Картина «Золотая осень» Василия Поленова

В осеннем пейзаже «Золотая осень» отразился яркий талант В. Д. Поленова как проникновенного лирика, способного передать неброскую красоту русской природы. Как у музыканта важен абсолютный слух, так у живописца «абсолютное зрение», чувство цвета и света.

Картина «Золотая осень» Василия Поленова

«Золотая осень»

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий Дмитриевич

Россия

244 работ
  • КАТЕГОРИЯ: Картины великих художников
  • ГДЕ НАХОДИТСЯ: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
  • ДАТА СОЗДАНИЯ: 1893 год
  • ВИД ИСКУССТВА:Живопись
  • ЖАНР:Пейзаж
  • СТИЛЬ:Реализм
  • ТЕХНИКА: Масло
  • МАТЕРИАЛ: Холст
  • РАЗМЕР:77×124 см
Рейтинг 5
Просмотров 702
Комментарии 3

Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927) был выдающимся живописцем и многогранной личностью. В его богатом художественном наследии без малого 250 произведений разных жанров. Большинству современных любителей искусства он известен как мастер лирического и городского пейзажа, создавший знаменитые картины «Заросший пруд», «Московский дворик», «Золотая осень», «Бабушкин сад», «Сумерки».

Известные картины Василия Поленова
читайте также
Василий Поленов

Известные картины Василия Поленова

5
3
0

История создания

В 1890 году Поленов приобрел усадьбу в селе Бехово Заокского уезда тогдашней Тульской губернии, которой сам дал название «Борок». Через три года, в 1893 году, он написал здесь картину, изобразив вид на Оку в сентябрьский день.

Вслед за Поленовым, написавшим свою «Золотую осень» в 1893 году, картину с таким же названием в 1895 году создал Исаак Левитан, отразив пейзаж одной из усадеб Тверского края. Композиционно она повторяет поленовский пейзаж: два берега реки, березовая роща – на одном, поле и строения – на другом.

Сюжет картины

На картине изображен осенний пейзаж. Он вобрал в себя краски начального, сентябрьского периода русской осени средней полосы России. В ясный солнечный день художник вышел на берег Оки и заключил в раму своего полотна обширную местность, включающую холмы, перелески; тропинку, идущую по верху прибрежного склона; плавные воды неширокой реки; поля и заливные луга; небо, покрытое легкими облаками, редкие строения вдали.

Описание и анализ картины

Неширокая речка со спокойной водной гладью отражает облачное небо и прибрежную растительность, повторяя их краски.
Осенняя желтая листва деревьев придает картине мягкое золотистое свечение.
Крохотный церковный храм и колокольня смотрятся издали нарядно и празднично.
Осенние поля убраны, земля отдыхает, в заречных далях весело зеленеют луга.
Лиственные лиса вдоль реки тронуты осенним золотом и легким багрянцем.
Небесный свод художник изобразил в приглушенных голубовато-сиреневых тонах. Легкие облака придают небу объем.

Композиционной особенностью картины является панорамное изображение пейзажа. Уходящий вправо, влево, вниз и вдаль до линии горизонта вид открывается художнику с верхней точки. Она господствует над местностью. Очевидно, это вершина холма. Отсюда автор увидел захватывающее зрелище, которое перенес на полотно.

Небольшая река

Небольшая река. Фрагмент картины «Золотая осень» Василия Поленова

Изображенная неширокая речка течет между извилистыми берегами. Правый – холмистый, покрытый кустарниками и лесными зарослями; левый – низменный, с песчаной отмелью, зеленеющими полями и лугами.

Художник выбрал место излучины. Река здесь делает плавный, но глубокий поворот и несет свои спокойные, неспешные воды влево, теряясь тонкой линией вдали. Гладь реки отражает облачное небо и прибрежную растительность, повторяя их краски.

Деревья

Деревья. Деревья. Фрагмент картины «Золотая осень» Василия Поленова

Деревья и кустарники тянутся вдоль правого берега. На переднем плане небольшая рощица, уходящая по склону вниз. Большая часть деревьев – тонкоствольные березки. Их листва уже пожелтела и сообщает картине мягкое золотистое свечение.

За березовой рощей, в левой половине картины, приковывает взгляд могучая ветвистая темно-зеленая крона большого дерева. Она заслоняет вид на противоположный берег и контрастирует с общим осенним настроением. Листвы этого великана еще не коснулось дыхание осени. Оно единственное на полотне напоминает о лете и не желает подчиниться общему ходу времени.

Строения

Строения. Фрагмент картины «Золотая осень» Василия Поленова

Данная работа Поленова может быть отнесена к чисто пейзажному жанру. Присутствие в ней человека обозначено лишь далеко стоящим и кажущимся крохотным церковным храмом и колокольней рядом с ним. Их белые стены смотрятся издали нарядно и празднично.

Там же темнеет низкое темное деревянное строение старой сельской церкви. Сама деревня угадывается справа, оставаясь за рамками полотна.

