Известные картины Виктора Васнецова

Виктор Васнецов — основатель неорусского стиля в живописи, который характеризуется тесной связью с русским фольклором и историей. Полотна художника хранятся в знаменитых российских музеях и считаются классикой национального изобразительного искусства.

Известные картины Виктора Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в деревне Лопьял Вятской губернии (теперь Кировская область) в семье священнослужителя. Именно его считают основателем неорусского стиля в живописи, который характеризуется тесной связью с русским фольклором и историей. Полотна Васнецова хранятся в знаменитых российских музеях и считаются классикой национального изобразительного искусства.

Виктор Васнецов
читайте также
Виктор Васнецов

Виктор Васнецов

5
3
0

Что общего у картин Виктора Васнецова

Творчество В. М. Васнецова условно можно разделить на этапы, каждый из которых имеет характерную особенность.

Период создания Значимые произведения этого периода Общие черты произведений
1867–1880 «Жница», «Богомольцы» «Застрелился», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», «Берег реки Вятки», «Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова» (брата). На раннем этапе творчества прослеживается преобладание картин на бытовую тематику. Также очень много в этот период Васнецовым написано пейзажей и портретов.
1880 –1882 «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье» Наиболее распространенными персонажами произведений Васнецова в этот период являются герои русских былин, сказок, а также исторических событий.
Начало 1880-х годов – конец 1920-х «Богоматерь с младенцем», «Апокалипсис», «Четыре всадника Апокалипсиса», «Нерукотворный Спас», «Страшный суд». Также в эти годы Васнецов занимался росписью Владимирского собора в Киеве, Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Им же выполнена стенная живопись собора святого Владимира и храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В данный период заметное место в творчестве Васнецова занимают произведения на религиозную тематику.

Самые известные картины Виктора Васнецова

Живописец вдохновлялся своими воспоминаниями из детства, вятской природой, которая окружала его. Смешивая это все с народными сказаниями, былинами и песнями, Васнецов и создавал свои уникальные полотна. Лучше всего о художнике могут рассказать его творения. Вот наиболее известные картины Васнецова, признанные шедеврами русской живописи.

«Книжная лавочка» (1876)

Картина «Книжная лавочка». Хорошее качество

Книжная лавочка (1876 год). 84×66.3 см. Холст/масло.

Эта работа является ярчайшим представителем раннего творчества Васнецова. С помощью данной картины автор показывает нам, что несмотря на различия в образовании и положении в обществе, людям присуща жажда прекрасного и любознательность. Вот и здесь явно малограмотный крестьянин заинтересованно изучает какую-то лубочную картину и делится впечатлениями с остальными. Мы видим, что у книжной лавки собралось много народа, который с неподдельным интересом рассматривает книги и образа, находящиеся в лавке.

Полезно знать, что за эту работу и за картину «Мальчик с бутылкой вина» живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

«С квартиры на квартиру» (1876)

Картина «С квартиры на квартиру» Васнецова в высоком разрешении

С квартиры на квартиру (1876 год). 53.5×67.2 см. Холст/масло.

От этого произведения так и веет безысходностью и печалью. Двое немолодых людей бредут по замерзшей Неве со своими скудными пожитками. Видимо, больше нет возможности платить за квартиру на Васильевском острове, и они перебираются на Петербургскую сторону, где можно найти жилье подешевле. За ними следует их верный пес, такой же обреченный и покорный судьбе, как и хозяева.

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1879)

Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год). 247×132 см. Холст/масло.

Многие представляют себе правителя Ивана Грозного именно таким, каким он изображен на портрете Васнецова, – мудрым и суровым. Будучи монархистом, художник очень трепетно отнесся к созданию этого произведения. Портрет вышел довольно живым и исторически точным, как позже доказали искусствоведы, так как одежда царя передана с удивительной достоверностью. Васнецов всегда подходил к созданию исторических полотен очень ответственно, прорабатывая каждую деталь.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

Картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880 год). 205×390 см. Холст/масло.

На написание этой картины Васнецова вдохновило «Слово о полку Игореве». Изначально он задумывал изобразить непосредственно саму битву, но позже отказался в пользу идеи написать поле после боя. Шум, крики, звон мечей – все это умолкло. Наступила тишина, такая же мертвая, как те, кто остался на поле брани. Теперь все равны и все противоречия бессмысленны. А тем временем жизнь продолжается: бледно-розовое солнце садится за горизонт, стервятники в поисках добычи кружат над лугом с яркими полевыми цветами.

