Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» Константина Маковского

На картине «Воззвание Минина к нижегородцам» изображен момент обращения к горожанам, нашедшего отклик в их сердцах и вызвавшего подъем патриотизма. Художник сумел передать порыв и единение народных масс, которые вскоре привели к освобождению Родины.

Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» Константина Маковского

«Воззвание Минина к нижегородцам»

Константин Егорович Маковский

Константин Егорович Маковский

Россия

339 работ
Рейтинг 5
Просмотров 279
Комментарии 3

Константин Маковский — выдающийся русский художник. Он писал портреты царствующих особ, в молодости был близок с передвижниками. Ему удавались картины на исторические сюжеты, натюрморты, но более всего мастер создал женских портретов. Маковский был самым дорогим художником своего времени, и, несмотря на это, у него всегда была очередь из покупателей картин. Из-за высоких цен, которые оказались не по карману даже Третьякову, большинство его полотен оказалось в частных коллекциях или за рубежом. В советское время художник считался вредным. Все это привело к тому, что Константин Маковский оказался мало известен в нашей стране.

Известные картины Константина Маковского
читайте также
Константин Маковский

Известные картины Константина Маковского

5
1
0

История создания

Жители Нижнего Новгорода гордились своим земляком Кузьмой Мининым. Они неоднократно обращались к царю с просьбой увековечить его подвижничество для государства памятником на родине. Великий князь Владимир Александрович, как президент Академии художеств, в 1870-е годы призвал к отображению героической темы, в том числе в живописи.

К этому времени Маковский уже имел опыт создания исторических полотен. У него возникла идея написания большой картины. Художник подошел к подготовке очень ответственно. В Нижнем он много времени провел за изучением архивных документов, пытаясь определить, где именно происходили события задуманной картины.

Полученная информация и рельеф дали основания предположить, что таким местом являлся Ивановский съезд. Его высота позволила вместить множество фигур изображаемых персонажей. Здесь купец и патриот Кузьма Минин в 1612 году собрал нижегородцев, призывая их сдавать пожертвования для создания народного ополчения и освобождения Москвы от польских захватчиков.

Для написания громадного полотна Маковский покупает мастерскую в Париже. В ней он смог разместить полотно размером 698х594 см, специально изготовленное одним куском лионскими ткачами. Студия была оборудована для работы уникальным поворотным механизмом, обеспечивающим постоянное освещение картины.

Из-за гигантских размеров отправка произведения в Россию была затруднена и требовала принятия специальных мер.

Маковский написал две идентичных картины «Воззвание Минина к нижегородцам». Вторая, меньших размеров (273х233 см), экспонируется в Русском музее Санкт-Петербурга.

Сюжет

На картине изображено раннее утро. На склонах видно туман.
Внизу полотна находится торговая площадь.
Церковь Иоанна Предтечи достоверно выглядит.
Купец Манин выступает перед многочисленными слушателями.
Убогий парень отдает последнее - серебряный крестик.
Мясник на полотне очень эмоциональный.
Один из слушателей в качестве подношения принес кису.
Всадник - воин направляется отдать свое подношение.
Даже маленькая девочка вслед за матерью направляется к Манину.
Во множестве картин художник изображал боярынь и в этот раз есть боярыня.
Стрелец поднимает секиру в знак поддержки Манина.

По преданию, нижегородскому купцу и земскому старосте Кузьме Минину явился преподобный Сергий и повелел собрать казну для изгнания поляков, захвативших Москву. Минин был вдохновлен этим событием, считая, что ему покровительствует сам Господь. Осенью 1611 года он созывает горожан и призывает их отдать все для освобождения Отчизны.

Эта сцена является основой сюжета картины. Композиционным центром полотна стала фигура самого Минина. Кроме него изображено множество горожан: среди них более ста прописаны детально. Независимо от социального статуса все они слились в патриотическом порыве.

Описание и анализ картины

Ранее утро

Утро на картине "Воззвание Манина".

