Картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане

Написав это произведение, художник столкнулся с возмущением от публики. Это недовольство, вынудило Мане сменить название картины с «Купание» на «Пикник на четверых». Но и это название тоже не прижилось. И до наших дней дошла картина «Завтрак на траве».

Картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане

Завтрак на траве

Эдуард (Эдуар) Мане

Эдуард (Эдуар) Мане

Франция

235 работ
Рейтинг 5
Просмотров 343
Комментарии 3

Эдуард Мане – великий французский художник-новатор, известный своими необычными картинами, приводившими в состояние шока парижскую публику того времени. Фактически он был одним из основателей «революции» в живописи, которая в корне изменила восприятие зрителей, открыв новые горизонты. Его картина «Завтрак на траве» вызвала немало сильных эмоций: возмущение и даже гнев, отвращение, потрясение… восхищение и восторг!

История создания

Это откровенно скандальное полотно было создано во второй половине XIX века (1863 г.). Вдохновила великого мастера кисти загородная поездка на берег реки Сены. Ему захотелось изобразить пикник, красивую природу, но не так, как это было привычно в те времена, а по собственному видению. И он нарушил все принятые каноны своего времени как в работе, так и в содержании.

Первое название картины – «Купание» – впоследствии было изменено. Возможно, он хотел слегка «приглушить» явный эротический мотив. Однако огромная волна возмущения, вызванная этим полотном, вынудила художника назвать его иначе. Он окрестил свою работу иронично «Пикник на четверых», но и это название тоже изменилось. И до наших дней она дошла под другим именем.

Мастер хотел представить своё творение в парижском салоне живописи. Но это оказалось невозможным. Полотно словно молнией ослепило всех любителей живописи, критиков и других художников. Полное отсутствие соответствия академическим устоям и негласным правилам, которые считались незыблемыми, стало для них как бы настоящим ударом. Огромный резонанс, вызванный его дерзостью и бесстыдством, как посчитало большинство критиков того времени, общественное порицание, привели к тому, что организаторы выставки не допустили картину к показу в салоне.

Сам император Франции Наполеон III был также крайне возмущён, полностью разделяя общественную точку зрения. Он счёл картину пошлой, развратной и недостойной зрительского внимания.

Но желая продемонстрировать великодушие и доброту, император велел организовать другую выставку под названием «Салон отверженных». Громкое название говорило само за себя: в нём выставлялись работы художников, чьи картины не были допущены к показу в парижском салоне. Но полотно Мане и там воспринималась многими как нечто невообразимое и недостойное. Ядовитая критика, насмешки и колкие замечания сыпались в адрес художника. Но, несмотря на это, у картины сразу же появилось немало поклонников. Она не оставила равнодушным никого из истинных ценителей искусства.

Известные картины Эдуарда Мане
читайте также
Эдуард Мане

Известные картины Эдуарда Мане

5
3
0

Сюжет картины

За основу для своей работы Мане взял гравюру Маркантонио Раймонди «Суд Париса», сделанной с несохранившейся картины Рафаэлея. На ней изображены три античных божества, сидящие на земле на фоне природы. Герои Мане расположились на траве на берегу реки в таких же позах, но на заднем плане еще изображена девушка в нижней рубашке. Компания наслаждается близостью к природе и приятным общением.

Описание и анализ

На переднем плане обнаженная девушка. Дама или куртизанка зритель должен решить сам.
Удивляет беззаботность и обыденность двоих одетых мужчин, в тот момент когда рядом обнаженная женщина.
Девушка в тонкой рубашке, вероятно только вышла с воды.
Природа сделана грубыми мазками, чтобы обратить внимание на главных героев картины.
Еда пока не тронута компанией, поскольку все увлечены другими делами.