«Ковер-самолет» (1880)

Картина «Ковер-самолет» Васнецова в самом высоком разрешении

Ковер-самолет (1880 год). 165×297 см. Холст/масло.

Одна из первых картин Виктора Васнецова со сказочным сюжетом. Здесь Иван-царевич возвращается с победой – с пойманной Жар-птицей. Начало нового дня и окружающая природа, как будто подчеркивают окончание тяжелых ночных испытаний героя сказки.

Интересно, что полотно было задумано знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым для украшения кабинета правления железной дороги. Но после завершения картины правление отказалось от работы из-за сказочного сюжета.

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896)

Картина Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896 год). 133×250 см. Холст/масло.

В славянскую мифологию Сирин и Алконост пришли из Древней Греции. В трактовке народных сказаний Руси Сирин и Алконост – райские птицы с головами дев, прилетающие перед Спасом. Сирин грустит и плачет об утерянном рае. С ее стороны листья дерева почернели от тоски, и сама она словно укрывается от восходящего солнца. Алконост же с радостным пением встречает восход. Песнь ее посвящена вечному раю, который ждет каждого из нас в конце жизненного пути.

«Алёнушка» (1881)

Картина «Алёнушка» Виктора Васнецова в высоком разрешении

Алёнушка (1881 год). 73×121 см. Холст/масло.

Как признавался сам Васнецов, задумка картины у него «давно жила в голове». В 1880 году автор рисовал пейзажи в деревне Ахтырке Сергиево-Посадского района Московской губернии, где встретил обычную простоволосую девушку и понял, что она – лучший прототип Алёнушки. Изначальное название полотна было «Дурочка Алёнушка». В те времена так называли сирот или юродивых.

Картина «Аленушка» Виктора Васнецова
Полный анализ картины

Картина «Аленушка» Виктора Васнецова

Автору точно удалось передать то, что он увидел в глазах той деревенской девушки. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали в этом взгляде! Природа словно сопереживает Алёнушке и оберегала ее от непрошеных гостей.

Спустя некоторое время данная картина стала ассоциироваться у людей со сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.

«Крещение князя Владимира» (1893)

Картина Васнецова «Крещение князя Владимира». Высокое качество

Крещение князя Владимира (1893 год). Фреска.

Чтобы добиться особой достоверности образа князя на этой картине, перед написанием Васнецов несколько лет занимался изучением старинных рукописей. Ясные глаза князя, как и все лицо его, имеют сосредоточенный вид, что передает важность для всего народа принятого Владимиром решения.

«Палаты царя Берендея» (1885)

Картина «Палаты царя Берендея» в хорошем качестве

Палаты царя Берендея (1885 год)

Эту картину Васнецов написал в 1885 году, когда занимался эскизами декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка» по пьесе А. Островского. Перед нами предстают поистине сказочные хоромы, украшенные уникальными деталями русского зодчества с необычайно яркими красками и причудливыми существами из народных сказаний и легенд.

«Прощание Олега с конем» (1899)

Картина «Прощание Олега с конем». Хорошее качество

Прощание Олега с конем (1899 год) 28.5×40 см. Бумага/акварель

Эта картина была создана как иллюстрация к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Она пронизана грустью расставания двух родных душ. Основную мысль картины можно выразить одной строкой стихотворения Пушкина: «Прощай, мой товарищ».

«Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

Картина «Иван Царевич на Сером Волке» в хорошем качестве

Иван-царевич на Сером Волке (1889 год), 252×187.5 см. Холст/масло

Сюжет этого полотна известен всем по русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». На картине главный герой вместе с Еленой Прекрасной верхом на Сером Волке мчатся сквозь дремучий черный лес, спасаясь от погони. Царевич тревожно вглядывается в темный лес. Елена, покорившаяся своей доле, в испуге прижалась к нему. Волк изображен с человеческими глазами, обращенными прямо на зрителей. Считается, что автор в виде волка изобразил оборотня, или волколака. Этот персонаж наполнен отвагой и верностью.

Картина «Иван-царевич и Серый Волк» Виктора Васнецова
Полный анализ картины

Картина «Иван-царевич и Серый Волк» Виктора Васнецова

Интересно, что образ Елены Прекрасной Васнецов списывал с портрета своей племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой.

«Снегурочка» (1899)

Картина Васнецова «Снегурочка» в высоком разрешении

Снегурочка (1899 год). 115×79.8 см. Холст/масло

На создание картины с таким сюжетом Васнецова вдохновила опера Римского-Корсакова «Снегурочка».

