Известные картины Василия Кандинского

Василий Кандинский — известный художник, стоявший у истоков абстракционизма. Его работы долго были под запретом, но сейчас считаются одними из самых дорогих в мире среди русских художников. По сей день искусствоведы и психологи пытаются понять, какой скрытый смысл заложен в его картинах.

Известные картины Василия Кандинского

Василий Кандинский — один из основоположников абстрактной живописи и теоретик искусства. Юрист по образованию, он начал художественную карьеру поздно — в возрасте 30 лет, посетив выставку импрессионистов и увидев работу Клода Моне «Стог сена». Его творчество вызывает дискуссии искусствоведов и психологов, которые ищут в картинах художника скрытый смысл, заключенный в игре цвета, ритме линий и фигур.

Общие черты картин Василия Кандинского

В своей живописи Кандинский прошел путь от этюдов в стиле импрессионизма до абстракции. Путешествие в Вологодскую губернию 1889 году с этнографической экспедицией оказало влияние на его последующее творчество: в картинах будут встречаться сказочные и фольклорные мотивы. Также во многих работах Кандинского прослеживаются элементы верхневычегодской росписи (вид росписи по дереву, сформировавшийся на территории современной республики Коми).

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Чаепитие в Мытищах

В разное время в творчестве Кандинского находили отражение:

  • теософские идеи (для его работ характерна некоторая таинственность);
  • несколько сущностей человека (стал изображать после знакомства с антропософскими учениями Рудольфа Штайнера).

Самые известные картины Василия Кандинского

Амазонка, 1917

Картина Василия Кандинского «Амазонка»

Амазонка (1917 год). 16×13 см. Стекло/масло

На картине изображена девушка в черном платье на вороном коне. В этот период художник еще пишет довольно реалистичные картины, но форма предметов уже становится упрощенной, основную роль начинает играть цвет.

Амазонка в горах, 1917

Картина Василия Кандинского «Амазонка в горах» в хорошем качестве

Амазонка в горах (1917 год). Стекло/масло

В отличие от работы, написанной в том же году, цвета на этом полотне более светлые, конь уже белый, платье на женщине зеленое. А вот фон стал темнее, приобрел оттенки синего. Для этой живописи характерны искажения реальных масштабов фигур и перспективы, яркость в заполнении цветов фигур и фольклорные мотивы.

«Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, сверхчувственному. Это цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо». Василий Иванович Кандинский, книга «О духовном в искусстве».

Ахтырка. Красная Церковь, 1908

Картина Василия Кандинского «Ахтырка. Красная Церковь»

Ахтырка. Красная Церковь (1908 год)

На картине изображена красно-белая церковь в ясный солнечный день. В 1908-1909 г.г. Кандинский жил селе Мурнау в Баварских Альпах, и в этом пейзаже художник передал теплую тоску по родным местам.

Именно этот год считается переломным в творчестве художника: он изменил стиль творческого выражения и в дальнейшем стал писать абстрактные картины.

ИНТЕРЕСНО: Картина Василия Ивановича Сурикова “Боярыня Морозова”

Синий всадник, 1903

Картина Василия Кандинского «Синий всадник» в высоком разрешении

Синий всадник (1903 год). 55×65 см. Картон/масло

Эту картину считают первой абстракцией Василия Кандинского. Композитор Арнольд Шёнберг, с которым вел переписку Кандинский, после того, как увидел фото его работ, написал: «Не могу поверить, что живопись обязательно должна быть предметной».

Позже, в 1911 году, Кандинский и его друг Франц Марк организуют творческое объединение с одноименным названием.

Пляжные корзины в Голландии, 1904

Картина Василия Кандинского «Пляжные корзины в Голландии»

Пляжные корзины в Голландии (1904 год). 24×32.6 см. Картон/масло

В этой картине, написанной в одном из заграничных путешествий художника, чувствуется дух импрессионизма. Полотно написано крупными мазками в этюдном стиле.

Кандинский был синестетиком — человеком с явлением восприятия, которое позволяло ему «слышать цвет и видеть звук».

Осень в Мурнау, 1908

Картина Василия Кандинского «Осень в Мурнау» в хорошем качестве

Осень в Мурнау (1908 год). Масло

На картине, написанной в переходный от импрессионизма к абстракции период творчества, изображен осенний пейзаж с уходящей вдаль дорогой. Это живопись, созданная под влиянием Сезанна и Ван Гога, построенная на ярких цветовых контрастах, игре цвета, который уже начинает нести свой собственный смысл.

