Картина «Взятие снежного городка» Василий Суриков

Картина «Взятие снежного городка» Василий Суриков

«Взятие снежного городка»

Василий Иванович Суриков

Василий Иванович Суриков

Россия

271 работ
  • КАТЕГОРИЯ: Жанровая сцена
  • ГДЕ НАХОДИТСЯ: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • ДАТА СОЗДАНИЯ: 1891
  • ВИД ИСКУССТВА:Живопись
  • ЖАНР: Жанровая сцена
  • СТИЛЬ:Реализм
  • ТЕХНИКА:Масло
  • МАТЕРИАЛ:Холст
  • РАЗМЕР:156×282 см
Рейтинг 5
Просмотров 276
Комментарии 6

Картина с позитивным сюжетом – уникальное произведение художника Василия Сурикова, писавшего в основном исторические полотна. Столь жизнерадостное содержание совершенно не отражало жизненные обстоятельства автора, а напротив – контрастировало с печальным событием, происходившим в судьбе Сурикова.

История создания

Картина начала создаваться в 1889 году, в печальный период жизни художника. В это время умирает после тяжёлой болезни его жена. В попытке вернуть желание жить, вместе с дочерьми он уезжает в Красноярск в поисках удачных мест для занятий живописью.

Василий Суриков
читайте также
Василий Суриков

Василий Суриков

5
2
0

Выезды на пленэры, активная деятельность пошла на пользу. Художник пришёл в себя, стал приглашать гостей, сам стал бывать на вечерах. Творческий процесс вывел его из состояния отчаяния.

Путешествие по сибирским просторам дали много материала для будущих набросков. Наблюдение за народными забавами простых людей способствовали автору начать написание картины.

Сюжет картины

В основе сюжета традиционная народная игра взятия снежного городка. Правила забавы просты: две противоборствующие стороны пытаются одолеть друг друга, меряются силой, строят крепость из снега. Происходили эти шуточные бои во время масленичной недели накануне Великого поста. Участником такого действа на берегах Енисея был Суриков, видел всё своими глазами и отразил на полотне.

Кульминация праздника, заключающаяся в захвате снежной крепости, изображена на картине Василия Александровича. Простой люд на берегах Енисея собирался на такое событие как на праздник. Радостная атмосфера оживления царит на гулянии.

Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
читайте также

Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова

5
2
0

Описание и анализ картины

Уникальное крупноформатное полотно, созданное с отступлением от традиционной исторической темы. Весёлый сюжет картины был увиден художником в реальной жизни, где участниками события стали сибирские казаки.

В таблице можно увидеть, как удалось автору с помощью художественных приёмов передать атмосферу веселья.

Художественный приём Достигнутый результат Впечатление зрителя
Блистающий снежный пейзаж на заднем план Светлые оттенки бело-голубого неба и снега почти сливаются, оставляя ощущение лёгкого морозного дня В картине «много воздуха», несмотря на обилие персонажей
Улыбки на лицах народа, румянец на щеках Создан образ здорового и сильного народа Взгляд невольно ищет радостные выражения лица и наслаждается этим
Всадник на лошади, несущийся на толпу Несмотря на приближающуюся опасность, на лицах зрителей нет испуга, они настроены миролюбиво Впечатление всеобщей радости ощущается при просмотре

«Городок» в центре полотна

Всадник берет зимний городок.

Внимание в центре картины обращено на снежный городок, выстроенный в безлюдном месте вдали от домов среди пологих холмов со снежными вершинами.

Место шуточного сражения ослепляет количеством белого снега, его лёгкостью. Стена из снега служит крепостью для соперников с разных сторон. Летящие снежные комки, глубокие следы на снегу создают атмосферу веселья, стремительности движений. Стена, сложенная из снежных комов, с лёгкостью рассыпается под копытами бегущего коня.

Искусствовед Некрылова А.Ф.:

«Изображая современную ему сцену народной игры, Суриков, исходя из общепринятой классификации, работал в бытовом жанре, при всём том особенности мышления исторического живописца сказались в полную силу».