Поля

Поля. Фрагмент картины «Золотая осень» Василия Поленова

Левый берег реки полукруглым мысом вдается в реку. Края его низкие, у самой воды желтизна кромки говорит то ли о песчаных, то ли о глинистых отмелях. А сами земли, очевидно, затопляемые весной, служат крестьянам плодородными полями. Они весело зеленеют, как и заливные луга в заречных далях.

Осенние поля убраны, земля отдыхает, покрытая выросшей по осени травой. У левого края на меже угодий и береговой линии просматриваются пожелтевшие скирды, а в центре поля – еще зеленые округлые невысокие копны недавно скошенной травы.

Осенний лес

Осенний лес. Фрагмент картины «Золотая осень» Василия Поленова

Холмистые места вдоль правого берега лесистые, но это не темные, дремучие чащи, а светлые перелески, которые чередуются с вырубками, зеленеющими молодой порослью. Как и молодой лесок-роща на переднем плане, так и лесные заросли вдоль реки тронуты осенним золотом и легким багрянцем.

Леса этой местности лиственные. Лишь несколько молоденьких елочек на переднем плане, похожих на кустики, удивляют своим происхождением. Каким-то ветром были занесены сюда их семена, проросли и укоренились, чтобы в будущем стать хвойной семьей.

Небо

Небо. Фрагмент картины «Золотая осень» Василия Поленова

Небо над осенней землей по-сентябрьски низкое. Его приглушенные голубовато-сиреневые краски отражаются в воде. Легкие облака придают небесному своду объем. Осеннее солнце льет неяркие лучи, о чем можно догадаться по теням деревьев на переднем плане и по мягко разлитому свету, в котором млеет осенняя природа в безветренный день.

Общая композиция

Картина «Золотая осень» в высоком качестве

Передний край картины рисует убегающую вправо узкую тропинку. Композиционный центр – прихотливый дугообразный изгиб реки, задающий перспективу восприятия. От пышной зеленой верхушки могучего дерева у левого края полотна взгляд переходит на пожелтевшую березовую рощу, затем на речную гладь, открывающуюся за ней.

Картина «Христос и Грешница» Василия Поленова
читайте также

Картина «Христос и Грешница» Василия Поленова

5
6
0

Следующий акцент – прибрежные холмы, которые тянутся до горизонта, удаляясь от зрителя. В самой дальней точке, у правого верхнего края холста, выступает едва различимая белая церквушка с колокольней.

Из выгодно выбранной точки обзора открываются безбрежные заокские дали, теряющиеся в синем мареве. Картина передает не только широту, но и глубину пространства, подчеркнутую раскинувшимся над землей и небом. Оно покрыто легкими облаками и является источником света, отраженного водой.

Судьба картины

Картина «Золотая осень» Василия Поленова в музее

После смерти художника в советские времена в имении «Борок» был создан мемориальный художественный музей, получивший название «Поленово». В нем собрано много полотен художника. Картина «Золотая осень» экспонируется в нем в комнате, которая называется «Пейзажная».

В письме к В.М. Васнецову в 1888 году Василий Поленов писал: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Эти слова важны для понимания личности и творчества художника.

Сочинение по картине

Пример 1

В. Д. Поленов – известный русский мастер пейзажного жанра, творивший на переломе 19 – 20 веков. Его живописная работа «Золотая осень» (1893 г.) отражает красоту пушкинской осени, перекликаясь с поэтической картиной лиризмом настроения и яркими образами.

На полотне запечатлен сентябрьский пейзаж среднерусской полосы. Известно, что это окрестности деревни Бехово Тульской губернии. Линия горизонта на картине отодвинута далеко на задний план. А на переднем зритель видит березовую рощу, будто взбежавшую на крутой правый берег реки Оки.

Белоствольные березки раньше других надели осенний золотой наряд и ярко сияют в лучах солнца. Оно льет свет из-за края полотна, оставаясь невидимым. Но тени на тропинке, пламенеющие березы говорят о том, что этот погожий безветренный день согрет ласковым сентябрьским солнцем.

Взгляд невольно задерживается на раскидистой зеленой верхушке высокого дерева, не желающего расставаться с летом. Центр картины составляет река, которая делает крутой дугообразный изгиб вправо. Ее воды спокойны и зеркально отражают небо.

Правый лесистый берег намного выше левого. Это ряд холмов, уходящих до горизонта. Их перелески тронул осенний багрянец. В правой части, у края полотна, в крайней точке удаления от зрителя, едва различимы белые стены церкви с колокольней и силуэт старой деревянной церквушки.

Левобережная низменность, наверное, является пахотной землей и пойменными лугами, на которых крестьяне выращивают урожай и заготавливаю сено. Несколько невысоких зеленых стогов можно рассмотреть в центре округлого поля, огибаемого рекой.

От неба, покрытого легкими облаками, и от всей картины струится энергия спокойствия, тепла и умиротворения.