Действие картины разворачивается на рассвете. Склоны, где собрался православный народ, еще покрыты туманной дымкой. Судя по одежде, это ранняя осень. Хотя, возможно, легко одетые персонажи просто разгорячились и в порыве энтузиазма сбросили свои одежды. Чтобы услышать Минина, горожане идут со всех сторон.

Торговая площадь

Площадь на картине "Воззвание Манина".

Нижняя часть полотна — это торговая площадь Нижнего Новгорода. Торговля всегда сопровождается большим скоплением народа. Еще затемно торговцы раскладывают свои товары. С первыми лучами солнца сюда устремились горожане, чтобы успеть выбрать лучший товар. Понимая, что здесь он сможет собрать наибольшее количество слушателей, ранним утром сюда пришел и Кузьма Минин.

Церковь и крестный ход с иконой Казанской Богоматери

Церковь на картине "Воззвание Манина".

Историки отмечают достоверность в изображении живописцем деревянной церкви Иоанна Предтечи в правой части полотна и событий, связанных с ней. От храма идет крестный ход, сопровождающий икону Казанской Божьей Матери.

В русской истории православные иконы всегда покровительствовали праведным битвам. На Куликовскую битву воины шли с Донской Богоматерью. Для оказания помощи соотечественникам патриарх Гермоген отправляет в Нижний икону Казанской Божьей Матери. Она будет поддерживать и защищать русское ополчение до полного разгрома захватчиков.

От заточенного поляками в темницу патриарха нижегородцы получили грамоту. На картине ее читает архимандрит Феодосий. Возглавляет крестный ход за правое дело протопоп Савва Евфимьев.

Купец Кузьма Минин

Манин на картине "Воззвание Манина".

Суть и настроение картины максимально отображены Маковским в образе нижегородского посадского старосты и купца Кузьмы Минина. Хотя к собравшемуся народу сначала обратился протопоп Савва, но именно энергия и энтузиазм Минина смогли дойти до сознания людей и вдохновить на подвиги во имя Отечества.

Историк С. М. Соловьев  «Истории России с древнейших времен» приводит свою реконструкцию слов из выступления Минина: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

Достоверность этой речи не очевидна, но нет сомнения, что она лучшим образом передает смысл выступления городского старосты. Маковскому же удалось с помощью кисти изобразить момент превращения разношерстной толпы в единомышленников, готовых возложить на алтарь России самое дорогое.

Убогий нищий с костылем под мышкой

Нищий на картине "Воззвание Манина".

На картине мы видим, что желающих сделать пожертвование, несмотря на разницу в их возможностях, немало. Слева от оратора стоит нищий инвалид с костылем. Его жизнь бедна, но он понимает, что должен отдать самое ценное — крестик, который носил с младенчества. Можно предположить, что это изделие из серебра. Так калека внес хоть и небольшой, но важный вклад в борьбу за освобождение.

Здоровенный мясник

Мясник на картине "Воззвание Манина".

Крупная фигура мясника переполнена эмоциями. Он пришел на сходку без ценностей. Но его вид с засученными рукавами, напряженными мускулами, свирепым лицом говорит о том, что перед нами активный участник будущего ополчения. Посильное пожертвование он тоже обязательно сделает.

Парень, сующий Кузьме кожаную кису

Парень на картине "Воззвание Манина".

Все готовы помочь благому начинанию. Рядом с Мининым молодой парень снял с себя расшитую кожаную обувь — кису — и протягивает в качестве своего подношения для общего дела.

Вершник

Всадник на картине "Воззвание Манина".

К Минину стекается всякий народ. Из старинных кремлевских ворот пытается сквозь толпу пробиться всадник. Похоже, что это состоятельный человек, везущий для ополчения богатый дар, или воин, который желает примкнуть к ополчению.

Седобородый мужик

Серобородый на картине "Воззвание Манина".

Чем богаты, тем и рады. Мужик с седой бородой принес заступницу православных — икону в ризе. Прощаясь со своей святыней, он крестится и уповает, что она поможет собираемой рати.

Белоголовая девочка

Девочка на картине "Воззвание Манина".

