Известные картины Василия Поленова

Василий Дмитриевич Поленов один из самых заметных художников конца XIX начала XX века. В советское время его творчеству уделялось меньше внимания, чем передвижникам. Последние прежде всего старались показать социальные проблемы, о которых так любили говорить и писать в СССР. В то же время художник своими полотнами создавал у зрителей позитив, веру в светлое будущее. Эти качества востребованы во все времена.

Известные картины Василия Поленова

Василий Дмитриевич Поленов – выдающийся русский художник, чьё творчество ценят и любят и в наше время. За 4 месяца выставки работ художника в Новой Третьяковке галерею посетило 440 тыс. человек. Мастер успешно работал в разных живописных жанрах. Его пейзажи привлекают жизнерадостным цветом, религиозная живопись – сюжетом и глубиной внутреннего мира персонажей. Художник постоянно совершенствовал своё мастерство, используя достижения академической живописи.

Василий Поленов
читайте также
Василий Поленов

Василий Поленов

5
4
0

Общие черты картин Василия Поленова

Прекрасно образованный, Василий Дмитриевич Поленов не стремился к революции в живописи. Если передвижники отрицали каноны академической школы, то Поленов приветствовал развитие в творчестве. В его живописи немало нового, базирующегося на традициях академизма.

Следует отметить, что академик Поленов создал выдающиеся работы в разных жанрах. Это:

  • пейзаж;
  • портрет;
  • историческая живопись;
  • библейские сюжеты;
  • театральные декорации;
  • иллюстрации.

Общим для всех произведений художника стал поиск светлых сторон мироздания. Его работы стараются показать истинные ценности, ищут верный путь. Изображение человека и природы на картинах Поленова всегда дышит оптимизмом. Эти качества выгодно отличали его полотна от работ передвижников, наполненных социальными и бытовыми проблемами, нередко вызывающими негативные чувства.

«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70‑х годов XIX века. «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой», — написал Остроухов, ставший художником под воздействием полотен Поленова.

Талант живописца был настолько многогранен, что Товарищество передвижных выставок считало его творчество своим, а картины доброжелательно воспринимались представителями академического направления.

Самые известные картины Василия Поленова

Московский дворик. 1878

Картина "Московский дворик" В.Д. Поленова.

Художник, будучи коренным жителем Петербурга, в 33 года решает перебраться в Москву. В поисках жилья он забрёл в арбатские переулки, которые приютили его на первое время. Жизнь вокруг была патриархальной, двор на который открывался вид из окна мастера, вполне походил на деревенский. В столице центральные районы были исключительно каменными. А здесь – естественная роскошь природы, подвигшая Поленова на создание пейзажного полотна.

Картина «Московский дворик» Василия Поленова
Полный анализ картины

Картина «Московский дворик» Василия Поленова

Первоначальная картина вертикального формата была безлюдной. Позднее художник дополнил пейзаж фигурами людей и животных и сделал работу горизонтальной. Особенно ценным в изображении Поленова оказалась светлые и радостные тона, создававшие настроение и оптимизм.

Картина экспонировалась на 6-й выставке передвижников. Зрители приняли работу с восторгом. Понравилась картина и самим передвижникам, поскольку была выполнена в реалистичном стиле и ушла от канонов академизма.

Воскрешение дочери Иаира. 1871

Картина Василия Поленова «Воскрешение дочери Иаира»

Картина писалась Поленовым для конкурса в художественной академии. Цена вопроса была существенной: получивший золотую медаль становился пенсионером академии, получая право на 4-6 летнюю поездку для изучения европейской живописи.

Заданная тема работы была хорошо известна художнику. Он быстро взялся за её выполнение. В итоге картина получила золотую медаль. Такую же награду получил и Репин, полотну которого академики отдали предпочтение за более глубокое раскрытие темы.

Сюжет рассказывает об одном из чудес Иисуса, который воскресил умершую дочь настоятеля синагоги Иаира. Авторитетная комиссия отметила отличную композицию по сюжету и подобранную цветовую гамму работы Поленова.

В сюжете изображена девочка, уже воскрешённая Спасителем. Восхищение читается на лицах матери, отца и апостолов, присутствовавших при чуде. В то же время Христос, свершивший волшебное исцеление, более напоминает уверенного в себе врачевателя, чем мессию.

Арест гугенотки Жакобин де Онтебель графини д,Этремон. 1875

Картина «Арест гугенотки Жакобин де Онтебель графини д,Этремон» в высоком разрешении

Будучи как пенсионер академии в Европе, Поленов пишет ряд работ, получивших известность. На полотне «Арест гугенотки» отражён фрагмент кровавого конфликта между католиками и протестантами во Франции.

Картина показывает арест графини де Этремон – жены одного из лидеров движения гугенотов де Колиньи. Тёмные цвета на полотне не предвещают задержанной ничего хорошего. По блеску глаз одного из стражников видно, что он не остановится ни перед чем, чтобы уничтожить врагов своей веры.