Гора, 1909

Картина Василия Кандинского «Гора»

Гора (1909 год). 109×109 см. Холст/масло

На полотне, которое уже ближе к абстрактному искусству, чем к предметному, изображены два символических человеческих силуэта на фоне горы. Основные цвета картины — синий, желтый, красный, зеленый и белый.

Желтый художник считал чисто земным цветом, который двигается навстречу человеческому глазу, а в синий, наоборот, взор как бы погружается. Соответственно, при смешении двух этих цветов, излучающих противоположное движение, рождается зеленый — цвет покоя.

Первая абстрактная акварель, 1910

 Картина Василия Кандинского «Первая абстрактная акварель» в хорошем качестве

Первая абстрактная акварель (1910 год). 109×109 см. Бумага/акварель, чернила

Это полотно, написанное акварелью — первая полностью абстрактная картина художника. На полотне уже нет какого-либо сюжета, все построено на концепции «ритмического» использования цвета в живописи.

Историк — искусствовед Пунин Николай Николаевич, увидев в 1919 году картины Кандинского, воскликнул:

«Я протестую самым решительным образом против искусства Кандинского. Все его чувства, его краски одинокие, безродные и напоминают уродов. Нет, нет! Долой Кандинского! Долой его!»

Он, будучи в первые годы советской власти историком от искусства и формалистом, был позднее репрессирован этой же властью.

Импровизация 10, 1910

 Картина Василия Кандинского «Импровизация 10»

Импровизация 10 (1910 год). 120×140 см. Холст/масло

По мере того как формируется новый художественный язык в творчестве Кандинского, он создает серии «импровизаций» — картин, которые пишутся под влиянием чувств и эмоций. Абстрактные образы предлагают зрителю самому додумать их смысл.

Лирическое, 1911

Картина Василия Кандинского «Лирическое» в хорошем качестве

Лирическое (1911 год). 94×130 см. Холст/масло

В год написания этого полотна родилось общество «Синий всадник». История появления названия объяснялась участниками так: Франц Марк любил лошадей, а Кандинский — всадников (что прослеживается во многих его работах). Синий же цвет по философии художника символизировал победу над материализмом.

Картина написана в характерном для художника стиле: динамичное движение всадника на лошади сквозь едва намеченные линиями деревья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Картины Василия Григорьевича Перова

Импровизация 31 (Морской бой), 1913

Картина Василия Кандинского «Импровизация 31 (Морской бой)»

Импровизация 31 (Морской бой) (1913 год). 140.7×119.7 см. Холст/масло

Характерное для этого периода творчества художника полотно лирической абстракции с ярким цветовым решением и абстрактными формами, в которых можно разглядеть очертания кораблей и парусов.

Композиция VI, 1913

Картина Василия Кандинского «Композиция VI» в высоком разрешении

Композиция VI (1913 год). 195×300 см. Холст/масло

Кроме серий «импровизаций» у художника была серия «композиций» — произведений, написание которых не было спонтанным и требовало тщательной подготовки. В этой работе мастер желал передать зрителю ощущение катастрофы (одна из ранних версий названия полотна «Потоп»). Это и использование библейских мотивов, и ощущение скорой войны.

По словам библиографов Кандинского, несмотря на длительную подготовку к написанию, картина была создана всего за 3 дня. В процессе работы над ней художник часто повторял слово «наводнение».

Москва, 1916

Картина Василия Кандинского «Москва. Красная площадь»

Москва. Красная площадь (1916 год). 51.5×49.5 см. Холст/масло

В 1914 году Кандинскому как гражданину России после начала Первой мировой войны пришлось вернуться на Родину. Здесь он снова пишет пейзажи с налетом импрессионизма, романтические фантазии и даже реалистичные полотна. В 1916 году написаны две картины, сюжеты которых объединены одним городом.

Холст «Москва. Смоленский бульвар» показывает столицу заснеженной и умиротворенной. Совсем другим настроением пропитана работа «Москва. Красная площадь». Расплывчатые и динамичные образы передают суматоху и тревожные вибрации большого города.

