Известные картины Василия Сурикова

Через картины Сурикова, великого мастера живописи, зритель погружается в историю своей страны. Его исторические полотна показывают величие и мощь русского человека, который наделен смелостью, способного достойно выдержать трудности. Полотна художника экспонируются и хранятся в самых знаменитых выставочных залах и музеях России.

Известные картины Василия Сурикова

Василий Суриков – мастер исторической живописи. Картины его отличаются монументальностью. На них изображены разнохарактерные простые люди.

Общие черты полотен Василия Сурикова

Все творчество художника связано с исторической темой. Его полотна отражают трагические страницы из жизни русского народа. Художник создает образы, отличающиеся сильным характером и несгибаемой волей.

Василий Суриков
читайте также
Василий Суриков

Василий Суриков

5
2
0

Самые известные картины

В.И. Суриков внёс огромный вклад в развитие русской художественной школы. Выдающийся художник-передвижник, академик за свою творческую жизнь создал ярчайшие масштабные полотна с яркими образами.

«Утро стрелецкой казни». 1881

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» в хорошем качестве

Во второй половине XIX века живописцы часто обращались к историческим темам. Монументальное полотно реалиста Сурикова «Утро стрелецкой казни» выполнено в жанре исторической живописи. Мастер изобразил Красную площадь, где проходит казнь бунтовщиков, со всей мрачностью и суровостью.

Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
Полный анализ картины

Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова

Бунт стрельцов был подготовлен царевной Софьей. С помощью кисти и красок Суриков смог изобразить трагический момент истории русского народа.

Художник показал душевное состояние стрельцов. На полотне нет кровавых сцен и насилия. Трагизм и ужас передаются выражением скорбных лиц, безысходностью в глазах, позами присутствующих на площади, где скоро будет казнь.

В центре композиции – молодой царь Петр на коне. На государя гневно смотрит стрелец с рыжей бородой, связанный по рукам и ногам. Он не опустил головы, полностью сознает свою правоту. Такими же не покорившимися царю выглядят и другие стрельцы, дерзко смотрят они ему в глаза.

Живописец мастерски показал на холсте противостояние народа и государства в лице царя. Нарядные купола собора Василия Блаженного видны за толпой народа, царь Петр стоит спиной к стенам Кремля. Слева его солдаты. Сама история смотрит на зрителя с полотна, и становится понятно, что ее делают народные массы.

«Меншиков в Березове». 1883

Картина Василия Сурикова «Меншиков в Берёзове» в хорошем качестве

Фаворит царя Петра Александр Меншиков с тремя детьми был сослан в ссылку в Березово в Тобольской губернии. В центре композиции осиротевшая семья сидит вокруг стола. Все проникнуто скорбью, безысходностью и ощущением собственного бессилия.

В бревенчатом доме холодно, свет еле проходит через подслеповатое окно. На полу звериная шкура, на столе богатая скатерть, в красном углу позолоченные иконы. То, что в доме холодно, видно по тому, что все в верхней одежде.

Меншиков устремил невидящий взгляд в пространство перед собой. На лице отчаяние и безысходность. Совсем недавно он был первым лицом при царе, а сейчас находится далеко от столицы, в глуши. Нет возможности что-то изменить, и осознать это ему очень тяжело.

Сидящая возле отца старшая дочь Мария закутана во все черное. Глаза ее полны глубокой печали. У сына Александра в руках подсвечник, он вертит его, снимая пальцем подтаявший воск.

Молодая княжна Александра сидит, склонившись над толстой книгой. Лицо девушки освещено слабым светом. Она единственная из всех, кто верит в светлое будущее. Эта картина рассказывает о личной драме человека, который оказался беззащитным перед жизненными обстоятельствами.

«Боярыня Морозова». 1884-1887

Боярыня Морозова в хорошем качестве.

«Боярыня Морозова» – одна из картин, где изображена сильная личность с несгибаемой волей. В 17 веке, когда вводилась новая церковная реформа патриарха Никона, приверженцы старой веры, отказавшись принять ее, подвергались гонениям, активно сопротивляющиеся истреблялись.

Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова
Полный анализ картины

Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова

Одним из ярых фанатов была богатая боярыня Феодосия Морозова, которая предпочла монашеский постриг, а потом приняла мученическую смерть от голода за свою веру.

На полотне изображен момент, когда бунтарку забирают из дома и везут в тюрьму. Морозова сидит на дровнях. Она закутана в черную шубу, осунувшееся лицо бледное, глаза горят. Женщина высоко подняла руку в двоеперстии, показывая непоколебимость своей веры.

Толпу, которая собралась провожать Морозову, автор изображает многоликой, красочной и разношерстной. Сурикову удалось на каждом лице запечатлеть эмоции, что испытывают провожающие боярыню люди: здесь и жалость, и сочувствие, и слезы, даже язвительный смех. Женщины, стоящие слева, в темной одежде, жалеют ее, молодой человек рядом с лошадью смотрит с изумлением на боярыню.