Защитники «городка» с хворостинами и трещотками в руках

Люди которые защищают городок на картине.

Толпа крестьян с радостными лицами идёт вперёд с палками, ветками, громким шумом, пугая противников. Из толпы выделяется молодой парень в светлом тулупе с красным кушаком и чёрной опушкой. На его молодом лице лихой задор, юный румянец и широкая улыбка.

Крестьянин в рыжем тулупе с зелёным кушаком в разгар игры машет руками, с его головы упала шапка, но он не спешит её поднимать. Полы тулупа подоткнуты за пояс, чтобы не мешать движению.

Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Василий Суриков
читайте также

Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Василий Суриков

5
3
0

Участник шуточной битвы в тёмном тулупе и в белых валенках с национальным орнаментом не на шутку удивлён разворотом событий. На его лице испуг, от невольного вздоха приоткрыт рот.

Другие мужчины из толпы изображены менее подробно. Можно выхватить случайное весёлое лицо бородатого крестьянина, увидевшего скачущую через снег лошадь.

Одежды деревенских мужиков расшиты в народном стиле. Яркая шапка-тюрбан на одном из всадников привлекает внимание необычной формой, в отличие от шапок ушанок других крестьян.

Крестьянин в белой шубе

Мужчина в белой шубе на картине Сурикова.

Слева на санях-розвальнях сидит мужик в белой шубе нараспашку и эмоционально машет хлыстом всаднику на чёрной лошади и громко кричит. Пытается ли он закрыться руками от опасности быть затоптанным разгорячённой лошадью или угрожает сопернику – художник оставил зрителю право подумать над этим.

Улыбающиеся и оживлённые зрители по краям картины

Наблюдающие за игрой на картине.

Картина Сурикова традиционно наполнена изображениями без пробелов и пустого пространства. Для воплощения образов участников сюжета автор использовал в качестве моделей своих родственников и знакомых. Например, родной брат – мужчина с усами в санях, племянница – девушка с косой и жена друга – молодая женщина в санях.

Вокруг «поля битвы» собрались жители окрестных деревень, женщины, дети. Зрителям нравится наблюдать происходящее весёлое событие. Женщины наряжены в праздничные вышитые платки, тулупы отороченные мехом.

Искусствовед Марина Климкова:

«Взятие снежного городка» является, конечно, преимущественно костюмной работой. Суриков всегда ценил в одежде узорочье, красочность, яркость. И, пожалуй, никто из русских художников так не понимал традиционный костюм, как Суриков, который дал ему и словесную характеристику».

Люди машут руками, подбадривают всадников, преодолевших снежную стену. Традиционная зимняя игра забавляет взрослых и детей. Персонажи второго плана написаны художником с такой же тщательностью, как и главные участники.

Лихой всадник на мчащейся лошади

Всадник на черной лошади, который рушит городок.

Удалой молодец с целеустремлённым лицом, штурмующий крепость на лихом скакуне решительным ударом кулака добивает снежный городок.

Его движения точны и сильны. Ему выпала честь первому брать приступом бастион противников. Парень смело скачет навстречу преграде и разбивает её.

Лошадь

Игривая лошадка черного цвета с всадником.

Полноправный участник зимней забавы – конь с чёрной гривой. Ему, как и людям, нравится игра, он полностью повинуется командам седока и готов скакать дальше. Конь разгорячён, тяжело дышит от быстрой скачки.

С помощью этого выразительного персонажа передаётся атмосфера молодецкой удали, народного веселья, масленичного празднования.

Шестеро всадников позади

За толпой видно еще шестеро всадников.

Персонажи тщательно исполняют традиционные обычаи енисейских казаков, понимая их важность. Их отношение к шуточной битве вполне настоящее.

Чуть поодаль в центре на заднем плане парень с усами, скачущий на коне навстречу соперникам. С высоты над толпой ему видно больше, отчего на его лице можно увидеть широко раскрытые глаза и приоткрытый рот.

Тюменский ковер

Дорогой ковер на санях.