Композиция VII, 1913

Картина Кандинского «Композиция VII» в высоком качестве

Композиция VII (1913 год). 200×300 см. Холст/масло

Данное полотно — одна из самых известных работ художника, написанная в довоенный период в Мюнхене. Это логическое продолжение “Композиции VI”. Мотив потопа художник дополняет другими библейскими темами: воскрешение из мертвых, Судный день и райский сад.

Квадраты с концентрическими кругами, 1913

Картина Кандинского «Квадраты с концентрическими кругами»

Квадраты с концентрическими кругами (1913 год). 23.8×31.4 см. Бумага/акварель, гуашь, карандаш

В полностью абстрактной работе художник проводит исследование взаимодействия разных цветов и форм. Картину можно считать переходной от эмоциональных и хаотичных абстракций к строгой геометрии, характерной для послевоенного периода творчества.

По мнению художника, цвет может вызывать не только физическое воздействие на глаз человека, но и более глубокое, психоэмоциональное.

Синий круг, 1922

Картина Кандинского «Синий круг» в высоком качестве

Синий круг (1922 год). 109.0 × 99.0 см. Холст/масло

В 1921 году Кандинский покинул Россию и принял приглашение директора немецкой школы прикладного искусства и дизайна «Баухауз» Вальтера Гропиуса и переехал в Германию. Эта и последующие его работы относятся к «холодному» периоду творчества и представляют собой строгие геометрические полотна.

Черный и фиолетовый, 1923

 Картина Кандинского «Черный и фиолетовый» в хорошем качестве

Черный и фиолетовый (1923 год)

Художник с помощью цвета и геометрии передает свое тревожное настроение, тоску по Родине. В 1926 году исследования Кандинского в области композиции и геометрических элементов оформились в книгу «Точка и линия на плоскости». Художник описывал точку как основополагающий, исходный элемент, а линию — ее противоположность.

На белом II, 1923

Картина Кандинского «На белом II» в хорошем качестве

На белом II (1923 год). 105.0 × 98.0 см. Холст/масло

Взаимное напряжение контрастных цветов — черного и белого — и геометрических фигур создает на картине напряжение, пробуждающее в зрителе чувство тревоги.

Жёлтый, красный, синий, 1925

 Картина Кандинского «Жёлтый, красный, синий»

Жёлтый, красный, синий (1925 год). 127.0 × 200.0 см. Холст/масло

Еще одно полотно, исследующее взаимодействие цветов и их влияние на зрителя. Интересно, что в тот же период Пит Мондриан, нидерландский художник, также творивший в жанре абстракционизма, писал свои всемирно известные работы с применением этих же трех цветов.

Последовательность, 1935

Картина Кандинского «Последовательность»

Последовательность (1935 год)

 

Картина позднего периода творчества художника была написана после отъезда из Германии во Францию. Строгую геометричность на картинах сменили биоморфные сюрреалистические образы. Картина напоминает нотный стан, и это возвращает зрителя к идее «услышать» живопись.

Известные картины Рубенса
читайте также

Известные картины Рубенса

5
3
0
Рейтинг картин Василия Кандинского по мнению пользователей сайта
Амазонка в горах
4
Амазонка
3
Ахтырка. Красная Церковь
2
Жёлтый, красный, синий
2
Черный и фиолетовый
2
На белом II
1
Синий круг
1
Композиция VII
1
Композиция VI
1
Импровизация 31 (Морской бой)
1
Лирическое
1
Импровизация 10
1
Первая абстрактная акварель
1
Гора
1
Последовательность
1
Москва. Красная площадь
0
Квадраты с концентрическими кругами
0
Пляжные корзины в Голландии
0
Синий всадник
0
Осень в Мурнау
-1

Творческий пусть Кандинского был сложен. Из-за политической обстановки сначала в России, потом в Германии художник успел пожить в трех странах, но нигде не стал своим. В СССР его картины долго были под запретом. Но сейчас его полотна одни из самых дорогих в мире среди русских художников.

В комментариях расскажите, как вы относитесь к абстрактному искусству.

Все работы художника

2 работ
Комментарии
  1. Аноним

    Как-то не впечатлило меня абстрактное искусство, хотя есть в нём что-то притягательное, интересное, картины хочется рассматривать и разгадывать что же видел и запечатлел художник. Видимо, это и притягивает поклонников художников-абстракционистов.

Подпишись на обновления