Картина богата красками: мастерство Сурикова к мелочам проявилось в цветовой палитре полотна. Оттенки снега вокруг саней тщательно прописаны. Многообразием тонов показана пестрая толпа. На заднем плане в сероватой дымке виднеются смутные очертания домов и церкви.

«Взятие снежного городка». 1891

Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

На картине изображен один кадр из жизни сибирских казаков, когда они отмечают Масленицу. Традиционная игра проводилась в Прощеное воскресенье, в последний день Масленицы. Для художника эта тема была знакомой, так как он много раз видел такие сцены в детстве.

В центре сюжета момент игры в покорение снежного городка. Так играли почти в каждой деревне. Смотреть на баталию собиралось много народу. Картина прекрасно передает воодушевление игроков, полную радости атмосферу таких гуляний.

На переднем плане всадник на скачущем коне с силой бьет по снежному городку. Его лицо напряжено, кажется, что даже лошадь испытывает настоящее безумие. Парень и девушка в санях в восторге от происходящего с азартом смотрят на тех, кто скачет вслед казакам.

Толпа на заднем плане расступилась перед всадниками. Люди разных возрастов и сословий вышли на гуляние нарядными, счастливыми: ведь прошла снежная зима, скоро наступит весна. Лица у них румяные от мороза.

На заднем плане, за толпой, видны силуэты гор и голые деревья, значит, игрища происходят на берегу реки. Картина передает национальный колорит, присущий казакам определенной местности.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1895

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» в хорошем качестве

На картине Сурикова изображено одно из кровопролитных сражений войска Ермака за присоединение Сибири к России. Кровавая схватка между казаками и тюркским племенем хана Кучума происходит на обрывистом берегу. В центре композиции Ермак в стальном шлеме под знаменами с изображением Спаса нерукотворного и Святого Георгия Победоносца жестом руки направляет казаков в бой против Кучума.

Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Василий Суриков
Полный анализ картины

Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Василий Суриков

Воины полны решимости, отваги, каждый изображен автором мастерски, глаза их горят ненавистью к врагу. Лодка Ермака, окруженная своей дружиной, практически врезается носом в толпу войска хана. Татары в ужасе, они практически повержены и прижаты к скалистому берегу реки. Над обрывом видна конница в поддержку Кучума, однако казаков не сломить.

Кругом крики, слышатся залпы сотен ружей, плещется под ногами мутная река, которая окрашивается в кроваво-красный цвет. В воздухе пахнет порохом, смертью. День пасмурный, небо в серых облаках передает всю трагичность сцены схватки.

На втором плане казаки уже вступили в рукопашный бой, в некоторых местах из воды торчат ханские стрелы, пущенные против казацких ружей. В целом картина получилась воинственной и тревожной. Батальная сцена изображена мастером кисти с натуралистической точностью.

«Переход Суворова через Альпы». 1899

Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина написана на вертикально ориентированном полотне, изображает сцену спуска с гор армии под предводительством Суворова. Склон горы очень обрывистый. Пейзаж в целом холодный и суровый. Автор показывает физическую силу солдат, как они ведут себя на перевале.

С уступа заснеженной горы, как лавина, скользит вниз русская армия. Солдаты все, как один, повинуются командующему. Сам полководец в левой части полотна. Суворов подбадривает воинов улыбкой. Он верхом на белой лошади, натягивает поводья, размахивает своей треуголкой, указывает путь своим солдатам.

На его лице ни тени страха, лишь улыбка вселяет уверенность в каждого солдата. Они отвечают ему такой же удалой улыбкой и шагают бесстрашно вниз. Ни у кого нет сомнений в правильности решения своего командира. Кто постарше, перед спуском крестятся, молодые задорно хохочут. Лица у всех полны решимости.

Легкие облака указывают на высоту горы, справа на заднем плане склон покрыт толстым слоем снега.
Интересно. В 1899 году в ущелье Шолленен в Швейцарии по инициативе князя Голицына был открыт памятник погибшим при переходе через Альпы в 1799году. Здесь и сегодня чтят память о доблестных русских солдатах.

«Портрет дочери художника в детстве». 1888

Портрет дочери художника в детстве

На полотне изображена десятилетняя дочь сурикова. Девочка не улыбается, но в ней столько обаяния, что зритель невольно любуется изображением. Маленькая героиня стоит по-детски неуверенно, никакого кокетства на лице, смотрит на зрителя большими карими глазами. В руках она держит куклу в нарядном платье, другой рукой оперлась о печку.

Портрет живой: кажется, что девочка на минутку остановилась и сейчас пойдет играть. Портрет дочери занимает особое место в творчестве Сурикова, нисколько не уступая по своему художественному воплощению многоплановым историческим картинам.