Василий Поленов
читайте также

Василий Поленов

5
4
0

Пример 2

Василий Дмитриевич Поленов обогатил русскую пейзажную живопись техникой работы на пленэре, мастерством использования чистых, ясных красочных колоритов. Его картина «Золотая осень», написанная в 1893 году в заокской деревне Бехово Тульской губернии, передает ощущение ранней осени. На ней запечатлен сентябрьский теплый день, воздух которого наполнен солнечным теплом и светом.

Широкая панорама речных берегов Оки включает позолоченную осенью березовую рощу на переднем плане; буйно зеленеющую крону большого дерева, которое еще хранит память о лете; холмистую гряду высокого правого берега, поросшую перелесками и уходящую вдаль до края небосклона. Лишь далекая белая церквушка с колокольней и почти неразличимые стены старого деревянного храма напоминают о присутствии человека в вечной природе, живущей по своим законам.

Центральный план полотна – это изогнутое дугой русло реки. Округлость этой линии повторяется в мягких очертаниях холмов, отраженных в воде, крайней линии зеленого поля на левом берегу. Из центра картины, от водной зеркальной глади, отражающей голубовато-сиреневое небо, струится настроение гармонии и покоя.

Задний план и фон произведения составляют заречные луга, они переходят в далекое синее марево. Такая перспектива открывается с верхней точки, откуда художник видит всю необъятную местность и мастерски передает ширь и глубину пространства.

Картина «Московский дворик» Василия Поленова
читайте также
Василий Поленов

Картина «Московский дворик» Василия Поленова

5
3
0

Пример 3

Пейзажная живопись была одним из самых больших увлечений художника Василия Дмитриевича Поленова. Стали знаменитыми его картины «Заросший пруд», «Золотая осень», «Сумерки», «Московский дворик».

Замысел картины «Золотая осень» ему подсказал местный пейзаж деревни Бехово, что в бывшей Тульской губернии. Там Поленов приобрел имение, названное им «Борок». Живописная работа была выполнена в 1893 году.

Это панорамное изображение речных берегов и далей, увиденных автором с верхней точки холмистого правого берега Оки. На холсте запечатлен погожий сентябрьский день. Название картины продиктовано видом березовой рощи на переднем плане.

Осень щедро положила золотые краски на ее листву, хотя и пышная зеленая шапка высокого дерева слева не менее притягательна для глаз как воспоминание о минувшем лете. Между задержавшейся летней зеленью и осенним золотом нет противоречия. Природа учит: всему свое время и час.

На философские размышления наводит и центральная часть картины. Это река, которая, возможно, не один век несет свои плавные воды по причудливо изогнутому дугой руслу, поворачивает влево и теряется вдали. Это сообщает картине перспективу вытянутого не только вширь, но и вдаль пространства.

В реке отражаются небо, поросшие невысоким лесом холмы правого берега. Они подернуты легким осенним багрянцем. Линия холмов тянется до самого горизонта и уходит в синюю дымку. В крайней правой части холма призрачно мерцают белые стены далекого церковного храма и угадывается уцелевшая коробка бывшей деревянной церковки.

Картина «Золотая осень» Исаака Левитана
читайте также

Картина «Золотая осень» Исаака Левитана

5
2
0

Левый берег манит зеленым полем. Очевидно, после уборки урожая или позднего сенокоса пробилась новая зелень, которая пожухнет с первыми морозами. Небо на холсте изображено в голубовато-белых тонах с бледно-сиреневыми разводами. По нему скользят легкие облака.

Солнечный свет льется на землю из правого переднего края полотна, что угадывается по теням деревьев на ближней тропинке и траве. Далеко отодвинутая линия горизонта, взгляд на местность сверху придают пейзажу глубину и раздвигают его рамки вширь. Картина передает настроение раздумья и покоя.

Мнение эксперта: «Вспоминается Поленов ― <…> замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его желтую лилию в озере» (Ф.И. Шаляпин, «Моим детям»).

О том, что художник в высшей степени обладал абсолютным слухом и «абсолютным зрением», говорит его пейзажная живопись. Особенно проникновенны на его картинах образы осени. Кроме «Золотой осени», это «Осень в Абрамцеве», «Таруса. Золотая осень», «Долина Оки» и другие.

Какие эмоции вызывает у Вас картина? Делитесь впечатлениями в комментариях!

Все работы художника

5 работ
Комментарии
  1. Юрий

    Обожаю золотую осень. Когда природа вокруг становится необычайно красивой. Листья разных цветов медленно отходят от деревьев и кружат. У Поленова отлично получилось передать это время года. Захотелось оказаться внутри этой картины.

  2. Алина

    Красивый пейзаж смотря на картину сразу проникаешься осенью даже кажется сразу запах осенних листьев, ветра.

  3. Иван

    Вот эта картина просто идеально отображает красоты русской природы. Любоваться можно дол бесконечности.

Подпишись на обновления