Картина «Слепые» («Притча о слепых») Питера Брейгеля

Нидерландский художник Питер Брейгель Старший жил и работал в XVI веке. Основной темой его живописи была деревенская жизнь тех времен. Картина «Слепые» была написана за год до его смерти, в 1568 году.

Картина «Слепые» («Притча о слепых») Питера Брейгеля

«Слепые»

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Нидерланды

97 работ
  • КАТЕГОРИЯ: Картины великих художников
  • ГДЕ НАХОДИТСЯ: Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь
  • ДАТА СОЗДАНИЯ:1568
  • ВИД ИСКУССТВА:Живопись
  • ЖАНР: Жанровая сцена, Религиозная сцена
  • СТИЛЬ:Северное Возрождение
  • ТЕХНИКА: Темпера
  • МАТЕРИАЛ: Холст
  • РАЗМЕР: 86×154 см
Рейтинг 5
Просмотров 251
Комментарии 3

Питер Брейгель Старший – нидерландский живописец XVI века, картины которого притягивают взгляд, погружая в необычайный мир художника, но до конца так и не раскрывают секрета своего магнетизма. В них есть что-то доброе, знакомое, уютное и одновременно жуткое.

История создания

Картина «Слепые» была написана в 1568 году, за год до смерти художника. Она относится к позднему периоду творчества Брейгеля, который неразрывно связан с гражданской войной, революцией, инквизицией, царившими в то время в Нидерландах.

Если в ранних картинах Брейгель замысловато подшучивал над глупостью человека, используя в том числе и библейские темы, то в поздних работах смеха нет.

Питер не писал портретов, богов, богинь и обнаженных тел. Деревня, ее жизнь – вот главные темы художника.

Сюжет картины

Полотно «Слепые» отражает главу 15 от Матфея: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Описание и анализ картины

Первый слепой упал. Он не предупредил остальных.
Второй слепой с ухмылкой. Вызывает неприятные эмоции, в средневековье глаза выкалывали преступникам.
Третий слепой более связан с остальными. Вероятно он понимает, что обречен.
Четвертый слепой - самый старший. Одет опрятно и не выглядит нищим.
Пятый выглядит уставшим. Судя по расположению ног ранее он был зрячим.
Шестой слепой выглядит неповоротливым и недалеким человеком. Еще не догадывается о происходящем спереди.
Церковь на заднем фоне и река вокруг деревни. Именно церковь сеет надежду, что слепые еще могут быть спасены.
Фигурку пастуха трудно увидеть на картине Брейгеля Старшего. Однако на работе Младшего его хорошо видно.

Работа выполнена на холсте, размер полотна 86 х 154 сантиметров.

На картине изображены слепые, вереницей шествующие друг за другом, положа руку на плечо соседа. Первый падает и очевидно, что через несколько секунд вся процессия рухнет.

На заднем плане изображен спокойный вид фламандской деревни, жизнь которой идет не спеша, своим чередом.

Толкование картины «Притча о слепых»:
Толкование Значение Содержание
1 Бытовое Прямое Идя за слепым поводырем, вся процессия падает.
2 Библейское Иносказательное Путь без Бога безрадостен и трагичен.
3 Библейско-
философское
Иносказательное Если правители слепы, пострадают и обычные люди, что идут за ними. Не нужно слепо верить всем вождям и предводителям. Следует видеть и понимать жизнь, чтобы однажды не свалиться в яму.

Питер Брейгель
читайте также
Питер Брейгель

Питер Брейгель

5
2
0

Процессия из шести слепых и изуродованных мужчин

Динамику движения подчеркивает расположение слепых: они идут по диагонали вниз и падают в яму с темной водой. И мало надежды, что падение их случайно или незначительно.

В иносказательном смысле первые двое слепых – это вожди, оставшиеся четыре – народ. Слепые не вызывают жалости. Они приковывают взгляд и одновременно вызывают чувство отторжения.

Первый

Первый слепой, который упал.

Он уже упал и, как крупный жук, барахтается на спине. В выражении его лица нет страха или боли, которые могли бы вызвать сострадание. Он не кричит, предупреждая остальных об опасности, ведь варварам безразличен свой народ.

Второй

Второй слепой в светлой одежде.

Самая выразительная фигура на полотне – второй слепой. Он единственный расположен на картине анфас. Глаз у калеки нет, и, похоже, они были выколоты. Он откровенно «смотрит» на зрителя и, кажется, уже что-то начинает понимать. Его механическая улыбка противна и вызывает отторжение. Эмоции его трудно разгадать, но ясно одно – они низменны и неприятны.