На переднем плане изображены сани с богато одетыми людьми. Лавки и спинка саней покрыта ярким ковром. Узоры этого ковра списаны художником с настоящих традиционных орнаментов сибирских умельцев.

Доктор искусствоведения Наталья Сезёва:

«В дневниковых записях Сурикова найдено: «Наконец мы приехали в Москву. В дороге я рисовал кое-что. В Тюмени купил три ковра за 15 рублей. Такие в Москве стоят гораздо дороже». Один из купленных ковров Суриков запечатлел на своей картине «Взятие снежного городка».

Зимний сибирский пейзаж

Зимний пейзаж на фоне..

Позади толпы видны силуэты заснеженных гор, деревьев. Художник не случайно придал цветовой гамме природного пейзажа звонкие, сочные, чистые оттенки. Яркая народная масса и девственно чистые сибирские холмы своим видом не противоречат, а напротив, дополняют друг друга, передавая национальный колорит.

Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова
читайте также
Василий Суриков

Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова

5
3
0

Судьба картины

В 1891 году написание полотна было завершено, но широкого признания среди буржуазно-дворянской публики не нашло. И всё же первым покупателем стал знаменитый меценат Владимир Мекк. Благодаря ему картина обрела известность после демонстрации на парижской выставке. Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Позже картину приобрёл Русский музей в Петербурге. Во время Великой Отечественной войны произведение искусства вместе с другими полотнами эвакуировали в Нижний Новгород, затем в Пермь. По окончании войны сокровища музея вернули обратно. В настоящее время «Взятие снежного городка» Василия Сурикова можно увидеть в Русском музее в городе Санкт-Петербург.

Полотно красноярского живописца Сурикова «Взятие снежного городка» легло в основу герба Сухобузимского района. Это пока единственный герб в стране, где нашло отражение творчество знаменитого живописца.

Несмотря на истинно народный сюжет полотна, изображающий жизнь простых людей, автор невольно снова создал историческое произведение в своей манере.

Картина является историческим артефактом, рассказывает о быте, традициях, о народных обычаях.

Суриков в беседе с начинающим сибирским художником Дмитрием Иннокентьевичем Каратановым говорил: «Народное искусство — хрустально-чистый родник. К нему и надо обращаться».

Всем нам, современникам цифрового века, полезно обращаться к народному искусству, насыщаться из чистого источника.

Все, кого не оставила равнодушным картина «Взятие снежного городка», могут поделиться своим мнением, ниже оставив комментарий.

 

Все работы художника

6 работ
Комментарии
  1. Евгений

    Суриков писал очень хорошие картины. Многие из них нам знакомы по рисункам в школьных учебниках. В его работах не просто застывшие фигуры, но всегда буря эмоций. Во “Взятии снежного городка” – это веселье, радость, задор. Глядя на этих людей с полотна буквально ощущаещь праздничную атмосферу.

  2. Иван

    Хороший художник

  3. Руслан

    Картина “Взятия снежного городка”, это действительно произведение искусства. Художник очень четко описал задор и радость и весь спектр эмоций. Думаю, что многие смотря на эту картину переносятся в те, далекие годы.

  4. Пётр

    Есть художники, привлекающие “местными” темами. Суриков не просто отображает, а развивает эти самые темы. То есть многие чувствуют что-то неожиданно новое. Вроде бы прошлое, о котором известно всё, но внутренняя жизнь народа незнакома до сих пор. Никакой школьный учебник не поможет почувствовать это так, как картины. “Взятие снежного городка” очень подходит к этому. Смотришь и чувствуешь атмосферу тех лет, как будто сам там среди людей. а написано так, что зима ощущается даже летом.

  5. Серж

    Мужик по ходу попал. Хорошая картина. Мы в детстве так играли в царь горы. По ходу схожие правила и тоже играли зимой.

  6. Сергей

    Блин, смотрю на это произведение и такое тепло необычное окутывает мою душу, сразу вспоминается детсво, зима, куча детей во дворе, мы лепим огромного снеговика и башню, жаль не вернуть то время, хотя эта картина смогла немного перенести меня в прошлое.

Подпишись на обновления