Картина «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне

Картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» была написана в 1872 году. К художнику пришло внезапное вдохновение, когда он увидел вид из окна в своем родном городе. Под впечатлением он взялся за кисть. Отсюда и пошло название произведения «Впечатление».

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне

«Впечатление. Восходящее солнце»

Оскар Клод Моне

Оскар Клод Моне

Франция

1365 работ
Рейтинг 5
Просмотров 553
Комментарии 3

Картина великого французского художника-импрессиониста Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» была создана в 1872 году. Первый показ этого полотна, состоявшийся через 2 года на выставке, которая проводилась на бульваре Капуцинов, вызвал целый ряд нелестных отзывов. Многие зрители были возмущены тем, что им представлена картина, не отвечающая существующим канонам. Однако новое, ещё незнакомое широкой массе направление в живописи постепенно набирало обороты, и, преодолевая непонимание, завоёвывало всё больше поклонников. Оно было названо так же, как работа Моне. Эта картина фактически стала причиной настоящей революции в живописи.

История создания

Произведение было создано художником внезапно, по наитию. Отсюда и такое название: «Впечатление…». Он очень хотел выразить на холсте свой восторг от увиденной им картины.


Приехав как-то в Гавр, в свой родной город, Клод Моне остановился в адмиралтейской гостинице. Встав как-то рано утром, он выглянул в окно и сразу же схватился за кисть, чтобы как можно скорее передать:

  • игру света;
  • восходящее солнце;
  • солнечные блики в море;
  • лёгкий утренний туман;
  • рыбацкие лодки и большие корабли на фоне морской глади.

Этот мечтатель и ценитель прекрасного, влюблённый в природу, не мог упустить такую красоту. Восхитительное утро нужно было запечатлеть, пока чудесные краски и очертания, такие изысканные и тонкие, выглядят словно живые. Моне стал быстро наносить на холст резкие мазки, размашистые, густые и даже грубые. Он очень спешил, так как солнце не стоит на месте и уже через несколько минут изменится освещение, а вместе с ним и весь вид. Художник не желал восстанавливать в памяти эти прекрасные минуты, он хотел показать именно то, что созерцал и чувствовал сам в тот момент.

Известные картины Клода Моне
читайте также
Клод Моне

Известные картины Клода Моне

5
2
0

Сюжет

На картине изображён порт Гавра, родного города Клода Моне. Прекрасный рассвет, море, рыбацкие лодки и солнце. А на заднем плане видны неясные очертания пристани, высокие трубы, дым, поэтому ясно, что там находится город.

Описание и анализ картины

Море на картине изображено в синих и зеленых тонах. Эти тусклые, спокойные цвета символизируют его величие.
Силуэты лодок на переднем плане. Образы рыбаков в лодках исполнены в темных оттенках.
Вдали можно рассмотреть уплывающие в даль лодки. Силуэты еле заметны, эти рыбаки намного опередили остальных.
Ярко-оранжевое солнце. Судя по всему это восход ранним утром. Моне изобразил солнце слегка неправильной формы.
На заднем плане - силуэты парусных судов, кранов у причала и дымовых труб. Еле заметные контуры и светлые оттенки вызывают чувство умиротворения.

Великий мастер искусства сумел необычайно точно передать единение морской глади с небом и восходящим солнцем. Блики лучей на поверхности воды предстают перед зрителями словно живые. Всё это он выразил потрясающим сочетанием оттенков.

Картина не изобилует множеством красок, а игра света изображена довольно тусклыми тонами, которые замечательно передают бескрайность морского простора и бесконечность неба, отражающегося в море. Яркий диск солнца, дорожкой отражаясь в воде, притягивает внимание. На фоне множества различных оттенков серого с примесью синевы он выглядит необычайно контрастно, оттеняя промозглость холодного утра.

Картина исполнена довольно грубыми мазками, которые выглядят на первый взгляд даже несколько неряшливо.

Море в сине-зелёных тонах

Море в серых тонах на картине Моне.

Прекрасная водная стихия показана сливающейся с небом, между ними нет резкой границы, они изображены неяркими красками. Мягкие тона служат фоном для всех остальных элементов. Море словно пробуждается навстречу новому дню. Синие и зелёные оттенки воды в тусклом свете передают всё его величие, мощь и силу в безмолвном спокойствии.

Силуэты лодок

Силуэты лодок на картине Моне.

На переднем плане изображены 2 лодки. Их отражения размыты и неясны. Ещё окончательно не рассвело, а рыбаки уже вышли на промысел. Они не могут позволить себе спать до обеда: необходимо кормить себя и свои семьи.

Глядя на картину, зрители словно слышат скрип вёсел и видят их движение в лёгком утреннем тумане. Фигуры самих рыбаков, плывущих на лодках, а точнее, их не очень ясные силуэты, словно тени, исполнены почти совсем чёрными тонами. Кажется, что лодки вот-вот «догонят» солнечные лучи, так красиво отражённые в воде.

Уходящие лодки

Серые силуэты уходящих лодок.

Они видны несколько дальше. Точнее сказать, их уже почти не видно, лишь нечёткие очертания, словно размытые пятна на поверхности моря, в которых даже не сразу можно разглядеть рыбацкие лодки, уже успевшие уплыть на приличное расстояние от берега.