Работа относится к парижскому периоду Поленова. Чувствуется влияние барбизонской школы. Во время визита в Париж в 1875 году великий князь, будущий царь Александр III купил эту картину. В 1876 году благодаря полотну Поленов получил звание академика.

Оригинал картины находится в Русском музее. Копия работы – в музее-заповеднике Поленово.

Бабушкин сад. 1878

Картина «Бабушкин сад» в высоком разрешении

Художник лаконично сумел передать на своём полотне проводы уходящей эпохи дворянских гнёзд, так часто описываемых в русской литературе. На картине изображён реально существовавший дом Баумгартнера рядом со знаменитым московским двориком в арбатских переулках.

Пейзаж на полотне соединён с бытовой сценкой. То, что лучшие времена уже в прошлом, хорошо заметно в деревьях неухоженного сада, облупившейся штукатурке когда-то роскошного дома. А дополняет его немощная старуха, состарившаяся вместе со своим особняком.

Ярким лучиком новой жизни стала фигура молодой спутницы пожилой дамы. Стелющаяся перед ней садовая дорожка жизнеутверждающего цвета непременно приведёт героиню картины и всех нас к будущим светлым дням. Такого впечатления добился художник, применив свежий цветовой колорит.

Заросший пруд. 1879

Картина Василия Поленова «Заросший пруд»

Ещё одно полотно с уходящим дворянским прошлым написано художником к седьмой выставке передвижников. Натуру для картины Поленов нашёл вблизи Киева у села Петрушки, где снимала летнюю дачу семья его сестры. Центром полотна стал пруд, принадлежавший дворянской усадьбе. Ко времени написания картины он уже одичал, постепенно зарастая у берегов.

Работу хорошо приняли на выставке. Академистам понравилась манера изображения с деталями первого плана и размытостью находящихся вдалеке деревьев. Сторонники новых стилей отмечали характерное для импрессионистов рассеянное изображение. Но все сошлись в одном: Поленов изумительный колорист, создавший своё произведение из множества зелёных оттенков.

Поленов стал первопроходцем в изображении озера с мостиком и кувшинками. Подобные сюжеты выйдут из-под кистей Коровина, Левитана, Серова. Тема заросшего пруда прославит Клода Моне.

Цезарская забава. 1879

Картина Василия Поленова «Цезарская забава»

Картина написана в 1876 году во время европейского пенсиона художника. На создание полотна художник вдохновился после посещения Рима в 1872 году. Окончательная доработка полотна датируется 1879 годом.

На картине изображена дикая забава Древнего Рима – травля людей хищными животными. Молодая христианка, в отчаянии прижавшаяся к стене, понимает, что её минуты сочтены, так как к ней запущен тигр, готовящийся к прыжку. Цезарь и его приближенные, наблюдающие сверху, предвкушают наслаждение от предстоящего страшного зрелища.

Работа Поленова вошла в академический ряд живописных полотен, посвящённых мученичеству ранних христиан, принимавших смерть за веру.

Несмотря на хорошо переданный драматизм ситуации, картина осталась почти незамеченной зрителями и критикой. Поводом для негатива послужило, по мнению многих, мелкое изображение персонажей полотна, теряющихся среди грандиозных строений.

Христос и грешница (Кто без греха?). 1888

Картина «Христос и Грешница» в высоком разрешении

Василий Дмитриевич с детства хорошо знал евангельские сюжеты. Они привлекали его и как художника. В поездках по Востоку живописец сделал множество подготовительных эскизов к картинам по Евангелию. Дополнительный толчок к изображению тем из священного писания дало монументальное полотно Иванова «Явление Христа народу». Но работа не шла.

Картина «Христос и Грешница» Василия Поленова
Полный анализ картины

Картина «Христос и Грешница» Василия Поленова

О замыслах написать картину «Христос и грешница» было известно близким художника. Преждевременно умирающая сестра-двойняшка Поленова Вера, взяла с него обещание, что он непременно закончит картину. В память о сестре мастер возобновил работу над полотном. Он опять едет по восточным странам, ищет нужные типажи. В местную одежду облачает позировавших ему Коровина и Левитана.

Известный сюжет, когда к Иисусу привели согрешившую женщину и он, по сути, призвал разъярённых жителей к её прощению, истолкован художником на свой манер. Не в первый раз изображая Христа, он сообщает ему не божественные, а человеческие качества. Идея, выраженная на холсте: любовь христиан к ближнему и самосовершенствование.

Предполагаемое название картины «Кто из вас без греха?» не устроило цензоров. Компромиссным оказалось менее радикальное «Христос и грешница». Несмотря на большой негатив, холст приобрёл «главный критик» – Александр III, после чего отзывы о картине стали более доброжелательными.