«Степан Разин». 1907

Степан Разин

На полотне предрассветное утро. Окружающий привольный пейзаж легок и прозрачен, поражает поэтичностью. Воздух пронизан лучами солнца. В центре композиции по матушке Волге плывет ладья с казаками-разбойниками Степана Разина. Лица у них серьезные и сосредоточенные. На корме персидский князь, взятый в плен, вся его поза говорит об обреченности.

В центре лодки восседает атаман Степан Разин. Он изображен печальным. Не доволен он и награбленным богатством, даже винный кубок лежит в стороне. Изначально Суриков хотел отразить сцену, когда он утопил персидскую княжну и теперь тоскует по ней.

Однако в процессе работы мастер понял, что мысли Разина серьезнее и тяжелее: ни золото, ни вино, ни прекрасная женщина не являются настоящими ценностями для атамана. На фоне яркой природы думы казачьего атамана особенно выглядят мрачными.

Важна для разбойника истинная свобода, о ней его думы. Несмотря на подавленное настроение казаков композиция произведения выбрана удачно. Ладью, стремительно разрезающую воды, называют диагональю победы. Движение лодки направлено вглубь полотна от зрителя. Это показывает стремление к новым победам, утверждение того, что поставленные цели будут достигнуты. Художник смог изобразить бунтарский дух донских казаков, их стремление к свободе.

«Посещение царевной женского монастыря». 1912

Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

Полотно повествует о трагических судьбах царских дочерей, которые могли выходить замуж только за женихов из царского рода. Центральный персонаж картины – царевна в светлом одеянии, расшитом златом-серебром. Венец ее украшен россыпью драгоценностей. На лице покорность судьбе. Прямо за нею настоятельница в преклонном возрасте: она следит за знатной особой, чтобы девушка четко исполняла правила монастыря, ведь скоро гостья станет послушницей.

Перед царевной склонили головы прислужницы и монахини, все они в темных рясах, с интересом разглядывают ее. Автор использовал контрастные оттенки: монахини с обеих сторон написаны темной краской, им противопоставлена царевна, с головы до пят одетая в богатый наряд.

У юной царевны белоснежная кожа, румяные щеки, русые волосы заплетены в косы. Красная тропинка, золото икон, богатая утварь обещают благие намерения. Но участь девушки такая же, как и у монахинь: жизнь ее пройдет за толстыми стенами без радости.

«Императрица Анна Иоанновна на охоте». 1900

Императрица Анна Иоанновна на охоте

Картина «Императрица Анна Иоанновна на охоте» выполнена акварелью. Царица изображена в Петергофском зверинце в момент охоты на оленя со спины. Поза императрицы с ружьем наперевес решительная. На ней пышное красивое платье до пола, темные волосы заплетены в косы.

Рейтинг картин Василия Сурикова по мнению пользователей сайта
Утро стрелецкой казни
1
Меншиков в Березове
1
Боярыня Морозова
1
Взятие снежного городка
1
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
1
Переход Суворова через Альпы
1
Портрет дочери художника в детстве
1
Степан Разин
1
Посещение царевной женского монастыря
1
Императрица Анна Иоанновна на охоте
1
Какая картина произвела на Вас наибольшее впечатление? Пишите в комментариях, нам очень интересно Ваше мнение!

Все работы художника

6 работ
Комментарии
  1. Светлана

    Картины Сурикова видела воочию в картинных галереях, его талант впечатляет! Столько мелких деталей прорисовано, все черты людей видно!

  2. Галина

    Суриков прямо реально и правдоподобно “рассказывает” об исторических событиях. Когда начинаешь присматриваться к картинам, то даже чувствуешь характер персонажа.

  3. Галина

    Суриков правдоподобно и реально “рассказывает” в своих картинах события. Когда начинаешь пристально рассматривать его работы, то прямо чувствуешь характер персонажа.

  4. Мария

    Суриков ярко передает эмоции и настроение. Так, например, с первого взгляда понятен властный характер и непокорность боярыни Морозовой. Толпа вокруг нее тоже разнообразна по отраженным эмоциям: страх, усмешка, интерес… Это настоящее произведение искусства.

  5. Валентина К.

    За каждой картиной Сурикова – целая история, период развития страны или общества. Мне нравится, что они заставляют думать, узнавать, а не просто радуют взгляд.

  6. Карина

    Мне из картин Сурикова знакома только “Боярыня Морозова”. Вживую посмотреть не довелось.

  7. AR

    Свежий взгляд как на обыденные бытовые мизансцены, так и на поворотные узловые моменты истории.

  8. Андрей

    Творчество Василия Сурикова мне нравится из за того что он много писал на историческую тематику. И причем сюжет всегда выбирал такой что глаз не оторвешь в итоге.

  9. Мария

    Мне так нравится узнавать что-то новое из жизни художника. Ведь это не просто картинки, на которые пару секунд глянешь и пойдешь по своим делам. Каждая по-своему уникальна и выразительна, что очень вдохновляет. Я считаю, наши русские художники умели изображать действительность в тончайших деталях!

Подпишись на обновления