Возмущение современников Мане, вызванное картиной «Завтрак на траве», неудивительно: этой работой живописец словно бросил вызов и общепринятым нормативам в искусстве, и общественной морали. Ну, разумеется, как это возможно, ведь в то время никто из великих мастеров не позволял себе изображать современников обнажёнными. В таком виде могли предстать перед зрителями только герои античности и божества. А тут… Компания молодых людей, отдыхающая на берегу ручья, поправ все возможные правила приличия и морали, спокойно сидит и ведёт беседу, словно на светском рауте! Молодые люди расположились близко друг к другу, будто на удобном диване в гостиной какого-либо богатого дома. Разврат, да и только!

Профессиональных художников возмутило и покоробило также пренебрежение пропорциями, игрой цвета. Мане словно и не задумался над естественностью изображаемых им персонажей. И всё это делалось вовсе не от неумения, а намеренно. Но зачем?

Передний план – обнажённая девушка

Обнаженная девушка на картине "Завтрак на траве".

Девушка с белой кожей и рыжими волосами сидит совершенно обнажённая рядом с двумя полностью одетыми мужчинами. Её сброшенное платье валяется рядом. Она ничуть не стесняется своей наготы. Лицо её выглядит совершенно спокойным. В устремлённом в сторону зрителей взгляде нет ни тени смущения, словно именно так и полагается вести себя девушкам и нет ничего зазорного в том, чтобы демонстрировать своё тело мужчинам. Можно раздеться перед ними без всякого ломания, если ей вдруг так захотелось. Она не могла бы смотреть увереннее и спокойнее, находясь в самом приличном обществе и пристойной одежде, соответствующей случаю. Именно это главным образом так шокировало тогдашних парижан.

Кто же эта девица? Куртизанка, полностью лишённая стыда, или светская дама, бунтарка, выражающая свой протест против непонятных ей моральных границ? Если девушка – проститутка, то почему у неё такой ясный, спокойный взгляд, а не острый, колючий и жёсткий, как у других представительниц древнейшей профессии? На этот вопрос художник предлагает зрителю ответить самостоятельно.

Двое одетых мужчин

Двое мужиков на картине "Завтрак на траве".

Рядом с нагой девушкой на траве сидят двое мужчин. Они полностью одеты. Их модные в то время щегольские костюмы, головные уборы и трости говорят о том, что это молодые люди из высшего общества. Облик обоих героев говорит, что это вполне приличные мужчины, степенные, уверенные в себе, как и девица. Они спокойно беседуют, также не выказывая никакого смущения. Им очень хорошо, они наслаждаются природой и видом красивой обнажённой девушки. Но оба заняты беседой, расслаблены, их взгляды не устремлены на красавицу. Один из них что-то говорит собеседнику, сопровождая слова жестом правой руки. Для них такая ситуация словно вполне привычна. Их одежда не совсем подходит для отдыха на берегу ручья, но, тем не менее, они выглядят умиротворёнными и расслабленными.

У зрителя возникает вопрос: кто же из них любовник этой девушки? Тот, который сидит рядом с ней, заведя руку за её спину? Тогда почему же он так спокойно позволяет ей демонстрировать себя в таком виде перед другим мужчиной? Или оба они близки с этой девушкой, как и с другой, полуодетой, которая умывается в ручье, и вовсе не утруждают себя размышлениями о нравственности? Возможно, возможно…

На дальнем плане – вторая женщина в лёгкой одежде

Девушка в одежде на картине "Завтрак на траве".

Поодаль от сидящей компании изображена ещё одна девушка. Она не обнажена, но на ней лишь тонкая нижняя рубашка, почти не скрывающая тела. Создаётся впечатление, что девушка, умывшись, тоже скинет её и присоединится к компании в таком же наряде, как и первая героиня.

Интересно то, что фигура этой купальщицы выглядит чересчур крупной: на таком расстоянии она должна быть значительно меньше. Лодка, находящаяся в отдалении, маленькая, как игрушечная, по сравнению с девушкой. Будто бы девица воспарила над водой. Но автор намеренно выбрал такую величину, словно обращает внимание зрителя именно на неё. Можно предположить, что он таким образом выразил собственное восприятие. Мане не задумывался над нарушением академических канонов живописи, он просто не желал им подчиняться.