Ярко-оранжевый диск восходящего солнца

Ярко-красное солнце над морем.

Огненный шар уже повис над горизонтом, постепенно набирая силу. Он разгорается, освещая всё вокруг. И вот уже его первые лучи робко коснулись поверхности воды и заиграли на ней багряными бликами. Моне изобразил светило в своей манере: не совсем правильной формы, передавая собственное видение окружающего мира.

Силуэты парусных судов, кранов у причала и дымовых труб. Задний план

Больные парусники на закате.

Высокие мачты кораблей на заднем плане плохо различимы. Не в пример маленьким лодочкам рыбаков это большие суда. Они уплывают в дальний путь и уже скоро совсем скроются из виду, увозя своих пассажиров в дальние страны.

За ними лишь по неясным контурам угадывается крупный индустриальный город с большими кранами и дымовыми трубами. Но эти едва различимые штрихи вполне ясно говорят зрителю, что там кипит жизнь. Контраст со спокойной стихией, вызывающей умиротворение, особенно будоражит воображение.

Общая композиция картины

Что изображено Характеристика
Море Представлено серо-синими красками различных оттенков с зелёными бликами. Сочетание тонов очень точно передаёт всю его красоту и величие.
Солнце Оранжево-багряный тон, которым изображено восходящее солнце, отсветы в облаках и отражение в воде, отчётливо контрастирует с серыми, синими и зелёными оттенками неба и морской глади.
Небо Густые облака, окрашенные лучами восхода, прекрасным шёлковым шатром раскинулись над морем.
Рыбацкие лодки Предстают перед зрителем как живые, словно рыбаки вот-вот взмахнут вёслами и стремительно двинутся на промысел. На переднем плане две лодки с силуэтами рыбаков представлены тёмно-серыми тонами, а те, что успели отплыть подальше, показаны размытыми пятнами, словно полускрытыми туманом, сгустившимся над морем поутру.
Корабли Уплывающие суда тоже различимы не очень ясно, однако всё же видны их борта и высокие мачты, которые выглядят величественно на фоне моря и облаков.

Судьба картины

Особая манера исполнения, так отличающаяся от классицизма, популярного в ХIХ веке, вызвала целую бурю на выставке, где была представлена картина. Большинство зрителей, привыкших к картинам с тщательно прорисованными деталями, не смогли понять и оценить необычную технику, сочтя творение Моне наброском, грубым нагромождением мазков.

Критические замечания, полные едких колкостей, так и посыпались на голову художника. Его обвиняли в неумении рисовать, называли чудаком, дилетантом и даже сумасшедшим, который не должен заниматься живописью, чтобы не оскорблять искусство такими антишедеврами. Некоторые зрители сочли пейзаж незавершённым наброском.

Луи Леруа, известный в те годы журналист и критик, опубликовал в журнале разгромную статью под названием «Выставка впечатленцев». Такая характеристика считалась очень оскорбительной. Он, не сомневаясь в собственной правоте, бесцеремонно и грубо высмеял Моне и заявил, что его картина не может сравниться даже с рисунком на обоях в салоне, где проводилась выставка. А среди посетителей нашлись и такие, которые сочли себя обманутыми и потребовали вернуть им стоимость билетов, купленных на посещение этой выставки.

После такого приёма Код Моне даже не надеялся продать своё «Впечатление…». Картина на длительное время была забыта. Но покупатель всё же нашёлся. Один любитель живописи, коллекционер Эрнест Ошеде заплатил за неё 800 фр. Он не разделял тогдашнего предубеждения против импрессионистов, ему нравились их работы. Однако он через несколько лет разорился и вынужден был продать картину практически за бесценок: 210 фр.

Художники, которые тоже работали в этой манере, в качестве протеста стали сами именовать себя впечатленщиками (импрессионистами), желая доказать общественности, что их картины вовсе не «мазня», а настоящее высокое искусство. Их работы не принимались на показы, но художники не сдавались, продолжая писать в такой технике. Именно картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» и положила начало новому направлению в живописи.

Великие творения этого гениального художника получили заслуженное признание только ближе к середине ХХ века. Его пейзаж «Впечатление. Восход солнца» стал одной из жемчужин парижского музея Мармоттан-Моне. Но в 1985 г. картина была похищена. Продать его воры не смогли и бросили великое произведение искусства в пустующем заброшенном доме. Картина вернулась в музей.

Все работы великого Клода Моне словно пропитаны положительной энергетикой. Они несут свет и добро в души людей. Красоты природы, которые художник так искусно переносил на холст, словно способствуют внутреннему очищению. Глядя на них, зрители понимают и чувствуют, что люди могут жить счастливо только в гармонии с окружающим миром.

Какие мысли вызывает у вас произведение Клода Моне? Поделитесь с нами своим мнением.

Все работы художника

3 работ
Комментарии
  1. Анна

    Картина идеально соответствует своему названию – она впечатляет своей нежностью и словно переносит в то туманное утро, которое увидел художник.

  2. Камилла

    Автор не только смог передать всю цветовую гамму но и сама картина вызывает некое умиротворение. Глядя на неё успокаиваешься.

  3. Андрей

    Художнику удалось нарисовать картину которая приковывает взгляд.Эти мазки столь искусны что оторвать взгляд тяжело.

Подпишись на обновления