В средневековье глаза выкалывали людям знатного рода или политическим преступникам.

Третий

третий слепой с картины Брейгеля.

Брейгель зрительно отделяет первых двух слепых от дальнейшей процессии. Третий и остальные калеки слажены между собой, они более покорны, в их лицах читается настойчивая обреченность перед судьбой.

Плащ у третьего слепого широко раскрыт, у последнего калеки полы одежды сомкнуты. Эти детали тоже придают динамики падающей веренице.

У третьего калеки, вероятно, плохо с координацией, он часто падает, его икры обмотаны дополнительной защитой.

Четвертый

Четвертый слепой герой картины.

Четвертый встревожен, он пытается угадать, что случилось, вытянув шею. Он самый старый в процессии.

Слепые не выглядят как нищие, они неплохо одеты. Их гольфы белоснежны, а туники и плащи потерты, но чисты.

Пятый

Пятый слепой мужчина.

Пятый в веренице – уставший человек с крестиком на шее. Пытаясь удержаться на земле, он широко ставит ноги. Похоже, что когда-то он был зрячим.

Причина слепоты на картине Брейгеля у каждого калеки разная: у кого-то бельмо, у другого врожденная слепота, у третьего выбитые глаза.

Шестой

Последний слепой на картине.

Шестой слепой беззащитен и напоминает крупного, неповоротливого ребенка. Заметно, что его внутренний мир ограничен. Он покорно завершает процессию и не догадывается о начале несчастья.

Древняя церковь и река

Древняя церковь на фоне картины.

На заднем плане картины открывается деревенский пейзаж. Холм, крыши домов, аллея, обрамленная деревьями с ажурной листвой, тихая церковь – все это дышит спокойствием.

Эксперт по творчеству художника Кристина Карри пишет: «В знакомые сцены он вносил ощущение вселенской значимости».

Церковь, в противовес процессии падающей вниз, тонким шпилем устремляется в небо. Она зрительно разделяет вереницу и дает небольшую надежду, что четверо слепых еще могут быть спасены.

Река огибает деревню и чем дальше она уносится от слепых, тем чище становится.

Фигурка пастуха

Фигура пастуха вдали.

Питера Брейгеля Старшего называют Мужицким художником из-за тем, которые он выбирал, чтобы отличать искусство живописца от работ его сыновей. Они тоже были художниками. И Брейгель Младший делал копии с картин отца.

Фигуру пастуха на оригинальной работе увидеть трудно, а вот на картине Брейгеля Младшего она заметна хорошо. Крестьянин, чуть ссутулившись, облокотился на посох. Задумчиво он смотрит на землю. Рядом, около дерева с голой кроной, пасутся овцы.

Общая композиция

Передний план картины динамичен, задний – статичен, но они связаны друг с другом больше, чем это кажется на первый взгляд. Дерево без листьев, стоящее почти в центре уютной деревни, незримо перекликается с покалеченными людьми. И у слепых, и у пастуха в руках посох. Оба плана выполнены в одной цветовой гамме.

Слепые идут по выжженной земле, огибают уютную деревушку и остаются в стороне от обычной жизни селян. Интерпретация этой сцены такова:

  • Калек сторонятся здоровые люди, и слепые становятся изгоями. В средневековье была такая потеха: незрячим давали розги, чтобы те хлестали свиней. Но во время злобного «аттракциона» слепые попадали друг по другу, что вызывало у зрителей смех.
  • Очень далеки правители от обычных людей, с которыми у них разные дороги.

Судьба картины

Полотно пережило страшные времена инквизиции, и в настоящее время оно хранится в Национальном музее Каподимонте, в Италии, в городе Неаполе, где художник прожил около двух лет.

В работе «Притча о слепых» выразилась вся боль Брейгеля из-за ужасов, что творились тогда на его земле.
Он уже не подшучивает над человеческой глупостью, а открыто выражает мысль, что бездумное следование за варварами, принесет зло всем. Художник не жалеет ни поводыря, ни слепцов.

Чуть тусклее, чем обычно выбрал краски мастер для своей великой картины «Притча о слепых».

Какой слепой у Вас вызывает больше всего эмоций? А Вы бы повесили это произведение искусства дома?

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Агния

    Ужасная картина, но в то время, скорее всего, так и было. Вообще страшные времена, и на такие картины любопытно смотреть.

  2. Давид

    Художник весьма умело сочетает краски. Картина вышла весьма реалистичной. есть о чем подумать честно говоря.

  3. Константин

    На картину тяжеловато смотреть, если честно, но в то же время хочется более детально ее изучить и понять смысл, интересная работа.

Подпишись на обновления