Автор картины показывает не только несущих пожертвования, но и их спутников. В центре работы мы видим белокурую девочку, которая идет за мамой, несущей в общую казну свои платья. Маленькому ребенку народный энтузиазм ни к чему. Она с интересом смотрит на богатые украшения, блестящие предметы быта, парчовые платья, разбросанные вокруг. Где и когда еще увидишь такое изобилие?

Красавица боярыня

Боярыня на картине "Воззвание Манина".

В работе показаны разные социальные слои. Маковский, так любивший писать красивых боярынь в роскошных одеждах, изображает их и на картине «Воззвание Минина». Справа от главного персонажа чернобровая красавица в кокошнике вынимает серьги из своих ушей, чтобы положить их на стоящий рядом стол для пожертвований.

Маковский был коллекционером и знатоком русской старины. На картине детально прописано множество дорогих нарядов, различной дорогой утвари и ювелирных изделий. Одним из них стал кокошник боярыни.

Молодой стрелец позади Минина

Стрелок на картине "Воззвание Манина".

Стрелец, стоящий за Мининым, поднял вверх секиру и призывает идти на супостатов. Немало подобных персонажей и вокруг. Становится ясно: терпение кончилось. Народ готов выступить против врага.

Судьба картины

Работа впервые экспонировалась на нижегородской выставке в 1896 году в специально построенном павильоне. В последующие годы ее увидели в Москве, Петербурге, за рубежом. В 1908 году картина была куплена у художника министерством двора, а в 1913 году подарена Нижнему Новгороду в честь 300-летия дома Романовых.

Долгое время работа находилась в зале городской думы, после революции ставшем Дворцом труда. В связи с ограниченным доступом в это помещение картину решили переместить — для массового просмотра. С 1972 года гигантское полотно находится в художественном музее Нижнего Новгорода. Для «Воззвания Минина» соорудили персональное здание.

О Минине и созданном им ополчении писали картины несколько художников. Но дух того времени и патриотизм русского народа наиболее глубоко передал именно Маковский.

Критика восприняла полотно по-разному. Во многом сказывалась репутация Маковского как модного салонного художника. Но главное, что картину приняли простые люди. «Воззвание Минина» стало народной картиной.

Работа художника была его наивысшим достижением в передаче духовности и внутреннего мира человека. Здесь он ушел от главенства внешней красоты, формы и цвета, характерных для него в последние годы. Трудясь над полотном, Маковский снова видит жизнь как передвижник, будто вспоминая свои молодые годы.

Картина «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского
читайте также

Картина «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского

5
4
0

По прошествии многих лет с момента создания картины наиболее объективным отзывом о ней можно считать слова знаменитого нижегородца М. Горького: «Хорошая картина! Быть может, она несколько тускла — в ней мало солнца, мало блеска… Не горит все это золото, серебро, ткани, главы церкви. Небо покрыто белыми легкими клочьями облаков, между ними всюду синева, но солнца мало… Зато жизни много».

Упорный труд на протяжении нескольких лет позволил К. Е. Маковскому создать одно из крупнейших по размерам произведений русской живописи за всю ее историю:

№ п/п Картина Художник Размер Где находится
1 «Явление Христа народу» А. Иванов 750х540 см

41,5 м2

Третьяковская галерея
2 «Воззвание Минина к нижегородцам» К. Маковский
698х594 см
40 м2
Художественный музей Н. Новгорода
3 «Торжественное заседание Государственного совета» И. Репин
877х400 см
45 м2
Русский музей
4
«Последний день Помпеи»
К. Брюллов 651х456,5 см 29,7 м2 Русский музей
5 «Христос и грешница» В. Поленов
611х325 см
19,8 м2
Русский музей
Предлагаем посмотреть картину и оставить свои комментарии в конце статьи.

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Юлия

    Удивительная картина, которую можно рассматривать часами…Продуманная, атмосферная и жизненная.

  2. Наташа

    Картина большая и очень детально все изображено. Художник смог точно отобразить эпоху вплоть до мельчайших деталей.

  3. Сергей

    Я смотря на эту картину поражаюсь сколько труда и усилий приложил художник. И речь идет не только о самих размерах картины, а и о мастерстве.

Подпишись на обновления