Эдуард Мане
читайте также

Эдуард Мане

5
2
0

Общая композиция

Картина Мане интересна не только контрастом женской наготы с одетыми мужчинами. В ней оригинально представлены элементы природы, которые изображены грубоватыми мазками, будто автор просто не пожелал тратить на них время, и натюрморт.

Что изображено Характеристика
Фигуры людей
Сидящая компания. Изысканно одетые молодые мужчины, возможно, студенты, и обнажённая девушка. Купальщица в тонкой рубашке. Все они выглядят естественно, расслаблено, если не считать необычно крупных размеров фигуры девушки на заднем плане.
Полуопрокинутая корзинка
Очень живо изобразил автор плетёную корзинку с выпавшими из неё хлебом, фруктами и вишнями, а также флягой с вином, которые молодые люди собирались употребить на завтрак. Но пока им не до этого: мужчины увлеклись интересной беседой, а девушки словно дожидаются её окончания.
Природа
На заднем плане – тёмный лес, высокие деревья, сквозь которые пробиваются лучи солнца, ручей, в отдалении видна лодка. Сверху на ветке дерева заметен снегирь. Откуда эта зимняя птица взялась в парижском лесу летом? Непонятно, но тоже интересно. Так захотелось художнику! Кроме того, все детали выполнены довольно грубо и даже как будто небрежно, хотя фигуры людей прописаны особо тщательно, до мелких подробностей. Но именно так и задумал автор.
Картина «Бар в «Фоли-Бержер»» Эдуарда Мане
читайте также

Картина «Бар в «Фоли-Бержер»» Эдуарда Мане

5
5
0

Судьба картины

Работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве» в настоящее время относится к признанным шедеврам живописи, как и всё творчество этого великого живописца. А тогда, в 1863 году, картина, вызвавшая такой шквал критики, была предметом настоящих издевательств. Художника обвиняли в отсутствии вкуса, умения, называли дилетантом, даже бездарем. Многие предлагали ему «прекратить заниматься мазнёй, если не умеет». Конечно, создавая свой шедевр, Мане не мог не понимать, какую реакцию он вызовет, хотя реальность превзошла все его ожидания.

Но, несмотря всё это, нашлось и множество почитателей картины. Они сумели понять замысел художника и оценить великое творение по заслугам. В наши дни зрители отдают должное этому гениальному произведению, являющемуся одной из ярких жемчужин мировой живописи.

Именно бунтарская натура Эдуарда Мане положила начало новому направлению в искусстве. Он позволил себе писать так, как виделось и представлялось ему самому, без оглядок на принятые нормы и правила, никогда не стремясь к идеалу. Благодаря работам этого гениального мастера зрители смогли увидеть, что художник может в своих работах выразить себя так, как он считает нужным, не оглядываясь ни на какие догмы.

А как вы относитесь к картине “Завтрак на траве”? Напишите в комментариях!

Все работы художника

4 работ
Комментарии
  1. Тамара

    Люблю портреты в стиле реализм, но много назвать таких до недавнего времени не могла. Спасибо, что помогли мне исправить это недоразумение. Благодаря этому сайту открыла для себя творчество ряда художников, о существовании которых я, признаюсь честно, ранее даже не знала. Надеюсь, в будущем добавите на портал больше тематических статей.

  2. Рената

    Какая же гадость эта картина! Мужики сидят одетые, а эта-то чего оголилась? Ужас! А вторая кинулась грибы собирать поблизости; оголодала, видать. Да голову-то как выгнула неестественно!

  3. Сергей

    Совершенно непонятный выбор сюжета. В то время нравы всё же были построже, а на картине голая женщина изображена. Не удивительно, что картина в своё время не прошла цензуру и не была выставлена. Но зато сегодня голыми телами уже никого не удивишь и вот это считается шедевром.

    Хотя я Мане в принципе не понимаю. Все его картины какие-то повседневные и блеклые. Пока другие художники писали шедевры, Мане рисовал всё, что под руку попалось.

Подпишись на обновления