На деньги от продажи полотна художник купил землю на Оке. Ныне там находится музей-заповедник Поленово.

Золотая осень. 1893

Картина «Золотая осень» в высоком качестве

Одной из лучших пейзажных работ Поленова является картина «Золотая осень». Художник со знанием дела подобрал участок на Оке для своей усадьбы: отсюда открывался прекрасный вид на изгиб русской реки. Сама природа создала великолепную композицию для работ мастера.

Картина «Золотая осень» Василия Поленова
Полный анализ картины

Картина «Золотая осень» Василия Поленова

В 1893 году Василий Дмитриевич живёт в своих любимых местах. Пейзаж схвачен художником в самое красочное время года, когда листья уже максимально окрасились, но ещё не начали облетать. Сочетание преобладающего жёлтого цвета осенней природы с вкраплениями зелёных островков, синевой неба и реки в солнечный день создало удивительно гармоничный пейзаж. Художнику осталось только запечатлеть его на полотне, добавив капельку грусти по ушедшему лету.

Мечты (На горе) 1900

Картина Василия Поленова «Мечты (На горе)» в высоком разрешении

Поленов писал: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение».

Евангельским сюжетам художник посвятил значительную часть своей жизни, будучи уже известным художником. В работах, где героем картин является Иисус Христос, мастер изображает Спасителя близким для понимания и человечным, уходя от характерной для многих художников божественности. Такой подход к трактовке священного писания проявился ещё в его студенческой работе.

Не изменил своим взглядам Поленов и в полотне «Мечты». Иисус изображён сидящим на скале у Галилейского моря. Он очень похож на обычного путника, присевшего отдохнуть. Фигура Христа, скалы и чуть заметный пейзаж дальнего берега уравновешивают картину, создавая спокойствие и благодать.

Поленов создал несколько вариантов картины, и все они принадлежат российским музеям.

Призраки Эллады. 1890-е

Картина Василия Поленова «Призраки Эллады»

Будучи разносторонне образованным человеком, Василий Дмитриевич испытывал немалый интерес к духовному наследию прошлого. Хотя Евангельские сюжеты более известны в его творчестве, ряд полотен он посвятил темам Древней Греции и Рима.

Картина «Призраки Эллады» написана не с натуры, а в мастерской художника. Она отражает его воспоминания о посещении Греции в пенсионерский период.

В работе изображена часть храма и скульптура античной богини любви Афродиты. По ступенькам святилища поднимается девушка, которая хочет воспылать светлым чувством. Картина, выполненная в светлых и жизнерадостных тонах, была написана как призыв ко всеобщей любви и человечности.

Будучи чрезвычайно разносторонним и талантливым человеком, Поленов вслед за полотном «Призраки Эллады» пишет оперу с таким же названием, автором либретто которой стал Савва Мамонтов. Хоть опера и не получила большой популярности, она была несколько раз представлена зрителю.

Премьера состоялась в 1906 году на сцене Большого зала Консерватории в Москве. В 1915 году её показали на сцене Народного дома в Тарусе. Постановки оперы «Призраки Эллады» были осуществлены в наше время на сценах Воронежа в 2012 году и Тулы в 2017 году. Туляки представили тематическую оперу на XIX фестивале «Боспорские огни» в Керчи.

В современной России художник открывается с новых сторон, творчеству мастера уделяется больше внимания. Картины Поленова неплохо продаются на международных аукционах по впечатляющим ценам:

Картина Год продажи Стоимость, млн. фунтов
Кто из нас без греха 2011
4,07
Повинен в смерти 2011 2,5
Решил идти в Иерусалим 2017 0,692
Известные картины Василия Кандинского
читайте также

Известные картины Василия Кандинского

5
1
0
Рейтинг картин Василия Поленова по мнению пользователей сайта
Золотая осень
9
Московский дворик
3
Воскрешение дочери Иаира
3
Бабушкин сад
1
Заросший пруд
1
Призраки Эллады
1
Арест гугенотки Жакобин де Онтебель графини д,Этремон
0
Цезарская забава
0
Христос и грешница (Кто без греха?)
0
Мечты (На горе)
0

Как Вы относитесь к творчеству художника? Какая картина понравилась больше всего? Пишите в комментариях!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Андрей

    Я ещё в детстве засматривался на картину “Московский дворик”. Она как живая. Когда смотришь, то так и кажется, что птички чирикают и люди суетятся.

  2. Елена

    Какие же это светлые, жизнеутверждающие картины, передающие жизнь простых людей того времени! Смотрю на “Московский дворик”, и как будто попадаю в ту самую деревеньку с играющими детьми, гуляющими курочками и сверкающими куполами! Вот бы хоть на миг оказаться там!

  3. Игорь

    Люблю картину “Золотая осень”. Это одна из тех работ, которую хочется повесить на стену дома. Чувствуется русская душа…

Подпишись на обновления