    Лучше бы на картине одна божья мать с ребенком была, остальные тут ни к чему. Ну, и еще Сикста можно, он неплохо получился.

Подпишись на обновления