Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Репин Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович

Россия

300 работ
  • КАТЕГОРИЯ: Картины великих художников
  • ГДЕ НАХОДИТСЯ: Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге
  • ДАТА СОЗДАНИЯ: 1891
  • ВИД ИСКУССТВА:Живопись
  • ЖАНР: Историческая живопись
  • СТИЛЬ:Реализм
  • ТЕХНИКА:Холст
  • МАТЕРИАЛ:Масло
  • РАЗМЕР:3,58x2,03 м
Рейтинг 5
Просмотров 199
Комментарии 3

В истории отечественной живописи произведение Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (по-другому «Запорожцы») занимает особое место. Оно наглядно демонстрирует дух народа, его удаль, уверенность в своих силах и возможностях, его умение защитить православную веру, а также подходить с юмором к решению непростых и очень серьезных ситуаций.

История создания

Илья Ефимович хорошо знал историю, интересовался историей Украины, преклонялся перед мужеством и свободолюбием запорожских казаков. Добывать исторические материалы, способные помочь в работе, ему помогал хороший знакомый – историк Яворницкий.

Предварительные эскизы Репин делал во время путешествия по Запорожью в начале восьмидесятых годов XIX столетия. Мастер очень тщательно подбирал фон полотна и моделей для картины. Среди натурщиков было немало известных особ, а также совершенно неизвестных, но очень колоритных личностей. Первый завершенный эскиз, написанный маслом, появился в 1887-м. Художник вручил его в дар своему консультанту Яворницкому. Позже тот продал холст Третьякову, а ныне бесценная вещь находится в Третьяковке. Классический вариант полотна был закончен в 1891 году.

Эскиз картины Репина

Один из четырех эскизов картины.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Произведения Рубенса

Сюжет картины

Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Ефимович Репин создавал, опираясь на реальные исторические события, имеющие место в далеком 1676 году. Известно, что в то время шла русско-турецкая война, и войско запорожских казаков наравне с основными силами отчаянно сражалось с турками. Султан Махмуд IV, надеясь принудить противника сложить оружие и сдаться, принять турецкое подданство, отправил запорожцам официальное письмо. По правилам переписки тех времен писарь Махмуда в начале письма перечислил все звания и регалии своего повелителя. Напыщенный стиль послания с предложением сдаться без боя развеселил казаков, и тогда они задумали составить озорной ответ турецкому наглецу.

Илья Репин услышал текст вышеозначенного письма от Яворницкого. Легенда художника сильно взбудоражила. Перед глазами мысленно промчался сюжет будущей картины. Идея написать ее больше не оставляла художника…

Описание и анализ картины

Иван Сирко с трубкой в руках. Главный вдохновитель запорожцев.
Один из казаков старшины.
Писарь Запорожской Сечи
Казак с повязкой словно представляет бои с турками и потери.
Некоторые казаки не разделяют общего веселья. В их взгляде видны скептицизм.
На фоне видны шатры и костры казаков.
Некоторые персонажи прорисованы не полностью, это сделано для объемности полотна.

Вся картина пронизана, если так можно выразиться, статичным динамизмом. Композиция великолепно уравновешена. В центре автор изобразил группу казаков, собравшихся за грубо сколоченным столом.

Обрезав по краям отдельные фигуры, Репин попытался раздвинуть панораму картины. На заднем плане в туманно-дымовой завесе виднеются походные палатки и горящие костры на территории казачьего лагеря.

Репин не выделил персонально ни одного героя, у него каждый запорожец колоритен и своеобразен, любого из них можно разглядывать подолгу, настолько они живо и тщательно выписаны.

На полотне царит оживленная атмосфера. Казаки совместно составляют послание и от души хохочут над каждой придуманной, предложенной удачной фразой и импровизированной репликой, накидывая писарю все новые перлы, а тот, хитро улыбаясь, выводит на бумаге язвительные предложения. Для этих смелых людей наиболее важным остаются братство, сила и удаль на поле боя, а не титулы и эффектные воззвания. Потому казаки сплочены и не боятся грозного врага.