Вот Снегурочка только вышла из леса, чтобы пойти навстречу людям. Лицо девушки выражает испуг, но в то же время и решительность. Она навсегда прощается со своим родным домом – зимним лесом, перед тем, как ступить в пугающую неизвестность. Вдали виднеются огни деревни. Они выглядят так неприветливо и жутко, словно светятся глаза чудовища в темноте.В центре картины

Наряд Снегурочки как будто выполнен из снега и вобрал в себя оттенки леса и неба.

«Богатыри» (1898)

Картина «Богатыри» в хорошем качестве

Богатыри (1898 год). 295.3×446 см. Холст/масло

Эта картина считается одним из самых известных произведений Виктора Васнецова. На создание данного полотна у автора ушло около 30 лет. В 1871 году был сделан набросок сюжета в карандаше. В 1876 году был создан первый эскиз с готовой композицией. Окончательный же вариант был готов только к 1898 году.

Картина Виктора Васнецова «Богатыри»
Полный анализ картины

Картина Виктора Васнецова «Богатыри»

В центре картины – Илья Муромец. Некоторые эксперты считают, что его прототипом был Илия Печерский по прозвищу Чоботок, который канонизирован в 1643 году как «преподобный Илия Муромец». В образе сочетаются невообразимая мощь и добродушие. На белом коне восседает Добрыня Никитич – согласно народным сказаниям, очень образованный человек, настоящий герой и верный товарищ. Много с его именем связано волшебного: меч-кладенец, заговоренная броня и т. п. Третий персонаж картины – это Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. Но это нисколько не умаляет его решительности и отваги.

«Гусляры» (1899)

Картина «Гусляры» Васнецова в самом высоком разрешении

Гусляры (1899 год). 34.3×44 см. Дерево/масло

Судя по одежде, на картине изображены странствующие монахи того времени. Васнецов показал связь трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Совсем молодой гусляр сидит с левой стороны – он олицетворяет будущее, мужчина средних лет, сидящий справа, – настоящее, а расположившийся посередине седой старец – прошлое. Вместе они поют грустную песню о нелегких испытаниях, выпавших на долю русских земель.

«Царевна-лягушка» (1918)

Картина «Царевна-лягушка» в хорошем качестве

Царевна-лягушка (1918 год). 185×250 см. Холст/масло

Это полотно Васнецов создавал как иллюстрацию к сказке «Царевна-лягушка». На картине изображена Василиса Премудрая уже после преображения из лягушки в прекрасную молодую девушку. Она, пританцовывая в нарядном темно-зеленом одеянии, демонстрирует царю свои магические способности. Вот царевна махнула левой рукой – возникло озеро, затем взмахнула правой – и по водной глади поплыли белоснежные лебеди. На лицах музыкантов читается восхищение красотой Василисы.

Рейтинг картин Виктора Васнецова по мнению пользователей сайта
Книжная лавочка
7
Алёнушка
5
Палаты царя Берендея
5
Ковер-самолет
4
Богатыри
4
После побоища Игоря Святославича с половцами
3
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
3
Прощание Олега с конем
3
Иван-царевич на Сером Волке
3
С квартиры на квартиру
2
Царь Иван Васильевич Грозный
2
Снегурочка
2
Гусляры
2
Царевна-лягушка
1
Крещение князя Владимира
0

Заключение

Напоследок хотелось бы отметить, что вклад Виктора Васнецова в русскую культуру огромен. Именно он был первым, кто перенес сказочные сюжеты на свои полотна, где герои словно оживают. После создания его картин началось бурное развитие искусства костюма и театральной декорации.

Здесь представлена только малая часть творений этого великого художника. В комментариях вы можете написать о своем отношении к произведениям Виктора Васильевича Васнецова и о том, какие его картины любите и за что.

Какая картина понравилась вам больше всего? Делитесь мнением в комментариях!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Наталья

    С творчеством этого замечательного художника я, как и многие, знакомая с детства. Его картины с такими любимыми сказочными персонажами были и тогда любимыми, и сейчас восхищают и словно возвращают в детство.

  2. Анна

    Виктор Васнецов – настоящий певец русской истории и народного творчества. Его образы живут с россиянами почто в детского сада и до глубокой старости. Они символизируют наш народ…

  3. Анна

    Помню свое посещение музея и осмотр картины “Богатыри”. Картина монументальная, но я смотрела только на белую лошадь. Такое игривое и непосредственное выражение морды у неё было. )

Подпишись на обновления