ИНТЕРЕСНО: Картина “Черный квадрат”

Натурщики героев картины

При написании картины Репин использовал внешности знакомых и случайных персон, согласившихся позировать (плюс и тех, кто наотрез отказался, но все же был запечатлен стараниями и талантом автора). Мы перечислим тех, кто составил основной ансамбль героев грандиозного полотна:

Персонаж Модель
Молодой красавец в синем кафтане, стоящий слева вполоборота в образе Андрия Бульбы
Камер-паж, внук композитора Глинки
Казак с перевязанной головой в образе Остапа Бульбы
Живописец, профессор Академии художеств, руководитель класса батальной живописи Николай Кузнецов
Сидящий за столом (крайний слева)
Художник и преподаватель Иван Ционглинский
Беззубый сморщенный старик с трубкой
Неизвестный, зарисованный Репиным на пристани Александровска
Безусый бурсак
Гипсовая маска художника Порфирия Мартыновича
Мрачный казак в кафтане горчичного цвета
Коллекционер и меценат Василий Тарновский-младший
Одноглазый казак Голота
Кучер Василия Тарновского Никишка
Кошевой атаман Иван Серко по центру с трубкой в зубах
Генерал Михаил Драгомиров
Татарин в берете
Неизвестный студент-татарин
Толстяк в образе Тараса Бульбы
Профессор Петербургской консерватории Александр Рубец (по другой версии – журналист Владимир Гиляровский)
Выглядывающий из-за Тараса Бульбы вислоусый старик
Солист Мариинского театра Федор Стравинский
Лысый казак на бочке на переднем плане
Обер-гофмейстер Георгий Петрович Алексеев, губернский предводитель дворянства города Екатеринослава
Казак-картежник с голым торсом
Педагог народной школы Константин Дмитриевич Белоновский (по другой версии – драматург Марк Кропивницкий)
Писарь
Консультант Репина Дмитрий Яворницкий

Судьба картины

После первого публичного показа художник подвергся критике за «историческую недостоверность». Тем не менее успех у работы был огромный. В дальнейшем картину несколько раз экспонировали на российских выставках, а затем вывозили в Европу и Америку. В 1892-м полотно приобрел Александр III за 35 тыс. руб. Картина находилась в царской коллекции до революции 1917 г., позже ее передали в Русский музей.

Существует и второй («более достоверный») вариант «Запорожцев». Полотно меньше первого по размеру, сейчас оно хранится в Харьковском художественном музее.
Вторая версия картины

Вторая версия картины “Запорожцы”

Это произведение изобразительного искусства является идеальным примером «застывшей музыки» (в данном случае, «застывшего гопака»), когда изумительнейший живописец силой своего таланта переносит нас в ту героическую эпоху, со всеми ее атрибутами и персонажами.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Биография Василия Поленова

Год
создания
Размер
(метр)
Материал Краска Жанр Стиль Где экспонируется
1891 2,03 x 3,58 холст масло историческая живопись реализм Русский музей

В конце процитируем доктора исторических наук Санкт-Петербургского госуниверситета Александра Филюшкина: «Бесспорно, Репин хотел изобразить позитивный образ казачества, как гимн свободе!»

Надеемся, что Вы найдете время прокомментировать нашу статью, очень интересно Ваше мнение!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Алена

    Лица живые, выразительные. Люди объединены одной целью. Репин точно передал настроение и характер.

  2. Дина

    У картины интересная история. Репин искусно передал сплоченность людей, живую атмосферу, эмоции. Полотно яркое. Сюжет понятный.

  3. Вероника

    Картина мне показалась очень интересной и с кучей таких любопытных деталей. Просто смотришь и гадаешь, а что значит та или иная деталь.

Подпишись на обновления